Преподавание, обучение и их правила

Вопрос №1323: Считается ли грешником человек, не изучающий шариатские законы, необходимые ему в повседневной жизни?

Ответ: Если это приводит к тому, что человек не выполняет обязательные /ваджиб/ деяния или совершает недозволенные /харам/ деяния, то отказ от обучения является грехом.

Вопрос №1324: Если после того как студент религиозного заведения окончил общий курс обучения и чувствует в себе способности для продолжения обучения вплоть до достижения степени иджтихада, является ли для него обязательным продолжение обучения?

Ответ: Несомненно, что приобретать религиозные знания и продолжать обучение вплоть до достижения степени иджтихада, дело весьма достойное, однако только уверенности в своих способностях не достаточно для того, чтобы продолжение обучения и достижение степени иджтихада стало обязательным для человека.

Вопрос №1325: Каковы пути приобретения уверенности в основных вопросах религии (в которых запрещается подражать кому-либо, т.е. «усуль ад-дин»)

Ответ: Уверенность в чем-либо обычно достигается посредством разумных доводов и аргументов, и пределы уверенности в убеждениях ограничиваются индивидуальной сообразительностью каждого человека, от которой зависит то, какие аргументы могут повлиять на формирование убеждений. В любом случае, главное - приобрести убеждения, а способы могут быть различными.

Вопрос №1326: Какое решение имеет проявление лени и пустая трата времени во время обучения. Запрещено ли это?

Ответ: Трата времени на пустые дела возбраняется, и студент, пока пользуется студенческими льготами, должен выполнять все предусмотренные для студентов программы, иначе использование таких льгот, как стипендия и пособия, станут для него недозволенными.

Вопрос №1327: В ходе некоторых уроков в институте экономики преподаватель разъясняет некоторые вопросы, касающиеся долгов по процентам, и дает сравнительный анализ путей приобретения процентов в торговле, на производстве и т.п. Каково положение относительно обучения этим методам и получения денег за их преподавание?

Ответ: Преподавание таких уроков и анализ способов получения процентов не возбраняется.

Вопрос №1328: Каков верный путь, которого должен придерживаться специалист, взявший на себя обязательство обучать других в Исламской Республике? Кого в учреждениях можно считать достойными для приобретения знаний в области специальных технологических наук?

Ответ: Получение каждым человеком любых знаний не запрещается, если это происходит с разумной дозволенной целью, и при этом нет опасности впадения в грех, конечно, нужно соблюдать правила, установленные исламским государством относительно обучения и учебы.

Вопрос №1329: Разрешается ли изучение и преподавание в религиозных институтах философии?

Ответ: Изучение и преподавание философии для тех, чьи убеждения прочны, и для кого философия не станет причиной появления сомнений в вере, не возбраняется, а некоторые темы знать просто обязательно.

Вопрос №1330: Каково положение относительно купли-продажи книг, способных вводить людей в заблуждение, например, книги «Сатанинские стихи» Салмана Рушди?

Ответ: Купля-продажа и хранение книг, которые вводят в заблуждение, не разрешены, разве что с целью изучения, чтобы дать ответ и возразить на положения, приведенные в этих книгах, и разрешено это тем, кто имеет научную силу, чтобы это сделать.

Вопрос №1331: Каково положение относительно изучения и рассказывания нереальных сказок о жизни животных и людей, если они содержат полезный смысл?

Ответ: Если из такого рассказа становится ясно, что он вымышленный, то в этом нет ничего предосудительного.

Вопрос №1332: Каково положение относительно обучения в таких учебных заведениях и институтах, где обучение проходит совместно с женщинами, не соблюдающими одеяния, предписанного шариатом?

Ответ: Посещение учебных заведений для обучения в них или преподавания не возбраняется, однако, женщинам необходимо /ваджиб/ соблюдать одеяние, предписанное шариатом, а мужчинам обязательно /ваджиб/ удерживаться от недозволенных взглядов. А также нужно остерегаться смешивания с женщинами, что, как правило, становится причиной развращенности и провоцирует распущенность.

Вопрос №1333: Можно ли женщине изучать вождение машины с помощью мужчины в специально отведенном для этого месте, если женщина соблюдает при этом соответствующее религиозным нормам одеяние и целомудрие?

Ответ: Не возбраняется изучение женщиной вождения с помощью мужчины-инструктора, если при этом обязательно будут соблюдены все предосторожности в одеянии, поведении, и при этом будет абсолютная уверенность в отсутствии проявления безнравственности

Вопрос №1334: Допустимы ли ситуации, когда молодые люди, обучаясь в учебных заведениях, встречаются с девушками, являющимися их одноклассницами, и, обсуждая темы уроков и другие темы, беседуют с ними, иногда смеются или шутят, и, конечно, при этом не имеют плохих намерений и цели получить удовольствие?

Ответ: Если при этом будут соблюдены все предосторожности в одеянии, поведении, и будет абсолютная уверенность в отсутствии проявлений безнравственности, то это не предосудительно, в ином же случае недопустимо.

Вопрос №1335: Какая специальность на сегодняшний день самая полезная для Ислама и мусульман?

Ответ: Необходимо, чтобы ученые, учителя и студенты учебных заведений усердствовали в приобретении всех полезных наук и специальностей, в которых нуждаются мусульмане, дабы исчезла необходимость в специалистах из врагов Ислама и мусульман. Определение полезнейших специальностей находится в обязанности ответственных людей, имеющих отношение к этому, с учетом существующей обстановки.

Вопрос №1336: Каково положение относительно ознакомления с содержанием книг, вводящих в заблуждение, и книг других религий, чтобы иметь представление об их убеждениях, с целью расширения кругозора и получения больших сведений?

Ответ: Трудно высказать определенное мнение о дозволенности чтения таких книг только лишь на основе желания расширить кругозор и приобрести дополнительные знания. Конечно, чтение этих книг разрешено тем, кто имеет научное мышление, достаточное, чтобы отделить неверное, представить их несостоятельность и выдвинуть возражения, но с условием, что сам человек будет уверен, что это не отклонит его от истины.

Вопрос №1337: Каково положение относительно того, чтобы отправлять детей в учебные заведения, где иногда преподаются ложных убеждений, предполагая, что они не окажут на них влияния?

Ответ: Это - непредосудительно, если нет опасности для их религиозных убеждений, и распространения фальшивых представлений, и если они смогут уклониться от изучения ложных тем, несущих опасность впасть в заблуждение и порок.

Вопрос №1338: Студент, проучившись четыре года в медицинском институте, очень желает учиться в религиозном учебном заведении. Обязательно ли ему завершить медицинское образование или можно оставить институт, чтобы заняться религиозным обучением?

Ответ: Студент имеет право сам выбирать, по какой линии учиться, но здесь стоит обратить внимание на следующее: если его желание основано на стремлении служить исламскому обществу, то обучение в медицинском заведении также очень важно и дает возможность служить обществу, леча людей, спасая их жизни.

Вопрос №1339: Если учитель в классе порицает студента перед другими студентами, имеет ли тот право возражать учителю?

Ответ: Студент не имеет права возражать и отвечать учителю, т.к. не находится на одном уровне с высоким положением учителя, он обязан уважать учителя и соблюдать порядок в классе и может другими законными путями что-либо предпринять. Так же учитель обязан проявлять уважение к ученику перед одноклассниками и соблюдать исламские предписания по обучению.


Наши рекомендации