Принадлежности для азартных игр

Вопрос №1126: Если люди без ставки, без цели выиграть или проиграть, без намерения получить выигрыш, а только ради забавы и времяпровождения станут играть в карты, совершат ли запрещенное /харам/? Разрешено ли ради развлечения присутствовать в местах, где играют в карточные игры?

Ответ: Игра с картами, которые считаются принадлежностями для азартных игр, совершенно запрещена, и нельзя человеку по своей воле присутствовать в местах азартных игр или игр с использованием принадлежностей для азартных игр.

Вопрос №1127: Можно ли использовать карты для игры в пасур, чтобы играть в головоломки без ставок или в игры, заключающие в себе научные или религиозные смыслы? Можно ли играть с картами, раскладывая их особым образом, или играть, делая ставки, заменив некоторые из изображений на изображения мотоциклов, машин и т.п.?

Ответ: Играть с картами, которые общепринято считаются принадлежностями для азартных игр, запрещено. Но играть с картами, которые не считаются принадлежностями для азартных игр, и, не делая ставок, не возбраняется. В общем, игры с любыми предметами, которые человек считает принадлежностями для азартной игры или со ставкой ни в коем случае не разрешаются. Игры с любыми принадлежностями, которые человек не считает принадлежностями для азартных игр и без ставок, не предосудительны.

Вопрос №1128: Каково положение относительно игр в орехи, куриные яйца и другие предметы которые по шариату облагаются налогом? Можно ли играть в них детям?

Ответ: Если игра азартная и со ставкой, то по шариату запрещена. Выигравшая сторона не становится хозяином того, что было получено со стороны проигравшего. Но если играющими являются несовершеннолетние, то по шариату они не несут ответственности, но и в этом случае не становятся хозяевами выигрыша.

Вопрос №1129: Разрешается ли играть на деньги или на другие вещи, играя не принадлежностями для азартных игр?

Ответ: Ставки в играх запрещены, даже если играются не принадлежностями для азартных игр.

Вопрос №1130: Каково положение относительно игр с принадлежностями для азартных игр, например, картами для пасура или другими, посредством компьютера?

Ответ: В отношении таких игр действуют те же положения, что и для азартных игр и их принадлежностей.

Вопрос №1131: Каково положение шариата относительно игр «Ану» и «Алкирем»?

Ответ: Если эти игры общепринято считаются азартными, то являются запрещенными, несмотря на то, что при игре не будет ставок.

Вопрос №1132: Если некоторые принадлежности для игры в одних городах считаются принадлежностями для азартных игр, а в других городах не считаются таковыми, можно ли играть в такие игры?

Ответ: Нужно узнать мнение, бытующее в обоих местах, о том, не считались ли они принадлежностями для азартных игр в прошлом, и если считались, то и в настоящее время играть этими принадлежностями запрещено.

Музыка и пение

Вопрос №1133: По каким критериям определяется разрешенная /халяль/ музыка и запрещенная /харам/? Является ли дозволенной /халяль/ классическая музыка? Было бы хорошо, если бы Вы разъяснили эти критерии.

Ответ: Любая музыка считается запрещенной /харам/, если по всеобщему мнению является музыкой, предназначенной для развлечения и увеселения, и применима на разгульных сборищах, в этом случае нет разницы - классическая эта музыка или нет. Различение этого зависит от мнения самого человека, и если музыка не является таковой, то сама по себе не запрещена.

Вопрос №1134: Каково положение относительно прослушиваний записей, которые были разрешены управлением исламской пропаганды или другими исламскими организациями? И какое решение имеет использование музыкальных инструментов таких, как смычковые, скрипки, дудки и флейты?

Ответ: Приемлемость прослушивания записей определяет сам человек – если не распознает пение и поймет, что музыка не является увеселительной и не может быть использована на увеселительных сборищах, и служить недостойным целям, то прослушивание такой музыки не предосудительно. Поэтому, разрешение, данное управлением исламской пропаганды или другими исламскими организациями, не считается причиной дозволенности музыки, и применение музыкальных инструментов для создания музыкантом увеселительной музыки, которая может быть применена на увеселительных и греховных сборищах, не становится разрешенным, но использование музыкальных инструментов для разумных дозволенных /халяль/ целей не возбраняется. Это решение также находится в компетенции самого человека.

Вопрос №1135: Что подразумевается под веселящей и возбуждающей страсти музыкой? Как отличить веселящую и возбуждающую музыку от другой?

Ответ: Веселящая и возбуждающая музыка эта такая музыка, которая имеет особенность удалять человека от Всевышнего и нравственности и увлекать в сторону необузданности и греха, и в определении характера музыки можно положиться на общественное мнение.

Вопрос №1136: Влияет ли на решение о дозволенности музыки личность музыканта или певца, место ее исполнения или ее цели?

Ответ: Недозволенная /харам/ музыка – это веселящая и возбуждающая страсти музыка, применяемая на увеселительных, греховных сборищах. Иногда музыка становится недозволенной в зависимости от личности исполнителя, текста сопровождающего музыку, места исполнения и других условий, которые делают ее увеселительной, возбуждающей страсти и побуждающей к другим грехам, в результате чего музыка может привести к разврату.

Вопрос №1137: Недозволенной музыкой является только веселящая, или та, что приводит в волнение, тоже является таковой. Если музыка становится причиной печали и плача, каково положение в таком случае? Каково положение относительно пения и прослушивания газелей, которые имеют счет на три четверти и сопровождаются музыкой?

Ответ: Критерием определения характера музыки являются ее особенности и свойства. Если музыка является веселящей и применима к разгульным и увеселительным собраниям, то относится к увеселительной и является запрещенной, независимо от того, волнующая она или нет, вызывает ли печаль у слушателя или другие чувства. Если газели читаются с сопровождением музыки или исполняются в виде веселящего пения на увеселительных собраниях, то слушать и петь их не дозволено /харам/.

Вопрос №1138: Что такое пение? Пением считается только голос человека или воспроизведение голоса посредством музыкальных инструментов также считается пением?

Ответ: Пением называется воспроизведение звуков голосом человека и в случае, если вызывает веселье и звучит на увеселительных собраниях, то это пение и прослушивание такого пения является запрещенным /харам/.

Вопрос №1139: Можно ли женщинам на свадьбе выстукивать дроби с помощью посуды или других принадлежностей? Если эти звуки далеко разносятся и слышны мужчинам, то каково положение в таком случае?

Ответ: Дозволенность такой музыки зависит от характера исполнения, если эта традиция распространена на свадьбах, и такая музыка не является веселящей (в плохом смысле этого слова) и не доводит до развращенности, то она не предосудительна.

Вопрос №1140: Каково положение относительно свадебной игры на барабане женщинами?

Ответ: Использование музыкальных инструментов для создания увеселительной музыки запрещено. Но весьма вероятно, что пение на свадьбах не запрещено для женщин.

Вопрос №1141: Можно ли слушать песни дома? Каково положение, если они не оказывают на человека влияния?

Ответ: Слушать песни полностью запрещено, будь то дома или нет, в одиночестве или в присутствии других, подвергаясь их влиянию или нет.

Вопрос №1142: Та часть молодежи, которая только достигла возраста совершеннолетия и стала подчиняться законоведам, которые совершенно запрещают слушание любой музыки, сталкиваются с тем, что исламское телевидение и радио передают песни. Каково положение относительно этого вопроса? Если политический лидер разрешает слушать дозволенную музыку, достаточно ли этого разрешения, данного для государства, чтобы человек мог воспользоваться им, или каждый должен подчиняться своему законоведу?

Ответ: Решение, выносимое законоведом - не государственное решение, а закон шариата, поэтому каждый человек обязан действовать согласно решениям своего законодателя. Но если какая-либо музыка не свойственна разгульным и увеселительным собраниям и не приводит к развращенности, то нет причин, чтобы запрещать ее.

Вопрос №1143: Что подразумевается под понятиями «музыка» и «пение»?

Ответ: Пение - это звучание голоса таким образом, что это применимо к увеселительным собраниям. Такое пение является запрещенным и для исполнителя, и для слушателя. Музыка, воспроизводимая инструментами, и обычно сопровождающая увеселительные собрания, и для исполнителя, и для слушателя запрещена, а если не является таковой, то сама по себе не запретна.

Вопрос №1144: Я работаю в таком месте, где хозяин всегда слушает записи песен, и я поневоле тоже слышу их, можно ли работать в таком месте?

Ответ: Если записи содержат веселящие песни или музыку и свойственны разгульным и увеселительным собраниям, то слушать и слышать их запрещено, но если Вы вынуждены находиться в таком месте, то не запрещается ходить туда на работу. Все же для Вас обязательно /ваджиб/ не слушать эти записи, несмотря на то, что они доносится до Вашего слуха, и Вы слышите их.

Вопрос №1145: Каково положение относительно музыки, передаваемой по радио и телевидению Исламской Республики? Действительно ли высказывание имама Хомейни, который характеризует ее как совершенно дозволенную?

Ответ: Вымыслом и неправдой является утверждение о том, что его светлость имам Хомейни считал музыку абсолютно дозволенной. Имам Хомейни был твердо убежден, что веселящая и возбуждающая страсти музыка, используемая во время увеселительных, греховных сборищ, является недозволенной, и наши мнения совпадают. Но разногласия возникают в вопросе распознавания вида музыки, поэтому это должен определять сам человек. Иногда точки зрения исполнителя и слушателя не совпадают, в таком случае та музыка, которая, по мнению слушателя, является веселящей и возбуждающей страсти, применимой к увеселительным, греховным сборищам, должна определяться как запретная. По телевидению и радио передается музыка на счет дозволенности или запретности которой возникают сомнения, поэтому ее трансляция не является шариатским доводом в пользу дозволенности.

Вопрос №1146: Иногда по телевидению и радио передают музыку, которая, по моему мнению, является веселящей и уместной на увеселительных распущенных сборищах, является ли для меня обязательным не слушать ее и удерживать от ее прослушивания других?

Ответ: Если Вы считаете музыку веселящей и уместной на увеселительных распущенных сборищах, то слушать ее нельзя, но удерживать других нужно в том случае, если Вы поймете, что они тоже считают ее таковой.

Вопрос №1147: Каково положение относительно различения и прослушивания западной музыки?

Ответ: Запрет на прослушивание веселящих и уместных на увеселительных развращенных сборищах музыки и песен, распространяется на любые произведения, и нет разницы, на каком языке они звучат и в какой стране созданы. На этом основании купля-продажа и прослушивание записей, содержащих недостойную музыку и песни, не разрешена.

Вопрос №1148: Какое решение имеют песни, исполняемые мужчинами и исполняемые женщинами, прослушиваемые по радио или с кассет, с сопровождением музыки или без него?

Ответ: Песни запрещены, и слушать их недозволенно, исполняются ли они мужчиной или женщиной, в прямой трансляции или в записи, с сопровождением музыкальных инструментов или без.

Вопрос №1149: Каково положение относительно исполнения музыки с дозволенными и разумными целями и намерениями в таком месте как мечеть?

Ответ: Исполнение веселящей и уместной на увеселительных развратных сборищах музыки недозволенно и за пределами мечети, и даже с дозволенными и разумными целями. Однако петь революционные и подобные им песни в сопровождении музыкальной мелодии в святых местах или там, где это необходимо, не возбраняется, с учетом того, что исполняются с должным уважением к такому месту и не мешают молящимся.

Вопрос №1150: Можно ли исполнять музыку на сантуре (струнный музыкальный инструмент, напоминающий цимбалы)? Каково положение относительно побуждения и поощрения к этому других?

Ответ: Применение музыкальных инструментов для исполнения дозволенных (не веселящих) песен не возбраняется, если они поются на тему религии, революции или для сопровождения культурных и интеллектуальных программ с условием, что не повлекут за собой распущенности. Обучение игре на музыкальных инструментах для целей, о которых было сказано выше, само по себе не запрещено.

Вопрос №1151: Каково положение относительно прослушивания стихов или прозы, читаемых женским голосом нараспев и в особой манере исполнения. Зависит ли положение от того, кто является слушателем такого чтения, молодежь или нет, мужчины или женщины. И каково положение, если читающая женщина не является близким родственником /махрам/.

Ответ: Слушать голос женщины без намерения получить удовольствие, звучащий не как пение и без элементов распущенности не возбраняется, и нет разницы в том, кем являются слушатели и какого они возраста.

Вопрос №1152: Является ли недозволенной народная музыка, являющаяся национальным и культурным наследием иранского народа?

Ответ: Та музыка, которая общепринято считается веселящей и уместной на увеселительных распущенных собраниях, считается запрещенной, нет разницы иранская это музыка или нет, народная или какая-либо другая.

Вопрос №1153: Иногда по арабскому радио передают музыкальные программы, можно ли слушать арабские песни, из-за любви к арабскому языку?

Ответ: Слушать веселящую музыку, приемлемую на увеселительных распущенных сборищах, запрещено, и любовь к арабскому языку не является оправданием для прослушивания.

Вопрос №1154: Разрешается ли петь без музыки повторяющиеся куплеты стихов?

Ответ: Пение запрещено, даже если не сопровождается игрой на музыкальных инструментах, речь идет о таком пении, которое веселит и применяется на увеселительных собраниях, а повторение куплетов не запрещено.

Вопрос №1155: Каково положение относительно купли-продажи музыкальных инструментов, и каковы ограничения в их использовании?

Ответ: Купля-продажа музыкальных инструментов для исполнения дозволенной музыки не возбраняется.

Вопрос №1156: Разрешено ли пение Корана, молитв и азана?

Ответ: Если будет петься с весельем, и так, что это станет применимо на увеселительных сборищах, то независимо от того, Коран ли это, мольбы, азан или траурные пения – такое пение совершенно запрещено.

Вопрос №1157: Сегодня музыку применяют для лечения многих душевных расстройств, например подавленного угнетенного состояния, тревог, сексуальных расстройств, женской фригидности. Каково решение по этому вопросу?

Ответ: Если профессиональный, внушающий доверие врач-специалист пришел к мнению, что лечение возможно только с использованием музыки, то применение ее не возбраняется, но ровно столько, сколько нужно для лечения больного.

Вопрос №1158: Можно ли слушать песни лоя возрастания желания к супруге?

Ответ: Возрастание желания к супруге не считается поводом для разрешения слушать песни.

Вопрос №1159: Разрешено ли проведение концерта для женщин и женщинами, где выступающие тоже женщины?

Ответ: Если в концерте не будет звучать развлекательное пение и музыка тоже не будет увеселительной и недозволенной, то такой концерт не запрещен.

Вопрос №1160: Если показателем недозволенности музыки является развлекательность и возможность применения ее на увеселительных и греховных собраниях, то каково положение относительно чтения нараспев и исполнения религиозных песен, вызывающих ликование у некоторых людей и даже у детей, не различающих плохое и хорошее? Можно ли слушать популярные песни, исполняемые женщинами, и не вызывающие каких-либо страстных эмоций? Что должны делать пассажиры автобусов, если в пути водители обычно включают записи с таким содержанием?

Ответ: Если музыка или пение исполняются со страстью, или содержание песен и их свойства и особое состояние исполнителя или певца во время исполнения будет уместно на увеселительных распущенных сборищах, то слушать их запрещено, даже для тех, кого такая музыка не возбуждает. Если в автобусах и машинах включают недозволенные песни или музыку, пассажиры должны избегать прослушивания этой музыки и выполнять свою обязанность, удерживая других от совершения греха.

Вопрос №1161: Можно ли мужчине слушать зарубежные песни в исполнении женщины, чтобы вызвать у себя страсть к своей жене? Разрешено ли пение жены для своего мужа и наоборот? Верно ли высказывание о том, что Пророк (да благословит Аллах его и род его!) запретил песни по причине того, что они сопровождали увеселительные и развлекательные сборища, невозможно отделить одно от другого, и недозволенность музыки проистекает из недозволенности таких собраний? Как недозволенность создания скульптур и торговли ими исчезла с исчезновением идолов, другого применения которым, кроме поклонения, нет, так и с исчезновением разгульных греховных сборищ в наше время исчезает недозволенность музыки?

Ответ: Слушать развлекательную музыку, приемлемую на греховных распущенных сборищах, абсолютно запрещено. Также не становится дозволенным пение жены для мужа и мужа для жены, даже с целью получать удовольствие друг от друга. Недозволенность пения, создания скульптур и т.п. определяется на основе подчинения шариату и на основе шиитских законов и не вступает в силу на основе предполагаемых критериев, общественных мнений и др. воздействий. До тех пор, пока они соответствуют недозволенному, решение об их запрещенности и обязательном воздержании от них абсолютно действительно.

Вопрос №1162: Студенты педагогического института, при изучении специальных предметов проходят урок «песни и напевы Революции». На этом уроке в виде общего ознакомления студентам преподают разные музыкальные направления. Обучение на этом уроке происходит посредством органа. Каково положение относительно изучения этого предмета, являющегося одним из обязательных. Каково положение относительно покупки и использования органа? Каково положение относительно исполнения музыкальных заданий девушками в присутствии юношей?

Ответ: Использование музыкальных инструментов для исполнения революционных песен, религиозных программ, для культурной и воспитательской деятельности само по себе не предосудительно. Покупка и продажа музыкальных инструментов, обучение игре на них и изучение для использования с целями описанными выше также не предосудительно. И девушки, с соблюдением необходимого исламского одеяния и шариатских правил поведения, могут присутствовать на этих уроках.

Вопрос №1163: Некоторые из песен, на первый взгляд, являются революционными, и общество считает их таковыми, но точно не известно, целью певца была революционная песня или развлекательная, хотя певец и не является мусульманином, он поет песни патриотического характера, осуждающие оккупацию и побуждающие людей к противостоянию насилию. Каково положение относительно прослушивания таких песен?

Ответ: Если, с точки зрения слушателя и общества, эти песни не являются развлекательными и вызывающими страсть, слушать их не возбраняется, и в таком случае цели и намерения певца и содержание песен не имеет значения.

Вопрос №1164: Молодой человек имеет специальность тренера и международного судьи в некоторых видах спорта. По роду деятельности ему приходится посещать некоторые клубы, где иногда звучат недозволенные песни и музыка, принимая во внимание то, что его работа является источником средств к существованию и шансов найти другую работу в том месте, где он живет, мало, может ли он продолжать заниматься такой работой?

Ответ: Заниматься такой работой не запрещается, и хотя слушать недозволенную музыку запрещено, все же вынужденно посещать места, где она звучит, не возбраняется. Необходимо воздерживаться от того, чтобы сознательно слушать ее, а в том, что она достигает слуха, нет ничего предосудительного.

Вопрос №1165: Недозволенную музыку запрещено только слушать или слышать тоже запрещено?

Ответ: Запрет на прослушивание недозволенной музыки не распространяется на то, чтобы невольно слышать ее, если только окружающими это не будет считаться прослушиванием.

Вопрос №1166: Возможно ли чтение Корана на распев в сопровождении мелодии, воспроизводимой музыкальными инструментами, не применимыми на развлекательных распущенных собраниях?

Ответ: Чтение Священного Корана красивым голосом и достойным образом не возбраняется, важно, чтобы это не перешло в пение, похожее на недозволенное, а использование музыкального сопровождения при этом не дозволяется шариатом.

Вопрос №1167: Можно ли бить в барабан на праздниках и днях рождения?

Ответ: Использование музыкальных инструментов чтобы воспроизводить развлекательную музыку, приемлемую на греховных развратных сборищах, абсолютно запрещено.

Вопрос №1168: Каково положение относительно использования музыкальных инструментов учащимися учебных заведений в группах пения министерства обучения и воспитания?

Ответ: Те музыкальные инструменты, которые, по всеобщему мнению, считаются приемлемыми для дозволенного применения, использовать разрешается, но не для увеселения, а те инструменты, которые всеми единогласно связываются с увеселением и развлечениями, использовать нельзя.

Вопрос №1169: Разрешено ли изготовление сантура (струнного музыкального инструмента, напоминающего цимбал) и получение дохода от этого? Разрешено ли зарабатывать продажей сантура, помогать при его изготовлении, содействовать распространению сантура и развитию этого ремесла и привлечение к игре на сантуре? Дозволено ли обучение традиционной иранской национальной музыке, для ее возрождения и распространения?

Ответ: Не предосудительно использование музыкальных инструментов для исполнения революционных или национальных песен, для полезного и дозволенного применения, не приводящего к возбуждению страстей и увеселению, уместному для развлекательных сборищ. А также не возбраняется обучение музыке, преподавание и изготовление музыкальных инструментов при выполнении вышеперечисленных условий.

Вопрос №1170: Какие музыкальные инструменты считаются увеселительными, использование которых не разрешается ни в коем случае?

Ответ: Те инструменты, которые применимы для воспроизведения увеселительной музыки и не совместимы с музыкой дозволенной.

Вопрос №1171: Является ли дозволенной прибыль, получаемая от продажи кассет с записями недозволенной музыки?

Ответ: От любых кассет, содержащих недозволенную музыку, слушать которые запрещено, нельзя получать прибыль и нельзя копировать их.

Танец

Вопрос №1172: Разрешается ли танцевать на свадьбах? Каково положение относительно участия на подобных мероприятиях?

Ответ: Если танец разжигает страсти, толкает к совершению недозволенных поступков и ведет к распущенности, то является запрещенным /харам/. Также не разрешается присутствие на таких мероприятиях, если оно будет расценено, как согласие с недозволенным поведением других, или приведет к совершению недозволенных действий. Если мероприятия не носят подобный характер, присутствовать на них не возбраняется.

Вопрос №1173: Можно ли танцевать на мероприятиях, где присутствуют только женщины, и без музыкального сопровождения? И если запрещено, обязательно ли следует покинуть это мероприятие?

Ответ: Если танцы таковы, что разжигают страсти, побуждают к совершению недозволенных поступков и ведут к распущенности, то они являются запрещенными и необходимо покинуть это собрание, выражая таким образом протест против совершения греха, и так чтобы это было расценено как «удерживание от совершения грехов» /ан-нахй `ан аль-мункар/.

Вопрос №1174: Какое решение имеют танцы мужчин среди мужчин, женщин среди женщин, мужчины для женщин или женщины для мужчин?

Ответ: Если танцы таковы, что разжигают страсти, побуждают к совершению недозволенных поступков и ведут к распущенности, то являются запрещенными, а также запрещен любой танец женщины перед чужими мужчинами.

Вопрос №1175: Каково положение относительно совместного танца мужчин? Можно ли смотреть танцы маленьких девочек по телевизору или непосредственно, находясь рядом?

Ответ: Если танец разжигает страсти и толкает к совершению недозволенных поступков, то он запрещен /харам/, но если танец не становится поддержкой для грешника и не ведет к распущенности, то он не предосудителен.

Вопрос №1176: Какое решение имеет танец мужчины для мужчины и женщины для женщины? Возбраняется ли посещение свадебного мероприятия, если появление там – это дань уважения традиции, но не исключено, что на свадьбе будут исполняться танцы?

Ответ: Если танцы таковы, что ведут к разжиганию страстей, побуждают к совершению недозволенных поступков и распущенности, то являются запрещенными, а присутствие на свадьбе, при существовании вероятности танцев не возбраняется, пока это не станет соучастием в недозволенном или не приведет к совершению недозволенных действий.

Вопрос №1177: Дозволено ли танцевать женщине для своего мужа и мужчине для своей жены?

Ответ: Не возбраняется танцевать жене для мужа и наоборот, если в танце не будет элементов недозволенного.

Вопрос №1178: Можно ли танцевать родителям на свадьбе своих детей?

Ответ: Если танцы будут носить недозволенный характер, то являются запрещенными, пусть даже исполняются матерями или отцами на свадьбе своих детей.

Вопрос №1179: Если замужняя женщина без разрешения мужа танцует на свадьбах в присутствии чужих мужчин, и на нее не действуют увещевания ее мужа (удерживание от греха и призыв к добрым деяниям), и это повторяется неоднократно, то какова его обязанность?

Ответ: Женщине танцевать в присутствии чужих мужчин абсолютно запрещено /харам/, как запрещено покидать дом без разрешения мужа, что является непокорностью и заслуживает лишения содержания.

Вопрос №1180: Какое решение имеют танцы женщин в присутствии мужчин на сельской свадьбе с применением музыкальных инструментов? Какова наша обязанность относительно этих танцев?

Ответ: Танцы женщин в присутствии мужчин, а также танцы, которые ведут к распущенности и разжигают страсти, являются недозволенными /харам/. Использовать музыкальные инструменты для воспроизведения веселящей и возбуждающей страсти музыки и слушать ее запрещено и обязанность людей – «удерживание от грехов» /ан-нахй `ан аль-мункар/.

Вопрос №1181: Каково положение относительно танца ребенка, способного различать плохое и хорошее, на собраниях мужчин или женщин, и есть ли разница в том мальчик это или девочка?

Ответ: Несовершеннолетний (по шариату) ребенок, будь то мальчик или девочка, не несет ответственности, но недостойно, чтобы взрослые побуждали его к этому.

Вопрос №1182: Каково положение относительно создания школ для обучения танцам?

Ответ: Создание школ для обучения и распространения искусства танца не соответствует законам и целям Ислама.

Вопрос №1183: Каково положение относительно танцев мужчин перед женщинами и женщин перед мужчинами, являющихся родственниками (махрам), в зависимости от линии родства: по мужу, жене или кровной?

Ответ: Если танцы являются недозволенными, то нет разницы, исполняются ли они мужчинами или женщинами, а так же нет разницы, перед кем совершается танец: перед родственниками или чужими (намахрам).

Вопрос №1184: Разрешены ли на свадьбах игры в виде борьбы на палках? Каково положение, если они проводятся в сопровождении музыки?

Ответ: Если они проводятся для забавы в виде спортивных игр и без опасности для жизни людей, то сами по себе не предосудительны, но ни в коем случае не разрешаются, если сопровождаются веселящей и возбуждающей страсти музыкой.

Вопрос №1185: Каково положение относительно танец «дабка» (танец, при котором танцующие держатся за руки и, подпрыгивая одновременно, в такт топают ногами по земле, производя громкий слаженный звук)?

Ответ: Танец «дабка» имеет то же решение, что и другие танцы, поэтому если ведет к разжиганию страстей, сопровождается увеселительной музыкой, или исполняется в увеселительной манере, или ведет к распущенности, то запрещен, а в ином случае не возбраняется.

Хлопанье в ладоши

Вопрос №1186: Можно ли хлопать в ладоши женщинам, присутствующим на радостных событиях, таких как свадьба или дни рождения? И если можно, то каково положение относительно громких аплодисментов, звук которых слышен мужчинам?

Ответ: Обычное хлопанье в ладоши, не приводящее к распущенности, не предосудительно, даже если его звуки будут слышны посторонним.

Вопрос №1187: Каково положение относительно радостного хлопанья в ладоши, пения, произнесения приветствий Пророку (да благословит Аллах его и род его!) и его семейству (мир им!), на праздниках по поводу дней рождения Имамов (мир им!), дней Единения и дня выступления Мухаммада (да благословит Аллах его и род его!) с пророческой миссией? Каково положение, если эти праздники проводятся в местах поклонения: мечетях, молитвенных залах управлений и госучреждений или хусейние.

Ответ: В целом, обычное хлопанье в ладоши из добрых побуждений на праздниках не возбраняется, однако, лучше, если во время религиозных мероприятий, проводимых в мечетях и хусейние, будут произносится приветствия Пророку и возвеличивания Аллаха, чтобы люди получили вознаграждение за это.

Видеозаписи и изображения посторонних людей /намахрам/

Вопрос №1188: Каково положение относительно просмотра изображений посторонней женщины /намахрам/, не имеющей соответствующего шариату одеяния. Можно ли смотреть на лицо женщины по телевизору? Есть ли разница в том, мусульманка это или нет, и идет ли передача в прямом эфире или в записи?

Ответ: В отношении изображения женщины не действуют те же положения, что и в отношении взгляда на саму женщину. Поэтому если целью просмотра не является получение удовольствия, если нет опасности впадения в грех, и женщина-мусульманка на изображении не является знакомой смотрящего, то смотреть на это изображение не возбраняется. Обязательная предосторожность такова: не смотреть на изображение посторонней женщины /намахрам/, передаваемое в прямом эфире, а если изображение передается в записи, и при этом нет опасности впадения в грех, то смотреть на него не возбраняется.

Вопрос №1189: Каково положение относительно просмотра передач, показываемых по спутниковому телевидению? Разрешается ли жителям областей, граничащих с другими странами Персидского залива, смотреть передачи этих государств?

Ответ: Большинство программ соседних государств, получаемых антенной с западных спутников, не разрешается смотреть, а также не разрешено смотреть те западные каналы, которые вводят в заблуждение, искажают истину, являются увеселительными и развратными. Обычно просмотр таких программ становится причиной заблуждений, распущенности и толкает к совершению грехов, поэтому просмотр их не разрешается.

Вопрос №1190: Являются ли запрещенными юмористические программы, передаваемые радио и телевидением?

Ответ: Слушать и смотреть юмористические программы не возбраняется, если только они не оскорбляют верующих.

Вопрос №1191: Во время свадьбы меня несколько раз сфотографировали в одеянии, не соответствующем шариату, эти фотографии в данный момент находятся у родственников и друзей, обязательно ли для меня собрать все эти фотографии?

Ответ: Если эти фотографии не будут использованы для развратных целей, или Вы не давали их с таким намерением, или собрать их для Вас затруднительно, то не обязаны этого делать.

Вопрос №1192: Запрещено ли целовать фотографии имама Хомейни или шахидов, исходя из того, что они являются для нас, женщин, посторонними мужчинами /намахрам/?

Ответ: Положения, относительно изображений отличаются от положений относительно самих людей, изображенных на них, поэтому не возбраняется целовать изображения, проявляя уважение и любовь, если нет сомнений в чистоте помыслов или опасности впасть в грех.

Вопрос №1193: Можно ли смотреть фильмы, где показывают незнакомых раздетых или полураздетых женщин?

Ответ: Положения, относительно изображений женщин и фильмов с их участием отличаются от положений относительно самих женщин. Не возбраняется по шариату смотреть на такие изображения без страстей и сомнений в чистоте помыслов, если это не приводит к распущенности. Но, принимая во внимание, что снимки обнаженных тел способны возбуждать страсти и обычно возбуждают их, чем приводят к совершению греха, смотреть на них запрещено /харам/.

Вопрос №1194: Может ли женщина фотографироваться на свадьбе без разрешения мужа, и если может, обязательно ли соблюдать при этом полное одеяние по шариату (хиджаб)?

Ответ: Для фотографирования не обязательно брать разрешение у мужа, но если есть опасения того, что снимки увидят посторонние, и несоблюдение норм исламского одеяния (хиджаба) может привести к распущенности, необходимо соблюдать нормы шариата.

Вопрос №1195: Разрешено ли женщине смотреть вольную борьбу мужчин?

Ответ: Не разрешается женщинам смотреть вольную борьбу мужчин непосредственно, находясь рядом, и по телевидению в прямом эфире, но в записи и без цели получить удовольствие, без сомнений в чистоте помыслов и не впадая в грех, не возбраняется.

Вопрос №1196: Можно ли фотографироваться в свадебную ночь, одев светлый тонкий платок, если фотограф посторонний мужчина?

Ответ: Если при этом мужчина-фотограф будет смотреть на женщину недозволенным образом, то нельзя, в ином случае не возбраняется.

Вопрос №1197: Каково положение относительно фотографирования женщины без хиджаба среди близких родственников, если есть вероятность, что эти фотографии увидят мужчины, которые проявляют и печатают их?

Ответ: Если фотограф, который смотрит на женщину во время фотографирования, является ее близким родственником /махрам/, то это не возбраняется, так же не возбраняется и проявка и печать фотографий у фотографа, который не знает эту женщину.

Вопрос №1198: Некоторые молодые люди, просматривая недозволенные фотографии, находят себе недостойные оправдания. Каково положение по этому поводу? И каково положение, если эти изображения в какой-то мере успокаивают страсти человека и предохраняют его от совершения грехов?

Ответ: Смотреть на такие изображения с сомнительными намерениями, зная, что это приведет к возбуждению страстей, или имея опасение, что это может способствовать совершению греха, недопустимо /харам/. Совершение запретного даже ради того, чтобы не совершить другой грех, не делает разрешенным запрещенное шариатом.

Вопрос №1199: Каково положение относительно присутствия на праздниках, где играет музыка, танцуют люди и т.п. для того, чтобы производить видеосъемку? Каково положение относительно видеосъемки на собраниях мужчин мужчи

Наши рекомендации