Как нужно призывать к добру и запрещать зло?
Вопрос №1074: Какова обязанность детей в отношении родителей или женщины в отношении своего мужа, если те не будут выплачивать хумс или обязательный налог в пользу неимущих /закят/ со своего имущества? Дозволено ли им использовать имущество, с которого не выплачен хумс или обязательный налог в пользу неимущих /закят/, или имущество, смешанное с греховным, принимая во внимание то, что в преданиях говорится о недозволенности использования такого имущества из-за загрязнения от этого души человека?
Ответ: Когда они наблюдают, как их родители или мужья отказываются от совершения одобряемых поступков или совершают что-нибудь греховное, им необходимо призывать их к добру и запрещать им зло, при наличии условий для этого. Использование же их имущества непредосудительно. Исключения составляют только те случаи, когда есть уверенность в том, что с самого используемого имущества не выплачен хумс или обязательный налог в пользу неимущих /закят/. В таком случае, необходимо взять разрешение на использование той части этого имущества, которую следовало выплатить, у распорядителя хумса и налога в пользу неимущих \закят\.
Вопрос №1075: Какие увещевания являются наиболее подходящими для детей в отношении их родителей, не придающих значения религиозным обязанностям из-за полного неверия в них?
Ответ: Им необходимо очень вежливо и с сыновним почтением призывать их к добру и запрещать им совершать зло.
Вопрос №1076: Как я должен поступать, когда вижу поступки моего брата, который не соблюдает религиозные и нравственные нормы, и до сих пор мои наставления не оказывали на него никакого эффекта?
Ответ: Вам необходимо явно выразить свое отвращение к его запретным делам и наставить его любым братским методом, который Вы считаете наиболее полезным и эффективным, но прерывать с ним родственную связь не дозволяется.
Вопрос №1077: Каким образом следует строить свои отношения с теми, кто раньше совершал греховные поступки, такие как употребление алкоголя?
Ответ: Критерием является нынешнее поведение людей. Если они раскаялись в том, что совершали, то отношение к ним должно быть таким же, как и к прочим верующим. Однако, того, кто в данное время совершает греховное, необходимо отстранить от греховного путем призыва к добру и запрета зла. Если он начнет воздерживаться от совершения греховного только после Вашего разрыва отношений и отказа от общения с ним, то это обязательно как запрет зла.
Вопрос №1078: Вследствие постоянной экспансии западной культуры, которая противоречит исламской морали, распространяются среди некоторых мусульман неисламские традиции: ношение золотых крестов, ношение женщинами одеяний вызывающего цвета, или определенных украшений и затемненных очков, бросающихся в глаза часов, использование которых некрасиво с точки зрения многих. Некоторые из таких людей, после того, как их призываешь к добру и запрещаешь им творить зло, напротив, еще больше усердствуют в этом. Просим пояснить нам, какой метод необходимо применять к таким людям?
Ответ: Мужчинам носить золотые изделия запрещается полностью. Также не дозволяется ношение одежды, покрой или цвет которой считается, по мнению людей, подражанием неисламской культуре и распространением ее. Всякие украшения, использование которых считается подражанием культуры врагов Ислама и мусульман, считаются запретными. Необходимо словесно запрещать подобные действия, которые являются проявлением чужой культуры и подражанием ей.
Вопрос №1079: Иногда мы видим, что студент или рабочий совершает грех. После многих наставлений и увещеваний они, наоборот, все больше усердствуют в совершении греховного, что способствует развращению среды в университете или на рабочем месте. Каково Ваше мнение относительно применения таких эффективных мер наказания, как запись в их личных делах всего дурного, что они совершают?
Ответ: Это непредосудительно, если соблюдать внутренний порядок университета. Молодежи необходимо серьезно отнестись к вопросу призыва к добру и запрета зла и обучиться его условиям и религиозным предписаниям, касающимся этого вопроса. Нужно сделать это всеобщим принципом и применять нравственные и эффективные методы для побуждения людей к добру и предотвращения зла. Необходимо воздержаться от использования этих мер в личных интересах и помнить что это наилучший и самый эффективный метод распространения благого и предотвращения дурного. Да поможет Всевышний в делах, угодных Ему!
Вопрос № 1080: Дозволено ли не отвечать на приветствие того, кто совершает греховное, с целью его наказания?
Ответ: Отвечать на приветствие мусульманина обязательно с точки зрения исламского закона. Однако, если воздержание от ответа на приветствие будет совершаться с целью запрета зла, и, с точки зрения общественного мнения, будет расцениваться именно таким образом, дозволяется принимать такие меры.
Вопрос №1081: Какова обязанность руководства, если оно будет убеждены в том, что некоторые работники пренебрегают молитвой или вообще не совершают ее и всякое наставление и увещевание будет бесполезно?
Ответ: Им не следует забывать об эффективности продолжительного призыва к добру и запрета зла и соблюдать при этом все принципы этого. В случае потери надежды на воздействие призыва к добру, если, с точки зрения законов, лишение таких людей предоставляемых рабочим льгот, будет дозволенным, то необходимо применить подобные меры и дать понять, что причиной тому послужило их пренебрежение обязательной молитвой.