Положения, касающиеся места молящегося
Вопрос №369: Разрешается ли молиться, находиться или пересекать не по праву оккупированные каким-либо государством территории?
Ответ: При наличии знания об их узурпации, по отношению к ним действуют все положения, касающиеся узурпированной собственности.
Вопрос №370: Каково положение относительно места, которое раньше было вакфом, а теперь им распоряжается государство, которое построило там школу?
Ответ: Если есть достаточно оснований предполагать, что для распоряжения этой землей у государства имелись отвечающие критериям исламского закона причины, то можно молиться в этой школе.
Вопрос №371: Я провожу общественные молитвы в нескольких школах. Земли, на которых построены некоторые из них, были отобраны у хозяев без их согласия. Каково положение относительно молитвы в таких школах?
Ответ: Если есть достаточно оснований предполагать, что школы на этих землях были построены в соответствии с государственным и исламским законами, то нет препятствий для молитвы в них.
Вопрос №372: Каково положение относительно молитв того, кто на протяжении определенного времени совершал молитву на коврике или в одежде, с которых не был выплачен хумс (одна пятая часть дохода).
Ответ: Если он не знал о необходимости выплаты хумса с подобного имущества или о недозволенности его использования, все совершенные им молитвы засчитываются.
Вопрос №373: Правильно ли то, что мужчины должны стоять впереди женщин во время молитвы.
Ответ: Нет препятствий к тому, чтобы женщина стояла впереди мужчины во время совершения молитвы, если между ними будет промежуток равный хотя бы одной пяди.
Вопрос №374: Каково положение относительно размещения в мечетях портретов имама Хомейни и шахидов, погибших во имя Исламской Революции, принимая во внимание то, что сам имам Хомейни был против размещения своих портретов в мечетях, а также то, что в этом есть нечто порицаемое \макрух\ исламским законом?
Ответ: Это не предосудительно, но если портрет будет находиться напротив молящихся, то лучше закрывать его чем-нибудь.
Вопрос №375: Если человек жил в государственном доме и срок его пребывания там истек, и он был оповещен об этом, то каково положение относительно его молитв и поста после истечения отведенного срока?
Ответ: Если не было разрешения от соответствующих руководителей на использование им этого помещения по истечении отведенного срока, то любое использование им этого помещения считается узурпацией.
Вопрос №376: Порицается \макрух\ ли молиться на коврике или глиняной плитке (для земного поклона), на которых имеется изображение?
Ответ: Само по себе это не порицается. Однако если это служит поводом для нападок на шиитскую религиозно-правовую школу, то запрещается производить подобные предметы и молиться на них. Также, если эти изображения будут отвлекать и вызывать потерю концентрации внимания во время молитвы, то это порицается \макрух\.
Вопрос №377: Место, в котором мы молимся, не является ритуально чистым \тахир\, а место прикосновения лба при совершении земного поклона \суджуд\ ритуально чистое \тахир\. Действительна ли молитва при таких условиях?
Ответ: Непредосудительно молиться в таких условиях, если оскверненность \наджасат\ места не переходит на одежду или тело молящегося, и место прикосновения лба при совершении земного поклона \суджуд\ ритуально чистое \тахир\.
Вопрос №378: Земля, на которой построено здание управления, в котором мы работаем, раньше было кладбищем. Оно было заброшено 40 лет тому назад, и уже 30 лет как построили это здание. В данное время на всех окрестных землях построены здания нашего управления и никакого следа от кладбища не осталось. Учитывая вышесказанное, ответьте, пожалуйста, правильно ли работникам этого учреждения, с точки зрения исламского закона, совершать молитву в подобных местах?
Ответ: Совершение молитвы и прочие действия в этом учреждении непредосудительны, разве что методом, соответствующим исламскому закону, будет доказано, что данная земля является вакфом для захоронения усопших и была использована без признаваемого исламским законом основания.
Вопрос №379: Верующая молодежь с целью призыва к благому приняла решение один или два раза в неделю проводить общественную молитву в парках. Некоторые стали критиковать этот поступок, основываясь на том, что вопрос собственности на земли парков неясен. Каково положение относительно упомянутой молитвы?
Ответ: Нет ничего предосудительного в совершении молитв в нынешних парках. Одного лишь предположения об узурпации этих земель недостаточно.
Вопрос №380: Земля одной из средних школ этого города является собственностью некоего человека. На этой земле, согласно плану города, должен был разместиться парк. Однако, из-за сильной потребности и с согласия соответствующих ответственных лиц было решено построить там школу. Принимая во внимание то, что владелец земли не был согласен с переходом ее в муниципальную собственность и объявил о своем несогласии с проведением там молитв и других религиозных обрядов, просим пояснить Ваше мнение касательно совершения там молитвы.
Ответ: Если эта земля была взята у законного владельца в соответствии с установленным исламским советом законом, подтвержденным высшим законодательным собранием, то нет препятствий для совершения там молитвы и другого ее использования.
Вопрос №381: В нашем городе было две находящиеся по соседству мечети, разделенные только лишь стеной. Некоторое время назад группа верующих снесла большую часть этой стены для соединения двух мечетей между собой. Это действие привело к возникновению у некоторых людей сомнений по поводу правильности совершения молитвы в этих мечетях, и эти сомнения сохраняются и по сей день. Просим Вас пояснить нам это положение.
Ответ: Снос стены между двумя мечетями не является причиной возникновения проблем для совершения молитвы в этих мечетях.
Вопрос №382: Вдоль дорог имеются пункты общественного питания, при которых есть специально отведенные для совершения молитвы места. Разрешается ли тому, кто не является их клиентом, молиться в таких местах, или он должен взять разрешение у владельца?
Ответ: Если он будет предполагать, что место, отведенное для совершения молитвы, принадлежит владельцу пункта питания, и оно предназначено
только для клиентов, тогда он должен взять разрешение у владельца.
Вопрос №383: Правильна ли молитва, совершенная на узурпированной земле, но на собственном коврике, доске и т.п.?
Ответ: Молитва, совершенная на узурпированной земле, даже если это было сделано на коврике или доске, недействительна.
Вопрос №384: Работники некоторых фирм и организаций, принадлежащих на сегодняшний день государству, отказываются от участия в общественной молитве, проводимой там, по причине того, что эти предприятия были конфискованы у прежних владельцев в соответствии с решением исламского суда. Просим пояснить Ваше мнение по этому поводу.
Ответ: Если они будут предполагать, что судья, вынесший решение о конфискации, обладал законным правом на это и вынес это решение в соответствии с государственным и исламским законом, то его действие правильно, с точки зрения исламского закона. Основываясь на этом, разрешается использовать эти помещения, и они не считаются узурпированными.
Вопрос №385: Если мечеть будет находиться рядом с хусейнией (специальные помещения для проведения религиозных мероприятий – прим. пер.), то правильно ли проведение общественной молитвы в хусейние, и одинаково ли вознаграждение за совершение молитвы в них?
Ответ: Несомненно, предпочтительнее совершать молитву в мечети, нежели в других местах, но проведение общественной молитвы в хусейние или во всяком другом месте непредосудительно, с точки зрения исламского закона.
Вопрос №386: Можно ли совершать молитву в местах, где слышится запретная музыка?
Ответ: Если это делает неизбежным слушание запретной музыки, то оставаться в таком месте запрещается, но молитва считается действительной.
Вопрос №387: Каково положение относительно молитвы тех, кого послали с заданием на лодках, и наступило время молитвы? Если они не совершат молитву в это время, то у них не будет возможности выполнить ее вовремя.
Ответ: В упомянутом случае, они должны молиться, находясь в лодке, любым доступным методом.