Ведущие промышленные центры Донбасса: внутреннее устройство, социальный состав и инфраструктура.
Донбасс как большой промышленный центр имел свои особенности. Здесь заводы и рудники не концентрировались в одном пункте, а были разбросаны на значительной территории. Основной контингент рабочих находился вне городов, в заводских и рудничных поселках. В начале XX в. в Донецком бассейне некогда слабо заселенные и необжитые места превращались в промышленные центры. Помимо уездных городов такими центрами являлись Юзовка, Горловка, Макеевка, Енакиево, Константиновка, Краматорск, Дружковка, Лисичанск, Щербиновка и др. Накануне первой мировой войны только в Юзовке проживало около 70 тыс. человек, из них 47 тыс. составляли рабочие и их семьи. В Енакиево в 1908 г. совместно с населением Воровского и Софиевского рудников насчитывалось до 18 тыс. человек, в том числе 12,2 тыс. металлургов и шахтеров Русско-Бельгийского общества. К1913 г. в Горловке насчитывалось 30 тыс. человек, Константиновке — 29 тыс., Макеевке — 20 тыс., Дружковке — 13,5 тыс., Краматорске — 12 тыс. Даже в небольших заводских и рудничных поселках находилось по нескольку тысяч рабочих. Эти поселки вместе с тремя городами — Мариуполем, Бахмутом. Славянском — стали основными центрами сосредоточения рабочих в регионе. В основном поселки располагались вдоль линий железных дорог, что способствовало их экономическому и культурному развитию.
Так, около станции Енакиево образовался целый ряд поселков, образующих в совокупности бойкий промышленный городок с населением не менее 15 тыс. человек. В том числе поселок при ст. Енакиево с 30 торговыми заведениями и общим оборотом в 20 тыс. руб.; пос. Александрополеский с 4 магазинами общества потребителей служащих Русско-Бельгийского общества, одной аптекой, одной типографией и 140 торговыми заведениями с оборотом около одного миллиона рублей; поселок наследников Митина с 9 торговыми
заведениями; поселок Петровские заводы с 5 торговыми заведениями. Рядом было расположено волостное село Веровка с населением 1500 человек, в селе имелась церковь и более 10 торговых заведений с общим оборотом около 6 тыс. рублей в год. При ст. Горловка был построен большой поселок, имеющий 54 торговых заведения с общим оборотом в 220 млн. рублей, одноклассная школа с 3 преподавателями и 75 учащимися, горное училище имени С. С. Полякова, учрежденное в 1878 г., с 60 учащимися и 6 преподавателями. Вблизи располагались рудники ≪Общества Южнорусской каменноугольной
промышленности≫ (11 копей), возникшие почти одновременно с обществом Курско-Харьково-Азовской железной дороги (1861 г.). При рудниках были созданы приемные больничные покои, начальные школы, театральные помещения, в которых устраивались любительские спектакли, а также спектакли гастролирующих трупп. С началом строительства завода и шахт Новороссийского общества возник поселок Юзовка. До 1917 г. Юзовка представляла собой городок одной компании. Ей принадлежала вся земля и большая часть домов, коммерческие фирмы основывались и проводили свою деятельность только с разрешения «Новороссийского общества». «Базарная контора» — агентство компании — регулировала все аспекты муниципальных служб, от организации рыночных ларьков до уборки мусора и снабжения жилых домов углем. Юзовка делилась на две части: южную (заводскую) и северную. В южной части размещались заводские сооружения, депо, телеграф, небольшая больница и школа. Несколько в стороне находилась так называемая Английская колония — в благоустроенных, утопающих в зелени и цветах коттеджах жили управляющие и инженеры.
4) Культурно-образовательный уровень, грамотность.
Система образования в крае складывалась в большинстве своем из земских, церковноприходских, министерских, фабрично-заводских, железнодорожных школ. Так, в 1910 г. в Бахмутском и Мариупольском уездах насчитывалось соответственно 304 и 240 сельских начальных училищ, в Бахмуте — 14 и Мариуполе — 25. Всего обучалось около 43 тыс. детей в возрасте от 8 до 15 лет. Преобладающим типом начальной школы были земские одноклассные училища — 264. К 1913 г. в уездах функционировало уже 644 начальных учебных заведения. В среднем в школах обучалось около 70% общего числа детей школьного возраста.
В 1912 г. были учреждены высшие начальные училища. Они заменили устаревшие городские училища. В них предусматривался четырехгодичный курс обучения ( на базе одноклассного начального училища ). Была сделана попытка сблизить программы высших начальных училищ с программами средних школ. В Бахмутском и Мариупольском уездах в течение 1912-1913 гг. было открыто 6 высших начальных училищ. Профессиональную подготовку в начале XX в. Осуществляли 26 специальных профессиональных училищ, курсов и классов. Не только промышленность и транспорт нуждались в профессиональных кадрах, их требовала и торговля. В начале XX в. в Донбассе начали создаваться коммерческие училища. Они функционировали в Юзовке и Славянске. Восьмиклассное коммерческое училище Юзовского общества «Просвещение» открылось в 1909 г. Оно принадлежало к разряду средних учебных заведений и имело целью дать учащимся общее среднее и коммерческое образование. Принимались в училище мальчики всех сословий и вероисповеданий.
Продолжала расширяться сеть средних учебных заведений. В регионе действовало 19 государственных и частных гимназий и прогимназий, три реальных училища. Среднее образование постепенно демократизировалось. В реальных училищах и гимназиях учились и крестьянские дети (как правило, из зажиточных семей). Естественно, что расширение сети учебных заведений влияло на повышение общего уровня грамотности населения. Однако, накануне первой мировой войны грамотность населения на украинских землях в составе Российской империи не достигла даже среднего по всей стране показателя — 30%. Преподавание велось только на русском языке. Больше того, обязательное начальное образование не было введено вплоть до 1917 г. Хотя в Англии и Италии всеобщее образование было введено в 70-х гг. XIX в., во Франции — в начале 80-х. Расширяется сеть библиотек.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы особенности российской экономики начала XX в.?
2. В чем заключались отрицательные и положительные стороны вмешательства государства в экономику страны?
3. В чем причины широкого привлечения в Россию иностранного капитала?
4. Какая роль в экономике страны отводилась иностранному капиталу?
5. В чем специфика появления и функционирования монополистического уклада в экономике России?
6. Какими были условия труда шахтеров?
7. Как вы понимаете распространенный в то время в Донбассе выражение «шахтеры не знают старости»?
8. Что из перечисленного ниже характеризует положение русского пролетариата в начале XX в?
а) высокая концентрация рабочих на промышленных предприятиях;
б) низкая продолжительность рабочего дня;
в) продуманная система социальных льгот и гарантий;
г) драконовская система штрафов?
9. Образуйте из приведенных ниже положений логические пары, связанные между собой как причина и следствие:
а) отсутствие рабочего законодательства;
б) высокая концентрация рабочей силы;
в) слабая техническая оснащенность предприятий;
г) массовое недовольство рабочих.
10. Охарактеризуйте реформы С.Ю. Витте.
11. Расскажите об административном устройстве Донецкого края в начале ХХ века.
12. Перечислите ведущие промышленные центры Донбасса в начале ХХ в.