Дело № 04-06-08/02-10-17 в отношении ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Тыва» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Существо нарушения: установление монопольно высокой цены на услуги систематической дератизации нежилых помещениях в размере 60,67 рублей без учета НДС за 1 м2 на территории Республики Тыва в отсутствии обоснованности и документального подтверждения расходов, учтенных при установлении указанной цены.

В адрес Тывинского УФАС России 18.01.2017 года (вх. № 163) поступило заявления ИП на неправомерные действия ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» по факту установления завышенной цены на услуги дератизации нежилых помещений.

Тывинское УФАС России, изучив представленные сведения и документы, приказом от 17.04.2017 года № 108 возбудило дело № 04-06-08/02-10-17 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в установлении монопольно высокой цены на услуги дератизации нежилых помещений на территории Республики Тыва.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Таким образом, для признания цены товара монопольно высокой необходимо установление совокупности следующих признаков:

-установленная цена превышает цену, сформировавшуюся на сопоставимом товарном рынке в условиях конкуренции,

-установленная цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Тывинским УФАС России изучены цены на услуги систематической дератизации нежилых помещений общей площадью до 300 м2 на сопоставимых товарных рынках.

Согласно информации Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (вх. № 648 от 21.02.2017 года) Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай» на аналогичную услугу дератизации нежилых помещений общей площадью свыше 200 м2 установлена цена в размере 0,35 рублей без учета НДС за 1 м2.

Согласно информации Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (вх. № 735 от 03.03.2017 года) на территории Республики Хакасия цена на услуги систематической дератизации нежилых помещений общей площадью до 300м2 варьируется от 0,20 рублей до 3,10 рублей за 1 м2.

Согласно информации Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области (вх. № 474 от 09.02.2017 года) на территории Магаданской области цена на услуги систематической дератизации нежилых помещений общей площадью до 300м2 составляет 6,40 рублей за 1 м2.

Таким образом, цена на услуги дератизации нежилых помещений в размере 60,67 рублей без учета НДС за 1 м2, установленная на территории Республики Тыва ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» является значительно выше цен, установленных на данные услуги за 1 м2 на сопоставимых товарных рынках.

Согласно информации ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» (вх. № 357 от 31.01.2017 года) прейскурант цен на выполнение услуг по дератизации, действовавших в период с 01.03.2008 года по 25.02.2016 года, утвержден приказом от 18.02.2008 года б/н.

Согласно приказу от 18.02.2008 года б/н цена на услуги по систематической дератизации помещений за 1 м2 составляла 4,30 рублей. При этом в зависимости от площади обрабатываемого объекта применялся регулирующий коэффициент, который для нежилых помещений площадью до 300 м2 равен 1,7.

Таким образом, цена на услуги дератизации нежилых помещений общей площадью до 300 м2, в частности объекта ИП, составляла 7,31 рублей за 1 м2 (4,30 рублейХ1,7), что подтверждается договором возмездного оказания услуг от 20.01.2016 года № 31, заключенным между ИП и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ».

Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/02-10-17 изучив представленные в материалы дела документы пришла к выводу, что ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» при установлении цены на услуги систематической дератизации нежилых помещениях в размере 60,67 рублей без учета НДС за 1 м2 в нарушение Приказа № 459 и Письма включены затраты, фактически не понесенные при оказании указанной услуги и не имеющие документального подтверждения.

При таких обстоятельствах Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела № 04-06-08/02-10-17 пришла к выводу, что действия ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ», выразившиеся в установлении монопольно высокой цены на услуги систематической дератизации нежилых помещениях в размере 60,67 рублей без учета НДС за 1 м2 на территории Республики Тыва в отсутствии обоснованности и документального подтверждения расходов, учтенных при установлении указанной цене, нарушают пункт 1 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», что является злоупотреблением доминирующим положением, чем ущемлены интересы ИП в сфере предпринимательской деятельности.

Наши рекомендации