Объект конфигурации описывает, как будут выглядеть его данные
Закройте «1С:Предприятие». Перейдите в конфигуратор.
Раскройте окно конфигуратора на весь экран. Обычно с ним работают именно так. Для этого нажмите кнопку, которая находится рядом с кнопкой закрытия окна (рис. 2.80).
Рис. 2.80. Раскрыть на весь экран
Если палитра свойств у вас очень широкая, помните, что ее можно двигать за левую границу.
Откройте окно редактирования справочника Кабинеты. Когда вы добавляли справочник, это окно открылось само. А чтобы открыть его для того объекта, который уже есть в дереве конфигурации, дважды щелкните мышью на этом объекте. То есть на справочнике Кабинеты.
В окне редактирования вы увидите четыре поля (рис. 2.81).
Рис. 2.81. Представления объектов
Они говорят про какие-то объекты. Так вот, это как раз и имеются в виду объекты данных. Те объекты, которые будут храниться в этом справочнике. То есть это про тот кабинет № 101, который вы добавили в пользовательском режиме. И про все другие кабинеты, которые вы потом добавите.
Во всех четырех случаях в названии есть слово Представление. Что это такое?
Представление – это то, что вы увидите на экране.
Чем вы занимаетесь с самого начала книги? Вы воображаете, представляете себе разные картинки. Как выглядит это. Как выглядит то. То есть для вас картинка – это представление чего-то. Компьютер тоже в принципе может нарисовать на экране картинку. Но если он все будет представлять вам только в виде картинок, то на экране не хватит места. Да и запутаться очень легко в разных картинках.
Поэтому компьютер представляет что-то в виде надписи, текста.
Значит, что вы напишете в этих полях? Вы напишете какие-то слова, которые в режиме 1С:Предприятие будут обозначать, представлять вам объекты данных из этого справочника. Либо один объект, либо несколько объектов. Про несколько объектов – это в тех полях, где есть слово «список».
Сейчас вы напишите без объяснений, а в следующем разделе вы поймете, почему надо было написать именно так.
В поле Представление объекта напишите Кабинет. Потому, что он один.
В поле Расширенное представление объекта напишите Учебный кабинет.
В поле Представление списка напишите Кабинеты. Потому, что их много.
В поле Расширенное представление списка напишите Учебные кабинеты (рис. 2.82).
Рис. 2.82. Заполненные представления объектов
И еще одно изменение сделайте, чтобы все эти представления были вам видны в следующем разделе. Смысл этого изменения я тоже очень скоро вам расскажу.
В корне конфигурации откройте контекстное меню и выполните команду Открыть командный интерфейс основного раздела (рис. 2.83).
Рис. 2.83. Открыть командный интерфейс основного раздела
Вы увидите на экране один из редакторов командного интерфейса (рис. 2.84).
Рис. 2.84. Редактор командного интерфейса
В нем установите флажок напротив Кабинет: создать.
После этого нажмите ОК.
Запустите конфигурацию в режиме отладки.
ПОДРОБНЕЕ Подробнее вы можете прочитать про редактор командного интерфейса основного раздела в документации «Руководство разработчика 8.3. Раздел 27.5. "Редактор командного интерфейса основного раздела"». |
Интерфейс
Продолжим обсуждать тот факт, что в режиме 1С:Предприятие вы добавили кабинет № 101. Посмотрите еще раз, как это происходило.
Сейчас ваше прикладное решение должно выглядеть так (рис. 2.85).
Рис. 2.85. Прикладное решение
Вы наверняка заметили, что появилась кнопка Создать, которой раньше не было. Это все потому, что вы изменили командный интерфейс. Но давайте по порядку.
Раз уж я сказал слово интерфейс, нужно объяснить, что это такое. Программисты любят слово «интерфейс» и применяют его к разным вещам. Это слово никогда не употребляется само по себе. Но применительно к любой вещи оно всегда обозначает одно и то же.
Включайте воображение.
У вас есть интерфейс. Это то, как вы выглядите. Какая на вас рубашка, брюки, платье. Какой язык вы понимаете. Какие просьбы можете выполнить. Это то, что вы можете сказать в ответ. Все вместе это ваш интерфейс.
У телефона есть интерфейс. Это то, как он выглядит. Что он может показать на экране. Это кнопки, которые можно на нем нажать, и он что-то сделает в ответ. Или у него нет кнопок, а нажимать надо прямо на экран. Все вместе это интерфейс телефона.
У собаки есть интерфейс. Это то, как она выглядит. То, какие команды человека она понимает (если понимает). Это то, на каком языке с ней общаются другие собаки. Все вместе это интерфейс собаки.
У дома есть интерфейс. Это то, как он выглядит снаружи. Какие в нем окна. Какие на окнах шторы видно с улицы. Как в нем с улицы открывается дверь. Нужно потянуть за ручку, нужно набрать код, или, может быть, она сама откроется при вашем приближении. Все вместе это интерфейс дома.
Что общего в этих четырех примерах? Всегда есть что-то, с чем хочется взаимодействовать (вы, телефон, собака, дом). Интерфейс – это все те возможности взаимодействия с чем-то, которые имеются у этого чего-то «снаружи».
Ключевое слово здесь «снаружи». Когда говорят об интерфейсе чего-то, подразумевают, что внутреннее устройство этого чего-то неизвестно и не интересует.
Программа живет в компьютере. Внутри компьютера есть другие программы. Снаружи компьютера есть пользователь (рис. 2.86).
Рис. 2.86. Интерфейс программы
То, что есть у программы, чтобы с ней могли взаимодействовать другие программы, называется программный интерфейс. То, что есть у программы, чтобы с ней мог взаимодействовать пользователь, называется пользовательский интерфейс.
Все вместе они составляют интерфейс программы вообще.
То, что вы видите сейчас на экране перед собой или на рисунке 2.85, – это пользовательский интерфейс вашего прикладного решения.
В нем есть места, на которые можно нажать мышкой, и что-то произойдет. Например, вы уже нажимали на надпись Кабинеты. И есть места, на которые сколько ни нажимай, ничего не произойдет. Например, куда-нибудь на желтую полоску, где нет надписей.
Теперь представьте и мысленно соберите вместе все места, на которые можно нажать, и что-то произойдет. Представили? Вот все это вместе называется командный интерфейс прикладного решения. То есть это часть пользовательского интерфейса, которая состоит только из одних команд.
Команда – это действие, которое может выполнить программа по инициативе пользователя. Например, команда Кабинеты. Когда вы нажимали на эту команду, программа что-то показывала вам на экране.
Теперь наконец-то я могу рассказать вам «правильными словами» о том, что вы делали, когда создавали комнату с номером 101. Какие команды вы выполняли.
Как устроен пользовательский интерфейс?
Пользовательский интерфейс любого прикладного решения «1С:Предприятия» похож на тетрадку с несколькими страницами. Каждая страница этой тетрадки называется раздел (рис. 2.87).
Рис. 2.87. Разделы прикладного решения
Одна страница в этой тетрадке есть всегда. Это первая страница. Она называется основной раздел. Когда вы запускаете прикладное решение, оно всегда открывается на этой странице – на основном разделе (рис. 2.88).
Рис. 2.88. Основной раздел
Другие страницы могут быть, а могут и не быть. Их добавляет разработчик.
Ваше прикладное решение небольшое. Поэтому все, что вы будете делать в этой книге, поместится в основном разделе. То есть на первой странице тетрадки.
Все разделы устроены одинаково. Часть пространства по краям занимают панели (рис. 2.89).
Рис. 2.89. Панель инструментов и панель функций текущего раздела
В вашем случае слева находится панель инструментов. С ее помощью вы можете посмотреть, например, самые важные для вас команды, которые вы сохранили в избранном. Можете посмотреть, когда и какие данные вы изменяли в программе. Можете найти что-то.
Сверху находится панель функций текущего раздела. В ней платформа показывает команды, с помощью которых вы можете работать с данными. Помните? С помощью команды Кабинеты вы добавили кабинет с номером 101.
ПОДРОБНЕЕ И пользователь, и разработчик могут менять состав и расположение панелей. Вы этим заниматься не будете, но если вам интересно, то вы можете почитать об этом в документации и на сайте:
|
Самая большая, центральная, часть раздела называется рабочая область (рис. 2.90).
Рис. 2.90. Рабочая область
Рабочая область – это основное место, в котором происходит вся работа с данными. В рабочей области платформа показывает формы.
ПОДРОБНЕЕ Подробнее вы можете почитать про интерфейс в документации «Руководство разработчика 8.3. Глава 3. "Интерфейс приложения"». |
Что такое формы?
Формы вы уже видели. Можете посмотреть на них еще раз. Выполните команду Кабинеты. В рабочей области появится форма (рис. 2.91).
Рис. 2.91. Форма в рабочей области
А теперь откройте элемент, который называется 101. Чтобы это сделать, дважды щелкните мышью на строке.
Откроется новое окно, и в нем тоже будет форма (рис. 2.92).
Рис. 2.92. Форма в отдельном окне
Закройте эту форму.
Форма – это элемент пользовательского интерфейса. Она показывает данные в том виде, который удобен пользователю. Для чего удобен? Для того чтобы просмотреть, какие данные есть, изменить их, удалить их или добавить новые данные.
Я уже говорил: после того как вы добавили в конфигурацию справочник Кабинеты, все остальное платформа сделала за вас сама. В том числе, когда в режиме 1С:Предприятие вы выполняете разные команды, она сама автоматически создает все нужные формы. И вам их показывает. Такие формы называют автогенерируемыми.
Откуда платформа знает, какие нужны формы? Оказывается, для каждого объекта конфигурации уже заранее известно, какие формы могут потребоваться. Например, для справочника могут потребоваться всего 5 различных форм. Они полностью обеспечат 99 % всех ваших потребностей. И все эти формы платформа умеет создавать сама, без вашего участия. Но если вдруг вы захотите чего-то особенного, тогда вы можете создать собственную форму и пользоваться ей.
Не все 5 форм справочника требуются одинаково часто. Активно, практически всегда, используются только две формы. Остальные используются гораздо реже.
Обе эти формы вы как раз и видели. Одна из них называется форма списка (см. рис. 2.91), а другая – форма объекта (см. рис. 2.92). Для чего они нужны?
Это очень легко понять, если представить, что справочник – это школьный класс. Все ученики, которые есть в классе. А каждый отдельный ученик – это элемент справочника. Объект данных, как вы называли его раньше.
Тогда форма списка – это групповая фотография класса. А форма объекта – это индивидуальное фото, на котором только один ученик (рис. 2.93).
Рис. 2.93. Форма списка и форма объекта
В чем разница между этими двумя фотографиями?
Групповая фотография нужна, чтобы посмотреть на всех учеников. При этом вам не будут видны все детали про каждого ученика. Какие у него ботинки или брюки. Потому что его закрывает стоящий перед ним ученик. Но главное, что вы, глядя на эту фотографию, точно можете отличить одного ученика от другого. Потому что вы видите лицо каждого из них.
А на индивидуальной фотографии ученика вы видите абсолютно все детали. Как он одет, какая у него обувь, и так далее.
То же самое и с формами. Форма списка может не показывать абсолютно всю информацию про каждый из элементов. Но зато она позволяет просмотреть все элементы и точно отличить один элемент от другого.
Форма объекта, напротив, показывает всю информацию, которая известна про объект, и позволяет эту информацию изменять.
Посмотрите на свое прикладное решение. В панели функций текущего раздела сейчас есть две команды. Одна – это команда Кабинеты. Она открывает форму списка справочника Кабинеты. Для каждого справочника платформа автоматически создает одну такую команду и помещает ее в командный интерфейс (рис. 2.94).
Рис. 2.94. Команда перехода к списку
Потом, когда вы в форме списка нажимаете Создать или дважды щелкаете мышью по существующему элементу, платформа открывает форму объекта. Для того чтобы вы могли создать новый объект. Или для того чтобы вы могли изменить данные уже существующего элемента справочника.
Все это вы помните. Все это вы делали, когда создавали кабинет с номером 101.
Получается, чтобы добавить новый элемент, нужна такая последовательность действий:
- нажать Кабинеты и открыть форму списка;
- нажать Создать и открыть форму нового элемента;
- ввести данные и нажать Записать и закрыть.
Не очень удобно. Особенно неудобно это тогда, когда новые элементы вам нужно добавлять часто и их много.
Чтобы посмотреть другой вариант, закройте форму списка. Для этого нажмите на крестик в правом верхнем углу формы (рис. 2.95).
Рис. 2.95. Закрыть форму
Теперь прикладное решение выглядит так, как будто вы его только что запустили.
Так вот. У справочника есть еще одна команда. Она называется «открыть форму нового элемента». Платформа сама, автоматически, не помещает эту команду в интерфейс. Но вы можете сделать это самостоятельно. И вы это уже сделали (см. рис. 2.84).
Именно поэтому в вашей панели функций текущего раздела появилась кнопка Создать. Если вы нажмете на нее, то увидите команду Кабинет (рис. 2.96).
Рис. 2.96. Команда «Кабинет»
Можете нажать на нее, и откроется форма нового элемента справочника.
Ничего не меняйте и просто закройте эту форму.