Механизмы совершенствования системы взаимодействия органов власти и социально ориентированного бизнеса в г. Иркутске
Для развития социального предпринимательства в городе Иркутске и Иркутской области, формирования взаимовыгодной системы отношений органов власти и социально ориентированного бизнеса предлагается создать комплексный рабочий инструмент на уровне региональной власти. Он включает в себя определенные механизмы:
1. Составление реестра субъектов социального предпринимательства, то есть перечня СП организаций, действующих в городе Иркутске (Иркутской области) на базе Фонда «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области». Реестр предполагается формировать по критериям, закрепленным в п. 7.4.1 Приказа Минэкономразвития РФ от 25.03.2015 №167.
2. Формирование социально предпринимательского сообщества для взаимодействия заинтересованных лиц по актуальным вопросам законодательства, по проблемам создания своего социального бизнеса и путям их решения, взаимодействия с органами муниципальной и региональной власти. Такое сообщество должно стать основой для формирования социально предпринимательской сети, объединяющей социальных предпринимателей, их поставщиков, потребителей и покупателей продукции, инвесторов, представителей НКО, СМИ и т.д.
3. Формирование перечня (банка) социальных идей для потенциальных социальных предпринимателей. Он должен быть сформирован также на базе Фонда ЦПП Иркутской области и представлять список возможных направлений, сфер, в которых будет востребован социально ориентированный бизнес.
4. Составление карты бизнеса МО с указанием проблемных сфер территорий, свободных социально-экономических ниш, на основе статистической информации муниципальных и региональных органов власти. Данная карта должна приниматься совместно представителями власти, экспертными фондами и организациями при участии заинтересованных предпринимателей.
5. Дальнейшая работа на региональном уровне по актуализации и утверждению дорожных карт развития социального предпринимательства в муниципальных образованиях Иркутской области. Составление карт бизнеса МО (пункт 4) будет являться последующим шагом одного из пунктов дорожных карт: выявления проблем территорий МО.
6. Формирование концепции развития социального предпринимательства в Иркутской области, включающей следующие положения: 1) общая информация о концепции, правовые основы её разработки, понятие и критерии социального предпринимательства; 2) проблемы развития социального предпринимательства, какие задачи СП может решать, какие сферы СП востребованы в Иркутской области и её МО; 3) цели и задачи развития СП; 4) механизмы и инструменты реализации концепции; 5) заключительные положения.
7. Создание в перспективе непостоянной или постоянной структуры по вопросам развития социального предпринимательства на региональном уровне. Даная структура может входить в состав Министерства экономического развития или сформироваться в виде отдельного отдела (управления) при Губернаторе и Правительстве Иркутской области.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование социально предпринимательских подходов в смягчении или решении наиболее острых социальных проблем конкретной территории сегодня в условиях кризисной ситуации особенно актуально по всему миру. Социальное предпринимательство в России – сравнительно новое явление, однако оно уже зарекомендовало себя как эффективный механизм снижения социальной напряженности в обществе, повышения качества и уровня жизни населения. Поэтому сегодня становится необходимым оказание полноценной поддержки данной сферы со стороны государства, выстраивание взаимовыгодной системы отношений между органами власти и социально ориентированным бизнесом в целях сбалансированного развития территории.
В работе мы провели анализ и обобщили терминологические наработки зарубежных и отечественных научных исследователей, определили основные характеристики и сущность понятия социального предпринимательства. Мы пришли к выводу, что СП сегодня уже стало самостоятельным институтом, который от традиционного бизнеса отличает наличие социальной миссии, а от НКО – самоокупаемость.
В ходе анализа нормативно-правовой базы РФ было выявлено отсутствие законодательного закрепления понятия социального предпринимательства, осуществление его поддержки косвенно через НПА в области малого и среднего бизнеса и социально ориентированных НКО. Вместе с тем потребность в законодательном регулировании на федеральном уровне данной сферы сегодня существует, поскольку это будет способствовать появлению новых социальных предприятий, трансляции СП идей в обществе, привлечению к совместной работе всех заинтересованных сторон, оформлению государственной поддержки.
За девять лет с момента появления первых обсуждений темы социального предпринимательства в России, сфера претерпела значительные позитивные изменения: появились многочисленные жизнеспособные социальные инициативы, оформилась активная негосударственная поддержка данной сферы и заинтересованность населения. Важным этапом её развития стало понимание органами власти необходимости взаимодействия с социальным бизнесом, которое, однако, проявляется не на всех уровнях власти и не во всех регионах. Это обуславливается различием в культурных, институциональных, территориальных особенностях конкретного региона или муниципального образования.
В Иркутске исторически сложились предпосылки развития сферы социально ориентированного бизнеса и сегодня они выражены в развитых ценностных ориентациях предпринимателей, инициативности и нацеленности наиболее активных из них на улучшении условий местных сообществ. К настоящему моменту в нашем городе успешно действуют социальные предприятия по направлениям дошкольного образования, оказания социальных услуг и другие, появляются новые социально-значимые проекты. Социальные предприниматели Иркутска могут найти поддержку в начинании и развитии своего социального дела как со стороны негосударственных структур: ЦИСС при ИГУ, ЦПП Иркутской области, конкурсы и гранты; так и со стороны органов региональной и муниципальной власти в составе поддержки малого и среднего бизнеса и социально ориентированных НКО: предоставление субсидий на конкурсной основе, инфраструктурная и консультационная поддержка и т.д.
Тем не мене, в ходе анализа мы выявили, что на пути успешного взаимодействия органов власти и социально ориентированного бизнеса в Иркутске существуют субъективные и объективные проблемы. На муниципальном уровне – это незаинтересованность местной власти в развитии сферы СП, что обуславливается: 1) информационным барьером: разобщенность социальных инициатив в городе, несформированность единого СП пространства, отсутствием статистического учета социальных предприятий. 2) административным барьером: затратность поддержки социальных предпринимателей, сложность бюрократических процедур. 3) комплексом субъективных причин: наличие более актуальных проблем в городе, разобщенность городской и областной администрации. На региональном уровне при существующей заинтересованности и осуществлении первоначальных шагов в области поддержки социального предпринимательства также существуют свои проблемы: зависимость продвижения инициативы от заинтересованности конкретного человека и бюрократические преграды.
Для решения данных проблем и развития сферы социального предпринимательства в г. Иркутске предлагается создание комплексного рабочего инструмента на уровне региональной власти. Он включает в себя комплекс взаимосвязанных механизмов по совершенствованию системы взаимодействия органов власти и социально ориентированного бизнеса.
Во-первых, это проведение грамотной информационной работы: составление реестра социальных предпринимателей и создание сообщества для их взаимодействия. Данные механизмы помогут решить первую проблему – будут способствовать созданию единого социально предпринимательского пространства в городе, оформлению сферы СП, что является важным шагом в становлении равноправного взаимодействия её субъектов с органами власти.
Во-вторых, это определение приоритетных социальных проблем и сфер, где возможно приложение усилий социальных предпринимателей: формирование из актуальных социальных проблем банка социальных идей для потенциальных социальных предпринимателей и составление карты бизнеса муниципальных образований, где будут перечислены потребности территории, незанятые ниши и т.д. Механизмы чёткого формулирования проблемных сфер территории позволят отчасти преодолеть административный барьер посредством формирования точечного запроса для субъектов СП с выделением субсидий, а также будут способствовать появлению новых социальных проектов.
В-третьих, на региональном уровне необходимо продолжать дальнейшую работу, связанную с утверждением дорожных карт по развитию СП в муниципальных образованиях Иркутской области, осуществлять мониторинг их работы и эффективности. На сегодняшний день, это наиболее реальный и эффективный механизм, предполагающий совершенствование взаимодействия муниципальной власти и социально ориентированного бизнеса.
В-четвертых, следующим закономерным шагом будет формирование концепции (а в дальнейшем и стратегии) развития социального предпринимательства на территории Иркутской области. Наличие целевых показателей и конкретных механизмов её реализации позволит повысить интерес к сфере СП со стороны органов муниципальной власти, населения, потенциальных субъектов СП.
И, наконец, в перспективе решающим шагом станет создание постоянной или непостоянной структуры по вопросам развития социального предпринимательства на региональном уровне. Формирование самодостаточной системы, напрямую занимающейся вопросами развития сферы СП, позволит существенно сократить административные барьеры по вопросам поддержки социальных предпринимателей, уменьшит её зависимость от конкретных людей.
Предложенные нами механизмы по совершенствованию системы взаимодействия органов власти и социально ориентированного бизнеса могут успешно применяться как в совокупности, посредством поэтапного их внедрения, так и при отдельном, точечном их использовании. Универсальность и эффективность отдельных механизмов обуславливается возможностью их включения в работу по развитию сферы социального предпринимательства любого муниципального образования (в том числе города Иркутска), а рабочего инструмента в целом – в постановке стратегических задач развития СП пространства в Иркутской области.
В ходе работы были получены следующие результаты: в городе Иркутске в связи с особым отношением муниципальной власти к поддержке новых явлений, требуется развивать сферу через региональные инструменты, при этом в первую очередь, уделяя внимание преодолению информационных барьеров. В перспективе последовательное формирование единой социально предпринимательской сферы в Иркутске при поддержке негосударственных фондов и региональной власти будет являться одни из необходимых условий для равноправного партнерского взаимодействия муниципальной власти и субъектов социального предпринимательства.