II. Упражнение в распознавании числа глаголов.
1. Угадать предмет по действиям. Записать слова.
1) Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)
2) Висит груша – нельзя скушать. (Лампочка.)
3) Пыль увижу – заворчу, заверчу и проглочу. (Пылесос.)
4) Что всегда идет, а с места не сойдет? (Часы.)
– Объяснить правописание слов.
– Какой частью речи являются записанные слова?
– Какое слово лишнее? Почему?
2. Подберите к каждому существительному подходящий по смыслу глагол.
– В каком числе будут стоять глаголы? Что помогает ответить на этот вопрос?
– На какие вопросы отвечают глаголы в единственном числе? Во множественном числе?
– Каким членом предложения может быть глагол?
III. Наблюдение над синтаксической ролью глагола.
У п р а ж н е н и е 250, с. 7 – коллективное выполнение.
– Составить 3 предложения, в которых глагол отвечает на вопрос что делает?, а имя существительное – на вопрос кто?.
Записываются лучшие предложения и разбираются по членам.
– Какой частью речи выражено подлежащее? Сказуемое?
– Каким членом предложения являются глагол?
– Сделайте свой вывод.
В ы в о д: глаголы в предложении бывают сказуемыми.
– Чаще всего глагол бывает сказуемым, но может быть и другим членом предложения.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а с г л а г о л а м и
Покачайтесь, Приседайте, приседайте,
Покружитесь, Пошагайте, пошагайте,
Потянитесь, Встаньте на носок, на пятку,
Распрямитесь. Поскачите-ка вприсядку.
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И писать, друзья, начните.
IV. Упражнение в правильном употреблении формы числа глагола в тексте.
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а
Списать текст, употребив глаголы в нужной форме. Вставить пропущенные буквы. Указать число глаголов.
I вариант В мае в л..су (цветёт, цветут) черемуха. Б..р..га руч..ёв (ж..лтеет, ж..лтеют) от зол..тых лютиков. | II вариант На д..рев..ях (распускается, распускаются) листва. Солнце и тёплый вет..р (греет, греют) землю. |
(Можно предложить разобрать первые предложения по членам и частям речи.)
V. Итог урока.
– Что такое глагол?
– Как изменяются глаголы?
– Какую роль играют глаголы в речи?
– Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
Домашнее задание:упражнение 248, с. 6.
У р о к 86
звонкие и глухие согласные звуки
Цели: развитие умения различать парные звонкие и глухие согласные, анализировать звуковой состав слова.
Ход урока
I. Работа над темой.
1. Учитель читает стихотворение А. Барто.
Левой, правой! Левой, правой!
На парад идет отряд,
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад.
Барабанит, барабанит,
Полтора часа подряд.
– Услышали ли вы бой барабана?
– А в каких словах это особенно слышалось? (Барабанит, барабанит.)
– Повторением какого звука передается барабанный бой? (Повторением звука [б].)
– Ну-ка еще раз ударим в барабан: б-б-б…
– Звонко бьет наш барабан, и помогает ему в этом звонкий звук [б].
– Но дальше случилось вот что:
Левой, правой! Левой, правой!
Барабан уже дырявый.
– Изменятся ли удары барабана?
– Будут ли они звучать звонко? (Удары барабана станут звучать не звонко, а глухо.)
– Попробуйте изобразить их. ([П-п-п].)
– Сравните звуки [б] и [п].
– Что заметили? (Звук [б] произносится с голосом, а звук [п] – без голоса.)
– Как называются согласные, которые произносятся с «выключенным» голосом и состоят только из шума? (Глухие.)
– Как называются согласные, которые произносятся с участием звука? (Звонкие.)
– Назовите тему нашего урока. (Звонкие и глухие согласные звуки.)
– Ваша задача – учиться различать звонкие и глухие согласные звуки.
2. И г р а «Рассели двойняшек». (Приложение 5.)
– Перед вами двухэтажный дом. Пока в этом доме будут жить только двойняшки.
– Сколько квартир на первом этаже? (6.)
– Эти квартиры займут глухие согласные, а над каждым из них, на втором этаже, – его пара: звонкий согласный. Для них есть специальные буквы. Расселите «двойняшек» по квартирам.
Если дети затрудняются выполнить задание, первую пару может вписать учитель.
– Что можно сказать об этих согласных? (Они парные.)
Записать эти пары в тетрадь.
– Сколько согласных букв в алфавите? (21.)
– Сколько согласных букв вы записали? (12.)
– Куда же поселить остальные согласные?
– Что вы о них можете сказать? (Есть непарные звонкие и непарные глухие согласные.)
– Поселите их в оставшиеся квартиры.
Записать их в тетрадь.
II. Работа с учебником.
У п р а ж н е н и е 265, с. 15 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
Упражнение выполняется в соответствии с заданием.
Дополнительное задание: сделать фонетический разбор слова земляника.
III. Фонетические загадки.
1) Как звали миленькую кудрявую собачку, которая проспала 100 лет вместе с прекрасной принцессой из сказки? (Пуфф или Буфф.)
2) Кто из них споткнулся о невидимого старика Хоттабыча и шлепнулся на пол? (Мама, папа или бабушка.)
3) С глухим согласным наливаюсь в поле, со звонким сам звеню я на просторе. (Колос, голос.)
4) С глухим шипящим кругл, как мячик, со звонким – как огонь горячий. (Шар, жар.)
5) С М – приятен, золотист,
Очень сладок и душист.
С буквой Л зимой бывает,
А с весною исчезает. (Мед, лед.)
Записать слова-отгадки. Подчеркнуть буквы, обозначающие парные звонкие согласные.
IV. Итог урока.
– На какие две группы можно разделить согласные? (Звонкие и глухие.)
– На какие две группы можно разделить и звонкие, и глухие согласные? (Парные и непарные.)
Домашнее задание:упражнение 260 на с. 11 и упражнение 264 на с. 14.
У р о к 87
парные согласные звуки на конце слов
Цели: ознакомление учащихся с особенностями проверяемых и проверочных слов; развитие умения сопоставлять произношение и написание слов.
Ход урока
I. Минутка чистописания.
Н а д о с к е з а п и с ь:
Сад, гриб, этаж, рукав, глаз, шаг.
– Чем похожи эти слова между собой? (На конце слов буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки.)
– Составьте различные цепочки из этих букв и напишите целую строчку.
дбжвзг гдбжвз…
II. Работа над темой.
Запишите слова, которые мы использовали во время минутки чистописания.
сад
гриб
этаж
рукав
глаз
шаг
– Какие согласные стоят на конце данных слов?
– Какие звуки слышатся при произнесении?
– Что заметили? (При произнесении слышатся глухие парные согласные звуки. Написание расходится с произношением.)
– Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов? (Подобрать проверочные слова.)
– Подберите проверочные слова и напишите их рядом через черточку.
сад – сады
…
– Подчеркните в проверочном слове букву, обозначающую парный согласный одной чертой, а букву, которая стоит после парных согласных, – двумя чертами.
– Какие слова могут быть проверочными? Что заметили? Какой вывод можно сделать?
Вывод: чтобы проверить написание слов с парными согласными на конце, нужно изменить их так, чтобы после согласного стоял бы гласный.
– Сравните свой вывод с правилом в учебнике на с. 17.
– Буква, обозначающая согласный звук в конце слова, – это орфограмма.
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лед – на льды, –
Будешь грамотным и ты.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
III. Работа с учебником.
У п р а ж н е н и е 269, с. 17 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
– Какие слова являются проверяемыми, а какие – проверочными? Почему?
– Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий парный согласный, вы приседаете, если начинается на глухой парный согласный, вы хлопаете в ладоши.
Слова: зайка, сайка, Федя, Вова, трава, дрова, дверь, зверь, деньки, тень, фонарь, велосипед, голубь, жить, шило.
IV. Игры.
1. И г р а «Баскетбол».
Слова-«мячики» с проверяемыми парными звонкими и глухими согласными забросьте в корзину, называя проверочные слова. Сколько набрано очков? (Приложение 6.)
(Слова-«мячи» могут быть развешаны по классу.)
2. П р о ч и т а й т е. В каждой цепочке слов найдите одно лишнее. Обоснуйте свой ответ.
Это задание можно выполнить по группам.
мак луг суп рак
чиж чад жук дуб
точка дочка печка качка
В а р и а н т о т в е т а:в первой цепочке лишнее слово «луг», так как все слова оканчиваются на глухой согласный, а слово «луг» – на звонкий.
V. Итог урока.
– С какой орфограммой познакомились?
– Как проверить парный согласный на конце слов?
Домашнее задание:упражнения 270, 271, с. 17–18.
У р о к 88
правописание парных согласных
на конце слов
Цели: развитие умения сравнивать произношение и написание слов, подбирать проверочные.
Ход урока
I. Минутка чистописания.
Н а д о с к е з а п и с ь:
Лес, ландыш, жук, пилот, жираф, сноп.
– Чем похожи эти слова между собой? (На конце слов буквы, которые обозначают глухие согласные звуки.)
– Составьте различные цепочки из этих букв и напишите целую строку.
сшктфп псшктф…