III. Упражнение в постановке ударения в словах.
1. З а п и с ь н а д о с к е.
Косит косец, а зайчишка косит.
Трусит трусишка, а ослик трусит.
– Расставить ударения так, чтобы предложения легко читались. Списать предложения, разделить слова на слоги. Назвать гласные в словах в слабой (сильной) позиции.
– Я буду называть слова, а вы – приседать столько раз, сколько в слове слогов. Но приседать будут дети первого ряда, если первый слог ударный, второго – если ударный второй слог, третьего – третий слог.
Малина, курица, строка, телевизор, грядка, тетрадь, уши, цвет, карандаш и др.
2. Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
Упражнение 48, с. 29 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
IV. Итог урока.
– О чем говорили сегодня на уроке?
– Что нового узнали?
Домашнее задание:упражнение 49, с. 30.
У р о к 15
деление слов на слоги.
ударные и безударные слоги
Цели: углубление представления детей об особенностях ударного слога и роли ударения в речи.
Ход урока
I. Минутка чистописания.
1) – Определите букву, которую мы будем сегодня писать. Это гласный звук, обозначающий мягкость согласного. Какая это буква? В каком слове она находится?
З а п и с ь н а д о с к е:
Енот, елка, маяк, льет, мёд.
– Сегодня мы будем писать букву ё. В слове «мёд» она обозначает мягкость согласного.
Учитель на доске показывает написание буквы, дети записывают в тетради.
2) Какой порядок букв представлен в следующей цепочке:
оё ооёё оооёёё?
Написать эту цепочку букв до конца строки в указанной последовательности.
– Что общего между о и ё?
– Что еще вы можете рассказать о звуках, которые обозначаются буквой ё?
II. Словарно-орфографическая работа.
1. Н а д о с к е с л е д у ю щ а я з а п и с ь:
12 1 26 1 (каша)
16 3 7 19 ( ? )
– Определите способ кодирования слова каша. С его помощью найдите новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке.
(Каждое число обозначает порядковый номер букв в алфавите. Числа второго ряда обозначают буквы о в ё с. Получилось слово «овёс».)
Записать это слово.
– Что такое овёс?
– Овёс – это злаковое растение, зерна которого используют на корм лошадям и для изготовления крупы.
Это интересно
Овёс когда-то был сорной травой, сорняком. Дикий овёс засорял посевы пшеницы, и в северных районах часто ее вытеснял. Однако во многих странах: Англии, Германии и др. – из этого злака готовили овсяную кашу. Там она стала утренней здоровой, очень полезной пищей. В России издавна готовили из овса кисель. В отличие от сладких фруктовых киселей овсяный кисель кислый. От него пошло общее название всех прочих киселей.
– Составьте схему этого слова по системе СУО.
– Какой слог ударный?
– Что можно сказать об ударении? (Ударение в этом слове ставить не нужно.) Почему?
– В каких еще словах не нужно ставить знак ударения? (В односложных.) Почему?
2. П р о ч и т а й т е п о с л о в и ц ы, з а п и с а н н ы е н а д о с к е:
Сей овёс в грязь, будешь князь.
Овёс любит хоть воду, да в пору.
Сей овёс, когда босая нога на пашне не зябнет.
Овёс и сквозь лапоть прорастает.
– О каких новых качествах овса вы из них узнали?
(Чтобы овёс дал хороший урожай, надо его сажать вовремя, когда в земле много влаги. Овёс – неприхотливое растение. Его ростки могут пробиться даже сквозь твердую землю.)
– Написать одну из данных пословиц по памяти.
Дети читают и запоминают пословицы. Затем учитель закрывает доску. После того как ученики записали пословицу, можно открыть доску и проверить правильность выполнения задания.
– Какое задание можно предложить к пословицам?
(Разделить на слоги, расставить в словах ударения, определить части речи.)
– Сегодня мы продолжим упражняться в делении слов на слоги и постановке ударений в словах.
– Внимательно посмотрите на слова (они могут быть написаны на доске, или учитель может показывать карточки с этими словами). Если я покажу на слово, в котором безударная гласная е, вы поднимаете правую руку и приседаете. Если увидите слово с любой другой гласной, поднимаете левую руку и прыгаете на месте.
Слова: вода, следы, шаги, леса, солить, число, село, звонил, речной, земля, слоны, трава, сосна.
– Сколько слов с безударной гласной е в этом ряду?
III. Работа с учебником.
Упражнение 52, с. 31 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
– Проверьте в этих словах безударные гласные.
– Что о них можете сказать? (Их написание расходится с произношением.)
– Как проверить безударные гласные? (Подобрать проверочные слова.)
– Как быть с теми словами, к которым нельзя подобрать проверочные слова? (Написание запомнить.)
IV. Итог урока.
Домашнее задание:упражнение 56, с. 33.
У р о к 16
деление слов на слоги
Цели: развитие умения делить слова на слоги, составлять из слогов слова.
Ход урока