Оценка потенциала и конкурентоспособности фирмы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Оценка потенциала и конкурентоспособности фирмы
Направление подготовки:080100 «Экономика»
Магистерская программа:080100.68.01 «Экономика инноваций и финансовый консалтинг»
Квалификация (степень) выпускника:магистр экономики
Форма обучения:очная
Санкт-Петербург
Г.
1. Место дисциплины в структуре ООП ВПО.
Дисциплина «Оценка потенциала и конкурентоспособности фирмы» относится к вариативной части профессионального цикла М2.В. (дисциплины по выбору) основной образовательной программы подготовки бакалавров по профилю 1.080100.01 «Экономика инновационной деятельности и финансовый консалтинг» в рамках направления 080100 – «Экономика».
Номер дисциплины по учебному плану – М2.В.1.2.
Дисциплина даёт студентам достаточно полное представление об особенностях конкурентной среды предприятия, его экономическом потенциале и конкурентоспособности, а также о методах оценки конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Изучение дисциплины базируется на полученных ранее студентами знаниях в ходе изучения по бакалаврским программам таких дисциплин как экономическая теория, экономика отрасли, комплексный экономический анализ и маркетинг.
Для активного закрепления знаний и получения навыков их практического применения предусматриваются аудиторные практические занятия, а знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплины, могут быть использованы при написании магистерской диссертации и в профессиональной деятельности.
2.Цели и задачидисциплины
Предметом дисциплины являются экономический потенциал организации и ее выпускаемая продукция.
Цельюдисциплины является формирование у студентов профессиональных знаний в области оценки конкурентоспособности фирмы.
Задачамипреподавания дисциплины, связанными с ее содержанием, являются:
- изучение методов оценки потенциала фирмы;
- овладение навыками анализа конкурентоспособности;
- освоение методов повышения конкурентоспособности фирмы и ее экономического потенциала.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПК-00,ПК-11,ПК-12,ПК-13,ПК-14.
В результате освоения содержания дисциплины студент должен:
знать:
- экономический потенциал фирмы, его структуру и методы оценки;
- основные подходы к оценке конкурентоспособности предприятия;
- основные подходы к оценке конкурентоспособности продукции;
уметь:
-- выбирать типовые инструменты для оценки конкурентоспособности;
- формировать структуру экономического потенциала организации и проводить его оценку;
владеть:
- навыками сбора и анализа информации для определения конкурентоспособности продукции;
- стратегией и инструментами повышения конкурентоспособности;
4. Объем дисциплины и виды учебной работы в соответствии с учебным планом
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | ||||
Аудиторные занятия (всего) | ||||||
В том числе: | ||||||
Лекции (Л) | ||||||
Практические занятия (ПЗ) | ||||||
Семинары (С) | ||||||
Лабораторные работы (ЛР) | ||||||
Из них в интерактивных формах | ||||||
Самостоятельная работа (СР) (всего) | ||||||
В том числе: | ||||||
Курсовой проект (работа) (КП), (КР) | | |||||
Расчетно-графические работы (РГР) | ||||||
Реферат (Р) | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа | ||||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | Зач/оц | Зач/оц | ||||
Общая трудоёмкость, часы | ||||||
Общая трудоемкость, зачётные единицы |
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание дисциплины и распределение часов
№ п/п. | Наименование и № раздела дисциплины | Л | ПЗ | ЛЗ | СЗ | СР | Все-го |
Курс 1. Оценка потенциала и конкурентоспособности фирмы | - | ||||||
Оценка экономического потенциала организации №1.1 | - | - | - | ||||
Оценка конкурентоспособности предприятия №1.2 | - | - | - | ||||
Оценка конкурентоспособности продукции №1.3 | - | - | - | ||||
Курсовая работа | - | - | - | - |
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми
(последующими) дисциплинами
Курс 1. Экономика машиностроения
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | №№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | ||||||
Введение. | 1.1. | 1.2. | 1.3. | 1.4. | Заключение. | |||
1. | Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия | + |
Содержание учебного материала
Лекции
Лекционные занятия не предусмотрены
Практические занятия
Курс 1. Оценка потенциала и конкурентоспособности фирмы – 32 часа.
Лабораторные занятия
Лабораторные занятия не предусмотрены.
Семинары
Семинары не предусмотрены
Курсовые проекты (работы)
В рамках обучения по дисциплине предусмотрена курсовая работа, целью которой является систематизация, расширение и закрепление знаний общей трудоемкостью 36 часов.
Задание на курсовую работу выдается на первом занятии. Курсовая работа должна быть представлена к защите на последнее занятие в виде расчетно-пояснительной записки, оформленной в соответствии с требования к оформлению:
· формат листов А4;
· шрифт текста Times New Roman 12;
· шрифт заголовков Times New Roman 14
· междустрочный интервал 1,5;
· поля: левое – 3см., правое – 1,5 см., верхнее – 2 см., нижнее – 2 см;
· выравнивание «по ширине»;
· нумерация страниц;
· нумерация таблиц и рисунков;
· ссылки на литературу;
· работа предоставляется в сшитом виде.
Курсовая работа может быть выполнена по теме инициированной магистрантом или по одной из следующего списка:
1. Совершенствование методов оценки конкурентоспособности продукции.
2. Совершенствование методов оценки конкурентоспособности предприятия.
3. Диверсификация производства как фактор повышения потенциала и конкурентоспособности предприятия. Оценка конкурентоспособности продукции.
4. Интеграция как фактор повышения потенциала и конкурентоспособности предприятия. Оценка конкурентоспособности продукции.
5. Модернизация и обновление производства как фактор повышения потенциала и конкурентоспособности предприятия. Оценка конкурентоспособности продукции.
6. Подходы к оценке производственного потенциала. Оценка конкурентоспособности продукции.
7. Подходы к оценке трудового потенциала. Оценка конкурентоспособности продукции.
8. Человеческий капитал, оценка его влияния на потенциал и конкурентоспособность организации.
6.6. Домашние задания
Домашние задания не предусмотрены.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Оценка потенциала и конкурентоспособности фирмы
Направление подготовки:080100 «Экономика»
Магистерская программа:080100.68.01 «Экономика инноваций и финансовый консалтинг»
Квалификация (степень) выпускника:магистр экономики
Форма обучения:очная
Санкт-Петербург
Г.
1. Место дисциплины в структуре ООП ВПО.
Дисциплина «Оценка потенциала и конкурентоспособности фирмы» относится к вариативной части профессионального цикла М2.В. (дисциплины по выбору) основной образовательной программы подготовки бакалавров по профилю 1.080100.01 «Экономика инновационной деятельности и финансовый консалтинг» в рамках направления 080100 – «Экономика».
Номер дисциплины по учебному плану – М2.В.1.2.
Дисциплина даёт студентам достаточно полное представление об особенностях конкурентной среды предприятия, его экономическом потенциале и конкурентоспособности, а также о методах оценки конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Изучение дисциплины базируется на полученных ранее студентами знаниях в ходе изучения по бакалаврским программам таких дисциплин как экономическая теория, экономика отрасли, комплексный экономический анализ и маркетинг.
Для активного закрепления знаний и получения навыков их практического применения предусматриваются аудиторные практические занятия, а знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплины, могут быть использованы при написании магистерской диссертации и в профессиональной деятельности.
2.Цели и задачидисциплины
Предметом дисциплины являются экономический потенциал организации и ее выпускаемая продукция.
Цельюдисциплины является формирование у студентов профессиональных знаний в области оценки конкурентоспособности фирмы.
Задачамипреподавания дисциплины, связанными с ее содержанием, являются:
- изучение методов оценки потенциала фирмы;
- овладение навыками анализа конкурентоспособности;
- освоение методов повышения конкурентоспособности фирмы и ее экономического потенциала.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПК-00,ПК-11,ПК-12,ПК-13,ПК-14.
В результате освоения содержания дисциплины студент должен:
знать:
- экономический потенциал фирмы, его структуру и методы оценки;
- основные подходы к оценке конкурентоспособности предприятия;
- основные подходы к оценке конкурентоспособности продукции;
уметь:
-- выбирать типовые инструменты для оценки конкурентоспособности;
- формировать структуру экономического потенциала организации и проводить его оценку;
владеть:
- навыками сбора и анализа информации для определения конкурентоспособности продукции;
- стратегией и инструментами повышения конкурентоспособности;
4. Объем дисциплины и виды учебной работы в соответствии с учебным планом
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | ||||
Аудиторные занятия (всего) | ||||||
В том числе: | ||||||
Лекции (Л) | ||||||
Практические занятия (ПЗ) | ||||||
Семинары (С) | ||||||
Лабораторные работы (ЛР) | ||||||
Из них в интерактивных формах | ||||||
Самостоятельная работа (СР) (всего) | ||||||
В том числе: | ||||||
Курсовой проект (работа) (КП), (КР) | | |||||
Расчетно-графические работы (РГР) | ||||||
Реферат (Р) | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа | ||||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | Зач/оц | Зач/оц | ||||
Общая трудоёмкость, часы | ||||||
Общая трудоемкость, зачётные единицы |
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание дисциплины и распределение часов
№ п/п. | Наименование и № раздела дисциплины | Л | ПЗ | ЛЗ | СЗ | СР | Все-го |
Курс 1. Оценка потенциала и конкурентоспособности фирмы | - | ||||||
Оценка экономического потенциала организации №1.1 | - | - | - | ||||
Оценка конкурентоспособности предприятия №1.2 | - | - | - | ||||
Оценка конкурентоспособности продукции №1.3 | - | - | - | ||||
Курсовая работа | - | - | - | - |
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми
(последующими) дисциплинами