Процессы политического насилия
Различные модели «революционных процессов» предлагались, к примеру, Хоппером, Бринтоном и Шварцем24. Наиболее строго разработанной является десятистадийная модель, предложенная Шварцем. Об этом процессе говорится, что он начинается с политического отчуждения, сопровождаемого .развитием революционной организации, артикуляцией революционных лозунгов, периодом революционной коалиции и строительства движения, за которым следует период ненасильственной политики, а затем взрыв революционного насилия. Идентифицируются также четыре постнасильственных стадии25. Каузальный анализ количественных данных был использован при попытках детерминировать следствия условий, внесших свой вклад в нестабильность в Латинской Америке. Например, Мидларски и Тантер выведи доказательство того, что иностранное экономическое присутствие ведет к возрастанию уровней экономического развития, что, в свою очередь, имеет своим следствием возникновение революционного насилия26.
Аналитические цели таких моделей различны. Некоторые из них, включая те, что ставили перед собой Хоппер и Бринтон, и идентифицированные в каузальном анализе, являются, в сущности, описанием наблюдаемых или подразумеваемых регулярностей. Надель обращается к положению Бринтона о стадиях революции как к своего рода дефиниции, которая может быть использована для того, чтобы определить, могут ли другие события считаться «революцией», и посредством этого объяснять их27. Модели, подобные той, которую разрабатывает Шварц, имеют имплицитную цель предсказания последствий конкретных условий: если определенный ряд условий содержится в момент времени X, то в момент У вероятно возникновение некоторых специфических условий. Однако в этих моделях редко принимается в расчет более, чем одно или два условия, которые могли бы содержаться в момент X;
об условиях, релевантных для момента X, редко можно сказать, что они релевантны на последующих стадиях и эффекты «обратной связи» от возникновения Уна предшествующих стадиях нечасто удается идентифицировать. В результате в подобных моделях политическое насилие анализируется как некий однонаправленный процесс. Здесь же предпринимается попытка разработать абстрактную модель, которая преодолевает некоторые из этих ограничений. Одно из ее применений заключается в том, чтобы идентифицировать оптимум стратегий для режимов и их оппонентов.
Модель процесса
Модель процесса, изображенная на рис. 26, предполагает существование определенного потенциала коллективного насилия в любой политической общности в любое данное время. Она базируется на десяти каузальных переменных, которые выглядят наиболее приемлемо для краткосрочного изменения, вызванного усилиями либо диссидентов, либо правящих элит. Эта модель не является ни всеобъемлющей, ни достаточно точной; она в лучшем случае предварительная. Нерепрезентативные переменные, такие как историческая величина политического насилия и показатели групповой ценностной мобильности также приемлемы для запланированного или незапланированного изменения, но обычно изменения происходят лишь постепенно и редко являются объектом социальной инженерии со стороны правящих элит или диссидентов. Восемь из десяти каузальных переменных, используемых в модели, оказывают одновременное воздействие на две из первичных переменных. Необходимо отметить, что модель процесса дает возможность оценить и воздействие различных типов политики на потенциал и на величину непосредственно политического насилия, и на влияние этих типов на потенциал последующего насилия. В следующих параграфах связи, показанные в модели процесса протекания насилия, обсуждаются в соотнесении с предшествующими теоретическими аргументами.
При данном наличии потенциала коллективного насилия диссидентам легче всего сфокусировать его на политических целях путем артикуляции новых символических лозунгов, которые предлагают оправдания политического насилия G^.6, JV.7). Обобщенное недовольство может быть одновременно увеличено до той степени, которая обеспечивает оправдания диссидентских лозунгов для новых или интенсифицированных экспектаций (ID.l, ID.2) и определяет средства для их достижения (VE.2). Наиболее потенциально эффективная краткосрочная
+ | за счет D-организаций | Возрастание институциональной R-поддержки | — | ||
<---------------------- | - / | R: Возрастание последовательности санкций | |||
среди неорганизованных групп | |||||
— |