Коерсивные способности режима
Многие детерминанты степени коерсивного контроля идентифицированы в литературе по политическому насилию. Главные переменные, изучаемые здесь: это доля популяции, прямо подвластная аппарату безопасности или правосудия; размеры вооруженных сил и сил безопасности и ресурсы, которыми они располагают; лояльность этих сил режиму; а также жестокость и последовательность санкций.
Масштаб контроля
Необходимым условием коерсивного контроля режима является возможность воздействия активных агентств режима, безопасности и юстиции на все население. В большинстве современных стран масштаб контроля охватывает население всецело: силы безопасности с высокой степенью вероятности знают о всех видах деятельности диссидентов, хотя смогут ли они удержать или захватить диссидентов, это зависит от средств, которые имеются в их распоряжении и от степени сопротивления диссидентов. В некоторых регионах менее развитых обществ и в некоторых уголках более развитых надзор и сдерживание могут оказаться минимальными или несущественными иногда в силу нехватки у режима ресурсов, иногда вследствие труднодоступности, иногда нерадивости исполнителей. Некоторые режимы могут усматривать небольшое преимущество для себя в осуществлении контроля, скажем, над кочевниками или племенными группами в удаленных регионах, который не обещает устранение угрозы безопасности, не обещает дополнительное поступление налогов.
Гипотеза RC.1. Коерсивный контроль режима умеренно изменяется с долей населения, подверженного регулярному надзору и сдерживанию.
Условие, хотя и необходимое для высокого уровня коерсивного контроля, имеет лишь умеренную силу для нынешней эпохи, потому что большинство режимов имеют довольно плотную сеть агентств, осуществляющих контроль во всех более или менее плотно населенных областях.
Решающей детерминантой коерсивного контроля является качество ко- ерсивной деятельности в областях, охваченных сетью контроля режима.
Сдерживание и санкции
«Может ли что-нибудь привести в большее бешенство американца, чем оказаться избитым и подвергнуться тому или иному дурному обращению со стороны властей, которым вверена монополия на использование физической силы для четко выраженной цели его защиты?»8. Этот риторический вопрос может задать кто угодно в любую эпоху. Информативный ответ, поддерживаемый множеством психологических, исторических и сравнительных свидетельств, состоит в том, что угрозы и применение негативных санкций сердят людей тем сильнее, чем менее оправданными считают санкции их жертвы. Налагаемые санкции являются депривациями, угроза санкций эквивалентна понятию предвосхищаемой депривации, естественным эмоциональным ответом на то и другое будет гнев.
Но сами санкции также служат сдерживающим фактором, сдерживающим насильственный отклик на гнев. Если люди предвидят жесткое и конкретное возмездие за объявленные незаконными действия, они, вероятно, будут ограничивать свой гнев в ближайшей перспективе. В отдаленной перспективе, если они считают, что их мотивы к действиям легитимны, они будут пытаться заполучить средства — товарищей, организацию, оружие, — чтобы противостоять жестокости и неизбежности санкций режима. Вывод состоит в том, что чем более жестоки и неизбежны неоправданные санкции, тем больше степень крайних проявлений политического насилия. Однако в ближайшей перспективе угрожаемые и налагаемые санкции имеют криволинейную связь с величиной политического насилия. Люди, подвергаемые умеренным санкциям, не слишком сильно раздражаются из-за них; люди, подвергаемые жестким санкциям, испытывают интенсивный гнев, но со своей стороны удерживаются от санкций в отношении режима и — на протяжении краткосрочного периода — от мести агентам, осуществляющим санкции. Однако если люди испытывают или предвидят санкции промежуточной степени жесткости, их гнев, вероятно, перевесит страх. Такие связи справедливы в отношении санкций режима, вызванных любыми видами деятельности — нарушениями дорожных правил, публичной критикой властвующего режима, запланированным сопротивлением. Режимные санкции особенно сильно воздействуют на людей, обладающих политизированным недовольством. Если эти люди находятся на донасильственной стадии, будучи уже политически неудовлетворенными, но еще недостаточно для того, чтобы предпринять открытую акцию, то дополнительное политическое давление или усиление военного надзора с новыми репрессивными мерами могут увеличить гнев людей до той точки кипения, за которой они взбунтуются. Если коерсивные санкции, запрещающие возмездие, были достаточно жесткими, но затем смягчились, возникновение насильственного сопротивления сохраняет свою вероятность. Если люди уже бунтуют, то санкции режима средней жесткости только интенсифицируют их гнев, и вряд ли вероятно, чтобы такие санкции смогли удержать их: эффект воздействия в этом случае должен быть направлен на то, чтобы интенсифицировать подавление.
Эти закономерности порождают две особые гипотезы. Одна состоит в том, что коерсивный контроль режима изменяется криволинейно в той степени, в какой угроза применения им насильственных санкций представляется вероятной настолько, чтобы вызвать страх перед ними или в большей степени стимулировать к сопротивлению, нежели к ненасильственным санкциям, осуществляемым через рутинные судебные процессы. Степень угрозы — будь то в намерениях режима, или в восприятии населения — не поддается легкой оценке. Однако главной и более легко определяемой детерминантой той степени, в которой диссиденты чувствуют угрозу силы, являются численность и мобильность применяемых для внутреннего использования вооруженных сил и сил безопасности. Предлагаемая связь определяется в гипотезе RC.2: умеренные уровни угрозы, выражаемые в умеренных размерах вооруженных сил и сил безопасности, с большей вероятностью увеличивают раздражение, а следовательно, сопротивление диссидентов при заданном масштабе контроля режима, нежели понуждают их к уступкам.
Гипотеза RC.2. Коерсивный контроль режима криволинейно изменяется с размерами и ресурсами его вооруженных сил и сил внутренней безопасности, имея наименьшее значение, когда размеры и ресурсы находятся на среднем уровне.
Размеры сил должны быть приведены в абсолютных и относительных единицах к общей численности взрослого мужского населения общины. Ресурсы должны быть соотнесены с боевыми возможностями и мобильностью наилучшим образом оснащенных современных сил. Сюда, наряду с силами безопасности, включаются и военные, поскольку во всех или почти во всех странах воинские подразделения время от времени или в большинстве случаев используются для поддержания внутреннего порядка; основным источником силы выступают именно они.
Вторая гипотеза состоит в том, что коерсивный контроль режима криволинейно изменяется по мере изменения жесткости реально применяемых негативных санкций: вероятный эффект применения санкций средней степени жесткости или средней степени угроз скорее уменьшает, чем увеличивает повиновение. Эта связь должна быть применима не только к насильственным санкциям, но и в равной степени к другим видам санкций.
Гипотеза RC.3. Коерсивный контроль режима изменяется криволинейно с жесткостью направляемых режимом санкций, являясь наиболее слабым при средних уровнях жесткости.
Наиболее жесткие санкции — это те, которые депривируют людей по всем наиболее отчетливым ценностям. Наивысшей ценностью для большинства людей в большинстве стран является сама жизнь, но в некоторых странах это может быть честь, идеологическая чистота или свобода (см. главу 2).
Предлагаемые связи схематически изображены на рис. 9. Гипотезы не означают, что, когда силы малы, а санкции мягкие, не случится никакого политического насилия. В такой ситуации политизированное недовольство, вероятно, поведет к политическому насилию на уровне, пропорциональном его интенсивности. Но использование минимальной силы непременно минимизирует эскалацию насилия, особенно в виде беспорядков. Если политизированное недовольство настолько интенсивно и распространено, что ставит под угрозу существование режима, функциональным для режима будет, вероятно, только коерсивный ответ с быстрым увеличением уровня и угроз, и санкций.
i
Низкий (высокий TMPV)
Коерсивный контроль режима
Высокий
(низкий TMPV)______ ._______________________________________
Низкая Высокая