Доктринальные оправдания политического насилия
Концептуальные системы, предназначенные для интерпретации деятельности по поводу неудовлетворенности, заметно изменяются и по содержанию, и по развитию. По своему содержанию они простираются от гандианских доктрин ненасилия до сорелианского представления о насилии как таковом. Они изменяются по степени сложности от тщательно разработанных, сознательно пропагандируемых интеллектуальных структур, обеспечивающим всесторонним Weltanschauung, наподобие маоистской революционной идеологии, до временного сопоставления когнитивных элементов предубеждения к порокам общества, наподобие антипатии мятежников Уотта к белой полиции и безоговорочной веры в слухи о том, что полиция избивает беременных женщин. Эти идеи о насилии могут быть изучены с точки зрения их специфического содержания либо их психологических функций для недовольных, или в соответствии с типами социальных структур, в которые они внедрены, либо групповых интересов, в них выраженных, равно как и с других точек зрения. Этот раздел сосредоточивается на функциях идей о насилии для депрйвированных групп, принимая в расчет их содержание, с тем, чтобы продемонстрировать, как они выглядят с позиций соответствия в положении отдельных групп.
Некоторые функции идеологии революционности
Идеологии — это своеобразные «каркасы сознания», которые дают людям интерпретации мира для того, чтобы действовать в нем1. Политические идеологии, по мнению Дайона, это «более или менее интегрированные системы ценностей и норм, коренящихся в обществе, которые индивиды и группы проецируют на политическую плоскость для того, чтобы способствовать устремлениям и идеалам, которые они намерены ценить в жизни»2. Когда идеациональные системы людей оказываются неадекватными их целям и особенно когда они становятся интенсивно и непопра-
Понятие, введенное Максом Вебером (англоязычный аналог — world view) для обозначения системы убеждений особой социальной группы, которое служит своеобразным «куполом», перекрывающим ее в качестве защиты от окружающего мира. — Примеч. пер.
вимо неудовлетворенными вследствие невозможности достичь своих целей, руководствуясь старыми нормами, они становятся восприимчивыми к новым идеям, оправдывающим различные способы действий. «Обобщенные убеждения» — таков термин Смелзера для новых идей, развивающихся в ситуациях социального напряжения, которыми нельзя управлять в рамках существующих структур деятельности. Такие убеждения мобилизуют людей на коллективные акции путем объяснения неопределенных ситуаций и создания «общей культуры, в рамках которой развиваются лидерство, мобилизация и конкретные действия»3.
Человеческие идеациональные системы, включая политические идеологии, обычно инкорпорируют в себя и нормы о желательности политического насилия. Они не могут запрещать использование насилия как инструмента политической конкуренции или предписывать насилие как исторически оправданный ответ на политическое подавление. Однако в условиях напряженности или неудовлетворенности среди недовольных людей циркулируют новые идеи, которые с большой степенью вероятности предлагают нормативные оправдания насилия. Дайон утверждает, что разрушительное содержание новых идеологий — это выражение предшествующих социальных напряжений и конфликтов, имеющих политическую окраску и каналированных в политическое действие. Он выдвигает гипотезу, что «чем более острыми являются напряженности и конфликты, тем более вероятно появление экстремистских идеологий, которые их выражают»4. Другие интерпретации революционной идеологии атрибутируют ее нормативное оправдание политического насилия тактическим требованиям революционного движения и особенно потребности получения массовой поддержки насилия. Наесс утверждает, что для осуществления «"агрессивных намерений" требуются большее оправдание и рационализация, нежели для осуществления "благожелательных намерений". Техника создания впечатляющих надстроек, состоящих из самоцельных принципов и доктрин, используется для рационализации требований, которые кажутся наиболее легко удовлетворяемыми при помощи борьбы или подавления других людей»5. Лейден и Шмитт делают акцент на руководстве и оправданиях, которые дают революционерам усвоенные ими идеологии. «Каждая революция происходит под воздействием философий, доктрин, планов, мартирологов, которые доступны ее функционерам и совместимы с их взглядами, но каждая революция в изобилии продуцирует и оправдания». Нередко оправдание осуществляется задним числом. «Все революционеры считают необходимым защищать свое дело и консолидировать свои достижения... Продуцируемое оправдание редко бывает искренним»6. Вероятно, поэтому до той степени, в какой революции свершаются через насилие, оправдывающие их идеологии подчеркивают желательность политического насилия в качестве инструмента завоевания революционерами власти.
Большинство участников политического насилия, будь то революционеры или кто-то другой, не забивают свои головы сложными идеологиями. Тонкости оправдания, формулируемые революционными лидерами, доходят до многих из их последователей в виде скоплений фраз, смутных идей и символов. Изучение разнообразных коммунистических движений с применением различных исследовательских методик показывает, что «ядром идеологов выступают изначально немногочисленные профессионалы и интеллектуалы из средних классов, привлеченные идеологическими призывами Маркса; представляется, что на коммунистов из низших классов идеология влияет слабо»7. Лозунги, достаточные для оправдания насилия в глазах многих участников борьбы, могут проистекать из сложных идеологий, но их действенная сила лежит не в самой идеологии, а в релевантности лозунгов восприятию акторами их положения, и в содержащихся в лозунгах намеках на насильственное действие. Берковиц, опираясь на экспериментальные свидетельства, показывает, что простое изречение враждебных слов, заведомо ассоциируемых субъектами с агрессией, имеет тенденцию к повышению уровня их агрессивности. Личность, высказавшая враждебные заявления, может реально обеспечить себя внутренним стимулом, который мржет увеличивать вероятность последующей агрессии»8. Такую функцию для разгневанного человека выполняет повторение вновь и вновь таких лозунгов, как «Свобода! Равенство! Братство!», «Пролетарии всех стран, соединяйтесь, и вам нечего терять, кроме своих цепей!» или «Гори, дитя, гори!». Они выступают мысленным напоминанием о природе и причинах его недовольства и внутренних побуждениях, основанных на воспоминаниях и наблюдениях за тем, как другие используют лозунги для насильственного ответа. Защита Сорелем идеи всеобщей забастовки была запланирована, чтобы дать этот тип лозунга, возбуждающего рабочий класс на насильственные действия. Он рассматривал всеобщую забастовку как миф, «воплощение образов, способные вызвать все чувства, соответствующие различным выражениям войны, предпринимаемой социализмом против современного общества»9. Фанон пытался создать революционный миф из защиты очищающего насилия крестьянских революционеров против колониальных хозяев. «Насилие — это очищающая сила. Она освобождает родину от комплекса неполноценности, от отчаяния и бездействия; оно делает ее бесстрашной и восстанавливает ее самоуважение»10.
Лозунги, облеченные в воспоминания обид и насилия, могут служить оправданию политического насилия не хуже или даже лучше, чем идеологии. Такие лозунги могут порождаться идеологиями, как это было у Сореля или Фанона, или восприниматься недовольными для символизации своих действий, как это было в случае черных мятежников, или возникать из межгрупповой вражды, общепринято именуемой предрассудками. Враждебные аттитюды вдоль линий этнического, политического или классового раскола могут возникать различными путями: из истории группового конфликта, из угрожающих требований предоставить больше привилегий со стороны подчиненной группы или просто из частого контакта между людьми, принадлежащими к различным идеацио- нальным системам и образам жизни (см. главу 5). В силу существования такой межгрупповой вражды сообщение о реальном или воображаемом нападении может дать достаточное оправдание для коллективного насилия. Анализ опрометчивых действий 76 американских расовых бунтов показывает, что 52 из них последовали за реальными или межрасовыми столкновениями или сообщениями о них11. На основе своего исследования поведения толп в Англии и Франции в XVIII и XIX вв. Руде обнаружил, что даже в наиболее спонтанных вспышках обеспечивалось определенное единство с помощью основополагающих убеждений и лозунгов. К примеру, широко распространившиеся мнения о злонамеренности целей противоборствующих групп или ответственности правительств за неудачу попыток смягчения деприваций играли существенную роль в подготовке воинственного климата. Лозунги более прямого и непосредственного характера, такие, скажем, как «Уилкс и свобода!», «Нет папизму и деревянным башмакам!» «послужили объединению самой толпы и направлению ее энергии на точные мишени и цели»12. Резня сторонников коммунистической партии (PKI) в Индонезии в 1965-1966 гг. являла собой современный специфически политический современный пример. Ее отдаленными предшественниками были несколько исторических попыток PKI захватить власть. Более непосредственной причиной ее было одобрение, данное PKI своим последователям в 1964-1965 гг. на проведение в жизнь законодательства о перераспределении земли на уровне деревень, что кристаллизовало враждебность против PKI. Попытка захвата власти лидерами PKI30 сентября 1965 г. и ставшие широко известными проводившиеся ими пытки и убийства правительственных чиновников в соединении с существовавшей ранее враждебностью дали оправдание для избиения от трехсот до пятисот тысяч сторонников коммунистов в течение пяти последующих месяцев13. Можно было бы привести и другие примеры. Однако достаточно и этих, чтобы проиллюстрировать, что при наличии групповых предрассудков или враждебности сообщение о любой дополнительной обиде может активизировать нормы, оправдывающие коллективное насилие14.
Восприимчивость к доктринальным оправданиям политического насилия
На политическое насилие людей могут мобилизовать различные идеологии, лозунги и слухи. Они могут сделать это с наибольшей вероятностью, если люди, как это утверждалось в главе 4, испытывают интенсивную неудовлетворенность. Интенсивно недовольные люди наиболее восприимчивы к новым доктринам в тех случаях, когда они испытывают неуверенность по поводу источников своего недовольства, и чаще всего они беспокоятся по поводу недостатка уверенности в своем социальном окружении. Вследствие своей неудовлетворенности, они изначально предрасположены к доктринальному оправданию агрессивных акций. Приведем некоторые свидетельства в поддержку этих утверждений.
Некоторые ученые полагают, что новые доктринальные оправдания политического насилия сами по себе создают недовольство. Хекшер говорит о том, что «аукцион пропаганды» среди соперничающих групп, раздающих обширные обещания в предреволюционных ситуациях, обладает эффектом «создания общей смуты и недовольства»15. Хоффер утверждает, что идеологии подготавливают почву для массовых движений «путем дискредитации господствующих убеждений и утраты людьми лояльности этим убеждениям», они «косвенно создают голод веры в сердцах тех, кто без нее жить не может», «способствуя тем самым распространению новых убеждений»16. Однако революционные доктрины могут получить широкое распространение, даже если они не обладают очевидным воздействием. Уолзер показывает, что английские протестанты, которые уходили в континентальное изгнание в середине XVI в., после того как английский престол достался Марии, развивали в Англии замечательно «бранную идеологию, отстаивавшую насильственную революцию, но не имевшую явного эффекта»17. Недостаточность успеха идеологии в деле мобилизации народной поддержки отчасти происходит вследствие неадекватности каналов коммуникации; такое может иметь место также вследствие недостаточно высокого для обеспечения базиса действия уровня недовольства. Например, Петти утверждает, что «революционные мифы» развиваются «лишь в ответ на чувство нужды и поэтому могут передаваться и восприниматься лишь в эмоциональном контексте»18. Подобно этому Тох говорит, что люди восприимчивы к призывам социальных движений только в тех случаях, когда они и осведомлены о проблеме, и верят в то, что изменение возможно. «Хотя сами по себе призывы не могут создавать проблем, они могут привлекать внимание к проблемным ситуациям или перетолковывать потенциальные проблемы так, чтобы создавать восприимчивость»19. Эти интерпретации совместимы с аргументами, резюмированными в гипотезе VE.1 (глава 4): новые убеждения могут усиливать и интенсифицировать экспектации и оправдывать насилие как средство их удовлетворения, но восприимчивость людей к этим убеждениям является функцией их неудовлетворенности.
Одного лишь наличия интенсивности недовольства бывает недостаточно для оправдания насилия. Экспериментальные свидетельства указывают на то, что недовольные люди действуют агрессивно только тогда, когда они осведомлены о предполагаемом источнике фрустрации, либо о чем-то или о ком-то, с кем они ассоциируют фрустрацию. В психологической терминологии вопрос о том, проистекает ли агрессия из фрустрации, существенно зависит от наличия высвобождающих агрессию сигналов. Берковиц предполагает, что такие стимулы, как гнев, не ведут к специфическим стимулированным типам поведения (в данном случае агрессии), если не имеется соответствующих сигналов или «спусковых механизмов», и что «сила агрессивной реакции на некоторые препятствия — это совместная функция интенсивности возникающего в результате гнева и степени связи между побудителем и высвобождающим сигналом»20. Применяя этот аргумент к коллективной неудовлетворенности, люди с наибольшей вероятностью будут восприимчивы к новым идеациональным системам, когда они испытывают интенсивное недовольство, а источники депривации неясны. В литературе по агрессивным движениям неопределенность и несфокусированная неудовлетворенность по большей части определяются с помощью распространенности убеждений, оправдывающих насилие. Кантрил подчеркивает потребность людей в ментальной организации своих переживаний. Критические ситуации «возникают, когда индивид сталкивается лицом к лицу с хаотическим внешним окружением, которое он не может, но желает объяснить — психологическое условие, в котором люди вполне поддаются внушению»21. Шварц изучал функции революционных призывов в контексте теории когнитивного диссонанса. Мишенью таких призывов, говорит он, являются пассивно отчужденные люди, которые воспринимают угрозу, бесплодность и утрату общности в своем политическом окружении и, как следствие, ощущают чувства напряженности и гнева. Революционные организации, наиболее
18-1012 эффективные в мобилизации отчужденных людей, используют призывы, которые объясняют «утрату общности» или другие социетальные кризисы и поощряют выражение гнева22.
Разнообразные свидетельства связывают когнитивную неуверенность людей с их восприятием новых доктрин. Например, постулируется, что, когда воспринимаемая индивидом сложность его окружения или очень высока или очень низка, в его собственном поведении наблюдается низкая степень сложности23. Когда окружение представляется сложным или хаотичным, равно как и тогда, когда оно простое и неизменное, дискриминация имеет тенденцию к снижению, с неопределенностью примириться трудно, и иерархия ответов сужает свой диапазон и приобретает определенную жесткость. Примером экспериментального свидетельства такого рода утверждению может служить открытие Сьюдфелда, что субъекты, подверженные депривации, становятся более восприимчивыми к пропаганде, нежели менее ограниченные субъекты24. Другое экспериментальное свидетельство полагает, что эмоциональный всплеск, в особенности сильное волнение, облегчает изменение аттитюдов25. Лифтон приводит психологические интервью с людьми, подвергнутыми «реформированию мышления» со стороны китайских коммунистов, формировавшему, как он обнаружил, психологический потенциал типа все-или-ничего, нацеленный на эмоциональное выравнивание. Это состояние он назвал «идеологическим тотализмом», характеризуемым «личностной замкнутостью, саморазрушительностью и враждебностью к аутсайдерам». Степень индивидуальной восприимчивости к идеологическому тотализму «сильно зависит от... раннего недостатка доверия, крайнего хаоса в окружающей среде, тотального господства родителя или его представителя, невыносимого бремени вины и жестких признаков идентичности». Превратится ли сознание людей, имеющих такого рода предрасположенность, в замкнутые идеологические системы, — это зависит от степени подверженности такого рода идеологическим воздействиям, и степени контроля, которую осуществляют над ними представители этих идеологий26. Корнхаузер на основании наблюдений за коллективностями приходит к выводу, что «массовые» индивиды становятся доступными для мобилизации со стороны массовых движений благодаря возбуждениям, возникающим из неуверенности и самоотчуждения. «Отзывчивость активиста во многом лежит в основе массовых движений, так как индивиды пытаются заместить внешнюю идентичность на внутреннюю, вытеснить неизвестного и нежелательного себя коллективным имиджем»27.
Воздействие альтернативных доктрин политического насилия
Группы, оказавшиеся в незнакомых и депривирующих обстоятельствах, обычно подвергаются воздействию многих новых доктрин. Число и степень разработанности таких систем убеждений зависит от природы и интенсивности депривации, изобретательности в формулировках, предшествующего опыта и концептуальных способностей потенциальной аудитории и доступа авторов формулировок к каналам коммуникаций. Уиллер и Золашан отмечают, что в предреволюционные эпохи, которые характеризуются существованием таких малых групп, чьи «крайние нужды» или обиды не выражены, «вначале формируются идеологии, которые могут конкурировать на "рынке идей" по уровню своего восприятия»28. Марксизм был лишь одной из многих революционных доктрин, имевших хождение в России до 1917 г.; среди них имели широкую поддержку и воплощались во множестве организаций доктрины Кропоткина и Милюкова29. В Европе XIX в. недовольные могли выбирать из многих идеациональных схем действия, среди которых были либерализм, нейтивизм*, социализм, синдикализм, анархизм и несколько их разновидностей30. Обращения к недовольству черных американцев в 1960-х гг. включали в себя защиту революционного терроризма, программы ухода в оборону и сепаратизма, утверждение черного братства и культурной автономии, а также более приглушенные обращения к интеграционалистской доктрине, произрастающей из американского эгалитаризма.
Относительная эффективность таких доктрин изменяется с той степенью, до которой они обеспечивают людям объяснения, как нужно действовать по поводу их собственные неудовлетворенностей; они выполняют это до тех пор, пока их потребности совместимы с интересами и опытом депривированных слоев, фокусируют их гнев на вероятных агентах ответственности и способствуют чувству общей осведомленности о них. (Четвертый фактор — спецификация привлекательных целей, исследуется отдельно в разделе об утилитарных источниках удовлетворения.) Не все новые убеждения и идеациональные системы одинаково хорошо отвечают этим функциям. Те, которым это удается наилучшим образом, с наибольшей вероятностью убеждают недовольных
Nativism — 1) теоретическая позиция, которая делает акцент скорее на важности наследственности, биологических оснований человеческого поведения, нежели воздействии социального окружения; 2) негативная ориентация на любую туземную популяцию иммигрантов (Jary D.tJaryJ., Collins Dictionary of Sociology, 2nd edn. — Glasgow: HarperCollins Publishers, 1995. — P. 436).
людей; до той степени, в которой они требуют использования насилия против политических мишеней, они увеличивают нормативные оправдания политического насилия. Предлагается резюмирующая гипотеза.
Гипотеза JV.6. Интенсивность нормативных оправданий политического насилия сильно изменяется со степенью, до которой символические призывы предлагают правдоподобные объяснения источников относительной депривации, определяют политические мишени насилия и дают символы групповой идентификации.
Гипотеза применима только к воздействию новых убеждений о политическом насилии на интенсивность нормативных оправданий. Их масштаб, т. е. доля населения, которая, вероятно, воспримет новые идеи, санкционирующие насилие, является функцией масштаба RD (см. гипотезу VE.1 и вывод V.3.1) и протяженности и открытости сетей коммуникации, по которым могут быть распространены новые идеи (см. гипотезу J V.l 1). Многие из поддерживающих эту гипотезу свидетельств относятся к доктринам и убеждениям о коллективном насилии вообще, но основополагающие связи в равной степени применимы к убеждениям, оправдывающим политическое насилие.
Предназначение. Новые институциональные оправдания насилия эффективны до той степени, в какой они создают смысл для недовольных людей с точки зрения их специфических деприваций и того, что у них было в прошлом. Чем более специфичны новые идеи относительно идентификации источников депривации и предписаний акций для их смягчения, тем более вероятно обращение к источникам к группам, испытывающим высокоспецифичные депривации и тем менее вероятно обращение к другим неудовлетворенным группам. Так, например, Тох говорит, что социальные движения преуспевают в привлечении сторонников до той степени, в какой призывы движения предлагают решения, подходящие к конкретным ситуациям аудитории. В качестве примера движения, использующего метод «сатурации'», дающего разнообразные призывы для удовлетворения разнообразных нужд, он ссылается на движение нацистов31.
Свидетельство из кейз-стади и сравнительных исследований иллюстрирует связь между применимостью новых идей о насилии к условиям тех, кто пользуется ими, а также доктринами, усвоенными недовольными в различных эпохах и культурах. На протяжении периодов чумы и голода волны хилиастического возбуждения охватывали средневековую Европу, в которой изобиловали слухи, предзнаменования и проповеди. Но, как указывает Кон, ересями, которые наиболее эффективно
Насыщения. — Примеч. пер.
мобилизовали недовольных, были те, которые удовлетворяли требованиям или могли быть сформулированы соответственно состояниям их ума. «Разнообразные "ереси" могли взывать ко многим различным нуждам и делали это многочисленными способами. Например, некоторые из великих, которые обращались к катарсису, явно были мотивированы эмоциональными конфликтами, такими, которые в наши дни привели бы их к психоаналитику... Но когда эти и подобные им эсхатологические доктрины проникали в лишившиеся корней и отчаявшиеся массы в городе и деревне, они приобретали новую редакцию и заново интерпретировались, пока, наконец, не оказывались способны инспирировать движения особо анархического толка»32.
Подобным образом были способны к модификации и исправлению доктрины Французского Просвещения — для того, чтобы соответствовать нуждам своих приверженцев. «Каждый класс пользовался этими доктринами и интерпретировал с их позиций свою собственную конкретную ситуацию. Аристократия... взывала к правам человека и гражданина, чтобы защитить своих членов от посягательств Короны»33, средний класс и чиновничество подобным образом интерпретировали на этом языке свои условия, а для парижской бедноты схожие взгляды оправдывали насилие черни. Нацистская идеология имела успех отчасти благодаря тому, что она оправдывала этнические предрассудки и поиск «козлов отпущения» через теорию расового превосходства и экономическую программу, которая что-то обещала всем недовольным группам. Но ее эффективность в идентификации в «качестве козлов» отпущения евреев изначально опиралась не на непосредственное правдоподобие аргументации или врожденную потребность в жертвоприношении. Доктрина получила широкое восприятие, поскольку, как показал Пульцер, в период с 1867 по 1918 гг. развилось и получило организованное выражение чувства антисемитизма; нацистское движение просто эксплуатировало предрассудок, уже утвердившийся в сознании многих немцев34.
Доктрины апокалипсического или сверхъестественного изменения, которое будет свершаться через насилие, с наибольшей вероятностью коренятся среди людей, привыкших к стабильному образу жизни и испытывающих интенсивные и разнообразные депривации из неопределенных источников. Так, Джонсон пишет, что «когда источники дисфункции неясны или когда тот, кто имеет реальное ощущение дисфункции, не получает ясного понимания своей собственной социальной роли относительно других ролей, одним из способов выражения изменений, требуемых для того, чтобы уменьшить дисфункцию, является принятие веры в то, что изменение произойдет с помощью сверхъестественных сил»35.
Последствием восприятия такой доктрины будет, вероятно, «миллена- рианистское восстание». Широкое распространение милленарианистских доктрин в Южной Европе в XIX в., благодаря обещаниям Дня Перемен и наступления Нового мира, в котором блага будут разделяться поровну между всеми, Хобсбом объясняет соответствием этих обещаний настроениям крестьян и предполагает, что недовольство, лежащее в основе таких примитивистских реформистских движений, могло служить также развитию социальных революционных движений36. Кон проводит параллели между популярным в средневековой Европе апокалипсическим учением и идеологиями коммунизма и нацизма, и те и другие наделяют «социальные конфликты и устремления трансцендентальным значением» и тем самым обеспечивают и оправдание, и пророчество насилия37. С ними схожи милленарианистские верования бродячих нищих пилигримов северо-восточной Бразилии в середине XX столетия, чья вера в возвращение короля Себастьяна периодически приводила к обширным насилиям в сельской местности38.
Краткое сравнение марксизма-ленинизма с доктриной гандизма могло бы дать современную иллюстрацию этого тезиса и показать, что эффективность идеологий нередко зависит от объективных обстоятельств, в которых оказываются их аудитории. Марксистская доктрина в ее изначальной формулировке ближе всего соответствовала условиям жизни городских рабочих индустриальных обществ*. Она выводила источник их обид из экономической системы, а также основанных на ней социальной структуры и политических институтов; она способствовала их общей осведомленности об этом и утверждала неизбежность использования революционных средств. Эта доктрина на протяжении прошлого столетия приобрела приверженность значительной части европейских рабочих; но ее обращения к большинству крестьян, порабощенных этнических меньшинств и к объектам колониального правления была малоэффективна вплоть до ее реинтерпретации Лениным, Мао и Че Геварой. Эти реинтерпретации не повысили уровня ее эффективности. Они были отвергнуты почти всеми умеренными и большинством воинствующих черных американцев: первыми, вероятно, вследствие фундаментального восприятия систем убеждений господствующей культуры; вторыми же — вследствие более распространенных расистских доктрин, созданных в противовес аналогичным белым теориям39. Другой пример: марксизм-ленинизм не был воспринят
Причем только в западноевропейском или североамериканском вариантах. — Примеч. пер.
и не смог получить широкого распространения в Латинской Америке даже в маоистской и геваристской интерпретации. Причиной здесь может быть то, что в качестве оперативной доктрины выдвигался антитезис некоторым общепризнанным в латиноамериканской культуре темам. В марксизме делается теоретический акцент на подчинении индивидуальных интересов и производительных способностей интересам общества, тогда как латиноамериканская культура подчеркивает желательность сильной формальной власти, которая дает возможность широкого диапазона для индивидуального отстаивания своих притязаний и гордости, но не поддерживает сильное коммунальное или общинное чувство. Поэтому коммунистическая доктрина в Латинской Америке стала скорее игрушкой интеллектуальных радикалов. Куба была, по сути, исключением. Здесь марксистская доктрина была навязана уже после того, как власть была захвачена, и к тому же подверглась коренному пересмотру в качестве действующей доктрины.
Напротив, гандийская доктрина свершения двойной революции — гуманитарной и социальной — через ненасилие оказалась весьма привлекательной для подчиненных групп, которые чувствовали свое относительное бессилие перед лицом отчетливо обозначенных угнетателей. Для колониальных субъектов и американских негров на разных этапах движения за гражданские права пассивное сопротивление представляло технику выражения недовольства, обещавшую успех в согласии с групповыми нормами о нежелательности открытого насилия против могущественных правителей. И марксистские, и ненасильственные доктрины исторически имели как успехи, так и неудачи. Однако современная' привлекательность доктрин ненасилия ослаблена драматическими свидетельствами того, что в Алжире, на Кубе и во Вьетнаме насилие оказалось более эффективным, однако редко бывает так, чтобы успехи сопоставлялись с неудачами. Поскольку неудовлетворенность фундаментальным образом предрасполагает к агрессии, ceterus paribus, доктрины, оправдывающие насилие, вероятно, будут казаться более подходящими, а значит, приобретут еще большее распространение40.
Спецификация источников депривации. Если источники депривации неясны, эффективность новых доктринальных оправданий насилия увеличивается до тех пределов, в которых они дают правдоподобную идентификацию этих источников. Оправдание политического насилия возрастает до той степени, в какой идентифицируются политические агенты ответственности; чем более конкретно идентифицируется источник,
Напомним, что эта книга увидела свет в 1970 г. — Примеч. пер.
с тем большей эффективностью сфокусируется на нем гнев. «Истеблишмент» — это неуловимый оппонент, и таковы же бестелесные сущности наподобие «духов зла» и «безбожного коммунизма». Абстракции оправдывают насилие главным образом в глазах революционных интеллектуалов; для того чтобы мобилизовать массовую поддержку и дать действительные мишени насильственной акции, требуются реальные злодеи. Эдварде писал, что артикуляция революционной идеологии создает «давление психоза», которое «превращает предшествующее, более или менее пассивное недовольство в активную эмоциональную ненависть к угнетателям. Ненависть к общему врагу — это наиболее могущественное средство группового единства. Публицисты своими предшествующими атаками указали на угнетателей как на общего врага. Недовольство большинства угнетенных превращается в ненависть к угнетателям...»41.
В равной степени хорошо осознают этот принцип и революционные деятели. «В любой революции должен быть непосредственный, хорошо известный враг, которого мог бы ненавидеть каждый, и в нашей революции это французская полиция, — говорил один студент репортеру в июне 1968 г. — Наша цель состоит в том, чтобы сбросить правительство и изменить общество, но мы сражаемся с полицией, чтобы напомнить Франции, кто мы есть и чего мы хотим»42.
Одно из требований эффективной специализации состоит в том, чтобы цели были уязвимы для атаки в нормативном и физическом смысле. Если недовольные убеждены в том, что их угнетатели неизмеримо могущественны, вряд ли они предпримут атаку на них. В таких обстоятельствах недовольные становятся склонны к изобретательству и восприимчивости альтернативных интерпретаций зла. Знать средневековых государств часто оправдывала свои мятежи против налогообложений со стороны королевской власти, опираясь на идею о том, что король введен в заблуждение дурными советниками. Для представителей знати такое атрибутирование зла было отчасти вопросом тактики: они имели имущественный интерес в сохранении политической структуры, связанной с институтом наследственного дворянства. Оно имело также нормативную функцию для них и их последователей. Монархия в средневековой мысли была божественно санкционированным институтом и нападать на личность короля или на его положение было равносильно нападению на Бога. А относительно таких же нападок на его советников такого рода последовательных теологических запретов не было43. Это одна из устойчивых тем истории Запада. Шесть анализируемых Мерриманом революций середины XVII в. совершались во времена широко распространенного недовольства, но ускорявшие их обиды носили фискальный характер и атрибутировались народом скорее непопулярным министрам, нежели монархам, которым они служили. Революционеры убеждали себя, что на их стороне король и старинные права, оправдывая таким образом свои нападки на министров44. К такого же рода убеждениям были склонны французские и американские революционеры, оказывая во имя короля сопротивление неправильной политике королевских агентов. Но когда правитель не защищен аурой божественности или власти, ему, вероятно, приходится нести ответственность за великое множество деприваций: люди имеют обыкновение атрибутировать ответственность за свои депривации неопределенного происхождения, прежде всего тем, кто, по их мнению, обладает властью, чтобы смягчить их.
Люди также бывают восприимчивы к тем убеждениям, которые они идентифицируют в качестве источника депривации, и, следовательно, они могут выбрать в качестве мишени для атаки этнические, религиозные, политические или племенные меньшинства. Говорят, что в 30-х гг. Гитлера спрашивали, считает ли он, что евреев необходимо уничтожить. В ретроспективе его ответ звучит с гротесковой ироничностью. «Нет, — сказал он. — Тогда нам пришлось бы их придумывать. Суть состоит в том, чтобы иметь не абстрактного, а осязаемого врага»45. Некоторые из видов межгрупповых насилий, поддерживаемых такими убеждениями, можно атрибутировать переносу с других объектов. Многие из современных психологических исследований предполагают, что ряд других факторов оказывает влияние на эффективность убеждений, оправдывающих поиски «козла отпущения». Одним из них является предшествующая ассоциация людьми внешней группы со своей враждебностью, например, рассматривая ее как источник внешних фрустраций или мишень для предстоящей агрессии. Если люди по тем или иным причинам уже не любят внешнюю группу, они становятся восприимчивы к слухам и верованиям, которые связывают с этой группой их нынешнее недовольство46. Другой фактор — это возможность наблюдать внешние группы. Чем более они обозримы или «различимы», с тем большей готовностью люди признают внешние и ментальные намеки, которые ассоциируют такие группы с их недовольством. Предвосхищение вознаграждений или наказаний также играет важную роль при выборе внешних групп в качестве мишеней; чем более беззащитной кажется группа, тем легче приписывается ей вина и тем охотнее направляется против нее агрессия47. Наконец, возникновение открытой враждебности, исходящей из внешней группы, также может поощрять насилие против нее48. Хотя б