Некоторые эффекты антиципации и постоянства RD
Гипотеза ID.5. Интенсивность относительного лишения изменяется криволинейно на протяжении времени, следующего за началом расхождения.
Следствие ID.5.1. Чем больше отчетливость ценности, вызванная расхождением, тем дольше продолжается существование RD.
В этой гипотезе и следствии из нее предпринимается попытка синтезировать и обобщить некоторые из разнообразных доказательств воздействий переменной времени на интенсивность и последствия RD.
Введенная немецким социологом Ф. Тённисом дихотомия классической типологии социальности: Gemeinschaft — сообщество (община), наиболее широко распространенная в традиционном социуме, где господствует непосредственно личные и родственные отношения, и Gesellschaft — общество (ассоциация), типовая в индустриальную эпоху, где преобладают формальные институты. — Примеч. пер.
Серьезная аргументация предполагает, что, если люди предвидят повторяющиеся препятствия их деятельности, устремленной на достижение конкретной цели, на протяжении длительного времени, они, вероятно, пересматривают свои ценностные экспектации. В антропологическом приложении гипотезы фрустрации-агрессии Бейтсон указывал, что балинезийские матери неоднократно подвергают своих детей какому- либо соблазну, а затем отказывают им в вознаграждении, вырабатывая у них таким образом высокий уровень толерантности к фрустрации и предрасположенности к поиску других способов действий или других целей, когда они предчувствуют возникновение фрустрации51.. Аналогичным образом Коэн и другие в экспериментальном исследовании обнаружили, что изучаемые ими субъекты, будучи раз приучены к фрустрации, возникавшей вследствие того, что их желания не получали социальной поддержки, в дальнейшем с меньшей вероятностью устремлялись к их удовлетворению52. Берковиц, используя пары субъектов, которые в различных комбинациях получали друг от друга враждебные замечания, обнаружил, что самый высокий уровень недружелюбности (агрессии) возникал у субъектов, которые получали два враждебных замечания подряд, но при этом возрастание уровня враждебности после получения второго замечания было меньшим, нежели после получения первого замечания, вероятно, вследствие того, что субъекты уже предвидели получение второго враждебного замечания53. Другое исследование показывает, что даже очень краткая отсрочка в выражении агрессивного ответа после начала фрустрации увеличивает интенсивность агрессии, когда она возникает54.
Предполагаемые выше связи представляются совместимыми со всеми этими выводами. Предвидение фрустрации увеличивает интенсивность RD пропорционально значимости и отчетливости ценности (см. выше гипотезы ID.1 и ID.2). До той степени, в какой отчетливость ценности низка, и могут быть найдены заменители ценностных удовлетворений, интенсивность гнева будет невелика и может быть легко подавлена или отклонена. Однако если степень лишения и ценностной отчетливости высока и если жертва RD не имеет перед собой альтернатив или средств избежать RD, она будет реагировать с возрастающей интенсивностью гнева. Кроме того, если она предрасположена к тому, чтобы нанести удар по источнику своего дискомфорта, но не может сделать этого из страха возмездия, недостатка средств, ее гнев будет продолжать расти на кратком отрезке времени. Однако на продолжительном протяжении времени уровни ценностных экспектаций или отчетливости ценностей будут, вероятно, снижаться; вероятно также, что жертва будет постепенно уступать обстоятельствам.
Аналогичный паттерн наблюдается в коллективном поведении. Апатия и покорность — это обычные ответы на продолжительную безработицу в районах гетто, ослабленных сельских регионах и в общинах, подверженных экономической депрессии. Химмельуэйт, комментируя одно из систематических исследований апатичного ответа на безработицу, высказала предположение, что «причина такой реакции кроется, вероятно, в продолжительном характере испытываемой фрустрации и может смениться реакциями протеста»55. Такой характер носили ответы американских индейцев на покорение их армией Соединенных Штатов и белыми поселенцами на протяжении второй половины XIX в. Активные боевые действия против белых подавлялись с эффективностью, возросшей в 1870-х гг., и индейцы Равнин во все большем числе переселялись в новые регионы. Среди наиболее распространенных в 1880-х гг. было воинствующее движение Танцующих Духов, которое делало акцент на воображаемом уничтожении белых, но временами оно разражалось реальными вспышками насилия, такими, например, как восстание Сиуксов 1890-1891 гг. Подавление этих спорадических вспышек и движения Танцующих Духов сопровождалось появлением религии Пайотов, носившей скорее родовой, нежели воинствующий характер. Смелзер, у которого мы заимствовали этот пример, приходит к выводу, что под гнетом продолжительных репрессий такие движения эволюционируют в «прогрессивно в наиболее пассивные и наименее политически угрожаемые формы организации...»56. Однако когда в начале двадцатого столетия войска были отведены, вспышек насилия не наблюдалось; уровни ценностных экспектаций и отчетливость явно снизились до достижимых в рамках жизни в резервациях под контролем белых.
Другим случаем такого рода является паттерн ответа небелого населения Южной Африки на политику апартеида. Эта политика, которая, в частности, навязывает небелым в городских зонах существенные и разнообразные ценностные лишения, в основном была приведена в действие в 1950-х гг. Парламентская дискуссия политиков и последовавшая за этим реализация выработанного политического курса в начале 1950-х гг. инспирировали значительную эскалацию насилия. Введение ограничительных законов и регулятивных актов и требование принудительной идентификации личности для африканцев, живущих за пределами племенных резерваций, вызвали волну забастовок и беспорядков, начавшихся в марте 1960-го и продолжавшихся в течение нескольких месяцев. Однако в конце 1960-х гг., когда ограничения были сильнее, чем в любой предшествующий период, проявления насилия в отношении белых снизились до минимума. Отчасти это было результатом массированного и решительно проводимого подавления со стороны режима, однако та же решимость оказывалась недостаточной для сдерживания вспышек насилия в предшествующие периоды. Вероятно, можно предположить, что имело место некоторое снижение отчетливости ценностей участия и затрагиваемых статусных ценностей, если не уровня легитимных ценностных экспектаций как таковых57.
Наличие внешнего ограничения в форме коерсивной политики или военного контроля над нелояльной частью населения — это наиболее общий источник смещения RD во времени. Если даже репрессия будет продолжаться в течение длительного периода, это необязательно поведет к снижению экспектаций. Студенты и средние классы Венгрии взбунтовались в 1956 г. после более чем пятнадцати лет сначала нацистских, а затем коммунистических репрессий. Конвульсивная народная реакция на военную диктатуру в Доминиканской Республике прорвалась в 1965 г., тридцать пять лет спустя после установления диктатуры Трухильо. Народ Бельгийского Конго находился под колониальным контролем более семидесяти лет до взрыва резкой враждебности в отношении белых, которая сопровождала приобретение независимости в 1960 г. Ни один из этих случаев нельзя считать четко выраженным. В каждом из них имеются свои источники экспектаций и новых деприваций, налагаемых слабеющими режимами, которые можно считать ответственными за побуждение к насилию. Тем не менее можно считать вероятным, что многие из этих людей разделяли чувство устойчивого недовольства, основанное на легендах или воспоминаниях о минувших временах личной свободы и общественной безопасности.
Другим источником смещения RD во времени является истощение экономических ресурсов или изменение структуры экономики, снижающие средства пропитания региональных или профессиональных групп, таких как шахтеры Аппалачей и Уэльса, которые лишились возможностей добывания средств к существованию вследствие изменения технологии и истощения ресурсов, а также надомных ткачей в Англии начала XIX в., которые потеряли все из-за механизации текстильной промышленности. Шахтеры ответили с самого начала стачками и вспышками спорадического насилия, ткачи — луддитскими мятежами, которые были направлены на разрушение новых ткацких станков58. Эти события происходили в динамичных индустриальных обществах, где рабочие могли найти альтернативные экономические возможности. Те, кто не мог, впадали в откровенную апатию. Однако при потере средств к жизни в более статичных обществах насильственный протест становится хроническим и эндемичным. Крестьянский анархизм, получивший развитие в Андалузии в шестом десятилетии XIX в., был явным ответом на массированные разрушения экономических и общинных связей, вызванные введением капиталистических правовых и социальных отношений в сельской местности; милленарианистские сельские восстания, происходившие в этом регионе до 1930-х гг., вышли за пределы жизни того поколения, которое испытало на себе воздействие первоначального разрушения59. Еще более затянутым был ответ перуанских индейцев сьерры на отчуждение их земель креольскими землевладельцами — процесс, начавшийся в XVI в. и продолжавшийся до девятнадцатого. Сопротивление индейцев было чрезвычайно спорадическим и неорганизованным, но никогда не прекращалось, и любого ослабления надежды было достаточно, чтобы с новой силой заявить о старых претензиях. Во время инаугурации президента Белонде 28 июля 1963 г., обещавшего во время своей избирательной кампании проведение земельной реформы, по всей стране прокатилась волна захвата земель индейцами60.
Эти примеры демонстрируют, что ощущение RD может продолжаться в общине после своего начала неопределенно долго. Это представляется вероятным последствием убывающей RD, которая оказывает влияние на ряд классов ценностей групп, проживающих в сравнительно статичных обществах, т. е. обществах, располагающих немногими альтернативами ценностей и ценностных возможностей. В таких обстоятельствах вероятна передача от одного поколения к другому легенд об утраченной хорошей жизни и наставления новому поколению — требовать восстановления того, что было отнято у их отцов и дедов.