Детерминанты интенсивности: степень относительной депривации
Гипотеза ID.1. Интенсивность относительной депривации сильно изменяется в зависимости от средней степени воспринимаемого расхождения между ценностными экспектаци- ями и ценностными возможностями.
Следствие* ID.1.1. Любое возрастание среднего уровня ценностных экспектаций в коллективности , не сопровождаемое ростом ценностных возможностей, увеличивает интенсивность относительной депривации.
Следствие ID.1.2. Любое снижение среднего уровня ценностных возможностей в коллективности , не сопровождаемое снижением уровня ценностных экспектаций, увеличивает интенсивность относительных деприваций.
В случае устремленной и прогрессивной RD степень расхождения означает воспринимаемую дистанцию между искомой ценностной позицией и ценностным потенциалом. В случае убывающей RD степень расхождения есть воспринимаемая дистанция между первоначально
Corollary — нечто такое, что естественным образом следует из данного тезиса или сопровождает его. — Примеч. пер.
удерживаемой ценностной позицией и остаточной ценностной позицией. Ниже предлагаются операциональные определения.
Из гипотез V.1 (глава 2) и ID.1 дедуктивно вытекают два следствия и определения, даваемые с их позиций. Следствие ID. 1.1 лежит в основе постулированной Лернером и другими «революции возрастающих экспектаций» и ее насильственных последствий. Модель убывающей RD характеризуется паттерном снижающихся ценностных возможностей, определяемым в следствии ID. 1.2.
Психологические данные недвусмысленно показывают, что интенсивность гнева изменяется в зависимости от степени, до которой фруст- рирован ответ. Например, Мак-Клелланд и Апичелла подвергали студентов, работавших над выполнением задания по сортировке карточек, воздействию различных уровней фрустрации (измеряемых по числу случаев неудач) и обнаружили, что частота агрессивных замечаний со стороны тех, кто подвергался воздействию эксперимента, возрастала по мере роста числа их неудач в выполнении заданий4. В некоторых исследованиях изучались фрустрационные воздействия групповых задач на внутригрупповую враждебность, которая изменялась в той степени, до которой члены группы зависели друг от друга при решении задач. Чем большее число членов требовалось для совместной работы, т. е. чем сильнее было вмешательство в дела друг друга при выполнении заданий, тем больше было выражений неприкрытой агрессии внутри группы. Однако, когда члены группы могли работать относительно независимо друг от друга, уровни враждебности становились более низкими5. Наиболее точное доказательство было получено в экспериментах Гам- блина и других, которые твердо полагали, что побуждение к агрессии следует общим психологическим законам. В большинстве определяющих экспериментов проверялись три гипотезы: классическая — о том, что агрессия прямо изменяется в зависимости от степени вмешательства, и психофизические гипотезы о том, что агрессия есть логарифмическая или степенная функция вмешательства. Небольшие группы субъектов ставились перед необходимостью решения проблемы, побуждаемого денежным вознаграждением, имея лидеров, которые умышленно заставляли группу терпеть неудачу на каждом из последовательных этапов выполнения заданий. После нескольких этапов субъекты давали свою оценку лидерам различными методами, позволявшими произвести измерение враждебности по отношению к лидерам. Результаты показали, что агрессия является функцией от степени вмешательства в виде резко возрастающей «J-кривой»6.
8-1012
Эти аспекты связи фрустрации-агрессии соответствуют общему психологическому закону человеческого поведения, по которому «величина субъективного ответа возрастает как степенная функция от величины психического стимула»7. Это лишнее подтверждение того, что последовательность фрустрация-агрессия представляет собой фундаментальный бихевиоральный механизм, а не девиацию. Гамблин обнаружил также, что степенные экспоненты, по которым возрастает величина агрессии, весьма широко варьирует для различных индивидов. Хотя было изучено слишком мало случаев, чтобы вычертить кривые распределения из того, что нам известно о других человеческих характеристиках, в больших популяциях с достаточной степенью вероятности можно обнаружить кривую нормального распределения величины агрессивных ответов. Одним из подразумеваемых смыслов этого является то, что было бы более правильным рассматривать вероятность и уровень агрессивного ответа с точки зрения распределительной или вероятностной, нежели с позиций «порогов». Наконец, представляется вероятным, что связь типа «J-кривой» между степенью фрустрации и величиной агрессии должна характеризовать соотношение между степенью RD и величиной коллективного насилия. Совместимой с этим воздействием, хотя и не имеющей к нему прямого отношения, является логарифмическая кривая распределения, которая характеризует степень межнационального коллективного насилия8.
Практически вся литература по проблемам коллективного насилия предполагает наличие каузальной связи между существованием RD или какого-то эквивалентного понятия и возникновением насилия. Обычно подразумевается прямая связь между степенью расхождения и интенсивностью насилия, как это формулируют Ридкер, Лассуэлл, Каплан и Фейерабенды9. Недвусмысленно высказался также Эдварде. Он определил четыре класса человеческих мотивов и предположил, что «все революции можно считать обязанными своим происхождением подавлению одного или более элементарных желаний, и можно предположить, что насилие в любой революции пропорционально размерам такого подавления»10. Количественные данные также указывают на то, что степени депривации или неудовлетворенности ассоциируются со степенью беспорядков. Некоторые из этих исследований основаны на внутринациональном сравнении агрегированных мер. Ростоу показал графически, что скудные экономические условия — в форме высоких цен на пшеницу и высокого уровня безработицы — корреспондировали с жестокостью открытого протеста масс в Англии между 1790 и 1850 гг.11 В революционной Франции можно обнаружить связи между вариациями в ценах на хлеб и степенью насилия, производимого чернью12. Существует корреляционное подтверждение того, что частота судов Линча на американском юге между 1888 и 1930 гг. изменялась обратно пропорционально индексам экономического благосостояния, хотя эта связь сравнительно слаба, имея корреляционные коэффициенты порядка 0,6 и 0,313.
Кросс-национальные исследования, использующие агрегированные данные, также поддерживают эту гипотезу. Высказывалось предположение, что поддержка избирателями экстремистских политических партий — это не что иное, как ненасильственное выражение неудовлетворенности. Корнхаузер, например, сообщает о корреляции в -0,93 между размерами дохода на душу населения и долей голосов, поданных за коммунистов на национальных выборах в шестнадцати западных демократиях в конце 1940-х гг. и еще об одной корреляции в +0,85 между долей безработной рабочей силы и процентом голосования за экстремистов в девяти странах в период 1928-1932 гг.14 Бвай обнаружил, что в латиноамериканских странах показатели экономического роста в 1950-х гг. (предположительно являющиеся индикаторами экономических возможностей) коррелировали с коэффициентом -0,63 с уровнем группового организованного насилия и с коэффициентом -0,33 — с уровнем аномического насилия в 1960-х гг.15 Фейерабенды пришли к выводу о степени «системной фрустрации» в 84 странах исходя из пропорции между мерами «формирования желаний», такими, например, как грамотность и урбанизация, и мерами «удовлетворения желаний», таких, например, как доход и потребление калорий на душу населения. Корреляция между их индексом фрустрации и композитной мерой политической стабильности составляла 0,49916. Мною были сконструированы три композитные меры степени и масштаба RD, включающие в себя краткосрочную экономическую и политическую депривацию и соотносящуюся с ними меру величины гражданской борьбы для 114 государств; коэффициент множественной корреляции составил 0,6017.
Одно из ограничений такого рода исследований состоит в том, что их меры RD носят довольно косвенный характер; выводы о состоянии умов извлекаются из агрегированных измерений. Доступны и более прямые данные. Ринджер и Силлз обнаружили, что экономически неудовлетворенные ирландцы в конце 1940-х гг. в большей степени, нежели другие, склонны были занимать экстремистские позиции как слева, так и справа18. Цейтлин пришел к выводу, что кубинцы, с высокой степенью вероятности склонные до 1959 г. поддерживать движение Кастро, переживали в это' время тяжелейшую безработицу19. Уэдж провел сравнительное исследование в форме серии интервью относительно участия студентов в революционном насилии в Доминиканской республике в 1965 и в Бразилии в 1964 гг. Он пришел к выводу, что насилие было гораздо интенсивнее в Доминиканской республике — отчасти вследствие того, что бунтовавшие доминиканские студенты испытывали значительно более сильную депривацию, нежели их бразильские коллеги20. Наиболее убедительное доказательство дается во вторичном анализе проведенного по 14 странам исследования «паттерна человеческих забот». Кантрил в своем исследовании среди прочих задавал респондентам вопросы о том, как они оценивают свои прошлые, нынешние и по возможности будущие ценностные позиции по сравнению с их идеалом хорошей жизни по одиннадцатибалльной шкале. Усредненные по нациям расхождения между их реальным статусом в период проведения интервью (между 1957 и 1963 гг.) и их личным идеалом приведены в табл. 2 в соотношении с ранщвой мерой величины беспорядков за 1961-1965 гг. Коэффициент ранговой корреляции между этими двумя мерами составляет 0,59: чем больше степень RD, операционально измеряемая здесь как разрыв между стремлением и реальной ценностной позицией, тем выше уровень беспорядков21.
Большая часть свидетельств, приведенных выше, основана на измерениях RD относительно ценностей благосостояния. Полная оценка степени RD относительно каждой из нескольких категорий должна была бы использовать общие шкалы ценностных позиций, такие как у Кантрила, или шкалы для измерения степеней RD относительно каждой из нескольких категорий ценностей, описанных в главе 2. Хотя изначально это исследование не имело дела с разработкой операциональных средств для оценки теоретических переменных, можно предложить два операционально полезных определения степени RD. Одно из них — отношение расхождения между ожидаемой и достигаемой ценностными позициями к ожидаемой ценностной позиции, или
V -V
е с
К •
где Ve — это ожидаемая ценностная позиция, a Vc — это ценностная позиция, воспринимаемая как достижимая. Определение с этой точки зрения полагает, что возможен определенный порядок количественных измерений.
Например, итальянских индустриальных рабочих в 1955 г. спрашивали, каков их реальный месячный заработок и сколько, по их мнению,
Таблица 2
Устремленная RD в тринадцати национальных популяциях (1960) и размеры беспорядков в 1961-1965 гг.
Страна | Год обследования8 | Средние величины депривации1* | Ранговый порядок RD | Ранговый порядок величины беспорядков 1961-65* |
Доминиканская республика | 8,4 | |||
Индия | 6,3 | |||
Польша | 5,6 | |||
Бразилия | 5,4 | |||
Нигерия | 5,2 | 5,5 | ||
Панама | 5,2 | 5,5 | ||
Филиппины | 5,1 | |||
Югославия | 5,0 | 12,5 | ||
Япония | 4,8 | |||
Израиль | 4,7 | 10,5 | ||
Западная Германия | 4,7 | 10,5 | ||
Египет | 4,5 | 12,5 | ||
Куба | 3,6 | |||
Коэффициент ранговой корреляции: 0,59е1 |
а Репрезентативные кросс-национальные выборки, о которых сообщалось в Hadley Cantril, The Patterns of Human Concerns (New Brunswick: Rutgers University Press, 1965), p. 187. Из этого сравнения исключены данные по Соединенным Штатам на том основании, что там высокие уровни беспорядков можно отнести на счет сегментной RD черных американцев, которые неправильно репрезентированы в любом национальном измерении RD. Общий уровень средней депривации по США составляет 3,4. Среднее число единиц измерения разрыва между ценностной позицией респондентов на момент измерения и устремлением их ценностной позиции по одиннадцатибалльной шкале взято из Cantril, 184. Верхняя и нижняя граница шкалы были «зафиксированы» путем обращения к каждому респонденту с просьбой указать его возможно наилучшее и возможно наихудшее будущее; затем его просили указать реальную позицию на момент интервью. с Основано на пересмотре данных из Gurr, «А Causal Model of Civil Strife». Величина измерения беспорядков берет в расчет долю населения, принимавшего участие в таких беспорядках, как демонстрации и бунты, продолжительность событий и их пропорциональную интенсивность. Сравнительно высокий уровень депривации в Польше и Югославии в соотношении с размерами беспорядков можно отнести на счет функций коерсивной политики этих режимов. ^ Коэффициент корреляции Спирмена г. Для п = 13 корреляция значима при уровне 0,05.
они должны бы получать; они получали в среднем 90 долларов, но хотели бы 176. Для сравнения: французские рабочие получали в среднем 114 долларов, а рассчитывали на 170 долларов22. Если бы мы приравняли Vc к реально получаемой зарплате, а У — к желаемой, то уровень RD для итальянских рабочих составил бы 0,55, а для французских рабочих — 0,35. Отдельно взятый рабочий, уволенный и не имеющий перспектив трудоустройства или других в будущем, будет испытывать RD максимально возможно высокого уровня RD в 1,00. Расчеты отношения могут быть также использованы для ценностных позиций, определяемых в дихотомических единицах. К примеру, можно было бы определить порог статусно-ценностного континуума и присвоить значение 1 индивидам и группам, обладающим ценностной позицией выше пороговой, а 0 — тем, чья ценностная позиция ниже пороговой. В этом случае единственно возможными значениями уровня RD будут 0 и 1, но такие отметки можно усреднить для любого ряда индивидов и групп.
Альтернативное операциональное определение уровня депривации заключается в том, что в качестве его принимают разность между ожидаемой и достигаемой ценностной позициями. Например, можно было бы сконструировать порядковую шкалу для ценностного измерения уровня политического участия, включающую такие категории, как «никакого участия» (0), «периодическое голосование с эффективным выбором» (3), «лидерство в местной политической организации» (5) и «политическое лидерство на национальном уровне» (8). Индивид или ряд индивидов, которые желают достичь уровня пятого порядка, но смогли достичь лишь третьего, будут иметь ранговое различие уровня RD в два, которое можно усреднить, а также подвергнуть сравнению с другими.
Детерминанты интенсивности: ценностная отчетливость
Гипотеза ID.2. Интенсивность относительной депривации сильно изменяется со средним значением отчетливости данного класса ценностей, в отношении которого испытывается расхождение.
Гипотеза ID.3. Интенсивность относительной депривации умеренно изменяется пропорционально классам ценностей, в отношении которых испытывается расхождение.
Отчетливость какого-то класса ценностей для индивида — это сила мотивации к приобретению или поддержанию желаемой ценностной позиции. Отчетливость класса ценностей для коллективности — это средняя сила стремления к желаемой ценностной позиции. Отчетливость можно оценить в абсолютных терминах или относительно мотивации к другим ценностям. Иерархию ценностей в стране, население которой ведет маргинальное существование, могли бы составлять в порядке убывания отчетливости экономические ценности, ценности безопасности, общинные ценности, ценности связи, статусные ценности, ценности участия и ценности самореализации. В модернизированном постколониальном обществе сила ценностей участия и ценностей безопасности могла бы оказаться более отчетливой, чем ценностей благосостояния или межличностных ценностей. Вообще, вероятно, для большинства людей наиболее отчетливы экономические ценности. Однако какой-то отдельный класс и функциональные группы могут иметь ценностные иерархии, совершенно отличные от более.крупных групп. Поэтому любая эмпирическая оценка отчетливости ценностей должна принимать в расчет ценностные иерархии разнообразных субпопуляций, равно как и специфическое содержание и уровни их экспектаций.
Смысл гипотезы ID.2 состоит в том, что чем более сильно люди мотивированы на достижение цели или поддержание достигнутого уровня, тем более острое негодование вызывает у них препятствие и тем сильнее последующее побуждение к насилию. Однако их ответ на RD, касающуюся одного класса ценностей, отчасти детерминируется возможностями суррогатного удовлетворения23. Например, интенсивность RD, вызванной препятствием к умеренно значимой (отчетливой) ценности, такой, например, как политическое участие, может снизиться, если в результате будут возрастать возможности достижения более значимых («отчетливых») ценностей благосостояния и безопасности. Подобно этому, налогообложение может оправдываться гражданами на тех основаниях, что оно необходимо для поддержания безопасности и коммунальных ценностей. Если чистый эффект любой политики такого рода состоит в том, что общие групповые ценностные возможности повышаются, интенсивность RD снижается; если в равной степени снижаются другие возможности, RD интенсифицируется.
Гипотеза ID.3 относится к «последней сомнительной» связи и извлекается из предшествующего аргумента. Люди, вероятно, будут готовы стерпеть потерю ценностей, умеренно значимых для них, если они все же могут приобрести ценности других классов. Но если они испытывают RD и по отношению к большинству (или ко всем) других классов ценностей, то депривация, влияющая на прежде удовлетворенную ценностную экспектацию, будет сильно увеличивать интенсивность RD. Психологическая очевидность «значимой» и «последней сомнительной» гипотез убедительнее, нежели доказательства, вытекающие из исследований политического насилия. К примеру, Гамблин и др. обнаружили, что те, кто работают из побуждения получения денег, гораздо более агрессивно реагировали на фрустрацию, чем те, кто не имел таких побудительных мотивов24. Мак-Найл ссылается на пять исследований, в которых субъекты вели записи инцидентов, провоцировавших их гнев, мотивов, которые им мешали, и природы ощущаемой фрустрации. «Хотя дневники и перечни того, что раздражало людей, — не самая надежная форма доказательства, представляется очевидным, что, чем сильнее фрустрационное побуждение, тем сильнее будет стимул к интенсивному или агрессивному ответу»25. Грэхем и др. обнаружили, что физические атаки, направленные против субъектов, с большей вероятностью продуцировали сильные агрессивные реакции, нежели менее прямые, вербальные, нападки26.
Теории политического насилия вообще предполагают, что революции происходят тогда, когда возникает угроза для большинства значимых отчетливо выраженных или фундаментальных ценностей, однако аналитические исследования, где идентифицировались бы ценностные иерархии или показывалось бы, что значимость конкретных ценностей в предреволюционных ситуациях возрастает, встречаются нечасто. Какую-то часть влияния идеологии на политическое насилие можно атрибутировать переменной значимости. Выражение националистической идеологии на колониальных территориях Азии и Африки в первой половине XX столетия со всей очевидностью усилило существовавшее и прежде среди колониальной буржуазии стремление к независимости, в то же время оно посеяло совершенно новые политические экспектации среди других групп27. Аналогично высказывалось утверждение, что стремление к лучшей экономической участи со стороны европейского фабричного рабочего в XIX в. интенсифицировалось по мере того, как обретало рациональные очертания под влиянием марксистского учения. Представляется также вероятным, что движение за гражданские права в конце 1950-х — начале 1960-х гг. имело тем большее воздействие на значимость экспектаций равенства со стороны черных, чем сильнее оно влияло на их относительный уровень.
Относительная значимость классов ценностей
Революционные теоретики полагают, что для политического насилия или, по крайней мере, для его революционного аспекта значимым является единственный класс ценностей. По Марксу, разумеется, основополагающие ценности — экономические, в то время как Арендт атрибутирует революцию подавлению стремления к свободе28. Однако, согласно
Эдвардсу, Петти и Сорокину, монокаузальность — менее распространенное явление, нежели панкаузальность, и все они полагают, что подавление любого или всех типов человеческих ценностей может привести к политическому насилию. Такой же подход содержится в предположении Лассуэлла и Каплана о том, что политическая стабильность — это функция неравенства распределения экономических и властных ценностей29. Ридкер затрагивает исключительно экономические ценности30; Аристотель — экономические и властные ценности. Анализ подтверждает, что RD по отношению к любому классу обычно поддерживаемых ценностей — благосостояния, власти или межличностных ценностей — может повести к коллективному насилию.
Фактически базовый вопрос, поставленный этими и многими другими интерпретациями, таков: какие классы человеческих ценностей наиболее значимы в каких популяциях? Данные для универсального ответа на этот вопрос можно получить из результатов кросс-национального опроса, проведенного Кантрилом по проблемам человеческих забот. В двенадцати странах людям задавались следующие вопросы.
• «Все мы хотим от жизни каких-то определенных вещей. Когда вы думаете о том, что действительно имеет значение в вашей собственной жизни, каковы ваши желания и надежды на будущее?»
• «Теперь, принимая во внимание другую сторону картины, в чем состоят ваши страхи и беспокойства относительно будущего?»
• «А теперь — каковы ваши желания и надежды относительно будущего страны?»
• «А как насчет ваших страхов и тревог за будущее своей страны?»
Выраженные заботы или ценности подверглись классификации, процентные отношения по каждому типу были табулированы для каждой страны и проценты каждого типа взвешены в соответствии с численностью населения каждой страны. Результаты были проранжированы по шкале личностных и общенациональных забот, волнующих в общей сложности около 863 миллионов человек. 129 классов (или типов) специфических забот оказались сущностно общими по меньшей мере для четырех миллионов человек31. Семичленная типология, извлеченная из классификационной схемы ценностей, предложенная в главе 2, была использована для объединения этих данных с результатами, показанными в табл. 3.
Людей в мире значимо заботят материальные ценности; к этой категории принадлежат около половины всех упомянутых ценностей, например, надежды и страхи по поводу стандартов жизни, здоровья, технологического прогресса, экономической стабильности и владения жильем или землей. Не наблюдается существенных различий среди стран по важности материальных ценностей: по меньшей мере 60 % респондентов в каждой стране выразили личностные экономические надежды и опасения. Личностные экономические надежды наиболее часто выражались в каждой стране, наиболее общими опасениями были экономические во всех странах, за исключением трех западных, где люди выразили несколько большее беспокойство по поводу своего здоровья32.
Таблица 3
Ценностные заботы 863 миллионов лкэдей в12 странах в 1960 г.*
Класс ценностей | Удельный вес всех личностных забот | Удельный вес забот национального масштаба | Удельный вес всех забот в целом |
Ценности благосостояния | |||
Экономические | 55% | 35% | 46% |
Самоактуализации | |||
Ценности власти | |||
Участия | <1 | ||
Безопасности | |||
Межличностные ценности | |||
Статус | |||
Коллективность | |||
Идеациональная сплоченность | |||
Всего | 100% | 100% | 100% |
а Из Cantril, р. 276-279, основано на моей классификации 129 категорий личностных и национальных забот. Проценты относятся к пропорциям (долям) всех забот, упомянутых респондентами, взвешенных по населению страны таким образом, чтобы провести суммарное сравнение. Респонденты представляют 12 стран, в которых проводились опросы между 1957 и 1963 гг.: Индия, Соединенные Штаты, Бразилия, Западная Германия, Нигерия, Филиппины, Египет, Югославия, Куба, Доминиканская Республика, Израиль и Панама.
Намного более распространенной ценностью является безопасность: страх войны почти вдвое чаще беспокоит людей, нежели любая другая национальная проблема. Интересы здесь классифицированы как выражение ценностей участия, включая опасения прихода к власти нечестного или непредставительного правительства и надежды на сохранение или укрепление национальной независимости. Около половины межличностных ценностей относятся к семье, особенно к благосостоянию детей, здоровью и счастью семьи как целого. Другие ценности коллективности включают желание быть полезным для других, страх перед одиночеством и надежды на улучшение здоровья общества и общественную безопасность. Многие статусные устремление представлены в выражениях, классифицированных как экономические надежды или тревоги; особо идентифицибельные статусные заботы включают надежды на восприятие себя другими и страхи по поводу дискриминации и неравенства, а также тревоги относительно социальной несправедливости. Заботы, классифицируемые как выражения оценки когерентных нормативных систем и систем верований, включая надежды на повышение чувства социальной и политической ответственности в общине, тревоги по поводу снижения моральных или этических стандартов в общине.
Люди могут обладать несформулированными ценностями, важность которых становится для них очевидной лишь в случае возникновения угрозы для этих ценностей. Вероятно также, что иерархии ценностей могут существенно изменяться среди различных групп национальных популяций; к примеру, значимость ценностей участия, вероятно, выше для политических активистов, нежели населения в целом. Так или иначе, представляется вероятным, что заботы, которые выражают люди при ответах на неструктурированные вопросы типа тех, что задавались в опросах Кантрила, указывают на относительную важность различных классов ценностей внутри наиболее крупных гетерогенных (т. е. общенациональных) популяций. На основе этих данных можно сделать вывод из гипотезы ID.2.
Следствие ID.2.1. В любой гетерогенной популяции интенсивность относительной депривации наиболее велика по отношению к расхождениям действующих экономических ценностей, несколько меньшая по отношению к ценностям коллективности и безопасности и наименьшая относительно ценностей участия, самореализации, статуса и идеациональ- ной связи.
Близость цели и ценностная отчетливость
В качестве другой релевантной психологической связи выступает принцип «градиента целей»: чем ближе индивид к цели, тем сильнее в нем тенденция приближения к ней. Экспериментальное исследование Ха- нера и Брауна предполагает возможность приложения его результатов к вопросам ценностной отчетливости и агрессии. Дети играли в игру, которая прерывалась по зуммеру, после чего они должны были нажать на плунжер, завершающий игру. Чем ближе были они к окончанию игры, когда звучал зуммер, тем сильнее ударяли по плунжеру. Интерпретация, которую дал Берковиц этому и ряду других исследований, состояла в том, что «индуцируемые фрустрацией эмоциональные реакции явно возрастают по своей силе по мере приближения индивида к цели его деятельности, предположительно вследствие того, что сила препятствующей тенденции также возрастает с приближением к цели»33. Этот вывод согласуется с тем, что мы наблюдаем при проявлениях политического насилия. Хоффер — один из представителей теоретиков, указывающих на то, что «неудовлетворенность, вероятно, является наивысшей, когда люди терпят невзгоды; когда условия улучшаются настолько, что идеал представляется почти достижимым... интенсивность неудовлетворенности становится обратно пропорциональной расстоянию от горячо желаемого объекта»34.
Однако количество усилий, вложенных в достижение или поддержание ценностной позиции, представляется настолько релевантным, насколько близка желаемая позиция сама по себе. То есть если люди обладают сравнительно низкой ценностной позицией, и много работали в направлении достижения более высокой ценностной позиции и убеждены, что она близка, средняя интенсивность побуждения или отчетливость будет высокой — почти несомненно больше, чем в том случае, если бы затрачиваемое усилие было мало. Гипотетический прирожденный клерк, который изучал свое ремесло и десять лет совершенствовал свои умения в стремлении сдать экзамен на продвижение, будет, вероятно, испытывать при провале более сильное чувство депривации, нежели меланезийский приверженец Marching Rule или карго-культа*, который совершил определенные ритуалы, а затем пассивно ожидает, чтобы боги или белые люди обеспечили его материальными жизненными благами35.
Возрастание отчетливости цели по мере того, как люди приближаются к ней, измеряется не реальной близостью ее, а воспринимаемой. Событие, которое вызывает ощущение RD, может быть просто осознанием того, что цель, казавшаяся уже совсем рядом, тем не менее отодвигается. Сильное раздражение безработных выпускников университетов в развивающихся странах — это отчасти следствие их наивных предвы- пускных и послевыпускных иллюзий, открытия того факта, что они не
Разновидность милленарианистского движения, получившая широкое распространение в Меланезии в современную колониалистскую эпоху. — Примеч. пер.
в состоянии занять достойных позиций и высокого статуса, которые, как они ожидали, позволит им занять полученное образование36. Движению африканских колоний к независимости немало повредило насилие, когда официальная непокорность обратила это движение вспять. В Конго фрустрация нереалистичных экспектаций по поводу утопических надежд на получение независимости подлила масла в огонь «второй независимости» в 1963 г.37 Два современных примера дает нам Вьетнам. Французская реоккупация 1946 г. была массированной атакой на властные позиции, приобретенные Вьет-Мином тяжелой ценой в период японской оккупации, привела к интенсивному революционному сопротивлению38. Сравнимую с этим фрустрацию испытывали члены Национального Освободительного Фронта в Южном Вьетнаме, когда началась эскалация вторжения Соединенных Штатов в 1963 г., в то время, когда НОФ обладал полным и достаточно успешным контролем над страной. Возросшую в обеих ситуациях революционную активность можно отчасти отнести на счет решимости революционной элиты укрепить свои позиции, но принципы градиента цели и фрустрации заставляют предположить, что такие паттерны событий также генерировали резко интенсифицированные побуждения к «нереалистичной» агрессии среди кадровых и рядовых членов движения, так долго находившихся в гуще борьбы. Это обсуждение подкрепляют два дополнительных вывода о детерминантах отчетливости ценностных экспектаций.
Следствие ID.2.2. Отчетливость ценностей имеет тенденцию к изменению с размерами среднего усилия вложенного в достижение или поддержание позиции, желаемой для данной ценности.
Следствие ID.2.3. В случаях устремленной депривации отчетливость ценности имеет тенденцию к изменению с воспринимаемой близостью желаемой ценностной позиции в момент впервые испытываемого расхождения.