Детерминанты интенсивности: степень относительной депривации

Гипотеза ID.1. Интенсивность относительной депривации сильно изменяется в зависи­мости от средней степени воспринимаемого расхождения между ценностными экспектаци- ями и ценностными возможностями.

Следствие* ID.1.1. Любое возрастание среднего уровня ценностных экспектаций в кол­лективности , не сопровождаемое ростом ценностных возможностей, увеличивает интенсив­ность относительной депривации.

Следствие ID.1.2. Любое снижение среднего уровня ценностных возможностей в кол­лективности , не сопровождаемое снижением уровня ценностных экспектаций, увеличивает интенсивность относительных деприваций.

В случае устремленной и прогрессивной RD степень расхождения означает воспринимаемую дистанцию между искомой ценностной по­зицией и ценностным потенциалом. В случае убывающей RD степень расхождения есть воспринимаемая дистанция между первоначально

Corollary — нечто такое, что естественным образом следует из данного те­зиса или сопровождает его. — Примеч. пер.

удерживаемой ценностной позицией и остаточной ценностной пози­цией. Ниже предлагаются операциональные определения.

Из гипотез V.1 (глава 2) и ID.1 дедуктивно вытекают два следствия и определения, даваемые с их позиций. Следствие ID. 1.1 лежит в осно­ве постулированной Лернером и другими «революции возрастающих экспектаций» и ее насильственных последствий. Модель убывающей RD характеризуется паттерном снижающихся ценностных возможно­стей, определяемым в следствии ID. 1.2.

Психологические данные недвусмысленно показывают, что интен­сивность гнева изменяется в зависимости от степени, до которой фруст- рирован ответ. Например, Мак-Клелланд и Апичелла подвергали сту­дентов, работавших над выполнением задания по сортировке карточек, воздействию различных уровней фрустрации (измеряемых по числу случаев неудач) и обнаружили, что частота агрессивных замечаний со стороны тех, кто подвергался воздействию эксперимента, возрастала по мере роста числа их неудач в выполнении заданий4. В некоторых иссле­дованиях изучались фрустрационные воздействия групповых задач на внутригрупповую враждебность, которая изменялась в той степени, до которой члены группы зависели друг от друга при решении задач. Чем большее число членов требовалось для совместной работы, т. е. чем сильнее было вмешательство в дела друг друга при выполнении зада­ний, тем больше было выражений неприкрытой агрессии внутри груп­пы. Однако, когда члены группы могли работать относительно незави­симо друг от друга, уровни враждебности становились более низкими5. Наиболее точное доказательство было получено в экспериментах Гам- блина и других, которые твердо полагали, что побуждение к агрессии следует общим психологическим законам. В большинстве определя­ющих экспериментов проверялись три гипотезы: классическая — о том, что агрессия прямо изменяется в зависимости от степени вмешатель­ства, и психофизические гипотезы о том, что агрессия есть логарифми­ческая или степенная функция вмешательства. Небольшие группы субъектов ставились перед необходимостью решения проблемы, по­буждаемого денежным вознаграждением, имея лидеров, которые умыш­ленно заставляли группу терпеть неудачу на каждом из последователь­ных этапов выполнения заданий. После нескольких этапов субъекты давали свою оценку лидерам различными методами, позволявшими произвести измерение враждебности по отношению к лидерам. Резуль­таты показали, что агрессия является функцией от степени вмешатель­ства в виде резко возрастающей «J-кривой»6.

8-1012

Эти аспекты связи фрустрации-агрессии соответствуют общему психологическому закону человеческого поведения, по которому «ве­личина субъективного ответа возрастает как степенная функция от ве­личины психического стимула»7. Это лишнее подтверждение того, что последовательность фрустрация-агрессия представляет собой фунда­ментальный бихевиоральный механизм, а не девиацию. Гамблин обна­ружил также, что степенные экспоненты, по которым возрастает вели­чина агрессии, весьма широко варьирует для различных индивидов. Хотя было изучено слишком мало случаев, чтобы вычертить кривые распределения из того, что нам известно о других человеческих харак­теристиках, в больших популяциях с достаточной степенью вероятно­сти можно обнаружить кривую нормального распределения величины агрессивных ответов. Одним из подразумеваемых смыслов этого явля­ется то, что было бы более правильным рассматривать вероятность и уровень агрессивного ответа с точки зрения распределительной или вероятностной, нежели с позиций «порогов». Наконец, представляет­ся вероятным, что связь типа «J-кривой» между степенью фрустрации и величиной агрессии должна характеризовать соотношение между сте­пенью RD и величиной коллективного насилия. Совместимой с этим воздействием, хотя и не имеющей к нему прямого отношения, являет­ся логарифмическая кривая распределения, которая характеризует сте­пень межнационального коллективного насилия8.

Практически вся литература по проблемам коллективного насилия предполагает наличие каузальной связи между существованием RD или какого-то эквивалентного понятия и возникновением насилия. Обычно подразумевается прямая связь между степенью расхождения и интенсивностью насилия, как это формулируют Ридкер, Лассуэлл, Каплан и Фейерабенды9. Недвусмысленно высказался также Эдварде. Он определил четыре класса человеческих мотивов и предположил, что «все революции можно считать обязанными своим происхождением подавлению одного или более элементарных желаний, и можно пред­положить, что насилие в любой революции пропорционально размерам такого подавления»10. Количественные данные также указывают на то, что степени депривации или неудовлетворенности ассоциируются со степенью беспорядков. Некоторые из этих исследований основаны на внутринациональном сравнении агрегированных мер. Ростоу показал графически, что скудные экономические условия — в форме высоких цен на пшеницу и высокого уровня безработицы — корреспондирова­ли с жестокостью открытого протеста масс в Англии между 1790 и 1850 гг.11 В революционной Франции можно обнаружить связи между вариациями в ценах на хлеб и степенью насилия, производимого чер­нью12. Существует корреляционное подтверждение того, что частота судов Линча на американском юге между 1888 и 1930 гг. изменялась обратно пропорционально индексам экономического благосостояния, хотя эта связь сравнительно слаба, имея корреляционные коэффици­енты порядка 0,6 и 0,313.

Кросс-национальные исследования, использующие агрегированные данные, также поддерживают эту гипотезу. Высказывалось предпо­ложение, что поддержка избирателями экстремистских политических партий — это не что иное, как ненасильственное выражение неудовлет­воренности. Корнхаузер, например, сообщает о корреляции в -0,93 между размерами дохода на душу населения и долей голосов, поданных за коммунистов на национальных выборах в шестнадцати западных де­мократиях в конце 1940-х гг. и еще об одной корреляции в +0,85 между долей безработной рабочей силы и процентом голосования за экстре­мистов в девяти странах в период 1928-1932 гг.14 Бвай обнаружил, что в латиноамериканских странах показатели экономического роста в 1950-х гг. (предположительно являющиеся индикаторами экономиче­ских возможностей) коррелировали с коэффициентом -0,63 с уровнем группового организованного насилия и с коэффициентом -0,33 — с уров­нем аномического насилия в 1960-х гг.15 Фейерабенды пришли к выво­ду о степени «системной фрустрации» в 84 странах исходя из пропор­ции между мерами «формирования желаний», такими, например, как грамотность и урбанизация, и мерами «удовлетворения желаний», та­ких, например, как доход и потребление калорий на душу населения. Корреляция между их индексом фрустрации и композитной мерой политической стабильности составляла 0,49916. Мною были сконстру­ированы три композитные меры степени и масштаба RD, включающие в себя краткосрочную экономическую и политическую депривацию и со­относящуюся с ними меру величины гражданской борьбы для 114 госу­дарств; коэффициент множественной корреляции составил 0,6017.

Одно из ограничений такого рода исследований состоит в том, что их меры RD носят довольно косвенный характер; выводы о состоянии умов извлекаются из агрегированных измерений. Доступны и более прямые данные. Ринджер и Силлз обнаружили, что экономически не­удовлетворенные ирландцы в конце 1940-х гг. в большей степени, не­жели другие, склонны были занимать экстремистские позиции как сле­ва, так и справа18. Цейтлин пришел к выводу, что кубинцы, с высокой степенью вероятности склонные до 1959 г. поддерживать движение Кастро, переживали в это' время тяжелейшую безработицу19. Уэдж провел сравнительное исследование в форме серии интервью относи­тельно участия студентов в революционном насилии в Доминиканской республике в 1965 и в Бразилии в 1964 гг. Он пришел к выводу, что наси­лие было гораздо интенсивнее в Доминиканской республике — отчас­ти вследствие того, что бунтовавшие доминиканские студенты испыты­вали значительно более сильную депривацию, нежели их бразильские коллеги20. Наиболее убедительное доказательство дается во вторичном анализе проведенного по 14 странам исследования «паттерна челове­ческих забот». Кантрил в своем исследовании среди прочих задавал рес­пондентам вопросы о том, как они оценивают свои прошлые, нынеш­ние и по возможности будущие ценностные позиции по сравнению с их идеалом хорошей жизни по одиннадцатибалльной шкале. Усредненные по нациям расхождения между их реальным статусом в период прове­дения интервью (между 1957 и 1963 гг.) и их личным идеалом приведе­ны в табл. 2 в соотношении с ранщвой мерой величины беспорядков за 1961-1965 гг. Коэффициент ранговой корреляции между этими двумя мерами составляет 0,59: чем больше степень RD, операционально изме­ряемая здесь как разрыв между стремлением и реальной ценностной позицией, тем выше уровень беспорядков21.

Большая часть свидетельств, приведенных выше, основана на изме­рениях RD относительно ценностей благосостояния. Полная оценка степени RD относительно каждой из нескольких категорий должна была бы использовать общие шкалы ценностных позиций, такие как у Кантрила, или шкалы для измерения степеней RD относительно каж­дой из нескольких категорий ценностей, описанных в главе 2. Хотя из­начально это исследование не имело дела с разработкой операциональ­ных средств для оценки теоретических переменных, можно предложить два операционально полезных определения степени RD. Одно из них — отношение расхождения между ожидаемой и достигаемой ценностны­ми позициями к ожидаемой ценностной позиции, или

V -V

е с

К •

где Ve — это ожидаемая ценностная позиция, a Vc — это ценностная по­зиция, воспринимаемая как достижимая. Определение с этой точки зре­ния полагает, что возможен определенный порядок количественных из­мерений.

Например, итальянских индустриальных рабочих в 1955 г. спраши­вали, каков их реальный месячный заработок и сколько, по их мнению,

Таблица 2

Устремленная RD в тринадцати национальных популяциях (1960) и размеры беспорядков в 1961-1965 гг.

Страна Год обследо­вания8 Средние величины деприва­ции1* Ранговый порядок RD Ранговый порядок величины беспорядков 1961-65*
Доминиканская республика 8,4
Индия 6,3
Польша 5,6
Бразилия 5,4
Нигерия 5,2 5,5
Панама 5,2 5,5
Филиппины 5,1
Югославия 5,0 12,5
Япония 4,8
Израиль 4,7 10,5
Западная Германия 4,7 10,5
Египет 4,5 12,5
Куба 3,6
Коэффициент ранговой корреляции: 0,59е1

а Репрезентативные кросс-национальные выборки, о которых сообщалось в Hadley Cantril, The Patterns of Human Concerns (New Brunswick: Rutgers University Press, 1965), p. 187. Из этого сравнения исключены данные по Соединенным Штатам на том основании, что там высокие уровни беспорядков можно отнести на счет сегментной RD черных американцев, которые неправильно репрезентированы в любом националь­ном измерении RD. Общий уровень средней депривации по США составляет 3,4. Среднее число единиц измерения разрыва между ценностной позицией респонден­тов на момент измерения и устремлением их ценностной позиции по одиннадцати­балльной шкале взято из Cantril, 184. Верхняя и нижняя граница шкалы были «за­фиксированы» путем обращения к каждому респонденту с просьбой указать его воз­можно наилучшее и возможно наихудшее будущее; затем его просили указать реальную позицию на момент интервью. с Основано на пересмотре данных из Gurr, «А Causal Model of Civil Strife». Величи­на измерения беспорядков берет в расчет долю населения, принимавшего участие в таких беспорядках, как демонстрации и бунты, продолжительность событий и их пропорциональную интенсивность. Сравнительно высокий уровень депривации в Польше и Югославии в соотношении с размерами беспорядков можно отнести на счет функций коерсивной политики этих режимов. ^ Коэффициент корреляции Спирмена г. Для п = 13 корреляция значима при уровне 0,05.

они должны бы получать; они получали в среднем 90 долларов, но хо­тели бы 176. Для сравнения: французские рабочие получали в среднем 114 долларов, а рассчитывали на 170 долларов22. Если бы мы прирав­няли Vc к реально получаемой зарплате, а У — к желаемой, то уровень RD для итальянских рабочих составил бы 0,55, а для французских ра­бочих — 0,35. Отдельно взятый рабочий, уволенный и не имеющий пер­спектив трудоустройства или других в будущем, будет испытывать RD максимально возможно высокого уровня RD в 1,00. Расчеты отноше­ния могут быть также использованы для ценностных позиций, опреде­ляемых в дихотомических единицах. К примеру, можно было бы опре­делить порог статусно-ценностного континуума и присвоить значе­ние 1 индивидам и группам, обладающим ценностной позицией выше пороговой, а 0 — тем, чья ценностная позиция ниже пороговой. В этом случае единственно возможными значениями уровня RD будут 0 и 1, но такие отметки можно усреднить для любого ряда индивидов и групп.

Альтернативное операциональное определение уровня депривации заключается в том, что в качестве его принимают разность между ожи­даемой и достигаемой ценностной позициями. Например, можно было бы сконструировать порядковую шкалу для ценностного измерения уровня политического участия, включающую такие категории, как «никакого участия» (0), «периодическое голосование с эффективным выбором» (3), «лидерство в местной политической организации» (5) и «политическое лидерство на национальном уровне» (8). Индивид или ряд индивидов, которые желают достичь уровня пятого порядка, но смогли достичь лишь третьего, будут иметь ранговое различие уровня RD в два, которое можно усреднить, а также подвергнуть сравнению с другими.

Детерминанты интенсивности: ценностная отчетливость

Гипотеза ID.2. Интенсивность относительной депривации сильно изменяется со средним значением отчетливости данного класса ценностей, в отношении которого испытывается расхождение.

Гипотеза ID.3. Интенсивность относительной депривации умеренно изменяется пропор­ционально классам ценностей, в отношении которых испытывается расхождение.

Отчетливость какого-то класса ценностей для индивида — это сила мотивации к приобретению или поддержанию желаемой ценностной позиции. Отчетливость класса ценностей для коллективности — это средняя сила стремления к желаемой ценностной позиции. Отчетли­вость можно оценить в абсолютных терминах или относительно моти­вации к другим ценностям. Иерархию ценностей в стране, население которой ведет маргинальное существование, могли бы составлять в по­рядке убывания отчетливости экономические ценности, ценности бе­зопасности, общинные ценности, ценности связи, статусные ценности, ценности участия и ценности самореализации. В модернизированном постколониальном обществе сила ценностей участия и ценностей бе­зопасности могла бы оказаться более отчетливой, чем ценностей бла­госостояния или межличностных ценностей. Вообще, вероятно, для большинства людей наиболее отчетливы экономические ценности. Однако какой-то отдельный класс и функциональные группы могут иметь ценностные иерархии, совершенно отличные от более.крупных групп. Поэтому любая эмпирическая оценка отчетливости ценностей должна принимать в расчет ценностные иерархии разнообразных суб­популяций, равно как и специфическое содержание и уровни их экспек­таций.

Смысл гипотезы ID.2 состоит в том, что чем более сильно люди мо­тивированы на достижение цели или поддержание достигнутого уров­ня, тем более острое негодование вызывает у них препятствие и тем сильнее последующее побуждение к насилию. Однако их ответ на RD, касающуюся одного класса ценностей, отчасти детерминируется воз­можностями суррогатного удовлетворения23. Например, интенсивность RD, вызванной препятствием к умеренно значимой (отчетливой) цен­ности, такой, например, как политическое участие, может снизиться, если в результате будут возрастать возможности достижения более зна­чимых («отчетливых») ценностей благосостояния и безопасности. По­добно этому, налогообложение может оправдываться гражданами на тех основаниях, что оно необходимо для поддержания безопасности и коммунальных ценностей. Если чистый эффект любой политики тако­го рода состоит в том, что общие групповые ценностные возможности повышаются, интенсивность RD снижается; если в равной степени сни­жаются другие возможности, RD интенсифицируется.

Гипотеза ID.3 относится к «последней сомнительной» связи и извлека­ется из предшествующего аргумента. Люди, вероятно, будут готовы стер­петь потерю ценностей, умеренно значимых для них, если они все же могут приобрести ценности других классов. Но если они испытывают RD и по отношению к большинству (или ко всем) других классов цен­ностей, то депривация, влияющая на прежде удовлетворенную ценност­ную экспектацию, будет сильно увеличивать интенсивность RD. Пси­хологическая очевидность «значимой» и «последней сомнительной» гипотез убедительнее, нежели доказательства, вытекающие из исследо­ваний политического насилия. К примеру, Гамблин и др. обнаружили, что те, кто работают из побуждения получения денег, гораздо более аг­рессивно реагировали на фрустрацию, чем те, кто не имел таких по­будительных мотивов24. Мак-Найл ссылается на пять исследований, в которых субъекты вели записи инцидентов, провоцировавших их гнев, мотивов, которые им мешали, и природы ощущаемой фрустрации. «Хотя дневники и перечни того, что раздражало людей, — не самая надеж­ная форма доказательства, представляется очевидным, что, чем сильнее фрустрационное побуждение, тем сильнее будет стимул к интенсивно­му или агрессивному ответу»25. Грэхем и др. обнаружили, что физиче­ские атаки, направленные против субъектов, с большей вероятностью продуцировали сильные агрессивные реакции, нежели менее прямые, вербальные, нападки26.

Теории политического насилия вообще предполагают, что револю­ции происходят тогда, когда возникает угроза для большинства значи­мых отчетливо выраженных или фундаментальных ценностей, однако аналитические исследования, где идентифицировались бы ценностные иерархии или показывалось бы, что значимость конкретных ценно­стей в предреволюционных ситуациях возрастает, встречаются не­часто. Какую-то часть влияния идеологии на политическое насилие можно атрибутировать переменной значимости. Выражение нацио­налистической идеологии на колониальных территориях Азии и Аф­рики в первой половине XX столетия со всей очевидностью усилило существовавшее и прежде среди колониальной буржуазии стремле­ние к независимости, в то же время оно посеяло совершенно новые политические экспектации среди других групп27. Аналогично выска­зывалось утверждение, что стремление к лучшей экономической уча­сти со стороны европейского фабричного рабочего в XIX в. интенси­фицировалось по мере того, как обретало рациональные очертания под влиянием марксистского учения. Представляется также вероятным, что движение за гражданские права в конце 1950-х — начале 1960-х гг. имело тем большее воздействие на значимость экспектаций равен­ства со стороны черных, чем сильнее оно влияло на их относительный уровень.

Относительная значимость классов ценностей

Революционные теоретики полагают, что для политического насилия или, по крайней мере, для его революционного аспекта значимым явля­ется единственный класс ценностей. По Марксу, разумеется, основопо­лагающие ценности — экономические, в то время как Арендт атрибути­рует революцию подавлению стремления к свободе28. Однако, согласно

Эдвардсу, Петти и Сорокину, монокаузальность — менее распространен­ное явление, нежели панкаузальность, и все они полагают, что подав­ление любого или всех типов человеческих ценностей может привести к политическому насилию. Такой же подход содержится в предположе­нии Лассуэлла и Каплана о том, что политическая стабильность — это функция неравенства распределения экономических и властных цен­ностей29. Ридкер затрагивает исключительно экономические ценно­сти30; Аристотель — экономические и властные ценности. Анализ под­тверждает, что RD по отношению к любому классу обычно поддер­живаемых ценностей — благосостояния, власти или межличностных ценностей — может повести к коллективному насилию.

Фактически базовый вопрос, поставленный этими и многими дру­гими интерпретациями, таков: какие классы человеческих ценностей наиболее значимы в каких популяциях? Данные для универсального ответа на этот вопрос можно получить из результатов кросс-националь­ного опроса, проведенного Кантрилом по проблемам человеческих за­бот. В двенадцати странах людям задавались следующие вопросы.

• «Все мы хотим от жизни каких-то определенных вещей. Когда вы думаете о том, что действительно имеет значение в вашей соб­ственной жизни, каковы ваши желания и надежды на будущее?»

• «Теперь, принимая во внимание другую сторону картины, в чем состоят ваши страхи и беспокойства относительно будущего?»

• «А теперь — каковы ваши желания и надежды относительно буду­щего страны?»

• «А как насчет ваших страхов и тревог за будущее своей страны?»

Выраженные заботы или ценности подверглись классификации, про­центные отношения по каждому типу были табулированы для каждой страны и проценты каждого типа взвешены в соответствии с численно­стью населения каждой страны. Результаты были проранжированы по шкале личностных и общенациональных забот, волнующих в общей сложности около 863 миллионов человек. 129 классов (или типов) специфических забот оказались сущностно общими по меньшей мере для четырех миллионов человек31. Семичленная типология, извлечен­ная из классификационной схемы ценностей, предложенная в главе 2, была использована для объединения этих данных с результатами, по­казанными в табл. 3.

Людей в мире значимо заботят материальные ценности; к этой ка­тегории принадлежат около половины всех упомянутых ценностей, например, надежды и страхи по поводу стандартов жизни, здоровья, технологического прогресса, экономической стабильности и владения жильем или землей. Не наблюдается существенных различий среди стран по важности материальных ценностей: по меньшей мере 60 % респон­дентов в каждой стране выразили личностные экономические надеж­ды и опасения. Личностные экономические надежды наиболее часто выражались в каждой стране, наиболее общими опасениями были эко­номические во всех странах, за исключением трех западных, где люди выразили несколько большее беспокойство по поводу своего здоровья32.

Таблица 3

Ценностные заботы 863 миллионов лкэдей в12 странах в 1960 г.*

Класс ценностей Удельный вес всех личностных забот Удельный вес забот националь­ного масштаба Удельный вес всех забот в целом
Ценности благосостояния
Экономические 55% 35% 46%
Самоактуализации
Ценности власти
Участия <1
Безопасности
Межличностные ценности
Статус
Коллективность
Идеациональная сплоченность
Всего 100% 100% 100%

а Из Cantril, р. 276-279, основано на моей классификации 129 категорий личностных и национальных забот. Проценты относятся к пропорциям (долям) всех забот, упо­мянутых респондентами, взвешенных по населению страны таким образом, чтобы провести суммарное сравнение. Респонденты представляют 12 стран, в которых про­водились опросы между 1957 и 1963 гг.: Индия, Соединенные Штаты, Бразилия, За­падная Германия, Нигерия, Филиппины, Египет, Югославия, Куба, Доминиканская Республика, Израиль и Панама.

Намного более распространенной ценностью является безопасность: страх войны почти вдвое чаще беспокоит людей, нежели любая другая национальная проблема. Интересы здесь классифицированы как выра­жение ценностей участия, включая опасения прихода к власти нечест­ного или непредставительного правительства и надежды на сохранение или укрепление национальной независимости. Около половины меж­личностных ценностей относятся к семье, особенно к благосостоянию детей, здоровью и счастью семьи как целого. Другие ценности коллек­тивности включают желание быть полезным для других, страх перед одиночеством и надежды на улучшение здоровья общества и обще­ственную безопасность. Многие статусные устремление представлены в выражениях, классифицированных как экономические надежды или тревоги; особо идентифицибельные статусные заботы включают надеж­ды на восприятие себя другими и страхи по поводу дискриминации и неравенства, а также тревоги относительно социальной несправедливо­сти. Заботы, классифицируемые как выражения оценки когерентных нормативных систем и систем верований, включая надежды на повы­шение чувства социальной и политической ответственности в общине, тревоги по поводу снижения моральных или этических стандартов в об­щине.

Люди могут обладать несформулированными ценностями, важность которых становится для них очевидной лишь в случае возникновения угрозы для этих ценностей. Вероятно также, что иерархии ценностей могут существенно изменяться среди различных групп национальных популяций; к примеру, значимость ценностей участия, вероятно, выше для политических активистов, нежели населения в целом. Так или ина­че, представляется вероятным, что заботы, которые выражают люди при ответах на неструктурированные вопросы типа тех, что задавались в опросах Кантрила, указывают на относительную важность различных классов ценностей внутри наиболее крупных гетерогенных (т. е. обще­национальных) популяций. На основе этих данных можно сделать вы­вод из гипотезы ID.2.

Следствие ID.2.1. В любой гетерогенной популяции интенсивность относительной деп­ривации наиболее велика по отношению к расхождениям действующих экономических цен­ностей, несколько меньшая по отношению к ценностям коллективности и безопасности и наименьшая относительно ценностей участия, самореализации, статуса и идеациональ- ной связи.

Близость цели и ценностная отчетливость

В качестве другой релевантной психологической связи выступает прин­цип «градиента целей»: чем ближе индивид к цели, тем сильнее в нем тенденция приближения к ней. Экспериментальное исследование Ха- нера и Брауна предполагает возможность приложения его результатов к вопросам ценностной отчетливости и агрессии. Дети играли в игру, которая прерывалась по зуммеру, после чего они должны были нажать на плунжер, завершающий игру. Чем ближе были они к окончанию игры, когда звучал зуммер, тем сильнее ударяли по плунжеру. Интер­претация, которую дал Берковиц этому и ряду других исследований, состояла в том, что «индуцируемые фрустрацией эмоциональные реак­ции явно возрастают по своей силе по мере приближения индивида к цели его деятельности, предположительно вследствие того, что сила препятствующей тенденции также возрастает с приближением к цели»33. Этот вывод согласуется с тем, что мы наблюдаем при проявлениях по­литического насилия. Хоффер — один из представителей теоретиков, указывающих на то, что «неудовлетворенность, вероятно, является наи­высшей, когда люди терпят невзгоды; когда условия улучшаются на­столько, что идеал представляется почти достижимым... интенсивность неудовлетворенности становится обратно пропорциональной расстоя­нию от горячо желаемого объекта»34.

Однако количество усилий, вложенных в достижение или поддержа­ние ценностной позиции, представляется настолько релевантным, на­сколько близка желаемая позиция сама по себе. То есть если люди об­ладают сравнительно низкой ценностной позицией, и много работали в направлении достижения более высокой ценностной позиции и убеж­дены, что она близка, средняя интенсивность побуждения или отчет­ливость будет высокой — почти несомненно больше, чем в том случае, если бы затрачиваемое усилие было мало. Гипотетический прирожден­ный клерк, который изучал свое ремесло и десять лет совершенствовал свои умения в стремлении сдать экзамен на продвижение, будет, веро­ятно, испытывать при провале более сильное чувство депривации, не­жели меланезийский приверженец Marching Rule или карго-культа*, который совершил определенные ритуалы, а затем пассивно ожидает, чтобы боги или белые люди обеспечили его материальными жизненны­ми благами35.

Возрастание отчетливости цели по мере того, как люди приближают­ся к ней, измеряется не реальной близостью ее, а воспринимаемой. Со­бытие, которое вызывает ощущение RD, может быть просто осознани­ем того, что цель, казавшаяся уже совсем рядом, тем не менее отодвига­ется. Сильное раздражение безработных выпускников университетов в развивающихся странах — это отчасти следствие их наивных предвы- пускных и послевыпускных иллюзий, открытия того факта, что они не

Разновидность милленарианистского движения, получившая широкое рас­пространение в Меланезии в современную колониалистскую эпоху. — При­меч. пер.

в состоянии занять достойных позиций и высокого статуса, которые, как они ожидали, позволит им занять полученное образование36. Дви­жению африканских колоний к независимости немало повредило на­силие, когда официальная непокорность обратила это движение вспять. В Конго фрустрация нереалистичных экспектаций по поводу утопи­ческих надежд на получение независимости подлила масла в огонь «второй независимости» в 1963 г.37 Два современных примера дает нам Вьетнам. Французская реоккупация 1946 г. была массированной ата­кой на властные позиции, приобретенные Вьет-Мином тяжелой ценой в период японской оккупации, привела к интенсивному революцион­ному сопротивлению38. Сравнимую с этим фрустрацию испытывали члены Национального Освободительного Фронта в Южном Вьетнаме, когда началась эскалация вторжения Соединенных Штатов в 1963 г., в то время, когда НОФ обладал полным и достаточно успешным конт­ролем над страной. Возросшую в обеих ситуациях революционную ак­тивность можно отчасти отнести на счет решимости революционной элиты укрепить свои позиции, но принципы градиента цели и фруст­рации заставляют предположить, что такие паттерны событий также генерировали резко интенсифицированные побуждения к «нереали­стичной» агрессии среди кадровых и рядовых членов движения, так дол­го находившихся в гуще борьбы. Это обсуждение подкрепляют два до­полнительных вывода о детерминантах отчетливости ценностных экс­пектаций.

Следствие ID.2.2. Отчетливость ценностей имеет тенденцию к изменению с размерами среднего усилия вложенного в достижение или поддержание позиции, желаемой для дан­ной ценности.

Следствие ID.2.3. В случаях устремленной депривации отчетливость ценности имеет тен­денцию к изменению с воспринимаемой близостью желаемой ценностной позиции в мо­мент впервые испытываемого расхождения.

Наши рекомендации