Паттерны относительной депривации
Со статической точки зрения RD — это расхождение между ценностными экспектациями и ценностными достижениями, его интенсивность и масштабы доступны определению в любой популяции путем использования опросов и других методик. Динамический анализ потребует инструментария, который принимает в расчет изменения в ценностных экспекта- циях и ценностных возможностях. Можно начать с предположения, что вследствие того, что RD представляет собой психологически некомфортабельное условие, люди склонны на протяжении длительных промежутков времени приспосабливать свои ценностные экспектации к ценностным возможностям. Следовательно, социетальные условия, в которых искомые и достигаемые ценностные позиции находятся в приблизительном равновесии, могут рассматриваться как «нормальные», однако не всегда имеющие место в современном мире и образующие некую среднюю линию, от которой и производится оценка паттернов изменения. Можно определить три различных паттерна нарушения равновесия:
1) убывающая депривация, при которой групповые ценностные экспектации остаются относительно постоянными, а ценностные возможности воспринимаются как снижающиеся;
2) устремленная депривация, при которой возможности относительно статичны, в то время как экспектации возрастают или интенсифицируются69;
3) прогрессивная депривация, при которой наблюдается существенное и одновременное возрастание экспектаций и снижение возможностей.
Все три паттерна упоминались в качестве каузальных или предрасполагающих факторов политического насилия.
Модель, графически изображенная на рис. 1, представляет условия, при которых групповой консенсус относительно законно ожидаемых ценностных позиций с течением времени меняется слабо, а средний уровень доступных ценностных позиций существенно понижается.
В таких обстоятельствах люди испытывают раздражение вследствие потери того, что когда-то имели или, как они считают, могли бы иметь; они испытывают RD относительно прошлых условий жизни. Ценностная позиция общества в целом может падать вследствие снижения производства материальных благ, снижения способности политической элиты обеспечить порядок или устранить кризис, вмешательства иностранного правления, а также потерь в социальной интегрирующей системе убеждений и сопутствующих норм деятельности. Ценностные возможности могут также падать в одном или более сегментах обществах вследствие того, что их члены проиграли в абсолютном выражении в борьбе с другими группам за недостающие ценности. Примеры включают в себя воздействие прогрессивного налогообложения богатых и регрессивного налогообложения бедных; утрату политического влияния элитой и оппозиционными группами, недавно отстраненными от политической деятельности; снижение статуса и влияния, ощущаемое группами среднего класса по мере возрастания статуса групп рабочего класса. Ценностная позиция или потенциал конкретной группы также могут рассматриваться как приходящие в упадок не вследствие какого-либо сокращения или перераспределения общей суммы доступных ценностей, а вследствие сокращения числа возможностей, например, в сфере занятости для работников неквалифицированного труда в высоко индустриализированнных обществах, и недостатка устойчивых общинных связей у мигрантов, недавно прибывших в город из сельской местности. Систематизация источников снижения ценностных возможностей более детально рассматривается в главе 5.
Ряд теоретиков относят политическое насилие полностью или частично на счет убывающей депривации. О революциях, которые Аристотель считал характеристикой и демократий, и олигархий, говорилось, что они отчасти являются результатом такого типа деприваций. «Главная причина революций в демократиях — это несдержанное поведение демагогов, которое заставляет имущий класс объединяться, отчасти путем выдвижения обвинений против конкретных личностей... а отчасти путем возбуждения против них масс как против целого», тогда как в олигархиях в качестве одной из общих причин революции рассматривается подавление масс олигархами70. В демократиях существует угроза относительно высокой ценностной позиции олигархов, в олигархиях — это устойчиво низкая ценностная позиция масс. В 1925 г. Сорокин выдвинул общий тезис о значении «репрессий» в генезисе революции, оказавший влияние на ряд более поздних авторов. Непосредственной причиной революции, писал он, «всегда является рост "репрессии*" основных инстинктов у большей части общества и невозможность получения для этих инстинктов необходимого минимума удовлетворения». Если испытываемое множеством людей желание пищи «репрессируется» голодом, происходят восстания. Если рефлексы индивидуального самосохранения «репрессируются» деспотическими экзекуциями, общей войной или терроризмом, результат будет тем же. Другие репрессируемые инстинкты, которые подталкивают людей к насилию, включают в себя коллективное самосохранение, желание обладать жильем, инстинкты собственности и самовыражения и т. д.71 Аналогичны взгляды Маркса. Маркс и Энгельс указывали на неминуемый рост глубокой неудовлетворенности пролетариата как следствие абсолютных деприваций или репрессий, которые могут находить следующие выражения:
• разрушение гордости рабочего класса путем подчинения его машине и рынку;
• экономическая депривация вследствие минимизации оплаты труда и отсутствия гарантий занятости, которые неизбежны при кризисах экономической системы;
• репрессивные меры со стороны буржуазного государства.
Убывающая депривация, вероятно, в наибольшей степени распространена в традиционных сегментах переходных обществ. Природные бедствия в традиционных обществах дают толчок коллективному насилию, как отмечает Кон в своем исследовании интенсификации движения милленарианизма" в средневековой Европе: «Снова и снова обнаруживается, что конкретные вспышки революционного хилиазма были направлены против предпосылки бедствия: эпидемий чумы, которые предшествовали Первому крестовому походу и движениям флагеллянтов в 1260, 1348-1349, 1391 и 1400 гг... Наиболее мощная волна хилиастического"* возбуждения, которая охватила все общество,
В смысле — подавления. — Примеч. пер.
Millenarianism — в христианстве вера в то, что Мессия через тысячу лет (миллениум) вернется, породила множество социальных движений среди бедноты. С точки зрения социологов, милленарианистское движение — это коллективное светское движение, обещающее тотальное социальное изменение с помощью сверхъестественных средств. Милленарианизм в Европе расцвел между XI и XVI вв. среди тех, кто был лишен привилегий, например, среди анабаптистов. — Примеч. пер.
Chiliasm — еще один из вариантов наименования милленарианистских движений (от греч. chilias — тысяча). — Примеч. пер.
была ускорена самым универсальным бедствием средних веков — Черной Смертью...»72.
Хобсбом утверждает, что социальный бандитизм был наиболее распространен в докапиталистических крестьянских обществах Южной Европы, «когда было разрушено их традиционное равновесие; на протяжении и после периодов ненормальных лишений, таких как голод и болезни, или в моменты, когда челюсти современного динамичного мира вцеплялись в эти статичные общины для того, чтобы разрушить и трансформировать их»73. Такие непреодолимые события навязывали убывающие депривации и вели к бандитизму крестьян, которые не обладали никакими эффективными способами политической агитации, т. е. не располагали никакими политическими возможностями. Такое же воздействие оказывала на западные народы деятельность отчужденной власти. Капитализм в той или иной степени разрушал межличностные связи, подрывал трайбалистскую* и иные традиционные авторитарности. Межличностные и властные депривации навязывались многим народам одновременно с разрушением традиционных ценностных возможностей, особенно политических. Такие условия часто генерировали традиционалистское сопротивление, которое впоследствии трансформировалось в националистические мятежи74.
Убывающая депривация может быть менее распространенной по сравнению с другими формами RD в обществах, подверженных социо- экономическим преобразованиям, но это не частое явление, и оно может иметь опасные последствия. Огромные человеческие и материальные жертвы русского народа на протяжении Первой мировой войны создали базовый потенциал для первой Русской революции; отказ режима Керенского положить конец участию России в войне прямо привел к захвату власти большевиками и косвенно — к последовавшей за этим гражданской войне. Почти все анализы послевоенных фашистских движений делают акцент на абсолютных депривациях, которые мотивировали большинство их приверженцев. В сравнительном исследовании фашистских движений в девяти странах Карстен приходит к выводу, что «определенные социальные группы гораздо сильнее других откликались на фашистские призывы. Это особенно верно в отношении тех, кто подвергался угрозе или искоренению вследствие социальных и экономических изменений, чьи позиции в обществе были подорваны, кто утратил свое традиционное место и был напуган будущим. Они были выше во всех сегментах, расположенных ниже средних классов...
Родоплеменную. — Примеч. пер.
Может быть, даже более важную роль на ранних этапах играли бывшие офицеры Первой мировой войны, которые не могли рассчитывать ни на какую работу, которые привыкли к применению насилия и ощущали себя лишенными своего "законного вознаграждения"»75.
Аналогично звучит социально-психологический анализ корней нацизма, проведенный Кантрилом. Нацизм, как движение, имел успех вследствие того, что «старые нормы, старые культурные стандарты больше не могли обеспечивать основания, необходимого для удовлетворения адаптации индивидов, которые компоновали культуру». Убывающая депривация была интенсивной для различных групп по многим ценностям; имела место экономическая нужда, многие люди страдали от снижения статуса, и большинство испытывали глубокое ощущение отсутствия личных гарантий безопасности вследствие дезинтеграции и социальных структур, и нормативных систем76.
Любое абсолютное снижение ценностных позиций или ценностного потенциала социальной группы конституирует убывающую депривацию, и можно было бы дополнительно привести множество примеров политического насилия, атрибутивного этому паттерну RD. Некоторые из них рассматриваются в главе 5. Несмотря на значительное внимание, уделяемое в современном социальном анализе «революциям возрастающих экспектаций», рассматриваемым ниже, на протяжении длительного периода человеческой истории убывающая депривация стала, вероятно, более распространенным источником коллективного насилия, нежели дюбой другой паттерн RD. И можно предполагать, что убывающая депривация данной степени провоцирует людей к более интенсивному насилию, нежели эквивалентный уровень устремленной депривации. Вероятно, люди склонны к более сильному возмущению, когда они теряют то, что имеют, нежели в том случае, когда они теряют надежду на получение того, что они еще не имели.
Устремленная депривация
Модель устремленной депривации, изображенная на рис. 2, характеризуется возрастанием ценностных экспектаций без сопутствующего изменения в ценностной позиции или потенциале. Те, кто испытывает устремленную RD, не предвидят или не испытывают значительной потери того, чем они обладают; они приходят в раздражение от ощущения того, что не располагают средствами для достижения новых или возрастающих экспектаций. «Рост ценностных экспектаций может отражать запрос все большего количества материальных благ и большей степени политического порядка и справедливости. Это может быть запрос новых ценностей, какими никогда прежде не обладали, таких как политическое участие для жителей колоний и личное равенство для представителей низших классов и кастовых групп. В-третьих, это может представлять собой интенсификацию (или усиление) претензий на ценностную позицию, которой раньше добивались слабо, например интенсификацию запросов на предметы роскоши среди тех, кто испытывает упадок общинной жизни на ранних этапах модернизации, и интенсификацию требований на доступ к позициям политической элиты среди восходящих слоев буржуазии в Европе XVII и XVIII вв. Степень и отчетливость ценностных экспектаций очень часто возрастают одновременно, но необязательно в тесной связи между собой. Например, современные запросы черных американцев на социальное равенство, сравнимые с требованиями, выдвигавшимися в 1940-х гг., являются отражением возрастания отчетливости статусных ценностей среди негров, сдвига от едва ощутимых стремлений к равенству к интенсивно возрастающему убеждению, что они заслуживают равенства здесь и сейчас, — опережающего возрастание степени искомого равенства.
Высокая
Ценностные экспектации