Анализ и интерпретация полученных результатов влияния Интернета на формирование личности школьников.

Проводя интерпретацию полученных данных по итогам проведенного анкетирования, выявились следующие результаты:

Анализ и интерпретация полученных результатов влияния Интернета на формирование личности школьников. - student2.ru

Рис. 1. Процентное соотношение количества проведенного времени в Интернете у подростков.

В результате анкетирования нами было выяснено, что все учащиеся пользуются Интернетом (100% из числа опрошенных), не зарегистрированными оказалось 0 человек (0%).

25 человек (96% из числа опрошенных) «добывают» из сети информацию, 7 человек (27%) используют всемирную паутину для игр и 26 человек (100%) пользуются Интернетом как средством общения.

Количество зарегистрированных в социальных сетях распределилось следующим образом:

Рис. 2. Наиболее популярные социальные сети среди подростков МБОУ СОШ №73 г. Кирова

На вопрос «Испытываете ли вы навязчивое желание проверить входящие сообщения?» и «Испытываете ли вы постоянное желание выйти в Интернет?» мы получили следующие результаты: 33 % опрошенных использует имеют желание как можно чаще находится в сети Интернет и общаться в социальных сетях, 67% сказали, что они не имеют тягу постоянно проводить время в Интернете.


Несмотря на то, что по итогам анкетирования выявлено большое количество пользователей социальными сетями и компьютерными играми, учащиеся нашей школы проводят в социальных сетях немного времени, а именно не больше одного часа, что говорит об отсутствии зависимости. Интерпретируя полученные ответы на вопросы анкетирования учащиеся выбирают реальное общение, а также не испытывают навязчивого желания проверять почту и нахождение в социальных сетях – данные результаты подтверждают отсутствие зависимости от Интернета

В ходе исследования нами было проведено анкетирование с учителями школы, с целью выявления влияния Интернета на учебный процесс. Также, как и для учеников, для учителей я разработала анкетирование, которое состояло из шести вопросов. Интерпретируя ответы, нами были сделаны выводы, что учителя сами активно пользуются социальными сетями с целью обмена педагогическим опытом и общения с друзьями в свободное время, ищут научную информацию, касающуюся, как в подготовке уроков, так и информацию для общего развития. Также по ответам учителей мы выявили положительные стороны Интернета:

· Обмен информацией;

· Получение новых знаний;

· Общение с друзьями и родственниками;

· Развитие разносторонности;

· Расширение кругозора;

А также отрицательные стороны Интернет – общения:

· Пустое времяпровождение;

· Развитие зависимости;

· Низкий уровень подготовки к урокам;

· Отсутствие стимул к знаниям;

· Отсутствие интереса к реальному общению.

Также мы провели беседу с фельдшером школы о влиянии Интернета на организм школьников, из которого были получены следующие результаты:

- социальные сети негативно влияют на работу иммунной системы организма, гормонального баланса, работу артерий и процесса мышления. У пользователей социальных сетей зачастую развивается слабоумие. А также ухудшение здоровья:

- болезни глаз,

- сколиоз,

- гастрит,

- утомляемость,

- раздражительность,

- слабое кровообращение

- потеря навыков письма на бумаге.

По мнению психолога школы, общение в социальных сетях, как это ни странно, вовсе не способствуют установлению контактов между людьми. Интернет - это иллюзия и подмена реальной жизни. В мире социальных сетей все просто и легко, в социальных сетях не нужно решать социальных проблем - если человек тебе не нравится, его можно «уничтожить» одним кликом, и подобрать себе другого виртуального друга, с подходящими параметрами. Есть, конечно, и положительные стороны всемирной паутины: это обмен информацией, обмен опытом, поиск и общение с людьми, у которых схожи интересы, но такое общение должно быть в меру, во избежание зависимости, так как у детей быстро формируется психологическая зависимость, он отчуждает от общения с взрослыми в семье, со сверстниками. Такой ребенок живет в иллюзорном мире и не принимает реальной жизни, требующей от детей самоотдачи, целеустремленности. Дети погружаются в виртуальный мир, забывая о реальном общении, теряют интерес к учебной деятельности. Также общение в сети в учебное и рабочее время резко понижает процессы успеваемости и производительности труда; зависимость пользователей, превращающаяся в болезнь; взрывной рост пользователей среди школьников может привести к утрате многих общечеловеческих ценностей, так как сети не подвластны цензуре, наличие антисоциальной рекламы может привести к социальным конфликтам; пользование сетью отвлекает от форм досуга, призванных поддерживать здоровый образ жизни.

Проведенное нами исследование показало, что в МБОУ СОШ № 73 г. Кирова большинство учащихся 9 класса используют Интернет – общение, но зависимых от сетевой коммуникации в школе нет.

Рекомендации для подростков по использованию Интернета во внешкольной деятельности.

Интернет считается большим достижением человечества. Его можно назвать источником огромного количества информации, средством общения и развлечения, но также можно его предписать к вредным привычкам, которые вызывают зависимость, агрессию, суицидальные наклонности. Родителям следует объяснить своим детям к чему приводит долгое времяпрепровождение в Интернете, просмотр сайтов, не предназначенных для посещения детьми и посодействовать в смене деятельности в Интернете на наиболее приятные и увлекательные мероприятия.

В психолого – педагогической литературе выделены Эриком Эриксоном этапы развития личности [34], согласно которым выделяются основные потребности человека в определенном возрасте. Интернет безоговорочно стал незаменимым элементом в жизни человека с совсем юного возраста. Для продуктивного развития личности необходимо соблюдать рекомендации, по которым Интернет принесет только пользу для школьника. Как известно, подростковый возраст является самым сложным из всех этапов развития человека. Подросток ищет свое «Я» в обществе, активно применяет социальные роли, в данный период «выплывают» все ошибки, сделанные родителями на предыдущих этапах воспитания ребенка. Поэтому наши рекомендации начинаются с совсем юного возраста, когда формируется психическое развитие ребенка.

Дети до 7 лет только знакомятся с Интернетом посредством игр, которые развивают моторику или внимание, а также мультфильмов, которые дают новые знания и представления о мире. Именно в этот период нужно закладывать правила поведения в Интернете ребенку, поэтому необходимо устанавливать определённый порядок использования Интернетом, ребенок должен понимать, что долгое времяпрепровождение в глобальной паутине чревато ухудшением здоровья, а использование Интернета без пригляда взрослых запрещено.

С 7 до 9 лет школьники начинают активно изучать Интернет, как дома, так и в школе на уроках информатики. Это является неотъемлемой частью образования, ребенок должен понимать, что в Интернете не все люди добрые, а сайты безопасные, поэтому у школьника должно быть определённое количество сайтов, которые не принесут вред психическому развитию ребенка. В этом возрасте ограничения, защита и использование Интернета под присмотром по-прежнему является первостепенным.

Дети 10 – 12 лет уже могут знать, как используется Интернет в различных целях, школьник использует активно сайты, которые могут помочь с домашним заданием, содержат информацию о хобби, но также первостепенным является ограничение школьника в ненадежных сайтах, а также необходимость проверять и удостоверяться в качестве информации, которую получает ребенок.

У детей 13 – 15 лет Интернет становится частью социальной жизни: в Интернете они знакомятся, проводят время, ищут информацию, связанную с учебой или увлечениями. Подростку интересно вся информация в Интернете, которую на предыдущих этапах развития запрещали родители. Школьник уже так активно не делится со старшими своими действиями в Интернете, поэтому необходимо с раннего возраста прививать подростку правила поведения, что нельзя размешать личную информацию о себе в Интернете, оскорблять и унижать честь и достоинство других людей, нарушать авторские права и т.д.

Мы рассмотрели тему влияния Интернета на формирование личности школьника, и теперь можно с уверенностью сказать, что воздействие Интернета достаточно существенно влияет на психическое и физическое развитие ребенка.

Интернет производит сильнейшее влияние на сознание школьника. Оно является образцом для действий. Также по нему транслируются культурные ценности, которые формируют у детей соответствующие установки.

Обществу необходимо ограничивать ребенка в доступности к СМИ, в частности Интернету, иначе у современных школьников под воздействием большого количества информации, как позитивной, так и негативной сформируются ценности, неблагоприятные для его будущей жизни.

Проблему влияния Интернета на жизнь общества необходимо решать, несмотря на то, что кому-то это будет не выгодно. Здоровый образ жизни, высокий реализованный интеллектуальный потенциал, глубина доброй морали должны, в первую очередь, характеризовать наше молодое поколение.

Заключение

Интернет привлекает свободой в действиях, человек может сотворить самого себя, свой образ. Подросток впитывает в себя информацию из Интернета, быть она правдивая или ложная, что является большой проблемой в развитии личности. В Интернете общаются лишь выдуманные образы людей. Они могут обсуждать то, что интересно им, найти в виртуальном мире тему по душе и там же отыскать себе собеседника, играть в виртуальные игры, скрывая себя за «аватаром». Но бывает, людей связывает не просто общение, а настоящая любовь и искренняя дружба.

Заканчивая свою работу, нами сделаны следующие выводы:

1. Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и сознание человека. Психиатрия уже признала факт зомбирующей роли Интернета.

2. Не все пользователи Интернета «поглощаются» виртуальной реальностью и приобретают психическую зависимость, так как многие школьники отдают предпочтения прогулкам и спорту, нежели компьютерным играм и социальным сетям.

3. На мой взгляд, негативное влияние Интернет зависит от личности пользователя.

4. Зачастую Интернет – зависимость – это следствие гиперкомпенсации внутриличностных проблем человека. Мне кажется, что в таких случаях Интернет хотя бы частично помогает человеку.

5. Воспитание компьютерной культуры, самовоспитание пользователей – вот противоядие Интернет – зависимости.

В своей работе я раскрыла положительные и отрицательные стороны Интернета, узнала отношение учителей школы, психолога, медицинской сестры, учащихся к Интернет - технологиям, большинство ответов свидетельствуют о запрете долговременного использовании Интернета во избежание зависимости.

Результаты опроса учащихся 9 классов показывают, что Интернет - зависимых детей в нашей школе нет (из числа опрашиваемых).

Гипотеза подтвердилась, что при правильном использовании Интернета и контролируемом времени, проведенным в нем, всемирная паутина принесет много полезного для школьников. Он научится общению с виртуальным собеседником, сможет находить интересующего его информации, избегать подозрительных сайтов.

Несмотря на то, что влияние Интернета на формирование личности у школьников не может не вызывать острый научный и практический интерес и тревогу психолого-педагогического сообщества, в научной литературе эти вопросы недостаточно разработаны и освещены. Отсутствуют обучающие пособия и рекомендации, в которых были бы систематизированы сведения о видах профилактической и терапевтической работы со школьниками, зависимой от социальных сетей, а также в целом, от Интернета.

Всемирная паутина должна служить построению или укреплению отношений, или знакомств в реальной жизни, получению новых знаний и новостей из разных уголков мира. Но нельзя мыслить стереотипно, что все пользователи глобальной паутины подвергнуты зависимостью

Также виртуальное общение – хорошее средство для новых знакомств, но только на первом этапе. Чем дальше длиться виртуальная дружба, тем меньше шансов построить серьезные отношения в жизни. Несмотря на то, что знакомства в сети существенно отличаются от общений в реальной жизни, не стоит забывать, что лица за экраном, люди со своими не виртуальными чувствами, обидами и радостью.

Главным итогом курсовой работы является правило, которому должен следовать каждый пользователь Интернета: «не забывать следить за соотношением потраченного времени на общение в реальной жизни и в Интернете, за соотношением количества близких людей, с которыми вы регулярно общаетесь в обычной жизни с их количеством в сети». Не забывать, что за общением в сети можно отвлечься от проблем, но проблемы реальной жизни не забывают о нас, и будут преследовать пока мы не будем решать их.

Благодаря всемирной паутине, круг общения расширяется и появляются возможности установить контакт с разными людьми. Однако человек остается жить в реальной жизни, ему необходимо строить семью и быть в команде с другими людьми. Где бы мы не находились, в комнате, в кабинете, в магазине, на улице, есть возможность посмотреть вокруг и увидеть разнообразие и прелесть человеческих лиц, которые не заменят никакие человеческие достижения в области информационных технологий.


Библиографический список

1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия [Текст] / О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский. - Вестник МГУ, 1996. № 4. – С. 14 – 20.

2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Интернет: Воздействие На Личность [Электронный ресурс] / Ю.Д. Бабаева, А. Е. Войскунский // Гуманитарные исследования в Интернете - Режим доступа: http://www.relarn.ru/human/pers.html (дата обращения 19.02.2017).

3. Буторина Е.П. А поговорить? Интернет как лингвистический феномен [Текст] / Е. П. Буторина // Мир медиа XXI. 2014. № 1. - С. 132-133

4. Войскунский А. Е. Групповая игровая деятельность в Интернет [Текст] / А.Е. Войскунский // Психологический журнал, 1999,– №1. – С. 126 – 132.

5. Войскунский А. Е. Метафоры интернета [Текст] / А.Е. Войскунский // Вопросы философии. – 2001. - № 11. – С. 35 – 42

6. Войскунский А.Е., Смыслова О.В. / Роль мотивации потока в развитии компетентности хакера [Текст] / А. Е. Войскунский, О. В. Смыслова // Вопросы психологии. - 2003. - № 4. - С. 35-43.

7. Войкунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета [Текст] / А. Е. Войскунский // Гуманитарные исследования в Интернете. М., 2014- С.100-132.

8. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете [Текст] / А. Е. Жичкина. - М.: Дашков и Ко, 2014. – 117 с.

9. Зубрилин А.А., Александрова Р.И. Эмигрировавшие в Интернет [Текст] / А. А. Зубрилин // Человек. 2012. № 4. - С. 131-137.

10. Каррыев Б. С., Айдарханов М. Б., Балафанов Е. К. Всемирное Интервидение. [Текст]: учебно – методическое пособие для старших классов общеобразовательной школы, техникумов, колледжей, а также для студентов младших курсов вузов / Б. С. Каррыев, М. Б. Айдарханов, Е. К. Балафанов // Алматы: ИНТ, 2004. – 404 с.

11. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст]/ Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.

12. Кон И. С. Психология старшеклассника: пособие для учителей [Текст] / И. С. Кон - М.: Просвещение, 1980. – 192 с.

13. Кондратьев Г.Г. Общение в Интернете и ICQ [Текст] / Г. Г. Кондратьев. - СПб.: Питер, 2015. - 137 с.

14. Лассвелл Г. Структура и функции коммуникации в обществе [Текст] / Г. Лассвелл. - М., 2015. - С. 131–138.

15. Ленский В.Е., Рапуто А.Г. Моделирование и поддержка сообществ в Интернете [Текст] / В.Е. Ленский, А. Г. Рапуто. - М., 1999. – 94 с.

16. Лутовинова О. В. Интернет как новая «устно-письменная» система коммуникации [Текст] / О. В. Лутовинова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена: общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, экономика, право, история, социология, педагогика, психология): науч. журн. – СПб., 2016. – № 11 (71). – 64 с.

17. Маркоф Дж., Хефнер К. Хакеры [Текст] / Дж. Маркоф, К. Хефнер. - Киев, 1996. – 124 с.

18. Мудрик А. В. Социальная педагогика [Текст] / А. В. Мудрик. – М., Издательский центр «Академия», 2007. - 224 с.

19. Моррис Ч., Оган С. Интернет как масс-медиа [Текст] / Ч. Моррис, С. Оган. - Журнал коммуникации. 2016. № 1. - С. 42.

20. Надеждина В.А. Искусство общения в чатах [Текст] / В. А. Надеждина. - М.: Харвест, 2014. - 64 с.

21. Основы теории коммуникации [Текст]: учеб. // под ред. проф. М. А. Василика. – М.: Гардарики, 2013. – 615 с.

22. Подгорная Е. А. Графико-фонетические особенности чатов. Современные направления теоретических и прикладных исследований 2016 [Текст]: сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. Т. 24 // Е. А. Подгорная. - Философия и филология. – Одесса: Черноморье, 2016. – С. 32–38.

23. Подгорная Е. А., Демиденко К. А. Лингвистические характеристики Интернет - чатов как вида коммуникации [Электронный ресурс] Е. А. Подгорная, К. А. Демиденко. - Концепт. – 2014. – № 09. – Режим доступа: http://e-kon-cept.ru/2014/14254.htm. (дата обращения 23.02.2017)

24. Попов А.В. Блоги. Новая сфера влияния [Текст] / А. В. Попов. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 336 с.

25. Романова Ю.Д. Информатика и информационные технологии [Текст]: учебное пособие / Ю. Д. Романова. - М.: ЭКСМО, 2010. - 592 с.

26. Соколова И.В. Социальная информатика [Текст] / И. В. Соколова. - М., РГСУ, 2016. - 256 c.

27. Указ Президента Российской Федерации РФ от 22.05.2015 N 260 «О некоторых вопросах информационной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]: офиц. текст. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_179963/ (дата обращения 07.06.2017).

28. ФЗ РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 03.07.2016) "О средствах массовой информации" [Электронный ресурс]: офиц. текст. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения 07.06.2017).

29. Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-ФЗ [Электронный ресурс]: офиц. текст. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ - (дата обращения 07.06.2017).

30. Федосов А.Ю. Проблема информомании и методика её профилактики в воспитательной деятельности школы в процессе освоения ИКТ [Электронный ресурс] / А. Ю. Федосов // Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/83809 (дата обращения 24. 01. 2017)

31. Фельдштейн Д. И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности [Текст] / Д. И. Фельдштейн. – М.: МПСИ. 1999. – 672 с.

32. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В., Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми [Текст] / Ю. В. Фомичева, А. Г. Шмелев, И. В. Бурмистров. - Вестник МГУ.– Сер. 14. Психология. 1991.– № 3. – C. 27 – 39.

33. Чудова Н. В. Особенности образа «Я» жителя интернета [Текст] / Н. В. Чудова. - Психологический журнал. 2002. - № 1. – С. 44 – 52.

34. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. - М.: Московский философский фонд «Медиум», 1996. — 560 с.

Приложения

Приложение 1

Анкета для учеников

Имя ___________________________________

Класс_______________________

Наши рекомендации