Функции Интернета в формировании личности школьников.
В нашей стране Интернет появился с опозданием, но темпы его роста оказались выше, чем в других развитых странах. Согласно масштабному исследованию мотивации обращения к Интернету [33], многие ученые сошлись в мнениях, что на данный момент Интернет может удовлетворить множество потребностей человека, начиная от поиска информации, заканчивая оплатой коммунальных услуг и интернет – общением. Сам же Интернет в целом может рассматриваться как феномен культуры, обладающий семиотическими и психологическими особенностями, влияющими в первую очередь на подростков, у которых личность не до конца сформировалась. Можно выделить основный функции Интернета, которые прочно влились в жизнь каждого современного человека [26]:
· Общение. На данный момент эта функция является самой распространенной, так как люди поддерживают связь друг с другом в любой точке планеты через социальный сети, чаты и т. д.;
· Развлечение. Предусматривает просмотры фильмов, неограниченный доступ к музыке, онлайн – игры;
· Самообразование. Интернет является источником огромного количества информации, которую люди могут получить по любому интересующему их вопросу;
· Интернет – магазины. Интернет – огромная площадка для совершения безопасных покупок по всему миру, что пользуется большим успехом, тем самым постепенно оттесняя на второй план походы по магазинам;
· Средство заработка. Для реализации всех функций нужны работники, которые будут выполнять пожелания и потребности пользователей Всемирной паутины.
Школьники чаще всего используют функции общения, развлечения и поиска информации.
Познавательная деятельность в Интернет представляет собой поиск какой – либо информации. Это могут быть книги, статьи, новости, фильмы, блоги и т. д. Сегодня есть большой спектр познавательных возможностей в Интернете. Издается огромное количество образовательных продуктов, ориентированных на различные возрастные категории пользователей. Данная деятельность несет в себе положительные моменты, потому что человек получает необходимые ему знания, получает опыт и развивает свои личностные качества.
Функция развлечения включает в себя игры на персональном компьютере, телевизионной приставке или игровом автомате, игры в домашней обстановке, в зале игровых автоматов или компьютерном клубе, сетевые командные игры, просмотр фильмов и т.д.
В результате, проведенном Ю.В. Фомичевой, А.Г. Шмелевым и И.В. Бурмистровый [32] в исследовании «Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми» выделены первостепенные качества, которые необходимы для игровой деятельности в компьютерных играх: постоянная мыслительная активность, требуемая быстрота и точность реакций, эмоциональная устойчивость, рациональность. Исходя из этого, можно сделать вывод, что игровая деятельность развивает личностные качества подростка, но также есть масса негативных сторон данной деятельности: уход от социума и конформизма, агрессивность, малоподвижный образ жизни.
Но на сегодняшний день основная функция Интернета, связанная с получением информации, перестает быть ведущей, такую роль берет на себя функция коммуникации. Прежде всего, стоит отметить, что общение в Сети осуществляется в условиях массовой коммуникации и, следовательно, имеет свои особенности в отличие от традиционного прямого общения в жизни. Интернет становится средством не просто массовой, а глобальной коммуникации, перешагивающей через национальные границы и объединяющей мировые информационные ресурсы в единую систему. В последние годы виртуальное общение, виртуальная коммуникация все чаще заменяет коммуникацию реальную, формирует новую сферу информационного взаимодействия, приводит к возникновению новых видов отношений [1]. Изучение виртуальной коммуникации не осталось вне рамок внимания и психологов – исследователей Интернета, хотя в целом данных работ совсем немного и большинство из них принадлежит западным исследователям. Основная доля работ по изучению Интернета и общения в нем принадлежит, к примеру, А.Е. Войскунскому, а именно его статьям «Метафоры Интернета» [5] и, в соавторстве с О.В. Смысловой., «Роль мотивации “потока” в развитии компетентности хакера» [6].
Интернет бесспорно занимает первое место по количеству информации, объединяет людей с разных концов света, дает возможность к неограниченным пополнениям своих знаний, навыков. Но также Интернет - источник негативного влияния на человека. Примерами такого негативного изменения личности могут служить: увлечение компьютерными играми, Интернет – зависимость, хакерство.
Сегодня Интернет прочно вошел в жизнь детей и подростков, начиная с самого раннего возраста, помогая не только овладевать информацией, но и общаться, расслабляться и решать различные глобальные задачи.
Изначально социальные сети создавались для того, чтобы объединить людей, которые находятся на расстоянии друг от друга.
На данный момент мало кто из «современного поколения» может представить себе жизнь без постоянного общения. Дети и подростки, они все жаждут общения. Само собой, для комфортного общения нужно выбрать удобную среду. Сейчас поиск среды общения школьника не заставляет задумываться.
Общение посредством Интернета, а в частности социальных сетей, имеет свои специфические особенности, которые отличают этот вид общения от привычного всем [5].
Ряд особенностей, характерных для всех форм виртуального общения, выделены исследователями В.А. Михайловым и С.В. Михайловым:
1) Прежде всего, рассматриваемый вид общения отличается своей виртуальностью. В связи с развитием новых информационных технологий образуется виртуальное пространство, которое базируется на переходе всего и вся в состояние виртуальности. Таким образом, виртуальность обеспечивает совместное местопребывание реальных явлений, которые в действительности не представлены вместе.
2) Также виртуальное общение отличается своей глобальностью. Под глобализацией коммуникации подразумевается «предельное расширение того пространства, в котором происходят различные виды общения». Количество пользователей сети Интернет стремительно растет, предположительно Интернет способен охватить всех жителей планеты.
3) Глобальность отличается потенциальностью, то есть фактически индивид непосредственно общается с определенным, не очень большим количеством людей, но потенциально может вступить в контакт с любым и каждым. Таким образом, исчезают пространственно - временные ограничения коммуникации, происходит так называемое «размывание» государственных и национальных границ.
4) В виртуальной коммуникации могут участвовать как знакомые друг с другом люди для поддержания контакта, так и незнакомые для поиска новых знакомств. Но, несмотря на это, как для первого, так и для второго случая коммуникации будет характерна неформальная форма общения, независимо от степени близости отношений людей.
5) Следующей характерной чертой виртуального общения является интерактивность. Современная коммуникация ориентирована на индивидуальное использование информации, то есть человек сам выбирает необходимую ему информации, в отличие от традиционных СМИ, где информация предоставляется массовым потоком. Таким образом, в современном мире СМИ перерастают в средства массовой коммуникации, вследствие чего трансформируется само социальное общение. Человек стремится к диалогу и незамедлительному включению в общение.
6) Для виртуального общения свойственен кратковременный характер, краткость сообщений, а также использование большого количества сокращений.
7) Также виртуальное общение отличается гипертекстуальностью. С точки зрения анализируемой проблемы под гипертекстуальностью понимается многозначность, полидискурсивность виртуального общение, которые возникают за счет участья в коммуникации множества представителей разнообразных культур.
8) В виртуальной среде теряется значение собственного «я», социально значимой выступает «выдуманная», созданная самим человеком индивидуальность, которая проявляется посредством самопрезентации. С этим явлением связана следующая отличительная черта виртуального общения — креативность. Пользователь способен сам создавать, моделировать виртуальную реальность. По сравнению с традиционными средствами массовой информации, такими как телевидение, радио, пресса, где пользователь является пассивным субъектом, который лишь воспринимает информацию, в сети Интернет пользователь является активным субъектом, способным создавать собственную картину мира.
9) С понятием самопрезентации в виртуальном пространстве связана еще одна черта виртуального общения — анонимность, которая выражается в использовании псевдонимов («ников») и отсутствии какой - либо значимой реальной информации об участнике общения. Таким образом, проявляется некий парадокс виртуального общения, которое основано на межличностной коммуникации, но при этом осуществляется в безличной форме.
10) Заключительной чертой виртуального общения выделяют мозаичность. Данная черта выражается в рассеянности и отсутствии иерархии виртуальной среды. Отсутствие центра вызывает появление хаотичных структур, не имеющих какой - либо упорядоченности. Это приводит к нарушению целостности восприятия у человека, которое дополняется еще и наличием множества самоидентификацией [19].
Интернет – общение несет в себе как позитивные, так и негативные черты, которые представлены в Таблице 1. «Применение компьютера с целью общения».
«Применение компьютера с целью общения». Таблица 1.
Положительные стороны влияния Интернета | Отрицательные стороны влияния Интернета |
- общение без границ; - преодоление языковых барьеров; - использование переводчиков; - использование видеосвязи; - общение большой группой (конференции); - общение людей по интересам; - поиск единомышленников; - мобильность; - поиск старых друзей; - образование с помощью общения; - индивидуальное образование; - доступность в практически любой точке мира; - быстрый обмен информацией и новостями. | - отсутствие общения по причинам, связанным с техническим неполадками; - потеря живого общения; - уход от реальности; - мнимая анонимность; - потеря реальных друзей; - недостаточное эмоциональное наполнение при всех видах общения с помощью компьютера (ИТ) (невербальное общение). |
Причиной обращения к Интернету как инструменту общения могут быть: недостаточное насыщение общением в реальных контактах, возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам фрустрированных в реальной жизни. Желанием переживания тех или иных эмоций объясняется, вероятно, и стремление к эмоциональному наполнению текста при Интернет-общении.
Также есть ряд других плюсов, и минусов Интернета, которые представлены в Таблице 2. «Влияние компьютера на человека».
«Влияние компьютера на человека». Таблица 2.
Положительные стороны влияния Интернет - общения | Положительные стороны влияния Интернет - общения |
- развитие коммуникационных способностей; - развитие навыков ИКТ; - Появление друзей; - Умение легко и непосредственно общаться; - Понимание других людей (развитие толерантности). | - Ухудшение здоровья; - Нервные срывы; - Расшатанная психика; - Зависимость; - Принятие компьютерной действительности за реальность; - Потеря навыков письма на бумаге. |
Многие ученые не отрицают факт изменения личности взрослого человека под влиянием Интернета, а если проводить параллель со школьниками, которые только вступают во взрослый мир, то Интернет – зависимость можно негативно повлиять на развитие и мировоззрение ребенка, которое может иметь серьезные последствия, заканчиваясь не только отчуждением от семьи и друзей, но и различными болезнями и суицидом. Данную точку зрения поддерживают не только педагоги и психологи, но и люди, занимающиеся профессиями, тесно связанными с компьютером и Интернетом. От программистов, например, можно услышать следующие описания их деятельности: «есть что-то, опьяняющее в том, что целая система может быть пущена благодаря отданному мной приказу». Описания эти сходны с «чувством власти и компетентности», которое ощущается субъектом во время «переживания потока» [15]. Сами хакеры в своем издании «Хакеры» [17] подчеркивают сходство своей деятельности с медитацией, экстазом, слиянием с объектом деятельности.
Проблема является бесспорно актуальной, потому что с каждым годом появляется множество людей с симптомами интернет – зависимости, с каждым годом данная «болезнь» молодеет и охватывает аудиторию совсем маленьких детей, ежегодно происходят преступления на почве не разграниченности реального и виртуального пространства.
Можно сделать вывод, что «в этих системах человек может потерять ориентиры в мире, перестать понимать, что реально, а что иллюзорно» [26].
Указания на негативные последствия применения информационных технологий можно найти и в письме Министерства образования РФ «Об информационной культуре» [30], в котором говорится об опасности аутизации детей и подростков в результате чрезмерного увлечения информационными технологиями.
Интересна проблема особенности самооценки подростков, склонных к «уходу» в виртуальную реальность Интернет. По данным Н. Чудовой [33], почти 80% имеют определенные проблемы в этой области: 20% обладают заниженной самооценкой, почти 40% нереалистическими и представлениями о себе и своем месте в жизни. Еще 20% оценивают свою «независимость» как чрезмерную.
Эмоциональная сфера этих подростков характеризуется неустойчивостью и депрессивностью. Большинство страдает от чувства одиночества, непонимания и разочарованности. Интернет для них занимает социальную дверь, за которой они могут раскрыть свою личность, показать настоящие чувства и эмоции.
Естественно, для нормального развития личности необходимо как можно больше живого общения, но Интернет крепко вошел в жизнь каждого современного человека, поэтому задача родителей, педагогов не допустить зависимости детей от социальных сетей, компьютерных игр, обеспечить веселое и интересное детство для ребенка, чтобы не допустить необратимых психических отклонений в жизни еще не сформировавшейся личности.
Общение и знакомство в сети популярная и неотъемлемая часть современного общества, таким образом, сближаются люди разных культур со всех концов мира. Однако, к большому сожалению, многие современные люди не понимают, где заканчивается здравое использование плодов информационных технологий и начинается чрезмерное увлечение. В связи, с чем растет большое количество поколения среди школьников, подростков и молодых людей Интернет - зависимых, которые становятся жертвами виртуального общения, и для которых реальная жизнь становится сложной, а иногда и невозможной. По данным различных исследований, около 10% Интернет пользователей во всем мире являются зависимыми [26].
В 1995 году мир впервые начал обсуждать тему Интернет - зависимости. Расстройство было описано американским психиатром Айвеном Голдбергом
Зависимость– это подверженность влиянию, потребность в чём - либо. Термин «зависимость от социальных сетей» психологи выделили недавно. До этого выделялся термин «зависимость от Интернета».
Интернет – зависимость не появляется извне. Часто зависимыми людьми становятся замкнутые в живом общении люди. Мотивами такого ухода в виртуальную жизнь являются [16]:
1. Психологические:
· Интернет, как место развлечения;
· Интернет – как единственное средство общения;
· Потребность быть понятым и услышанным.
2. Социально – психологические:
· Неудовлетворенность самим собой;
· Создание себе виртуального образа.
Социальные сети набирают всё большую популярность. Чаще всего, ими пользуются подростки и молодые люди до 30 лет. 96 % молодых людей общаются в социальных сетях. И по результатам Интернет - опроса среди подростков они действительно вызывают зависимость. Постепенно, они забывают о том, что общаться можно и в реальном мире. Для них, кроме виртуального общения, уже ничего не существует. Поэтому, отключение Интернета вырастает во всемирную трагедию. Они не понимают, что настоящая жизнь проходит мимо них. Для них настоящая жизнь находится по ту сторону монитора [23].
Психологические симптомы Интернет - зависимых людей:
· хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
· невозможность остановиться;
· увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
· пренебрежение семьей и друзьями;
· ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
· ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
· проблемы с работой или учебой.
Опасными сигналами являются также:
· навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
· предвкушение следующего сеанса он-лайн;
· увеличение времени, проводимого он-лайн;
· увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.
Американские ученые пришли к выводу, что пристрастие к виртуальному общению сравнимо с тягой к сигаретам или алкоголю, а «лайки» и смайлики, в свою очередь, вызывают у пользователей выделение гормона дофамина, который отвечает за чувство удовлетворения. Неудивительно, что бороться с такой зависимостью очень непросто. Зависимость от онлайн - общения может возникнуть у детей, у которых существуют реальные проблемы со сверстниками или родителями. Чтобы не замыкаться в собственном мире, подросток идет туда, где его слушают и понимают. Он как бы убегает от реальных проблем, при этом чувствуя себя раскованным и раскрепощенным. Также жертвами навязчивой привязанности к социальным сетям могут стать застенчивые и робкие подростки, у которых не сформированы навыки общения и разрешения конфликтных ситуаций [22].
Интернет играет большую роль в жизни школьника, начиная с поиска информации, заканчивая общением с друзьями в социальных сетях. Всемирная паутина является феноменом, который удовлетворяет множество потребностей у школьников, но к сожалению, эти потребности часто выходят за рамки дозволенного, и ребенок забывает, что мир по ту сторону экрана не реален. Подростковый возраст достаточно сложный в психологическом плане поэтому необходимо следить за ребенком, чтобы его личность развивалась в обществе реальных людей, а не виртуальных. Это необходимо для нормального функционирования жизнедеятельности школьника и общества в целом.
Подводя итог анализу функций нужно выделить, что главной целью школьника в Интернете является социализация, установления отношений с отдельным человеком или группой. Также школьник активно ищет информацию в Интернете, в первую очередь для подготовки к урокам, также Интернет является огромным источником развлечений, в какой – то мере заменяет кинотеатр или концертные площадки, школьник может удовлетворить свои эстетические потребности, не выходя из комнаты. Также подростки все чаще пытаются заработать свои первые деньги в интернете ведя личный блог, либо организовать Интернет – магазин, так как в глобальной паутине совершенно не важен возраст и каждый может проявить себя, как в творческих, так и предпринимательских способностях. Но из всех положительных моментов функций наблюдается тенденция зависимости от Интернета, подросток с головой уходит в виртуальный мир, ищет свое «Я» в играх и социальных сетях. Это является большой проблемой в развитии личности школьника, поэтому необходимо ограничивать выделенное времяпрепровождение в Интернете, тогда всемирная паутина принесет пользу, как огромный источник информации. знаний, развлечений и общения.
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по проблеме влияние Интернета на формирование личности школьников.