Кафедра экономической теории и

Ростовский филиал

Кафедра экономической теории и

Международных экономических

Отношений

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Направление подготовки (специальность): 38.03.01 «Экономика»

Направленность образовательной программы «Экономика

Предприятий и организаций (таможня)»

Уровень (Квалификация (степень) выпускника): бакалавр

Заочная форма обучения

Набор

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего образования

«Российская таможенная академия»

Ростовский филиал

Кафедра экономической теории и

международных экономических

отношений

    УТВЕРЖДЕНО Учебно-методическим советом Ростовского филиала Российской таможенной академии (протокол от «08»декабря 2016 г. № 4)  
     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Направление подготовки (специальность): 38.03.01 «Экономика»

Направленность образовательной программы «Экономика предприятий и организаций (таможня)»

Уровень (Квалификация (степень) выпускника): бакалавр

Заочная форма обучения

Набор

Автор-составитель:

Н.В. Мозолева, старший преподаватель кафедры экономической теории и международных экономических отношений Ростовского филиала Российской таможенной академии, канд.соц.наук

Ответственный за выпуск

В.И. Панченко, ответственный за организацию и руководство на кафедре

экономической теории и международных экономических отношений Ростовского филиала Российской таможенной академии, канд. экон. наук, доцент

Программа одобрена на заседании кафедры экономической теории и международных экономических отношений Ростовского филиала Российской таможенной академии (протокол от _____________ 20___ г. № ____)

Программа рекомендована выпускающей кафедрой (кафедрой экономической теории и международных экономических отношений Ростовского филиала Российской таможенной академии) (протокол от _____________ 20___ г. № ____)

СОГЛАСОВАНО:

начальник учебно-методического отдела Ростовского филиала Российской таможенной академии _________________________А.П. Жарова

© Ростовский филиал Российской таможенной академии, 2016

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель изучения дисциплины - обучение бакалавров умению анализировать влияние факторов мирового рынка на результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия во внешнеэкономической сфере; вырабатывать политику предприятия-участника ВЭД с учетом конъюнктуры мирового рынка; предвидеть возникновение проблем в сфере производства и сбыта продукции на внешнем рынке и находить пути их разрешения с учетом государственной внешнеторговой политики.

Задачи дисциплины:

–освоение терминологии, применяемой в практике международной торговли;

–изучение техник совершения внешнеторговых сделок;

–формирование у обучающих базовых навыков, необходимых для разработки и определения условий международных торговых контрактов;

– овладение навыками и приёмами по подготовке, заключению и исполнению внешнеторговых сделок;

–формирование у обучающих умения использовать нормы российского и международного права при подготовке, заключении и исполнении международных торговых договоров (контрактов).

–формирование навыков экономического обоснования экспортно-импортных операций;

– формирование у обучающих практических навыков, необходимых для работы в сфере внешнеэкономической деятельности, самостоятельной работы с источниками международного и национального права, научной и информационно-справочной литературой по внешнеэкономической деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование результатов обучения, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Результаты обучения,

соотнесенные с общими результатами освоения

образовательной программы

Код компетенции Результаты освоения   Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-6   способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности Знать: -международные и национальные нормы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность. Уметь - использовать знания правовых норм, регулирующих внешнеэкономическую деятельность при ее документировании. Владеть: - навыками идентификации правовых последствий, возникающих при реализации внешнеэкономической деятельности.
ОПК-2 способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач Знать: - показатели, характеризующие результаты внешнеэкономической деятельности предприятия; - основы методику оценки рисков предприятий, выходящих на международный рынок. Уметь: - выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций; - предлагать способы решения профессиональных задач с учетом оценки рисков и возможных социально- экономических последствий. Владеть: методологией экономического исследования.
ОПК-4 способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность Знать: - сущность и виды рисков во внешнеэкономической деятельности предприятия; - техники организации внешнеэкономической деятельности предприятия; - виды логистических систем. Уметь: использовать приемы и методы управления рисками; - аргументировать выбор внешнеэкономической стратегии предприятия. Владеть: техниками организации внешнеэкономических операций.
ПК-1 способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов Знать: систему показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов. Уметь: проводить анализ показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов. Владеть: методами сбора информации.
ПК-2 способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов Знать: - инструментарий оценки инвестиционной деятельности предприятия. Уметь: - проводить расчеты с целью экономического обоснования решений в сфере внешнеэкономической деятельности. Владеть: методами оценки инвестиционной привлекательности предприятия; - навыками использования нормативно-правовой базы с целью расчета экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов в сфере ВЭД.
ПК-3 способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами Знать: - методологию определения экономической эффективности экспортно-импортных операций; - виды внешнеторговой документации. Уметь: -производить расчет плановых показателей развития внешнеэкономической деятельности предприятия. Владеть: навыками анализа экономической эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия.


МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

Дисциплина относится к блоку 1 Дисциплины (модули) вариативной части и является дисциплиной по выбору.

Дисциплина изучается на 4 курсе в 7 семестре по заочной форме обучения.

Изучение дисциплины базируется на результатах обучения по дисциплинам: «Микроэкономика», «Маркетинг», «Экономика предприятия (организации), «Мировая экономика и международные экономические отношения».

Дисциплина создает теоретическую и практическую основу для изучения таких дисциплин как«Экономическая оценка рисков».

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 2 зачетных единицы (ЗЕ), 72 академических часа.

Таблица 2

Распределение объема дисциплины по видам работ

по заочной форме обучения

Виды работ Всего часов
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем,
в том числе:  
Лекции (Л) -
из них в интерактивной форме (ИФ) -
Практические занятия (ПЗ),
из них в интерактивной форме (ИФ)
Самостоятельная работа обучающихся
Контроль
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации зачет

5.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ)

5.1. Распределение учебного времени по темам

и видам учебных занятий

Таблица 3

Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий

(очная форма обучения)

№ п/п Наименование раздела/ темы Общая трудоемкость (час.) Лекции (час.) Практические (семинары или лабораторные занятия) (час.) Самостоятельная работа (час.)
всего ИФ всего ИФ
7 семестр
Раздел 1. Организация управления внешнеэкономической деятельности на уровне предприятия        
Тема 1.1 Экономическое обоснование решений в сфере внешнеэкономической деятельности        
Тема 1.2 Риски внешнеэкономической деятельности, их классификация и способы минимизации        
Раздел 2. Организация и техника проведения внешнеторговых операций      
Тема 2.1 Внешнеторговая сделка: этапы и способы оформления          
Тема 2.2 Организация товародвижения во внешнеторговой деятельности предприятия          
Тема 2.3 Транспортное обеспечение внешнеторговой деятельности предприятия      
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации              
Контроль            
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации зачет  
Итого в семестре    
Всего по дисциплине    
                   

5.2. Содержание дисциплины и рекомендации по изучению тем

Практическое занятие

(форма обучения – заочная, 2 часа)

1. Экономическая эффективность: теоретический и методологический аспекты (разбор конкретной ситуации).

2. Методы определения эффективности внешнеторговых сделок (разбор конкретной ситуации).

3. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов: оценка чистого приведенного эффекта (NPV), оценка среднего дохода на капиталовложения, определение срока окупаемости инвестиций (РР), определения индекса доходности инвестиций, расчет коэффициента эффективности инвестиций (разбор конкретной ситуации).

Задания для самостоятельной работы

1. Используя рекомендуемую литературу, найдите определения следующих понятий: показатель экономической эффективности экспорта, показатель эффекта внешнеторговой операции, мониторинг динамики эффективности, выявление внутренних и внешних резервов, ликвидация неэффективных коммерческих операций, эффективность инвестиций.

2. Ответьте на следующие вопросы:

1. В чем заключается смысл показателя эффективности?

2. Что включают полные затраты предприятия на экспорт?

3. С какой целью показатель эффективности экспорта сравнивается с показателем эффективности производства и реализации продукции на внутреннем рынке?

3. Решите задачу. Инвестор из страны А рассматривает возможность инвестирования в стране В. Требуемая доходность в валюте А (валюте инвестора) равна i=14%. Валюта В падает по отношению к валюте А на j=12% в год. Необходимо определить требуемую доходность в валюте В для инвестора из страны А.

4. Решите задачу. Допустим, у предприятия есть возможность реализовать 1000 единиц продукции на внутреннем и внешнем рынках. Необходимо определить, в каком случае выгоднее реализовать продукцию на внутреннем рынке, а в каком – на внешнем. Сделать вывод о влиянии изменения курса валют на эффективность экспортной операции.

Показатели 1 вариант 2 вариант
1. Объем продаж (ед.)
2. Себестоимость единицы изделия (руб.)
3. Цена единицы изделия на внутреннем рынке (руб.)
4. Цена единицы изделия на внешнем рынке (долл. США)
5. Коммерческие затраты, связанные с реализацией на внутреннем рынке (руб./ед)
6. Коммерческие затраты затраты, связанные с реализацией на внешнем рынке (долл. США/ед)
7. Курс валюты (руб/долл.США)
8. Затраты при реализации на внутреннем рынке (тыс. руб)
9. Затраты при реализации на внешнем рынке (тыс.руб)
10. Результаты при реализации на внутреннем рынке (тыс. руб)
11. Результаты при реализации на внешнем рынке (тыс. руб)

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной

работы и подготовке к практическому занятию

При выполнении заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:

- внимательно изучите нормативную и основную литературу из указанного списка источников;

- найдите определения основных понятий, относящиеся к изучаемой теме, составьте их глоссарий;

- при решении задачи третьего задания самостоятельной работы следует знать, что речь идет о валютных инвестициях, т.е. таких инвестициях, при которых доходы будут получены в валюте, отличной от той, в которой были сделаны первоначальные капиталовложения. Пусть i — требуемая доходность в валюте инвестора, j — темп девальвации валюты инвестиций, k — требуемая доходность в иностранной валюте. Тогда 1 + i = (1 + k) / (1 + j). Отсюда k = i+ j+ i х j;

- при решении задачи четвертого задания самостоятельной работы необходимо рассчитать следующие показатели: эффект от экспортной операции и эффективность экспортной операции. Быть готовым к решению аналогичных задач на занятии.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем заключается экономическая целесообразность внешнеторговых сделок?

2. В чем заключается смысл показателя экономической эффективности импорта?

3. Как рассчитывается экономическая эффективность импорта с целью продажи импортируемого товара на внутреннем рынке?

4. В чем заключается экономический смысл интегрального показателя эффективности экспортно-импортной деятельности?

5. Как производится экономическая эффективность товарообменных операций?

Практическое занятие

(форма обучения – заочная, 2 часа)

1. Базовые методы управления рисками.

2. Стратегия и тактика управления рисками экспорториентированного предприятия.

Задания для самостоятельной работы

1. Изучите сущность понятия «измерение риска», «идентификация риска», «оценивание риска», «прогноз риска», «количественный метод оценки риска», «качественный метод оценки риска»,.

2. На примере функционирования конкретного производственного предприятия в условиях реального или возможного взаимодействия с его основными экономическими контрагентами и средами рассмотреть все возможные ситуации риска (например, идентифицировать риски/рискообразующие факторы ОАО «Роствертол» в современных условиях хозяйствования).

3. Составьте таблицу рисков внешнеэкономической деятельности.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной

работы и подготовке к практическому заданию

Для выполнения первого задания дайте письменное определение перечисленных терминов.

К практическому занятию необходимо изучить рекомендуемую литературу, подготовить конспект по каждому вопросу, а именно необходимо дать четкую характеристику основных концепций анализа риска, а также условия их применения. По первому второму вопросу плана практического занятия необходимо охарактеризовать следующие методы минимизации рисков: диверсификация, хеджирование, страхование, самострахование, лимитирование, локализация, факторинг.

При составлении таблицы рисков внешнеэкономической деятельности (третье задание для самостоятельной работы) следует использовать следующую форму таблицы:

№№ Вид риска внешнеэкономической деятельности Сущность риска внешнеэкономической деятельности
11. Хозяйственно-правовые риски Риски, связанные с национальными различиями в законах и других нормативных актах, которые регулируют внешнеэкономическую деятельность
     

Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем заключается ценность информации о рискованной деятельности?

2. Каково содержание задачи технологии идентификации рисков?

3. Перечислите основные технологии идентификации рисков.

4. Все ли виды предпринимательской деятельности подвержены рискам?

5. Кто впервые разработал подробную классификацию предприниматель­ских рисков, а также ввел понятие «склонность к риску»?

6. Что является причинами наступления рисковых событий?

7. Использование метода диверсификации может привести к риску диверсификации. Почему?

8. Как Вы понимаете выражение «комплексный подход к исследованию рисков, позволит повысить эффективность управления рисками»?

9. Какова классификация рискообразующих факторов?

ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

Тема 2.1. Внешнеторговая сделка: этапы и способы оформления

Содержание темы

Понятие «международная торговая сделка». Характерные черты международных торговых сделок. Классификация контрагентов как субъектов международных коммерческих операций. Этапы внешнеторговой сделки. Виды внешнеторговых операций. Роль околотаможенной инфраструктуры в реализации внешнеторговых операций. Методы осуществления международных коммерческих операций. Проблемы стандартизации и унификации внешнеторговых документов. Классификация внешнеторговых документов по группам. Контракты в международной торговле. Особенности регламентации условий отдельных видов договоров во внешнеэкономической деятельности.

Задания для самостоятельной работы

1. Используя рекомендуемую литературу, найти определения следующих понятий: международная сделка, комиссионер, агент, брокер, дилер, дистрибьютор, уполномоченный экономический оператор, таможенный представитель, таможенный перевозчик, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, международный контракт, императивные и факультативные признаки международного контракта, базисные условия поставки, арбитраж, внешнеторговая документация, оферта, акцепт, заказ, коммерческая документация, транспортная документация, товаросопроводительная документация, таможенная документация.

2. В часы самостоятельной работы необходимо дать письменную характеристику этапов подготовки экспортно-импортных операций, выделив особенности каждого этапа в зависимости от характера сделки. Знать содержание методов осуществления международных сделок: прямого и косвенного. В зависимости от характера операций различают следующие виды торгово-посреднических фирм: чисто торговые; комиссионные; агентские; брокерские. Также необходимо дать классификацию посредников в сфере внешнеторговой деятельности, выделив их отличительные особенности, преимущества и недостатки привлечения в процесс реализации сделки (задание выполнить письменно).

3. Представить в письменном виде структуру внешнеторгового контракта, выделив существенные, обычные и случайные условия.

4. Представить в табличном виде характеристику основных базисных условий поставки. Проанализировать изменения, которые произошли в редакции ИНКОТЕРМС 2010 в сравнении с ИНКОТЕРСМ 2000.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной

Работы

При выполнении заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическим занятиям следует руководствоваться следующими рекомендациями:

- внимательно изучите рекомендуемую литературу по вопросам плана практического занятия;

- особое внимание уделите усвоению материала, касающегося содержания и структуры внешнеторгового контракта;

- для формирования наиболее полного представления об основных разделах контракта международной купли-продажи товаров подберите реальные примеры контрактов;

- для изучения вопроса о базисных условиях поставки обратитесь к такому источнику информации как «Международные правила толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС 2010».

Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем заключается унификация правил при заключении и осуществлении договоров международной купли-продажи?

2. Какие взаимные обязательства сторон содержат базисные условия поставки?

3. Почему условия поставки в контрактах купли-продажи называются базисными?

4. Как определяется уровень контрактной цены?

5. Какие существуют методы проверки качества товара?

6. Какие условия стороны согласуют в условии форс-мажорные обстоятельства? Что к ним относится?

7. В каких формах осуществляется внешнеторговая документация?

8. Из каких составляющих складывается структура и содержание внешнеторговых документов?

9. Какова роль внешнеторгового документооборота в развитии ВЭД России?

Вопрос 1.

Выделить функции логистики:

а) определение оптимального размера поставляемой партии товаров;

б) выбор тары;

в) формирование благоприятного общественного мнения о производителе товаров и услуг;

г) управление запасами;

д) установление цен на транспортные услуги;

выбор условий поставки ресурсов;

е) реклама;

ж) прогноз платежеспособного спроса на продукцию;

з) управление движением внешних и внутренних материальных потоков;

и) выбор транспорта.

Вопрос 2.

В чем заключается системность логистики?

а) фирма последовательно устраняет все узкие места в логистической цепи;

б) изменение маршрутов движения сократило износ транспортных средств на 18%;

в) транспортная фирма изменяет свои тарифы в строгой зависи-мости от изменения цен на горючее;

г) по рекомендации службы логистики предприятие организовало послепродажное обслуживание;

д) ценообразование поручено службам маркетинга и логистики;

е) изменение упаковки сократило потери товаров на 7%;

ж) методами математического программирования оптимизировано использование ресурсов.

Вопрос 3.

Выделите «семь правил логистики».

а) груз – нужный товар;

б) качество – необходимого качества;

в) производитель – оптимального производителя;

г) количество – в необходимом количестве;

д) время – должен быть доставлен в нужное время;

е) перевозчик – наиболее удобный;

ж) место – в нужное место;

з) затраты – в минимальными затратами;

и) потребитель – нужному потребителю.

Вопрос 4.

Продолжить фразу. Суть принципа функционирования «тянущих» внутри-производственных логистических систем состоит в том, что материальные ресурсы…

а) подаются на последующий участок по мере необходимости по его заявке;

б) подаются на последующий участок по мере изготовления предыдущим участком;

в) начинают расходоваться на предыдущем участке только после заявки на их количество от последующего участка.

Вопрос 5.

Продолжить фразу. Продолжить фразу. Логистическая цепь – это….

а) организованная совокупность логистических операций, обеспечивающая достижение общих целей;

б) линейно упорядоченное множество физических или юридических лиц, осуществляющих логистические операции;

в) логистическая форма организации межфирменного взаимодействия.

Вопрос 6.

Ответить на вопрос. Что поступает из логистической системы во внешнюю среду?

а) материальные ресурсы, необходимые для производства продукции;

б) финансовые средства потребителей продукции;

в) готовая продукция предприятия

Вопрос 7.

Что включает подсистема обеспечения сбытовой логистики?:

а) производственное обеспечение сбыта;

б) продвижение товаров на рынок по каналам распределения;

в) выработку планов и заданий для других подсистем распределения.

Вопрос 8.

Продолжите фразу. Выбор формы снабжения зависит.

а) от удаленности поставщика от потребителя;

б) от вида заказываемого материального ресурса;

в) от общих затрат на поставку и запасы.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной

Работы

При выполнении заданий для самостоятельной работы следует руководствоваться следующими рекомендациями:

– внимательно изучите рекомендуемую литературу. В целях подготовки к решению ситуационных задач целесообразно ознакомиться с книгой Вумека Дж. «Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании» / Джеймс Вумек, Дэниел Джонс ; пер. с англ. — 7-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 472 с. В частности необходимо усвоить из главы II.«Поток создания ценности» на странице 60 и из главы III.«Организация движения потока» на странице 75, что 1) поток создания ценности — это совокупность всех действий, которые требуется совершить, чтобы определенный продукт (товар, услуга или все вместе) прошел через три важных этапа менеджмента, свойственных любому бизнесу: решение проблем (от разработки концепции и рабочего проектирования до выпуска готового изделия), управление информационными потоками (от получения заказа до составления детального графика проекта и поставки товара), физическое преобразование (от сырья до того, как в руках у потребителя окажется готовый продукт); 2) бережливое производство (lean production) - прорывный подход к менеджменту и управлению качеством, обеспечивающий долговременную конкурентоспособность без существенных капиталовложений;

– составьте глоссарий основных понятий, относящихся к изучаемой теме;

– рассмотрите роль посредничества во внешнеторговых сделках;

– рассмотреть сущность и вид (тянущая или толкающая) логистических систем (например, МRP, DRP, «just-in-time», ORT);

- изучить типовые процедуры в управлении снабжением.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Почему нельзя характеризовать процесс товародвижения как процесс перевозки (доставки) товара?

2. В каких случаях используют логистическую вытягивающую систему, а в каких - выталкивающую?

3. Что значит «использовать логистический подход»?

4. Каковы этапы процесса товародвижения?

5. Какие существуют каналы распределения в процессе товародвижения?

6. Какова основная цель организации товародвижения на предприятии? Посредством решения, каких задач возможно ее добиться?

7. Почему при создании системы товародвижения на предприятии необходимо использовать системный подход?

Практическое занятие

(форма обучения – заочная, 2 часа, ИФ – 2 часа, решение задач)

1. Организация международных перевозок.

2. Транспортно – экспедиторское обслуживание как элемент инфраструктурного обеспечения внешнеэкономической деятельности.

3. Правила составления транспортно-экспедиторских документов.

Задания для самостоятельной работы

1. Используя рекомендуемую литературу, найти определения следующих понятий: международные транспортные операции, договор перевозки, документы о принятии груза, маршрутизация, коносамент, чартер
деливери – ордер, отгрузочная спецификация, таймшит, акт досмотра комплектности и упаковки, доковая расписка, дорожная ведомость, бордеро, универсальный транспортный документ, документ смешанной перевозки; расписка в получении груза, гарантийное письмо, фрахтовые документы, извещение о грузе, транспортные манифесты.

2. Охарактеризовать виды транспортных перевозок, учитывая технико-экономические особенности каждого из них.

3. Решить ситуационные задачи.

Первая задача. Груз массой 10 тонн может перевозиться двумя способами: в ящичной таре в транспортных средствах и облегченной упаковке в 20-ти футовом контейнере. Транспортный тариф на перевозку груза по первому варианту составляет 3000 долл. США, контейнерный тариф — на 12% ниже. Стоимость ящичной тары (включая затаривание) составляет 1,5 долл. США на 1 тонну груза, а стоимость облегченной упаковки (включая операции по самой упаковке груза) — на 40% ниже. Суточная арендная ставка контейнера равна 6 долл. США, срок перевозки груза в контейнере составляет 35 суток.

Выбрать оптимальный способ доставки груза исходя их критерия минимизации расходов на транспортировку.

Вторая задача. Импортер закупает оборудование на условиях FCA в Рейкьявике и в Будапеште. Пунктом назначения обеих, равных по массе, партий груза является Москва. Грузы доставляются воздушным транспортом по тарифам, установленным IATA. Масса каждой отправки позволяет считать провозные платежи по нормальным тарифам. Возможны две схемы доставки груза:

1. Каждая отправка перевозится по отдельности. Размеры скидок с базового тарифа по расстоянию на маршрутах следующие: Рейкьявик-Москва — 42%, Будапешт-Москва — 31%.

2. Первая отправка доставляется из Рейкьявика в Будапешт и выгружается на терминал в аэропорту. После этого первая отправка группируется со второй. В результате этой операции масса отправки увеличивается вдвое и провозные платежи следует определять по схеме количественных тарифов. Размер количественной скидки с базового тарифа составит 12%. Размер скидки с базового тарифа по расстоянию на маршруте Рейкьявик-Будапешт составляет 32%.

Выбрать схему доставки импортных грузов, по которой транспортные издержки импортера будут минимальны.

Третья задача. В соответствии с Тарифной политикой стоимость перевозки одной тонны груза по железной дороге составляет 15 долл. США. Грузовладелец собирается предъявить к перевозке 45 тонн груза. Железная дорога предоставляет 10% скидку с тарифа всем тем, кто предъявляет груз по массе, не меньшей технической нормы загрузки вагона. Для рассматриваемого случая техническая норма загрузки вагона составляет 60 тонн. Грузовладелец может обратиться к экспедитору с просьбой сформировать сборную отправку, состоящую из его груза (45 тонн) и груза другого собственника (15 тонн). За оказанную в этом случае услугу экспедитор взимает комиссионный сбор в размере 6%, исчисляемых от сумм провозных платежей, которые оба грузовладельца заплатили бы железной дороге, если бы они не обратились к экспедитору.

Какой вариант перевозки 45 тонн груза (без экспедитора или с ним) является для первого грузовладельца более предпочтительным?

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной

работы и подготовке к практическому занятию

При выполнении заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:

- внимательно изучите рекомендуемую литературу;

- отыскав определения основных понятий, относящихся к изучаемой теме, составьте их глоссарий;

- изучив основные виды международных перевозок, применяемых во внешней торговле, проанализируйте преимущества и недостатки каждого из них с учетом расхождения интересов участников внешнеторговой сделки;

- при изучении основных видов организации международных перевозок, обратите внимание на перечень необходимых документов согласно их классификации;

- при подготовке к занятию следует особое внимание обратить на изучение международных норм, регулирующих международные перевозки грузов;

- следует знать, что существуют международные нормы, регулирующие оформление и содержание транспортных документов. Например, требования к оформлению и содержанию коносамента изложены в Кодексе Торгового Мореплавания РФ, Законе о перевозках грузов морем (COGSA: Carriage of goods by sea Act США), в нескольких международных конвенциях - например, Конвенция 1924 года «Об унификации некоторых правил о коносаменте» (Гаагские правила, Haague rules);

- к транспортно-экспедиторским документам относят следующие: отгрузочное поручение; экспедиторская инструкция; экспедиторский сертификат перевозки; декларация отправителя о перевозке опасных грузов интермодальное весовое свидетельство отправителя; оборотный мультимодальный транспортный коносамент; складская расписка; экспедиторская расписка; необоротная мультимодальная транспортная накладная ФИАТА; нейтральная воздушная накладная. С содержанием, значением и правилами оформления этих документов можно ознакомиться обратившись за помощью по электронному адресу http://www.logists.by/library. Быть готовым к оформлению транспортно-экспедиторских документов на занятии.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какова специфика и особенности перевозок различными видами транспорта?

2. Какие виды коносаментов составляются во внешнеторговой деятельности?

3. Назовите нормы, регламентирующие международные перевозки.

4. С какой целью составляется штурманская расписка?

5. В чем заключается отличие тайм-чартера и бербоут-чартера?

6. В чем отличие договоров морской перевозки бернс-нота и букинг-нота?

7. Каково назначение отгрузочного поручения?

8. С какой целью составляется экспедиторская инструкция?

9. Какие виды экспедиторских извещений составляются?

10. В чем состоит различие экспедиторского с

Наши рекомендации