История экономики и экономических учений
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная цель дисциплины – углубить и расширить знания по микроэкономике и макроэкономике.
Задачи дисциплины – научить студентов:
- основным историческим этапам развития экономической теории;
- историческим условиям и причинам возникновения основных направлений экономической мысли;
- повышению экономического образа мышления.
Знания, полученные при изучении данного курса, позволят рассмотреть в современной экономике и сплетении экономических воззрений существенные моменты, а также определить собственный подход к государственной экономической политике.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «История экономики и экономических учений» студент должен:
· знать:
- основы и особенности функционирования национальных экономик ведущих стран и России на отдельных исторических этапах;
- теоретические принципы и условия возникновения различных экономических школ и систем.
· уметь:
- определить приоритетные решения на отдельных этапах развития экономики для выработки экономического выбора в государственной политике.
· получить навыки:
- собственного экономического мышления;
- более широкого экономического категориально-понятийного аппарата.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Наименование темы | Объем аудиторных занятий (в часах) | Объем сам. раб. студентов (в час.) | ||||
лекции | лаб. раб. | пр. зан. | сем. зан. | итого | |||
1. | Введение. Аграрный строй в древних обществах. Средневековая Европа. Экономическая мысль Древнего Мира и раннего христианства. | - | - | ||||
2. | Эпоха торгового капитализма в Западной Европе. Меркантелизм: две стадии | - | - | ||||
3. | Хозяйственный строй в России в XVI-XVII вв. и попытки его модернизации в XVIII веке. Меркантелизм в России | - | - | ||||
4. | Теория физиократов. Экономическое учение А. Смита. Промышленный переворот в Западной Европе и США | - | - | ||||
5. | Экономическое развитие России в XIX в. Реформа 1861г. Экономическое развитие Западной Европы и США до XIX в. Вторая техническая революция | - | - | ||||
6. | Развитие классической школы последователями А. Смита. Экономическое учение К. Маркса («Капитал») | - | - | ||||
7. | Экономическое развитие России в пореформенный период. Экономика России до I мировой войны. | - | - | ||||
Всего за семестр: | - | - | |||||
8. | Национальная идея Ф. Листа. Становление и эволюция институционализма. Маржинализм. Кембриджская школа | - | - | ||||
9. | Экономика стран Запада между двумя мировыми войнами (1919-1939гг.) Экономическая теория Дж. М. Кейнса | - | - | ||||
10. | Экономика России в 1918-1925 гг. Развитие страны в годы довоенных пятилеток. Государственное регулирование в СССР | - | - | ||||
11. | НТР и новые элементы в мирохозяйственном развитии. | - | - | ||||
12. | Нарастание негативных явлений в экономике СССР и попытки их преодоления | - | - | ||||
Всего за семестр: | - | - | |||||
Всего: | - | - | |||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - | |||||
Для заочной формы обучения | |||||||
Всего: | - | - | |||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Введение. Аграрный строй в древних обществах. Средневековая Европа. Экономическая мысль Древнего Мира и раннего христианства
Введение. Община – исходная форма социальной и экономической организации общества. Хозяйственный строй Древнего Востока и экономические воззрения. Экономика Римской Империи – вершина хозяйственного развития Древнего Мира. Проблема рабского труда (Катон, Варрон, Колумелла). Экономические идеи раннего христианства. Социально-экономические утопии: Т. Мор, Т. Кампанелла.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Упадок Римской империи. Колонат.
2. Взгляды Катона, Варрона и Колумеллы на проблему рабского труда.
3. Экономические воззрения Фомы Аквинского.
Литература:
1. Бертенев, С. А. Экономическая история : учебник / С. А. Бертенев. - М. : Экономистъ, 2004.
2. История экономических учений (современный этап) : учебник / под общ. ред.
А. Г. Худокормова. – М. : ИНФРА-М, 2004.
3. История экономических учений : учеб. пособие / под ред. В. Автономова, О. Ананьина,
О. Николаевой. – М. : ИНФРА-М, 2004.
4. Круглов, В. В. История экономики : учеб. пособие / В. В. Круглов, Г. А. Кавтарадзе. – СПб. : СПбГУЭФ, 2006.
Тема 2. Эпоха торгового капитализма в Западной Европе. Меркантелизм: две стадии
Крестовые походы: экономические причины и последствия. Великие географические открытия: предпосылки и экономические последствия. Экономика Нидерландов в XVI в. Экономический строй Англии на переходе к новому времени (XV – XVI вв.) Аграрный переворот. Меркантелизм: две стадии. Теория и политика меркантелизма.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Предпосылки и последствия великих географических открытий.
2. Теория и политика меркантелизма. Две стадии меркантелизма.
3. Голландия – ведущая страна эпохи торгового капитала.
Литература:
1. Бертенев, С. А. Экономическая история : учебник / С. А. Бертенев. - М. : Экономистъ, 2004.
2. История экономических учений (современный этап) : учебник / под общ. ред.
А. Г. Худокормова. – М. : ИНФРА-М, 2004.
3. История экономических учений : учеб. пособие / под ред. В. Автономова, О. Ананьина,
О. Николаевой. – М. : ИНФРА-М, 2004.
4. Круглов, В. В. История экономики : учеб. пособие / В. В. Круглов, Г. А. Кавтарадзе. : СПб. : СПбГУЭФ, 2006.
Тема 3. Хозяйственный строй в России в XVI-XVII вв. и попытки его модернизации в XVIII веке. Меркантелизм в России
Образование и хозяйственный строй Московского государства (XV – XVII вв.). Исторические причины и этапы прикрепления крестьян к земле. Соборное уложение (1649г.). Социально-экономические преобразования Петра I. Развитие мануфактурной промышленности. Типы мануфактур. Меркантелизм в России. Попытки модернизации экономики России в XVIII веке.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Закрепощение крестьян в России и его особенности.
2. Экономическая политика Петра I. Протекционизм.
3. Свобода торговопромышленной деятельности (Указ 1775г.) и новые элементы в развитии мануфактуры.
Литература:
1. История экономических учений (современный этап) : учебник / под общ. ред.
А. Г. Худокормова. – М. : ИНФРА-М, 2004.
2. История экономических учений : учеб. пособие / под ред. В. Автономова, О. Ананьина,
О. Николаевой. – М. : ИНФРА-М, 2004.
3. Костюк, В. Н. История экономических учений : курс лекций / В. Н. Костюк. - М. : ЦЕНТР, 1998.
4. Толмачев, Р. П. Экономическая история : учебник / Р. П. Толмачев. – М. : Дашков и К, 2004.
Тема 4. Теория физиократов. Экономическое учение А. Смита. Промышленный переворот в Западной Европе и США
Общая характеристика теории физиократов. Экономическое табле Ф. Кенэ, учение о чистом продукте и производительном труде, капитале. Возникновение классической школы в политической экономии (У. петти, П. Буагильбер). Экономическое учение А. Смита. Промышленный переворот в Англии. Экономическое первенство Англии к середине XIX в.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Физиократы и их вклад теорию общественного воспроизводства.
2. Возникновение и развитие трудовой теории стоимости (от У. Петти до А. Смита).
3. Промышленный переворот в Англии.
Литература:
1. Бертенев, С. А. Экономическая история : учебник / С. А. Бертенев. - М. : Экономистъ, 2004.
2. Блауг, Марк. 100 великих экономистов до Кейнса / Марк Блауг. – СПб. : Экономическая школа, 2005.
3. История экономических учений (современный этап) : учебник / под общ. ред.
А. Г. Худокормова. – М. : ИНФРА-М, 2004.
4. История экономических учений : учебное пособие / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, О. Николаевой. – М. : ИНФРА-М, 2004.
5. Экономическая история мира. Европа. Т.3. – М. : Дашков и К, 2005.
Тема 5. Экономическое развитие России в XIX в. Реформа 1861г. Экономическое развитие Западной Европы и США до XIX в. Вторая техническая революция
Экономическое развитие России в первой половине XIX века. Кризис крепостнической системы хозяйствования. Крестьянская реформа 1861г. Выкупная операция. Экономика России в пореформенный период. Вторая техническая революция и экономический подъем в странах Запада и России. Развитие мирохозяйственных связей.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Отмена крепостного права и условия освобождения помещичьих крестьян.
2. Железнодорожное строительство в России и создание системы коммерческого кредита.
3. Основные черты второй технической революции и образование финансового капитала.
Литература:
1. Аникин, А. В. Юность науки / А. В. Аникин. – М. : Политиздат, 1985.
2. Бартенев, С. А. Экономические теории и школы (история и современность) : курс лекций / С. А. Бартенев. – М. : Изд. БЕК, 1996.
3. Бертенев, С. А. Экономическая история : учебник / С. А. Бертенев. - М. : Экономистъ, 2004.
4. Блауг, Марк. 100 великих экономистов до Кейнса / Марк Блауг. – СПб. : Экономическая школа, 2005.
Тема 6. Развитие классической школы последователями А. Смита. Экономическое учение К. Маркса («Капитал»)
Историческая миссия классической школы (Д. Риккардо, Дж. Милль). Теория ценности Дж.С. Милль. Количественная теория денег. Значение изысканий Дж.С. Милля с позиций современной экономической науки. Историческая миссия классической школы. Анализ капиталистического производства К. Марксом. Методология К. Маркса. «Капитал» К. Маркса, его структура и содержание.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Современные дискуссии об общем и особенном в экономике различных стран.
2. «Капитал» К. Маркса. Предмет и метод экономической науки.
Литература:
1. Аникин, А. В. Юность науки / А. В. Аникин. – М. : Политиздат, 1985.
2. Бартенев, С. А. Экономические теории и школы (история и современность) : курс лекций / С. А. Бартенев. – М. : Изд. БЕК, 1996.
3. Бертенев, С. А. Экономическая история : учебник / С. А. Бертенев. - М. : Экономистъ, 2004.
4. Блауг, Марк. 100 великих экономистов до Кейнса / Марк Блауг. – СПб. : Экономическая школа, 2005.
Тема 7. Экономическое развитие России в пореформенный период. Экономика России до I мировой войны.
Промышленное развитие России в 1900-1914гг. Синдикатское движение 1900-1910гг. Иностранный капитал в российской экономике. Аграрный вопрос и Столыпинская аграрная реформа. Версальский мирный договор (1919г.). Маржинализм – метод применения предельного анализа к экономике.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Аграрная реформа П.А. Столыпина.
2. Маржинализм – новое направление в экономической науке.
Литература:
1. Бертенев, С. А. Экономическая история : учебник / С. А. Бертенев. - М. : Экономистъ, 2004.
2. Круглов, В. В. История экономики : учеб. пособие / В. В. Круглов, Г. А. Кавтарадзе. – СПб. : СПбГУЭФ, 2006.
3. Кавтарадзе, Г. А. История экономического развития Запада : учеб. пособие /
Г. А. Кавтарадзе. – М. : Дашков и К, 2005.
Тема 8. Национальная идея Ф. Листа. Становление и эволюция институционализма. Маржинализм. Кембриджская школа
Причины возникновения экономического национализма. Особенности экономического развития Германии в середине XIX в. «Национальная система политической экономии» Ф. Листа. А. Маршалл как основоположник неоклассической экономической теории в Англии. Институционализм как синтетическое направление экономической науки и социологической теории.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. А. Маршалл – основатель неоклассического направления. Анализ спроса и предложения, понятие эластичности спроса.
2. Институционализм – синтез экономической и социологической теории.
Литература:
1. Бартенев, С. А. Экономические теории и школы (история и современность) : курс лекций / С. А. Бартенев. – М. : Изд. БЕК, 1996.
2. Блауг, Марк. 100 великих экономистов до Кейнса / Марк Блауг. – СПб. : Экономическая школа, 2005.
3. История экономических учений : учеб. пособие / под ред. В. Автономова, О. Ананьина,
О. Николаевой. – М. : ИНФРА-М, 2004.
4. Ядгаров, Я. С. История экономических учений : учебник / Я. С. Ядгаров. – М. : ИНФРА-М, 2004.
Тема 9. Экономика стран Запада между двумя мировыми войнами (1919-1939гг.) Экономическая теория Дж. М. Кейнса
Версальский мирный договор (1919г.) Экономические последствия для стран победительниц; экономические потери Германии. Рационализация американского хозяйства в 1920-е годы. Фордизм. Экономический кризис 1929-33гг. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Экономические проблемы Великобритании 1920-х годов. Теория государственного регулирования экономики европейских стран в 80-е – 40-е гг. XXв.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Исторические условия возникновения концепции регулируемой рыночной экономики.
2. «Новый курс» президента Ф.Д. Рузвельта.
3. Рационализация американского хозяйства в 1920-е годы.
Литература:
1. История экономических учений (современный этап) : учебник / под общ. ред.
А. Г. Худокормова. – М. : ИНФРА-М, 2004.
2. Толмачев, Р. П. Экономическая история : учебник / Р. П. Толмачев. – М. : Дашков и К, 2004.
3. Экономическая история зарубежных стран : курс лекций / под. ред. В. И. Голубовичева. – Минск : ИП «Экоперспектива», 1997.
4. Ядгаров, Я. С. История экономических учений : учебник / Я. С. Ядгаров. – М. : ИНФРА-М, 2004.
Тема 10. Экономика России в 1918-1925 гг. Развитие страны в годы довоенных пятилеток. Государственное регулирование в СССР
Октябрьский переворот, начальный этап огосударствления экономики России. Гражданская война и политика «военного коммунизма». Переход к новой Экономической политике. Сущность НЭПа. Восстановление кредитных учреждений. Денежная реформа Г. Сокольникова 1922-1924г. Создание новой отраслевой структуры промышленности в годы довоенных пятилеток. Общие итоги экономического развития к началу Великой Отечественной войны
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Новая Экономическая политика: условия перехода к НЭПу и задачи.
2. Источники финансирования индустриализации в СССР.
3. Экономика в годы довоенных пятилеток.
Литература:
1. Бертенев, С. А. Экономическая история : учебник / С. А. Бертенев. - М. : Экономистъ, 2004.
2. Толмачев, Р. П. Экономическая история : учебник / Р. П. Толмачев. – М. : Дашков и К, 2004.
3. Экономическая история зарубежных стран : курс лекций / под. ред. В. И. Голубовичева. – Минск : Экоперспектива, 1997.
Тема 11. НТР и новые элементы в мирохозяйственном развитии.
Экономика передовых стран Запада. Социально-институциональное направление. Монетеризм: Чикагская школа М. Фридмана. Теория экономического роста. Создание институциональных структур регулирования мировой экономики в 1940-60 –х гг. (МВФ, МБРР, ГАТТ). Научно-техническая революция: основные черты и структурные сдвиги в экономике. США в послевоенном мире. Факторы экономического подъема Японии после II мировой войны. Восстановленный процесс в ФРГ и реформа Л. Эрхарда. Экономический подъем в 1950-1960-х годах. Падение значения Англии в мирвом хозяйстве. Углубление международного разделения труда. Транснациональные компании (ТНК). Интеграционные процессы в мире. Монетаризм: Дж. Гэлбрейт - «технократический институционализм».
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Создание ООН и системы международных экономических учреждений.
2. Основные постулаты теории М. Фридмана.
3. ТНК, интеграционные процессы в мире.
Литература:
1. Бартенев, С. А. Экономические теории и школы (история и современность) : курс лекций / С. А. Бартенев. – М. : Изд. БЕК, 1996.
2. Бертенев, С. А. Экономическая история : учебник / С. А. Бертенев. - М. : Экономистъ, 2004.
3. История экономических учений (современный этап) : учебник / под общ. ред.
А. Г. Худокормова. – М. : ИНФРА-М, 2004.
4. Экономическая история зарубежных стран : курс лекций / под. ред. В. И. Голубовичева. – Минск : Экоперспектива, 1997.
5. Экономическая история мира. Европа. Т.3. – М. : Дашков и К, 2005.
6. Ядгаров, Я. С. История экономических учений : учебник / Я. С. Ядгаров. – М. : ИНФРА-М, 2004.
Тема 12. Нарастание негативных явлений в экономике СССР и попытки их преодоления
Экономические потери СССР в Великой Отечественной войне. Восстановление экономики страны. Административные реорганизации управления страной до середины 1960-х гг. Экстенсивный характер экономического роста до начала 1980-х года. Исчерпание ресурсов экстенсивного роста советской экономики. «Перестройка» - новая попытка реформ внутри старой экономической системы.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Переход к территориальной системе управления и планирования производства: ее достоинства и недостатки.
2. Политический кризис и распад СССР в 1991г. и радикальные экономические реформы в России.
Литература:
1. Бертенев, С.А. Экономическая история: учебник / С.А. Бертенев. - М.: «Экономистъ», 2004.
2. Толмачев, Р.П. Экономическая история: учебник / Р.П. Толмачев. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2004.
3. Экономическая история зарубежных стран: курс лекций / под. ред. В.И. Голубовичева. – Минск: ИП «Экоперспектива», 1997.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:
- повторение пройденного материала по конспектам лекционного курса;
- самостоятельное изучение учебной и учебно-методической литературы;
- подготовку докладов по планам семинаров;
- подготовку к экзамену.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль:
- опрос на семинарских занятиях;
- рубежный контроль.
2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:
- экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом.
3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
Вопросы по истории экономики зарубежных стран:
1. Община – исходная форма экономической организации общества: ее историческая эволюция.
2. Экономика Римской империи (I-Vвв.). Колонат.
3. Варваризация Европы и возникновение феодальных отношений.
4. Крестовые походы (XI-XVвв.) и социально-экономические последствия. Левантийская торговля и Ганзейский торговый союз.
5. Расцвет ремесла и его цеховая организация в Западной Европе.
6. Экономические последствия великих географических открытий.
7. «Революция цен» и подрыв экономических позиций дворянства.
8. Голландия – ведущая капиталистическая страна эпохи торгового капитала. Развитие судостроения, банковского и биржевого дела.
9. «Огораживание земель»: причины и последствия.
10. Протекционизм в эпоху английской буржуазной революции. Навигационный акт О.Кромвеля (1651г.).
11. Хозяйство английских колоний в Северной Америке в XVII-XVIII вв. Причины войны за независимость и создание федерации штатов (САСШ).
12. Промышленный переворот в Англии и его социально-экономические последствия.
13. Экономическое первенство Англии в результате промышленного переворота.
14. Политические и военные факторы экономического развития Франции в XIX в.
15. Хозяйственное объединение немецких государств. Промышленный подъем 50-60-х годов XIX в. Политическое объединение Германии (1871г.)
16. Территориальный рост США в первой половине XIX в. Расхождение интересов Севера и Юга в вопросах освоения западных земель, внешнеторговой политики и рабства.
17. Гражданская война в США (1861-1865гг.) и создание условий для промышленного подъема.
18. Вторая техническая революция и распространение новых организационных форм капитала.
19. Расширение мирохозяйственных связей и развитие экспорта капитала.
20. Факторы экономического подъема в США в конце XIX – начале XX в.
Вопросы по истории экономики России:
1. Образование Московского государства, хозяйственный строй.
2. Раздача поместий. Закрепощение крестьян.
3. Социально-экономические преобразования ПетраI.
4. Типы мануфактур и распространение крепостных отношений в сферу промышленного производства.
5. Внешнеторговая политика ПетраI.
6. Провозглашение Екатериной II принципа свободы торговопромышленной деятельности (1775г.).
7. Создание банковской системы в России в XVIII в. Введение ассигнаций.
8. Кризис крепостнической системы хозяйствования в 30-40-х гг. XIX в.
9. Основные положения реформы 1861г. (порядок наделения крестьян землей, выкупная операция и ее ускорение).
10. Железнодорожное строительство в России в пореформенный период.
11. Помещичье и крестьянское хозяйство в России в пореформенный период.
12. Промышленный подъем 1890-х гг. Синдикатское движение.
13. Денежная реформа С.Ю. Витте.
14. Иностранный капитал в экономике России в 1890-1900гг.
15. Аграрный вопрос в России в начале XXв. Аграрная реформа П.А. Столыпина.
16. Национализация промышленности, транспорта, банковской системы в 1917-1918гг.
17. Политика «военного коммунизма» в период гражданской войны.
18. Новая экономическая политика (НЭП). Восстановительный процесс в советской деревне 1921-1925гг.
19. Денежная реформа Г.Я. Сокольникова.
20. Переход к директивному планированию и источники финансирования индустриализации в СССР.
Вопросы по истории экономических учений:
1. Экономическая мысль Древнего мира.
2. Экономическая мысль Средних веков.
3. Экономическая политика и теория меркантелизма.
4. Особенности меркантелизма в России. Экономические воззрения И.Т. Посошкова.
5. Зарождение классической школы политической экономии. Экономические воззрения В. Пети.
6. Экономические воззрения П. Буагильбера в сравнении со взглядами В. Пети. Разрыв с меркантелизмом.
7. Общая характеристика учения школы физиократов. Ф. Кенэ о «чистом продукте».
8. Учение физиократов о воспроизводстве. «Экономическая таблица» Ф. Кенэ.
9. Общая характеристика учения А. Смита.
10. Учение А. Смита о разделении труда, обмене и деньгах.
11. А. Смит о стоимости и доходах.
12. А. Смит о структуре капитала и его воспроизводстве.
13. Общая характеристика теории Д. рикардо.
14. Теория Д. Риккардо о стоимости и деньгах.
15. Учение Д. Риккардо о зарадотной плате и прибыли.
16. Теории денежного обращения и кредита Д. Риккардо.
17. Теория «сравнительных преимуществ» Д. Риккардо.
18. Экономические воззрения Т. Мальтуса, их сопоставление с учением Д. Риккардо.
19. экономические воззрения Ж.Б. Сэя.
20. «Оптимистические» последователи А. Смита: Г.Ч. Кэрри, Н.У. Сениор.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
1. История экономических учений (современный этап) : учебник / под общ. ред.
А. Г. Худокормова. – М. : ИНФРА-М, 2007.
2. История экономических учений : учеб. пособие / под ред. В. Автономова, О. Ананьина,
Н. Макашевой. – М. : ИНФРА-М, 2004.
3. Ядгаров, Я. С. История экономических учений: учебник / Я. С. Ядгаров. – 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2004.
Дополнительная:
1. Аникин, А. В. Юность науки / А. В. Аникин. – М. : Политиздат, 1985.
2. Блауг, Марк. 100 великих экономистов до Кейнса / Марк Блауг. – СПб. : Экономическая школа, 2005.
3. Кавтарадзе, Г. А. История экономического развития Запада : учеб. пособие /
Г. А. Кавтарадзе. – М. : Дашков и К, 2005.
4. Камерон, Р. Краткая экономическая история мира от палеолита до наших дней / Р. Камерон. – М. : Высшая школа, 2001.
5. Колмычкова, Е. Н. Экономическое мышление : философские предпосылки : учеб. пособие / Е. Н. Колмычкова, И. Г. Чаплыгина. – М. : ИНФРА-М, 2005.
6. Круглов, В. В. История экономики : учеб. пособие / В. В. Круглов, Г. А. Кавтарадзе. – СПб. : СПбГУЭФ, 2006.
7. Майбурд, Е. М. Введение в историю экономической мысли / Е. М. Майбурд. – М. : ДелаВита-Пресс, 2000.
8. Поляк, Г. Б. История мировой экономики / Г. Б. Поляк, А. Н. Маркова. – М. : Дашков и К, 2004.
9. Шишкин, М. В. Учебное пособие : основные направления западной экономической мысли XX века / М. В. Шишкин. – СПб. : ОЦиЭМ, 2003.
10. Экономическая история России в XX веке : учеб. пособие. – СПб. : СПбГУЭФ, 1998.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения (графопроектор с экраном, диапроектор), учебно-наглядные, видео и аудиоматериалы.
Составители: к.э.н., доц. Шмельков Н.Н., к.и.н., доц. Ветрова Т.В. кафедры «Общая экономическая теория»
Рецензент: к.э.н., доц. кафедры «Общая экономическая теория» Мамон В.М.
ЭКОНОМЕТРИКА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Использование математической базы для решения экономических задач и построения математических моделей, овладение искусством принятия эффективных управленческих и инвестиционно-финансовых решений, распределением и оптимизацией ресурсов, анализом и обработкой данных, прогнозированием последствий - необходимые факторы возникновения и развития дисциплины эконометрики.
Основные цели дисциплины - формирование у студентов навыков эконометрического подхода к анализу результатов различных социально-экономических процессов и умения использовать различные регрессионные модели обработки этих результатов.
Задачи дисциплины – научить студентов:
– использовать регрессионные модели в экономическом анализе;
– моделировать временные ряды;
– анализировать динамические эконометрические модели.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Эконометрика» студент должен:
· знать:
– о множественной регрессии;
– о гетероскедастичности остатков зависимой переменной;
– об автокорреляции;
– о мультиколлинеарности объясняющих переменных;
– о характеристиках временных рядов;
· уметь:
– строить экономические модели;
– принимать решения о спецификации и идентификации модели;
– выбирать метод оценки параметров модели;
– интерпретировать результаты;
· получить навыки:
– в постановке и решении задач экономико-математического содержания.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Наименование темы | Объем аудиторных занятий (в часах) | Объем сам. раб. студентов (в час.) | ||||
лекции | лаб. раб. | пр. зан. | сем. зан. | итого | |||
Раздел 1: Спецификация модели. Метод наименьших квадратов | |||||||
1. | Введение. Спецификация модели | - | - | ||||
Раздел 2: Парная регрессия и корреляция | |||||||
2. | Парная линейная регрессия и корреляция в эконометрических исследованиях | - | - | ||||
3. | Парная нелинейная регрессия и корреляция в эконометрических исследованиях | - | - | ||||
Раздел 3: Множественная регрессия и корреляция | |||||||
4. | Множественная регрессия | - | - | ||||
5. | Множественная корреляция | - | - | ||||
Раздел 4: Системы эконометрических уравнений | |||||||
6. | Системы эконометрических уравнений | - | - | ||||
Раздел 5: Моделирование временных рядов | |||||||
7. | Моделирование одномерных временных рядов | - | - | ||||
8. | Изучение взаимосвязей по временным рядам | - | - | ||||
Раздел 6: Динамические эконометрические модели | |||||||
9. | Динамические эконометрические модели | - | - | ||||
Всего: | - | - | |||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - | - | ||||
Для заочной формы обучения | |||||||
Всего: | - | - | |||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Раздел 1: Спецификация модели. Метод наименьших квадратов (МНК).
Введение
Cвязь дисциплины «Эконометрика» с математической статистикой и специальными дисциплинами. Содержание разделов дисциплины и методологические основы ее изучения.
Тема 1. Спецификация модели
МНК. Парная регрессия, множественная регрессия. Оценка параметров парной регрессии, свойства оценок МНК. Показатели качества регрессии.
Практическое занятие:
Вычисление параметров парной регрессии. Получение системы нормальных уравнений для линейной парной регрессии. Получение системы нормальных уравнений для регрессий, нелинейных по объясняющим переменным. Получение системы нормальных уравнений для регрессий, нелинейных по оцениваемым параметрам.
Раздел 2: Парная регрессия и корреляция
Тема 2. Парная линейная регрессия и корреляция в эконометрических исследованиях
Линейная регрессия и корреляция; определение коэффициента корреляции для линейной регрессии, средней ошибки аппроксимации, среднего коэффициента эластичности, стандартных ошибок параметров и коэффициента корреляции, прогнозного значения, средней стандартной ошибки прогноза, доверительного интервала прогноза, оценка статистической значимости уравнения регрессии, его параметров и показатели тесноты связи при помощи F – критерия Фишера.
Практическое занятие:
Оценка существенности параметров парной линейной регрессии и корреляции. Линейная регрессия и корреляция; коэффициенты регрессии и корреляции; оценка существенности параметров линейной регрессии; доверительные интервалы. Оценка статистической значимости уравнения регрессии, его параметров и показатели тесноты связи при помощи F – критерия Фишера. Выдача расчетно-графической работы (РГР №1), часть 1.
Тема 3. Парная нелинейная регрессия и корреляция в эконометрических исследованиях
Нелинейные модели регрессии и их линеаризация, индекс корреляции и детерминации для нелинейной регрессии. Определение средней ошибки аппроксимации, среднего коэффициента эластичности, стандартных ошибок параметров и коэффициента корреляции, прогнозного значения, средней стандартной ошибки прогноза, доверительного интервала прогноза, оценка статистической значимости уравнения регрессии, его параметров и показатели тесноты связи при помощи F – критерия Фишера. Оценка существенности различия индекса детерминации с коэффициентом детерминации при помощи t-критерий Стьюдента.
Практическое занятие:
Оценка надежности результатов парной нелинейной регрессии и корреляции. Нелинейные модели регрессии и их линеаризация; определение индекса корреляции и детерминации для нелинейной регрессии; оценка существенности параметров нелинейной регрессии. Выдача РГР №1, часть 2.
Раздел 3: Множественная регрессия и корреляция
Тема 4. Множественная регрессия
Линейная модель множественной регрессии. Регрессионные модели с переменной структурой (фиктивные переменные). Оценка параметров уравнения множественной регрессии, стандартизированные коэффициенты регрессии, коэффициенты множественной регрессии в естественной форме, средние и частные коэффициенты эластичности.
Практическое занятие:
Оценка параметров уравнения множественной регрессии. Определение системы нормальных уравнений, уравнения регрессии в стандартизированном масштабе, определение стандартизированных коэффициентов регрессии, определение коэффициентов множественной регрессии в естественной форме, определение средних и частных коэффициентов эластичности. Выдача РГР №2.
Тема 5. Множественная корреляция
Линейные регрессионные модели с гетероскедастичными и автокоррелированными остатками. Обобщенный метод наименьших квадратов (ОМНК). Оценка надежности результатов множественной регрессии и корреляции. Частные коэффициенты корреляции, коэффициент множественнойрегрессии. Общий и частный F – критерии Фишера; оценка значимости коэффициентов чистой регрессии с помощью t-критерия Стьюдента.
Практическое занятие:
Оценка надежности результатов множественной регрессии и корреляции. Определение частных коэффициентов корреляции, коэффициента множественной регрессии. Защита РГР №1.
Раздел 4: Системы эконометрических уравнений
Тема 6. Системы эконометрических уравнений
Система линейных одновременных уравнений. Эндогенные, экзогенные, предопределенные переменные, структурная и приведенная формы модели, необходимое условие идентификации, достаточное условие идентификации. Косвенный, двухшаговый и трехшаговый метод наименьших квадратов.
Практическое занятие:
Оценивание параметров структурной модели. Система линейных одновременных уравнений; косвенный и двухшаговый метод наименьших квадратов.
Раздел 5: Моделирование временных рядов
Тема 7. Моделирование одномерных временных рядов
Характеристики временных рядов; модели стационарных и нестационарных временных рядов, их идентификация. Трендовая, циклическая, случайная компоненты при построении моделей. Автокорреляция. Функция временного ряда и коррелограмма.
Практическое занятие:
Системы эконометрических уравнений. Контрольная работа. Выдача РГР №3. Защита РГР №2.
Тема 8. Изучение взаимосвязей по временным рядам
Специфика статистической оценки взаимосвязи двухвременных рядов; методы исключения тенденции; автокорреляция в остатках. Критерий Дарбина-Уотсона.
Практическое занятие:
Автокорреляция уровней временного ряда. Выравнивание исходного ряда методом скользящей средней, расчет значений сезонной компоненты, устранение сезонной компоненты из исходных уровней ряда и получение выровненных данных в аддитивной или в мультипликативной модели. Аналитическое выравнивание уровней и расчет значений трендовой компоненты с использованием полученного уравнения тренда. Расчет полученных по м