Тема 9. Снабжение и логистика на предприятии
Вопросы для обсуждения:
1. Основное содержание коммерческой логистики и связь с логистикой снабжения.
2. Планирование в снабжении и логистике.
3. Методы определения потребности в материальных ресурсах.
Литература
Основная
1.*Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник.- М.: Юрайт-М, 2009.- 384 с
2.*Экономика: Учебник/Под ред. А.С. Булатова. - Изд.3, перераб. и доп. - М., 2010. - 896с.
3.*Экономика: Учебник/ Под ред. А.С. Булатова. - Изд.4, перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2005. - 831с.
Дополнительная
4.Апель А. Налогообложение физических лиц в Российской Федерации. – СПБ.: Питер,2003.
5.Аруманова Т.И., Мачабели М.Ш. Экономика предприятия. Практикум.- М.: Издательство – торговая корпорация « Дашкова и Ко» 2003.
6.Экономика предприятия. Учебник / Под ред. О.И Волкова.-ИНФРА-М, 2001. – 416с.
7.Волков О. Экономика предприятия (фирмы). Учебник. – М.: Инфрам,2003.
Семинар 10 (2 часа)
Тема 10. Прибыль и рентабельность организации
Вопросы для обсуждения:
1. Прибыль от реализации и других видов деятельности
2. Понятие рентабельности предприятия
3. Система показателей рентабельности.
4. Основные направления использования прибыли.
Литература
Основная
1.*Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник.- М.: Юрайт-М, 2009.- 384 с
2.*Экономика: Учебник/Под ред. А.С. Булатова. - Изд.3, перераб. и доп. - М., 2010. - 896с.
3.*Экономика: Учебник/ Под ред. А.С. Булатова. - Изд.4, перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2005. - 831с.
Дополнительная
4.Апель А. Налогообложение физических лиц в Российской Федерации. – СПБ.: Питер,2003.
5.Аруманова Т.И., Мачабели М.Ш. Экономика предприятия. Практикум.- М.: Издательство – торговая корпорация « Дашкова и Ко» 2003.
6.Экономика предприятия. Учебник / Под ред. О.И Волкова.-ИНФРА-М, 2001. – 416с.
7.Волков О. Экономика предприятия (фирмы). Учебник. – М.: Инфрам,2003.
Семинар 12 (2 часа)
Тема 12. Ценовая политика на различных типах рынка
Вопросы для обсуждения:
1. Какие ценовые стратегии используют фирмы-монополисты
2. Дайте характеристику ценообразованию на рынке монополистической конкуренции.
3. Для чего необходима государственная монополия.
Литература
Основная
1.*Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник.- М.: Юрайт-М, 2009.- 384 с
2.*Экономика: Учебник/Под ред. А.С. Булатова. - Изд.3, перераб. и доп. - М., 2010. - 896с.
3.*Экономика: Учебник/ Под ред. А.С. Булатова. - Изд.4, перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2005. - 831с.
Дополнительная
4.Апель А. Налогообложение физических лиц в Российской Федерации. – СПБ.: Питер,2003.
5.Аруманова Т.И., Мачабели М.Ш. Экономика предприятия. Практикум.- М.: Издательство – торговая корпорация « Дашкова и Ко» 2003.
6.Экономика предприятия. Учебник / Под ред. О.И Волкова.-ИНФРА-М, 2001. – 416с.
7.Волков О. Экономика предприятия (фирмы). Учебник. – М.: Инфрам,2003.
Семинар 15 (2 часа)
Тема 15. Финансовая стратегия предприятия
Вопросы для обсуждения:
1. В чем проявляется общественное значение финансов.
2. Три функции финансов предприятия.
3. Виды и принципы финансового планирования.
4. Основные направления использования финансовых ресурсов.
Литература
Основная
1.*Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник.- М.: Юрайт-М, 2009.- 384 с
2.*Экономика: Учебник/Под ред. А.С. Булатова. - Изд.3, перераб. и доп. - М., 2010. - 896с.
3.*Экономика: Учебник/ Под ред. А.С. Булатова. - Изд.4, перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2005. - 831с.
Дополнительная
4.Апель А. Налогообложение физических лиц в Российской Федерации. – СПБ.: Питер,2003.
5.Аруманова Т.И., Мачабели М.Ш. Экономика предприятия. Практикум.- М.: Издательство – торговая корпорация « Дашкова и Ко» 2003.
6.Экономика предприятия. Учебник / Под ред. О.И Волкова.-ИНФРА-М, 2001. – 416с.
7.Волков О. Экономика предприятия (фирмы). Учебник. – М.: Инфрам,2003.
Семинар 16 (2 часа)
Тема 16. Аналитическая деятельность предприятия. Банкротство
Вопросы для обсуждения:
1. В чем сущность аналитической работы на предприятии.
2. Что такое чистые активы предприятия.
3. Какими показателями оценивается эффективность деятельности предприятии.
Литература
Основная
1.*Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник.- М.: Юрайт-М, 2009.- 384 с
2.*Экономика: Учебник/Под ред. А.С. Булатова. - Изд.3, перераб. и доп. - М., 2010. - 896с.
3.*Экономика: Учебник/ Под ред. А.С. Булатова. - Изд.4, перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2005. - 831с.
Дополнительная
4.Апель А. Налогообложение физических лиц в Российской Федерации. – СПБ.: Питер,2003.
5.Аруманова Т.И., Мачабели М.Ш. Экономика предприятия. Практикум.- М.: Издательство – торговая корпорация « Дашкова и Ко» 2003.
6.Экономика предприятия. Учебник / Под ред. О.И Волкова.-ИНФРА-М, 2001. – 416с.
Методические рекомендации
по изучению дисциплины И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Начинать изучение курса в целом или темы семинарского занятия необходимо с рассмотрения его содержания по программе, затем приступить к рассмотрению отдельных тем. Сначала знакомятся с содержащимися в данной теме вопросами, их последовательностью, а затем уже приступают к изучению содержания темы. При первом чтении необходимо получить общее представление об излагаемых вопросах. При повторном чтении необходимо параллельно вести конспект, в который заносить все основные понятия и закономерности рассматриваемой темы, зависимости и их выводы; впервые встретившиеся термины с краткими пояснениями их сущности. По возможности старайтесь систематизировать материал, представляйте его в виде графиков, схем, диаграмм, таблиц - это облегчает запоминание материала и позволяет легко восстановить его в памяти при повторном обращении. Не старайтесь наполнить конспект отдельными фактами и цифрами, их всегда можно отыскать в соответствующих справочных материалах. Вникайте в сущность того или иного вопроса - это способствует более глубокому и прочному усвоению материала.
Переходить к изучению новой темы следует только после полного изучения теоретических вопросов, выполнения самопроверки и решения задач по предыдущей теме.
Закончив изучение темы, ответьте на вопросы для самопроверки, которые акцентируют внимание на наиболее важных вопросах темы. При этом старайтесь не пользоваться конспектом или учебником. Частое обращение к конспекту показывает недостаточное усвоение основных вопросов темы. Необходимость частого обращения к учебнику показывает неумение правильно конспектировать основные понятия и закономерности темы. Внесите коррективы в конспект, который впоследствии поможет при повторении материала в период подготовки к экзамену.
Для более прочного усвоения теоретического материала после самопроверки необходимо выполнить упражнения и ответить на вопросы тестов по пройденной теме.
При возникновении затруднений при изучении теоретической части курса, ответов на вопросы для самопроверки или решении задач, следует обращаться за письменной или устной консультацией к преподавателю в институт. При этом необходимо точно указать вопрос. вызывающий затруднение, место в учебнике, где он разбирается.
Практические занятия (семинары)
Для более глубокого изучения курса экономики проводятся практические занятия (семинары) на которых обсуждаются и углубленно изучаются наиболее трудно усваиваемые темы.
В период сессии студентам читаются лекции, на которых рассматриваются наиболее важные темы и разделы курса, а также рассматриваются вопросы, недостаточно полно или точно освещенные в учебной литературе или вызывающие затруднения у большого числа студентов.
Программа курса охватывает широкий круг вопросов, связанных с теорией и практикой организации управления предприятием экономическими методами.
Изучение курса осуществляется с учетом знаний, полученных студентами в ходе предшествующих занятий по основам общей экономической теории, макро и микро экономики, статистики, основам бухгалтерского учета и организации предпринимательства.
При подготовке к лекциям каждый студент должен:
-изучить рекомендованную учебную литературу;
-дополнить конспекты лекций;
-изучить и законспектировать первоисточники по теме;
-подготовить ответы на все вопросы семинара.
Для развития творческой активности студентов рекомендуется выполнение ими самостоятельных творческих работ по проблемам развития экономической теории.
Самостоятельная работа студентов предполагает подготовку к рубежному контролю, итоговой контрольной работе и зачету в конце учебного года.
Самостоятельная работа может проводиться в форме написания реферата. Реферат является научно-исследовательской работой студента. Предполагается, что студент сумеет проанализировать и обобщить весь научный материал по выбранной теме, дополнив информационный материал учебников, исследовательскими работами современных экономистов из периодических журналов и газет.
Реферат должен иметь следующую структуру: план, краткое введение, изложение основного содержания темы, заключение, список использованной литературы.
Разработка темы начинается с разработки плана реферата, который состоит обычно из трех-четырех основных вопросов. Следующий шаг – работа с литературой. Когда материал по теме накоплен и изучен, можно переходить к его систематизации. Одновременно студент фиксирует собственные мысли, которые он считает нужным изложить в тексте реферата.
В ведении реферата следует показать значение, актуальность рассматриваемой проблемы, обосновать выбор темы. В основной части большое внимание уделяется глубокому освещению темы. В заключении содержаться основные выводы, сделанные по отдельным разделам реферата и по итогам изучения данной темы в целом.
Необходимо помнить, что реферат должен быть написан ясным языком, без повторений, сокращений. Не следует переписывать материал из учебников, не понимая смысла написанного. Все незнакомые понятия должны быть раскрыты. Реферат предполагает самостоятельное изучение темы, ее собственный анализ и понимание.
Вопросы, не рассматриваемые на лекциях, должны быть изучены студентами в процессе самостоятельной работы.
По окончании курса студенты должны владеть методами анализа деятельности предприятия. Знать источники доходов предприятия, основные статьи затрат и себестоимости продукции и услуг, пути их оптимизации. Методы адаптации предприятия к условиям внешней среды, составления текущих, а также перспективных планов его развития, бизнес-планы. Меры по антикризисному управлению, предотвращению банкротства и обеспечению стабильного экономического роста предприятия.
Данные методические рекомендации призваны способствовать должной организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины. Организация самостоятельной работы студентов требует от них соблюдения определенной системы:
1. Ознакомление с содержанием программы дисциплины, настоящими рекомендациями, подбор необходимой учебной и специальной литературы по данной дисциплине;
2. Запоминание определенных терминов и определений.
3. Проработка вопросов, разделов, тем изучаемой дисциплины, готовность к активному участию на семинарах; в период зачетно-экзаменационной сессии завершается изучение дисциплины.
Темы рефератов
1. Холдинги: сущность, состояние, тенденции.
2. Финансово-промышленные группы (ФПГ) в промышленности.
3. Риски, их классификация и методы учета.
4. Оптимизация структуры основных фондов на предприятии.
5. Виды амортизации основных фондов.
6. Резервы и факторы улучшения использования ОПФ.
7. Виды и задачи модернизации ОПФ.
8. Экономическая эффективность нового строительства.
9. Роль оборотных средств в производственном процессе.
10. Управление оборотными средствами предприятия.
11. Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.
12. Функции и принципы оплаты труда.
13. Состав и назначение фонда оплаты труда и выплат социального характера.
14. Планирование заработной платы.
15. Анализ заработной платы.
16. Соотношение между ростом заработной платы и производительностью труда.
17. Производительность труда: показатели, факторы и резервы роста.
18. Назначение и содержание бизнес-планов.
19. Стратегические планы и их роль в управлении.
20. Совершенствование внутрипроизводственного планирования
21. Виды прогнозов и методы их обоснования.
22. Качество как фактор конкурентоспособности предприятия.
23. Зарубежный опыт в управлении качеством.
24. Разработка систем качества на предприятии.
25. Управление качеством на предприятии.
26. Рекомендации международных стандартов по обеспечению качества.
27. Определение финансовых результатов деятельности предприятия.
28. Пути снижения затрат на производство.
29. Методы калькулирования себестоимости.
30. Ценообразование в зарубежных странах.
31. Методы определения эффективности инвестиционных проектов.
32. Инновационное проектирование: основные этапы создания и реализации
33. Проблемы занятости и безработицы
34. Определение потребности предприятия в кадрах
35. Производительность труда: показатели, факторы и резервы роста
36. Переподготовка кадров и повышение квалификации
37. Анализ использования финансовых ресурсов предприятия
38. Управление активами предприятия
39. Антикризисное управление, сущность и его характеристика.
40. Реструктуризация предприятия.
примеры ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ