Область применение программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина "Экономика организации" является общепрофессиональной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин и соединяющей важнейшие теоретические вопросы экономики организации в условиях рыночной экономики с принципами эффективного функционирования предприятий.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Целью дисциплины является:
изучение студентами вопросов экономики организации в условиях рыночных отношений, усвоение принципов эффективного функционирования предприятий.
Задачи дисциплины:
- изучение сущности, назначения и классификации современных организаций (предприятий);
- усвоение принципов эффективного функционирования и трансформации организаций в условиях рыночной экономики;
- изучение факторов производства, необходимых для производственной деятельности, а также вопросов, связанных с эффективностью использования производственных ресурсов;
- усвоение принципов организации производственного процесса; изучение организационной и технологической структуры современного крупного промышленного предприятия; - усвоение методов оценки эффективности функционирования современного промышленного предприятия; изучение основ антикризисного управления организацией в рамках процедур экономической несостоятельности (банкротства).
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации в соответствии с принятой методологией;
- оценивать эффективность использования основных ресурсов организации.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- законодательные и иные нормативно правовые акты, регламентирующие организационно-хозяйственную деятельность организаций различных организационно-правовых форм;
- состав и содержание материальных, технических, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- основные аспекты развития организаций как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы организации, показатели их эффективного использования;
- механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях;
-экономику социальной сферы и ее особенности.
Выпускник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя:
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя:
ПК 1.1 Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 38 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
1.6. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Результаты обучения | Формы и методы контроля оценки результатов обучения |
Владеть основнымипринципами развития и закономерностями функционирования организации. Строить различные типы организационные структуры, знать основные параметры и принципы их проектирования. Анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию. Использовать основные показатели финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности, деловой и рыночной активности, эффективности и рентабельности деятельности. Владеть основными принципами, методами оценки активов, инвестиционных проектов и организаций. Использовать теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентного преимущества организации. Анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию. Организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач; диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию. | Практические занятия. Рефераты. Рубежный контроль. Письменная работа Контрольная работа |
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы (по учебному плану) | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: | |
Лекции | |
Семинарские (практические) занятия | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
Итоговая аттестация в форме | Контрольная работа |
Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Предприятие-основное звено экономики | Содержание учебного материала: 1 Предприятие как хозяйственный субъект. Задачи предприятия. Основные цели деятельности предприятия. 2. Общая и производственная структура. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 2. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности | Содержание учебного материала: 1. Предприятие как субъект предпринимательской деятельности. Малое предприятие. 2. Виды коммерческих и некоммерческих организаций. Цель их деятельности. 3. Предпринимательский риск. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 3. Производственные фонды и средства, их состав оборачиваемость, классификация | Содержание учебного материала: 1. Сущность и структура основных фондов. Физический и моральный износ их. Амортизация основных фондов. Состав и классификация оборотных средств. 2. Эффективное использование оборотных средств. Эффективность использования оборотных средств. 3. Эффективное использование оборотных средств. Функции оборотных средств | ||
Лекции | - | ||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Тема 4.Уставный капитал и имущество предприятий | Содержание учебного материала: 1.Уставной капитал и его оценка. 2. Учет и планирование воспроизводства основных средств. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 5. Трудовые ресурсы на предприятии, их состав, управление | Содержание учебного материала: 1. Персонал организации. Количественная характеристика трудовых ресурсов (персонала). 2. Показатели использования кадров. Списочный состав. Среднесписочный показатель. 3.Управление персоналом - как составная часть менеджмента. Мотивация труда. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 6. Рынок труда. Заработная плата | Содержание учебного материала: 1. Цена труда как фактора производства планирования фонда заработной платы. 2. Оплата труда работников. Единый социальный налог. Формы и системы оплаты труда. 3. Планирование Ф.О.Т. | ||
Лекции | - | ||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Тема 7. Издержки производства и себестоимость продукции | Содержание учебного материала: 1. Прибыль предприятий. Затраты на производство продукции. Стоимость и себестоимость продукции (работа, услуги). 2. Группировка затрат входящих в состав себестоимости продукции. 3. Пути снижения затрат на производство продукции. Калькулирование. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 8. Продукция предприятия. Конкурентоспособность продукции | Содержание учебного материала: 1. Товарная и валовая продукция. Реализованная продукция. 2.Конкурентоспособность продукции. Факторы Конкурентоспособность. Важнейший составляющий элемент конкурентоспособности. 8.3.Имидж предприятия. Реклама продукции. | ||
Лекции | - | ||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Тема 9. Снабжение и логистика на предприятии | Содержание учебного материала: 1. Организация материально-технического обеспечения на предприятия. 2. Организационная структура материально-технического обеспечения. Его планирование. Коммерческая логистика. 3. Методы планирования в снабжении и логистике. | ||
Лекции | - | ||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Тема 10. Прибыль и рентабельность | Содержание учебного материала: 1.Порядок формирования прибыли. Виды прибыли. Валовая и чистая прибыль. 2.Факторы, влияющие на величину прибыли. 3.Налог на прибыль. Рентабельность Показатели рентабельности производства | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 11. Ценообразование на предприятии: функции и виды цен | Содержание учебного материала: 1.Основы ценообразования: закон стоимости, закон спроса и предложения. 2.Функция цен, их выражение. Основная функция цены. 3.Признаки. Классификация цен. Понятие цены, виды цен. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 12. Ценовая политика на различных рынках | Содержание учебного материала: 1.Цена и ценовая политика для предприятия – главные три основные цели. 2.Методы целевого регулирования. Затратные, параметрические методы регулирования. 3.Рыночные ценовые стратегии. | ||
Лекции | - | ||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Тема 13. Инвестиционная политика. Подготовка нового производства | Содержание учебного материала: 1.Сущность и содержание инвестиционной деятельности. Инвестирование как процесс расширенного воспроизводства. 2.Инвестиционный проект. Его три этапа. Финансовые инвестиции. Реальные инвестиции. 3.Оценка коммерческой эффективности инвестиционных проектов. | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 14. Производственное планирование и бизнес-план предприятия. Бюджетирование | Содержание учебного материала: 1.Методы планирования. Производственное планирование. 2.Бизнес-план. 3.Бюджетирование. Стратегическое, долгосрочное, краткосрочное и текущие планирование. 4.Учетная политика предприятия | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Тема 15. Финансовая стратегия предприятия | Содержание учебного материала: 1.Основные финансовые документы. Организация управления финансами на предприятии. Формирование финансов. 2.Финансовая устойчивость предприятия. Содержание и функции финансов. Налично-денежные операции предприятия. Формы безналичных расчетов | ||
Лекции | - | ||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Тема 16. Аналитическая деятельность предприятия. Банкротство | Содержание учебного материала: 1.Основа анализа деятельности предприятия. Общая оценка бухгалтерского баланса. 2.Платежеспособность предприятия. Сущность и понятия причины неплатежеспособности и возможного банкротства. 3.Антикризисное управление. Виды банкротства | ||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Итого | Лекции | ||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Всего |
Ознакомительный
2 – репродуктивный
3 - продуктивный
Программа курса