Основные методы и пути повышения рыночной
Стоимости предприятия
Переход к новой стоимостной концепции управления обуславливает необходимость выявления факторов роста стоимости предприятия, воздействуя на которые, менеджеры могли бы достичь желаемых результатов.
Факторы стоимости можно разделить на две группы:
· внешние факторы (факторы, не подлежащие воздействию со стороны менеджмента компании). Невозможность воздействия на внешние факторы вовсе не означает, что менеджеры не могут предвидеть их изменения и минимизировать негативные последствия либо максимизировать выгоды. Задача менеджмента состоит в том, чтобы «защитить» стоимость своей компании от колебания внешних факторов как можно в большей степени.
· внутренние факторы (факторы, подвластные менеджменту). Система внутренних факторов стоимости представляет собой совокупность показателей деятельности предприятия и отдельных его единиц. Показатели детализируются для каждого уровня управления, при этом каждое подразделение отвечает за те факторы стоимости, на которые оно может воздействовать.
Чтобы факторами стоимости можно было пользоваться, надо установить их соподчиненность, степень влияния каждого фактора на стоимость предприятия, назначить ответственных лиц. Некоторые факторы стоимости нельзя рассматривать в отрыве друг от друга (например, классическая связка – ). При этом в процессе развития организации может изменяться степень влияния конкретного фактора, его оптимальное, с точки зрения максимизации стоимости, значение – все это должно учитываться менеджментом. Также должны активно использоваться инструменты bench-marking для отслеживания ключевых факторов стоимости и поведения конкурентов.
Таким образом, стоимость предприятия можно конструировать двумя основными способами – воздействуя на состав и структуру активов с целью увеличения денежных потоков и воздействуя на состав и структуру обязательств с целью снижения затрат на привлеченный капитал.
Существует два основных направления поиска резервов стоимости компании – воздействие на состав и структуру активов компании с целью увеличения генерируемых этими активами денежных потоков и воздействие на состав и структуру пассивов компании с целью снизить затраты на привлеченный капитал.
Для обеспечения роста стоимости бизнеса его функционирование должно базироваться на оптимальном сочетании объема продаж, получаемой прибыли и финансовых ресурсах, что в значительной степени определяется внешними условиями функционирования предприятия: макроэкономическими и отраслевыми факторами.
Основные факторы, способные повлиять на рост стоимости предприятия следующие:
· время получения доходов;
· объемы реализации;
· себестоимость реализованной продукции;
· соотношение постоянных и переменных затрат;
· собственные оборотные средства;
· основные средства;
· соотношение собственных и заемных средств в структуре капитала;
· стоимость привлечения капитала;
· эффективные управленческие решения (в частности, внедрение инновационного инструментария).
Воздействие на те или иные факторы в целях управления стоимостью осуществляется в соответствии с операционными, инвестиционными и финансовыми стратегиями развития предприятия.
Для достижения цели «рост стоимости предприятия» менеджер должен ориентироваться не на текущие показатели дохода от бизнеса, а на долговременные денежные потоки, с точки зрения того, приносит ли бизнес доход, превышающий стоимость привлеченного капитала.
В целом процесс разработки стратегии по увеличению стоимости предприятия представляет собой следующие последовательные этапы:
1. анализ предприятия «как есть», без учета видимых изменений.
2. определение фактической стоимости предприятия.
3. выявление влияющих на стоимость факторов.
4. разработка стратегии по увеличению стоимости на основе внутренних факторов:
· поиск внутренних возможностей роста стоимости (улучшение финансового состояния на основе финансового анализа, поиск внутренних резервов повышения эффективности работы предприятия);
· определение потенциальной стоимости с учетом внутренних улучшений.
5. разработка направлений организационной и финансовой реструктуризации.
6. определение вариантов потенциальной стоимости с учетом внутренних и внешних улучшений.
7. разработка оптимальной стратегии по максимальному увеличению стоимости предприятия.
Основные направления реализации стратегии следующие:
· разработка действенной функционально-слаженной структуры управления;
· развитие особо важных направлений деятельности предприятия;
· поддержка действенности системы поощрения и стимулирования персонала для достижения поставленной цели;
· повышение корпоративной культуры;
· совершенствование кадровой политики;
· постоянное совершенствование направлений повышения стоимости в соответствии с изменяющимися условиями внешней и внутренней среды.
Как видно из перечисленных направлений, значительное внимание уделяется персоналу. Персонал – элемент оценки стоимости предприятия. Для достижения максимизации стоимости предприятия должна существовать слаженная команда, стремящаяся к созданию стоимости.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Антикризисное управление : учеб. / под ред. Э. М. Короткова. – М. : ИНФРА-М, 2003. – 432 с.
Бланк, И. А. Антикризисное финансовое управление предприятием : учеб. / И. А. Бланк. – Киев : Эльга, 2006. – 672 с.
Булычева, Г. В. Практические аспекты применения доходного подхода к оценке российских предприятий : учеб. пособие / Г. В. Булычева, В. В. Демшин. – М. : Финансовая академия, 1999. – 212 с.
Валдайцев, С. В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия : учеб. пособие / С. В. Валдайцев. – М. : ЮНИТИ-Дана, 2001. – 720 с.
Грибовский, С. В. Оценка доходной недвижимости : учеб. пособие для вузов / С. В. Грибовский. – СПб : Питер, 2001. – 336 с.
Грязнова, А. Г. Оценка недвижимости : учеб. / А. Г. Грязнова,
М. А. Федотова. – М. : Финансы и статистика, 2004. – 504 с.
Десмонд, Г. М. Руководство по оценке бизнеса / Г. М. Десмонд,
Р. Э. Келли. – М. : РОО, 1996. – 330 с.
Джеймс Р. Хитчнер. Три подхода к оценке стоимости бизнеса : учеб. пособие / Джеймс Р. Хитчнер. – М. : Маросейка, 2008. – 304 с.
Донцова, Л. В.Анализ финансовой отчетности : учеб. / Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Дело и Сервис, 2008. – 446 с.
Есипов, В. Е. Оценка бизнеса : учеб. пособие / В. Е. Есипов, В. В. Маховиков, В. В. Терехов. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2008. – 320 с.
Жарковская, Е. П. Антикризисное управление : учеб. / Е. П. Жарковская, Б. Е. Бродский. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Омега-Л, 2007. – 356 с.
Об экономической несостоятельности (банкротстве) : Закон Респ. Беларусь от 18 июля 2000 г. № 423-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 73. – С. 11–89.
Иванова, Е. Н. Оценка стоимости недвижимости [Электронный ресурс]. – Электрон. тестовые дан. и прогр. – М. : КноРус, 2010. –
1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Иванова, Е. Н. Оценка стоимости недвижимости : учеб. пособие /
Е. Н. Иванова. – М. : КноРус, 2008. – 344 с.
Козырь, Ю. В.Стоимость компании : оценка и управленческие решения / Ю. В. Козырь.–М. : Альфа-пресс, 2004. – 325 с.
Коупленд, Т. Стоимость компаний : оценка и управление / Т. Коупленд, Т. Коллер, Дж. Муррин. – 2-е изд. – М. : Олимп-Бизнес, 2000. – 576 с.
Об оценочной деятельности в Республике Беларусь : указ Президента Респ. Беларусь от 13 окт. 2006 г. № 615 // Совет. Белоруссия. – 2006. – 17 окт. – С. 2.
Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации оценщиков и Положения о порядке ведения государственного реестра оценщиков : постановление Совета Министров Респ. Беларусь
от 5 февр. 2007 г. № 148 // Рэспублика. – 2007. – 15 лют. – С. 1–5.
Организация и методы оценки предприятия (бизнеса) : учеб. / под ред. В. И. Кошкина. – М. : Экмос, 2002. – 944 с.
Организация и методы оценки предприятия (бизнеса) : учеб. / под ред. В. М. Кокошина. – М. : ЭКМОС, 2005. – 398 с.
Оценка бизнеса : учеб. для вузов / под ред. А. Г. Грязновой,
М. А. Федотовой. – М. : Финансы и статистика, 2007. – 512 с.
Оценка стоимости предприятия (бизнеса) : учеб. пособие / под ред. Н. А. Абдулаева, Н. А. Колайко. – М. : Экмос, 2000. – 352 с.
Оценочная деятельность в экономике : учеб. пособие для вузов / под общ. ред. В. М. Джухи, В. Д. Киреева. – М. : МарТ, 2003. – 304 с.
Попков, В. П. Оценка бизнеса. Схемы и таблицы. Правовые аспекты. Виды стоимости предприятия : учеб. пособие / В. П. Попков, Е. В. Евстафьева. – СПб. : Питер, 2007. – 352 с.
Рутгайзер, В. М. Оценка стоимости бизнеса : учеб. пособие /
В. М. Рутгайзер. – 2-е изд. – М. : Маросейка, 2008. – 432 с.
Симионов, Ю. Ф. Экономика недвижимости : учеб. пособие для вузов / Ю. Ф. Симионов, Л. Б. Домрачев. – Ростов н/Д : МарТ, 2004. – 224 с.
Симионова Н. Е. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) : учеб. пособие /Н. Е. Симионова. – М. : МарТ, 2004. – 464 с.
Соловьев, М. М. Оценочная деятельность : учеб. пособие для вузов / М. М. Соловьев. – М. : ГУ ВШЭ, 2002. – 224 с.
Справочник по оценке бизнеса. Среднеотраслевые характеристики финансовой деятельности предприятий / Приволж. центр финансового консалтинга и оценки. – Н. Новгород : Новгород, 2007. – 512 с.
Тарасевич, Е. И. Оценка недвижимости : учеб. пособие / Е. И. Тарасевич. – СПб. : СПбГТУ, 1997. – 158 с.
Фишмен, Д. Руководство по оценке стоимости бизнеса : учеб. /
Д. Фишмен, Ш. Пратт, К. Гриффит, К. Уилсон ; пер. с англ. Л. И. Лопатникова; под ред. В. М. Рутгайзера. – М. : Квинто-Консалтинг, 2000. – 338 с.
Фридман, Дж. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости : учеб. пособие / Дж. Фридман, Н. Ордуэй ; пер. с англ. В. Н. Лаврентьева [и др.]. – М. : Дело, 1997. – 480 с.
Царев, В. В. Оценка стоимости бизнеса. Теория и методология : учеб. пособие / В. В. Царев, А. А. Кантарович. – М. : ЮНИТИ-Дана, 2007. – 575 с.
Щербаков, В. А. Оценка стоимости предприятий (бизнеса) : учеб. пособие / В. А. Щербаков, Н. А. Щербакова. – Новосибирск : НГТУ, 2003. – 128 с.
Щербакова, Н. А. Экономика недвижимости : учеб. пособие /
Н. А. Щербакова. – Ростов н/Д : Феникс, 2002. – 318 с.
Щитникова, И. В. Экономическая оценка имущества предприятия : учеб. пособие для вузов / И. В. Щитникова. – М. : Универсум Паблишинг, 2005. – 272 с.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................................................ 3
Раздел 1. Концептуальные основы оценки предприятия.......... 4
Тема 1. Экономическая оценка предприятия в условиях
инновационной экономики................................................................ 4
Тема 2. Понятие, цели и принципы организации экономической оценки предприятия 8
Тема 3. Основные понятия, применяемые в экономической
оценке предприятия........................................................................ 22
Тема 4. Информационное обеспечение экономической оценки
предприятия..................................................................................... 27
Тема 5. Оценка эффективности хозяйственной деятельности
предприятия как база для определения его стоимости................. 42
Тема 6. Доходный подход к оценке стоимости предприятия....... 54
Тема 7. Сравнительный подход к оценке стоимости предприятия 71
Тема 8. Затратный подход к оценке стоимости предприятия...... 82
Тема 9. Оценка стоимости ценных бумаг и акций........................ 97
Тема10. Оценка маркетинговой деятельности предприятия...... 108
Раздел 2. Экономическая оценка стоимости предприятия.... 116
Тема 11. Оценка объектов недвижимости................................... 116
Тема 12. Оценка стоимости товарно-материальных запасов..... 136
Тема 13. Методы и модели оценки человеческого капитала
предприятия................................................................................... 148
Тема 14. Итоговая величина стоимости предприятия................ 167
Тема 15. Критерии оценки несостоятельности (банкротства)
предприятия................................................................................... 178
Тема 16. Оценка стоимости предприятия в особых целях......... 188
Тема 17. Оценка стоимости предприятия в системе
антикризисного управления.......................................................... 197
Тема 18. Методы повышения рыночной стоимости предприятия 207
Список литературы....................................................................... 217
Учебное издание
Дробышевский Леонид Николаевич
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
ПРЕДПРИЯТИЯ
Курс лекций
для студентов специальности 1-25 01 07 «Экономика
и управление на предприятии» специализации 1-25 01 07 11
«Экономика и управление на предприятии промышленности»
Редактор В. В. Суздалова
Технический редактор Т. В. Гавриленко
Компьютерная верстка И. А. Козлова
Подписано в печать 03.10.12. Бумага типографская № 1.
Формат 60 ´ 84 1/16. Гарнитура Таймс. Ризография.
Усл. печ. л. 12,79. Уч.-изд. л. 14,00. Тираж 160 экз.
Заказ №
Учреждение образования
«Белорусский торгово-экономический университет
потребительской кооперации».
246029, г. Гомель, просп. Октября, 50.
ЛИ № 02330/0494302 от 04.03.2009 г.
Отпечатано в учреждении образования
«Белорусский торгово-экономический университет
потребительской кооперации».
246029, г. Гомель, просп. Октября, 50.
Белкоопсоюз
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»
Л. Н. ДРОБЫШЕВСКИЙ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ОЦЕНКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Курс лекций
для студентов специальности 1-25 01 07 «Экономика
и управление на предприятии» специализации 1-25 01 07 11 «Экономика и управление на предприятии промышленности»
Гомель 2012