Тема 18. Методы повышения рыночной

Стоимости предприятия

План

18.1. Место и роль оценки бизнеса в системе управления стоимостью предприятия.

18.2. Специфика оценки бизнес-направлений и бизнес-единиц в системе управления стоимостью предприятия.

18.3. Современные технологии оценки предприятия (бизнеса).

18.4. Основные методы и пути повышения рыночной стоимости предприятия.

Место и роль оценки бизнеса в системе управления

Стоимостью предприятия

В современных условиях белорусские компании все активнее интегрируются в мировое хозяйство и вступают в конкурентные отношения с западными фирмами. Для успешного решения задач повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности отечественных предприятий необходимо увеличение их стоимости.

Широко известные и используемые в деловом мире концепции и модели управления можно подразделить на две большие группы:

1. балансовые (или бухгалтерские). Бухгалтерские концепции и модели управления ориентируют менеджеров, главным образом, на получение максимальной величины прибыли, зачастую в ущерб достижению других важных результатов. Максимизация прибыли не дает компании возможности обеспечить конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе и, кроме того, основывается на бухгалтерских показателях, не позволяющих учесть индивидуальные стоимостные характеристики компании и имеющих ретроспективный характер, т. е. отражающих прошлое, а не будущее.

2. экономические (рыночные) концепции и модели управления бизнесом позволяют преодолеть эти недостатки. Они ориентированы прежде всего на максимизацию стоимости предприятия (компании). Созданная стоимость – важнейший показатель результатов деятельности управляющих предприятия, для его достижения необходимо сосредоточиться на денежных потоках в долгосрочной перспективе, а не на краткосрочных изменениях прибыли в расчете на акцию.

Концепции (все модели) управления стоимостью имеют два основных аспекта:

· во-первых, это структурная перестройка, позволяющая реализовать внутренний потенциал роста стоимости;

· во-вторых, после реорганизации приоритеты развития бизнеса осуществляются исходя из принципов создания стоимости, переориентации системы планирования, учета, анализа и оценки результатов деятельности и материального поощрения на показатель стоимости для акционеров; установление взаимоотношений с инвесторами на основе стоимости.

Концепция стоимости базируется на следующих принципах:

· наиболее приемлемый показатель, позволяющий адекватно оценить деятельность компании, – это поток денежных средств, генерируемый компанией.

· новые капиталовложения компании должны осуществляться только при условии, что они создают новую стоимость. А создают стоимость новые инвестиции только тогда, когда рентабельность этих вложений выше затрат на привлечение капитала на эти вложения.

· в изменяющихся условиях окружающей экономической среды сочетание активов компании должно меняться с целью обеспечения максимального роста стоимости компании.

· отказ от традиционных бухгалтерских показателей, выражающих текущее финансовое состояние компании и ее финансовые результаты.

Для реализации концепций управления стоимостью на практике должны соблюдаться следующие требования:

1. Внедрение системы управления стоимостью должно быть инициативой, исходящей от высшего руководства предприятия, при полной поддержке этого процесса.

2. Поскольку стоимость становится главным критерием эффективности бизнеса, то вознаграждение менеджмента должно привязываться к ее изменению. Именно это позволит рассматривать решения с точки зрения их влияния на стоимость предприятия. Таким образом, в сознании менеджеров появится новая система ценностей, направленная на выявление скрытых резервов увеличения стоимости.

Концепция стоимости бизнеса и система управления предприятием на основе стоимости для своей успешной реализации должны располагать рядом инструментов, позволяющих эту стоимость оценить с максимальной точностью. Наиболее эффективным инструментом является оценка стоимости.

Именно стоимостная оценка позволяет получить полную достоверную картину стоимости бизнеса. Оценка бизнеса в системе управления стоимостью предприятия играет роль постоянного мониторинга достигнутой величины стоимости, способствует установлению величины разрыва между потенциальной и действительной стоимостью предприятия, а также величиной капитализации на фондовом рынке. Своевременно и правильно определенная величина стоимости предприятия является основой для принятия обоснованных управленческих решений, ведущих к увеличению стоимости предприятия, повышению его конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.

Таким образом, в системе управления стоимостью предприятия оценка позволяет решать следующие задачи:

1. Определить исходную или действительную величину стоимости бизнеса.

2. Определить стоимостный разрыв между фундаментальной (внутренней) и действительной стоимостью.

3. Выявить факторы роста стоимости и степень их влияния на величину рыночной стоимости.

4. Рассчитать величину потенциальной стоимости и проследить ее динамику в зависимости от использования внутренних и внешних резервов и улучшений.

5. Спрогнозировать величину синергического эффекта и измене­ния стоимости в результате реструктуризации и реорганизации пред­приятия.

Наши рекомендации