Классификация оценочной информации
Оценочная информация классифицируется по следующим критериям.
1. В зависимости от характеризуемых условий выделяются:
· внешняя информация (характеризует условия функционирования предприятия в регионе, отрасли, стране, на внешнем и внутреннем рынках);
· внутренняя информация (описывает само предприятие, дает отчет о его деятельности, организационной структуре, финансовых результатах).
2. В зависимости от размещения источника выделяются аутсайдерская и инсайдерская информации.
Аутсайдерская информация является публичной, доступной широкой публике, открытой, так как она печатается в средствах массовой информации или в сети «интернет». Источник аутсайдерской информации расположен вне фирмы.
Инсайдерская информация, напротив, нигде не публикуется либо содержится во внутренних изданиях, о которых посторонние предприятию люди даже не подозревают. к инсайдерской относится также и конфиденциальная информация. Источник такой информации расположен внутри фирмы.
3. В зависимости от параметров бизнеса и показателей, характеризующих его состояние, информацию можно подразделить на обычную и специфическую.
Общая (обычная) информация включает в себя стандартные показатели, характеризующие деятельность любого предприятия, без учета его специфики.
Специфическая или особенная информация, напротив, отражает особенности оцениваемого бизнеса, обусловленные его отраслевой принадлежностью, месторасположением и т. п.
4. В зависимости от характеризуемых аспектов бизнеса информация подразделяется на финансовую, правовую, управленческую, технико-технологическую, хозяйственно-экономическую.
5. Учитывая, что в любом предприятии заключено органическое единство имущественного комплекса и бизнеса, следует различать информацию, относящуюся к имуществу предприятия, и, информацию, содержащую характеристики предприятия как бизнеса.
6. В зависимости от доступности информация подразделяется на публичную и конфиденциальную.
Все перечисленные информационные блоки должны быть взаимосвязаны в пространстве и во времени и соответствовать определенным требованиям, предъявляемым к оценочной информации.
Основными требованиями являются:
· достоверность;
· точность;
· комплексность;
· полнота.
При этом анализируемая оценщиком информационная база должна содержать все необходимые сведения и быть достаточной для обоснованного заключения о стоимости предприятия.
Систематизация собранных данных осуществляется либо хронологическим методом, либо журналистским, либо логическим, либо, что наиболее часто, – комплексным, сочетающим все три метода. Суть хронологического метода заключается в сборе, расположении и последующем анализе информации от прошлого к будущему, при журналистском методе – от более важного к менее значимому, при логическом – от общего к частному или от частного к общему.
Любой бизнес подчиняется законам и подзаконным правовым актам страны-резидента, ряд которых является общим для всех предприятий – юридических лиц, а часть которых относится только к предприятиям определенных отраслей и сфер деятельности.
Это прежде всего относится к лицензируемым сферам деятельности, особое внимание здесь следует обратить на предприятия, связанные с добычей и переработкой полезных ископаемых. правовое поле предприятия (бизнеса) обязательно должно быть учтено при формировании информационной системы оценки, так как эта специфика серьезно влияет на процедуру и результат рыночной оценки.
Не менее важной для стоимостной оценки является аутсайдерская, публичная информация. Причем особое внимание следует обратить на местные печатные издания, в которых можно обнаружить информацию о спорах и судебных разбирательствах, касающихся прав собственности на тот или иной объект оценки, о скрытом обременении объекта или сомнительных сделках, которые владельцы предприятия предпочли бы скрыть, но которые существенно повлияют на величину стоимости бизнеса. Кроме этого, в публичных источниках (газетах, журналах, интернет-сайтах) можно найти и отчет компании, подготовленный для собрания акционеров, и данные о недавно совершенных сделках с аналогичными объектами, и информацию о состоянии фондового рынка, и рейтинговые обзоры, позволяющие определить место оцениваемого предприятия среди других компаний.