Классификация цен по способу отражения фактора времени.
− постоянные цены (не меняются в течение всего срока действия контракта);
− сезонные цены (срок действия ограничен периодом времени),
− ступенчатые цены (ряд последовательно снижающихся цен на товары в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале);
− текущие цены (меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменения на рынке);
− средние цены;
− сопоставимые цены.
Средняя цена является обобщенной характеристикой для цен однородных товарных групп, для цен, варьирующих во времени или пространстве. Средние цены исчисляются:
− за определенный период времени,
− по территории,
− по группам товаров различных категорий и сортов.
Способ расчета средних цен зависит от наличия информации. При выборе формулы для расчета средней цены исходят из логической формулы средней цены:
,
где - средняя цена за единицу товара, руб.,
Q - выручка от реализации товара, руб.
q - количество реализованного товара в натуральном выражении, шт.
При наличии данных о ценах и количествах реализованного товара среднюю цену исчисляют как среднюю арифметическую взвешенную:
,
где p – цена товара.
При наличии данных об оборотах в денежном выражении и о ценах реализации товара используют среднюю гармоническую взвешенную:
В случаях отсутствия данных о количестве и стоимости реализованных товаров и наличии только данных об уровнях цен на две или несколько дат, среднюю цену можно вычислить двумя способами:
А) По средней арифметической простой:
,
где pН, pК – цены на начало и конец периода соответственно.
Б) По средней для моментного ряда динамики:
Расчет средней по этой формуле дает более точные результаты, и ей надо отдавать предпочтение.
Если неизвестно ни количество продаж, ни выручка, то при исчислении средних цен используется число периодов времени, в течение которых существовала данная цена. В таких случаях при расчете средних цен можно применять как формулу средней арифметической простой, если в течение этого периода времени ежедневное количество реализации было равномерным:
,
так и средней гармонической взвешенной, если была равномерной ежедневная выручка от реализации:
,
где n - число периодов времени, в течение которых существовала данная цена.
Среднюю цену по группе товара (мяса разных сортов и т.п.) можно рассчитать, зная относительные показатели структуры продаж:
,
где - удельный вес продажи каждого вида товара в общем объеме продаж.
Также рассчитывается средняя цена товара по региону, в качестве веса d используется удельный вес численности населения по совокупности регионов.
Сопоставимая цена – это цена, приведенная по величине к условиям определенного периода времени, на определенную дату.
Сопоставимая цена отчетного года определяется путем деления этой цены на установленный статистическими органами самостоятельный индекс цен по отношению к году, с которым сопоставляется действующая цена.
Индекс цен – показатель, сопоставляющий цены отчетного периода с ценами какого-либо прошлого (базисного) периода.
В настоящее время в условиях инфляционного роста цен большое значение приобретают расчеты индексов цен, в частности индекса потребительских цен, характеризующего стоимость жизни населения и имеющего в связи с этим социальный характер.
Индексы цен производителей {индексы оптовых цен предприятий, индексы цен капитальных вложений, индексы цен на продукцию сельского хозяйства, индексы транспортных тарифов и др.), а также индексы потребительских цен используются для оценки макроэкономических показателей, в т.ч. ВВП, что важно для анализа развития экономики.
Индекс потребительских цен (индекс инфляции) - один из видов индексов цен, созданный для измерения среднего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определенный период в экономике. Он считается лучшим показателем стоимости жизни. Рассчитывается как частное суммы произведений цен текущего года на выпуск базового года на сумму произведения уровня цен и выпуска базисного года. Вся дробь затем умножается на 100%.
Официальные расчеты индексов потребительских цен в России – миссия Федеральной службы государственной статистики. Все цены фиксируются в так называемой рыночной корзине. Это довольно трудоемкая процедура, предполагающая регулярный сбор информации о ценах на основные товары и услуги, которые представляют экономику страны в целом. Стоимость корзины в разные периоды времени и является предметом анализа со стороны статистов.
Потребительский набор для расчета индекса состоит из трех крупных групп:
− продовольственные товары,
− непродовольственные товары,
− платные услуги, оказываемые населению.
На основании сравнения различных показателей выводится ценовой индекс, демонстрирующий ценовую разницу между рыночной корзиной на данный момент и рыночной корзиной начала года.
Относительная цена - цена товара, определяемая в виде отношения к цене другого, базисного товара (например, к цене 1 т. нефти в производственном секторе, к цене 1 кг. говядины в потребительском секторе и т.п.).
2.2. Определение системы цен. Взаимосвязь и взаимозависимость различных видов цен (оптовых, закупочных, розничных, тарифов транспорта). Определяющая роль цен на продукцию базовых отраслей промышленности, причины, обуславливающие взаимосвязь цен в единой системе.
Цены образуют систему цен. Чтобы выяснить, что это такое, рассмотрим понятие системы.
Система – это:
− множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство;
− совокупность взаимосвязанных элементов, обособленная от среды и взаимодействующая в ней как единое целое.
Это понятие отражает представления о том, что различные элементы, соединяясь, приобретают новое качество, которое отсутствует у каждого из них в отдельности. К признакам системности относятся: структурированность системы, взаимосвязанность составляющих её частей и подчинённость всей системы определенной цели.
Систему можно представить средствами графического моделирования (рис. 2.1.).
Сначала изображается родительская диаграмма (рис. 2.1. а), затем она детализируется (рис 2.1. б). Декомпозиция функциональных блоков модели осуществляется до необходимого уровня.
«Вход» - это ресурсы, то, что будет переработано, изменено в системе в «выход» (например, дерево трансформируется в мебель, информация о внешней и внутренней среде – в план производства).
«Управление» представляет собой стандарты, нормативные документы, указания, на основании которых функционируют элементы системы (например, ГК РФ, ГОСТы, приказ по предприятию).
«Механизм» - это то, с помощью чего функционирует система (люди, оборудование, программное обеспечение и т.п.).
Итак, все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют единую систему. Система цен представляет собой упорядоченную совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические процессы на всех стадиях воспроизводства. Система цен не существует сама по себе, она является результатом системы хозяйствования (рис. 2.2).
На неё влияют различные факторы, поэтому она динамична. Графически можно отобразить систему цен на определённый момент времени. В основе взаимосвязи всех цен, образующих единую систему, лежит принцип сообщающихся сосудов: изменение цен в одном из основных блоков данной системы довольно быстро передается по цепочке во все другие блоки цен. На рис. 2.3 представлен укрупнённый элемент модели системы цен (её верхний уровень). Модель можно декомпозировать, уточнять.
Ведущую и определяющую роль во всей системе цен играют цены на продукцию базовых отраслей промышленности. К ним относятся топливно-энергетические отрасли (угольная, нефтяная, газовая, электроэнергетика), а также отрасли металлургии и транспорт. Так, изменение цен на энергоносители находит быстрое отражение в уровне цен всех без исключения отраслей экономики. Большое влияние на цены в отраслях легкой и пищевой промышленности оказывает динамика закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.
Различные блоки цен, входящие в систему цен, имеют не только прямую, но и обратную связь. Например, повышение цен в топливном комплексе через определенное время возвращается в эти отрасли в виде удорожания материально-технических ресурсов (машин, оборудования, электроэнергии и др.), потребляемых ими.
В условиях административной экономики повышение цен в названных отраслях часто блокировалось с помощью финансовой системы путем предоставления дотаций отраслям, потребляющим энергоносители (сельское хозяйство, отрасли, производящие потребительские товары, и некоторые другие). |
В литературе по рыночной экономике утверждается, что в условиях перехода к рынку дотаций в таких широких масштабах, как прежде, быть не может, так как это привело бы к искусственному искажению структуры и динамики цен, материально-вещественных и стоимостных пропорций во многих отраслях экономики, что противоречит самой сути рыночных отношений. Также утверждается, что отмена массовых дотаций значительно усилила взаимозависимость всех видов цен, входящих в единую систему, сделала ее более гибкой и динамичной, более адекватной требованиям рынка.
Чем вызвана столь тесная взаимосвязь (взаимозависимость) цен, входящих в единую систему?
Она обусловлена в основном двумя важными обстоятельствами.
1. Все цены формируются на единой методологической основе. Этой основой являются законы стоимости, спроса и предложения.
2. Все предприятия (фирмы) производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны и образуют в конечном счете единый хозяйственный комплекс. Взаимосвязь предприятий, отраслей может быть самой разнообразной: производственной, экономической, технологической и др.
Вместе с тем взаимосвязь (взаимозависимость) цен в единой системе не исключает самостоятельного движения отдельных блоков цен и цен на конкретные товары внутри этих блоков, а, наоборот, предполагает такое движение.
Необходимо отметить довольно тесную связь между системой цен и экономической средой, в которой действуют цены. Эта среда включает товарное производство, различные формы собственности, конкуренцию, которые и составляют основу рыночной экономики.
Система цен характеризуется такими показателями, как:
− уровень цен;
− структура цен;
− динамика цен.
[*] Таможенная очистка - выполнение необходимых формальностей, возникающих в связи с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств. Таможенная очистка включает таможенное оформление и уплату таможенных платежей.