Беседовать с людьми, заниматься общественной работой.
37. Какое слово не связано с двумя другими? а) Ь)близко;с)солнце.
38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание: а) раздражает меня;
268Приложения
b) нечто
не беспокоит меня совершенно.
Еслибыу меня было много тоя:
позаботился бы о том, чтобы не вызвать к себе не знаю;
жилбы, не стесняя себя ни в чем.
40. Худшее наказание для меня:
а) тяжелая работа; не знаю; с) быть запертым в одиночестве. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требовать со
блюдения законов морали:
а) да; иногда; с) нет.
42. Мне говорили, что ребенком я был: спокойным и любил оставаться один; не знаю;
и
43. Мне нравилась бы практически повседневная работа с и различными установками:
а) да; не знаю; с) нет.
44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них:
а) да; трудно сказать; с) нет.
45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся
а) верно; затрудняюсь ответить; с) неверно.
Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей:
а) верно; не знаю; с) неверно.
47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется кать:
а) верно; Ь) не знаю; с) неверно.
48. В музыке я наслаждаюсь:
маршами в исполнении военных не знаю;
скрипичными
49. Я бы предпочел провести два летних в деревне с одним или двумя друзьями; затрудняюсь сказать;
возглавляя группу в туристском лагере.
Приложение Психологические тесты и ключи к ним 26 9
50. УСИЛИЯ, затраченные на составление планов:
а) иногда не лишни; трудно с) не стоят этого.
Необдуманныепоступкии высказывания моих приятелей в мойадрес не обижают и не огорчают меня:
а) верно; не знаю; с) неверно.
52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими: а) всегда; иногда; с) редко.
53. Я предпочел бы скорее работать:
в учреждении, где мне бы пришлось руководить людьми и все время быть среди них;
затрудняюсь ответить;
архитектором, в комнатеразрабатываетсвойпроект.
54. Дом так относится к комнате, как дерево к: а) лесу; растению; с) листу.
55. То, что я делаю, у меня не получается: а) редко; иногда; с) часто.
56. В большинстве дел я:
предпочитаю рискнуть; не знаю;
предпочитаю действовать наверняка.
57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю: а) скорее всего это так; не знаю; с) думаю, что нет.
58. Мне больше нравится человек:
большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен; трудно сказать;
со средними способностями, зато умеющий противостоять ким соблазнам.
59. Я принимаю решения:
быстрее, чем многие люди; не знаю;
медленнее, чем большинство людей.
60. На меня большее впечатление производят:
а) мастерство и изящество; трудно сказать; с) сила и мощь. Я считаю, что я к сотрудничеству:
а) да; Ь) нечто среднее; с) нет.
270 Приложения
62. Мне больше нравится разговаривать с людьми чем с откровенными и прямолинейными:
а) да; не знаю; с)
63. Я
решать вопросы, касающиеся лично меня, сам; затрудняюсь ответить;
советоваться с друзьями.
64. Если человек не отвечает сразу после того, как я сказал ему что- нибудь, я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глу пость:
а) верно; не знаю; с) неверно.
В школьные годы я больше всего получил знаний: а) на уроках; трудно сказать; с) читая книги.
66. Я избегаю общественной работы и связанной с ней ответственно сти:
а) верно; иногда; с) неверно.
67. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от ме ня много сил, я стараюсь:
заниматься другим вопросом; затрудняюсь ответить;
ещеразпопытатьсярешитьэтотвопрос.
68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т. д., бы, без определенной причины:
а) да; иногда; с) нет.
69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно: а) верно; Ь) не знаю; с) неверно.
70. Мне приятно сделать человеку одолжение, назна чить встречу с ним на время, удобное для него, даже если это не удобно для меня:
а) да; иногда; с) нет.
Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1, 5, будет:
а) 10; 5; с) 7.
72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты
иголовокружения без определенной а) да; не знаю; с) нет.
Приложение Психологические тесты и ключиним 271
73. предпочитаю скорее отказаться от своего чем доставить официантке лишнее беспокойство:
а) да; иногда; с) нет.
74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди: а)верно; трудносказать;с)неверно.
На вечеринке мне нравится:
принимать участие в интересной беседе; затрудняюсь ответить;
смотреть, как люди отдыхают, и просто отдыхать самому.
76. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей его могут услышать:
а) да; иногда; с) нет.
77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы больше всего хотел встретиться с:
а) Колумбом; не знаю; с) Пушкиным.
78. Я вынужден себя удерживать от того, чтобы не улаживать чужие дела:
а) да; иногда; с) нет.
79. Работая в магазине, я предпочел бы:
а) оформлять витрины; не знаю; с) быть кассиром.
80. Если люди обо мне плохо думают, я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как я считаю нужным:
а) да; трудно сказать; с) нет.
Если я вижу, что мой старый друг холоден ко мне и избегает меня, я обычно:
сразу же думаю «у него плохое не знаю;
беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил.
82. Все несчастья происходят из-за людей:
некоторые стараются во все внести изменения, хотя уже ствуют удовлетворительные способы решения этих не знаю;
которые отвергают новые, многообещающие предложения.
83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости: а) да; иногда; с) нет.
84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной: а) верно; иногда; с) неверно.
272
85. Мне я менее раздражительный, чем большинство людей: а) верно; не знаю; с)
Я могу легче не считаться с людьми, чем они со мною: а) верно; иногда; с) неверно.
87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать: а) часто; иногда; с) никогда.
88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые65 минут, от меченных по точным часам, то эти часы:
а) отстают; идут правильно; с) спешат.
89. Мне бывает скучно:
а) часто; иногда; с) редко.
90. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом:
а) верно; иногда; с) нет.
91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, потому что они утомительны:
а) да; иногда; с) нет.
92. Дома в свободное время я: болтаю и отдыхаю;
затрудняюсь ответить;
занимаюсьинтересующимименяделами.
93. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отно шений с новыми людьми:
а) да; иногда; с) нет.
94. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно выразить так же точно прозой:
а) да; иногда; с) нет.
95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских от ношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной: а) да, в большинстве случаев; иногда; с) нет, редко.
96. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставляют в моей душе никаких следов:
а) да; иногда; с) нет.
97. Я думаю, что интереснее было бы быть: натуралистом и работать с растениями; не знаю;
страховым агентом.
Приложение Психологические тесты и ключи к ним 27 3
98. Я подвержен беспричинному страху и отвращению по отношению к некоторым напримерк определенным животным, местам и т. д.:
а) да; иногда; с) нет.
99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир: а) да; трудно сказать; с)
100. Я предпочитаю игры:
где надо играть в команде или иметь партнера; не знаю;
гдекаждый играет за себя.
Н очью мне снятся фантастические или нелепые сны: а) да; иногда; с) нет.
102. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время ощущаю тревогу и страх:
а) да; иногда; с) нет.
103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблужде ние, хотя на самом деле они мне не нравятся:
а) да; иногда; с) нет.
Какое не принадлежит двум другим: а) думать; видеть; с) слышать.
105. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем ходится Александр по отношению к отцу Марии:
а) двоюродным братом; племянником; с) дядей.
баллов
Д ЛЯвсех колонок, кроме колонки Совпадение ответов с пункта ми «а» или «с» ключа 2 балла. Ответ дает 1 Д ля колон ки совпадение ответа испытуемог о с любым пунктом дает 1
Ключи ответов
А: 2с,19а, 53а,70а,87с,104аВ ЗЬ,20с, 37b, 54с, 71а, 88b, 105Ь С: 4а,21а,38с,55а,72с,89с
Е: 5с, 22с, 39а, 56а, 73с, 90а F: 6с,23а, 40с, 57а, 74а, 91сG: 7а, 24с, 41а, 58с, 75а, 92с Н: 8а, 25с, 42с, 59а, 76а, 93с 9а, 26с, 43с, 60а, 77с, 94с L: 10а, 27с, 44с, 61с, 78а, 95а
274 Приложения
Описания шкал
Фактор —
Низкие оценки. Человек характеризуется необщительностью, замк нутостью, излишней строгостью в оценке людей. Он холоден по от ношению к окружающим, любит быть в одиночестве и имеет мало друзей, с которыми можно быть откровенным.
Высокие оценки. Человек открыт и добросердечен, общителен и добродушен. Ему свойственны естественность и непринужденность в поведении, внимательность, доброта. Он охотно работает с людьми, активен в устранении конфликтов, доверчив, живо откликается на любые события.
Фактор мышление — абстрактное (оценка интеллекта)
Низкие оценки. Человеку свойственны конкретность мышления и низкая скорость мыслительных операций. Возможен ограниченный словарный запас и проблема с отвлеченными понятиями.
Высокие оценки. Можно говорить о развитом абстрактном мыш лении, сообразительности и высокой способности к обучению.
Фактор О. «эмоциональная неустойчивость — эмоциональная ус тойчивость»
Низкие оценки. Низкая сопротивляемость стрессам и превратно стям судьбы, капризность и неспособность принять требования, ко торые предъявляют к человеку обстоятельства. Может отмечаться подверженность перепадам настроения, раздражительность, утомляе мость, невротические симптомы, ипохондрия.
Высокие оценки. Человек работоспособный, эмоционально зре лый, реалистически настроенный. Он обладает волевыми качества ми, выдержкой.
Фактор Е: «подчиненность доминантность»
Низкие оценки. Человек застенчив, неуверен в себе, склонен усту пать дорогу другим. Он часто оказывается зависимым, берет вину на себя, беспокоится о возможных ошибках, которые совершил в про шлом или может совершить. Ему свойственны почти тельность, покорность.
www .
Высокие оценки. Человек властный, независимый, самоуверенный, настойчивый или даж е упрямый. Он независим в суждениях и пове дении, в конфликтах обвиняет других, не признает власти и давле ния над собой. Будучи руководителем, предпочитает авторитарный стиль руководства и борется за более высокий статус.
Ф актор —
Н изкие оценки. Человек характеризуется благоразумием, осторож ностью, рассудительностью, склонностью все усложнять. Ему также могут быть свойствен пессимиз м и неуверенность в будущем.
Высокие оценки. Беспечный, жизнерадостный, эмоциональный человек. Отличается оптимизмом, склонен недооценивать возмож ные трудности и проблемы, легко берется за новые дела. Его нальность,динамичностьи вера в будущеемогутсделатьего лидером в групповой деятельности.
Ф актор G : «слабость — сила
Н изкие оценки. Слабая выраженность «супер Эго» по Фрейду; може т отсутствовать внутренний контроль, слабо выражены соци альные нормы и установки. Человек склонен к непостоянству, вержен влиянию случая и обстоятельств. Может характеризоваться беспринципностью , безответственностью, гибкими установками по отнош ению к социальным нормам. Свобода от влияния норм может приводить к антисоциальному поведению.
Высокие оценки. Осознанное соблюдение норм и правил поведе ния, настойчивость в достижении цели, ответственность, деловая на правленность. Д л я человека характерна совесть, осознание и приня тие моральных нор м и запретов.
Ф актор Н: «робость — смелость»
Н изки е оценки. Человек застенчив, сдержан, не уверен в своих силах и возможностях, робок. Большому обществу он предпочитает одного-двух близких друзей. Обладает слабым типом центральной нервной системы и повышенной чувствительностью к угрозе.
Высокие оценки. Человеку свойственна смелость, активность, го товность иметь дел о с незнакомыми обстоятельствами и людьми. Он склонен к риску, держ ится свободно и уверенно, может быть много словным. С пособен быть лидером в трудных ситуациях.
Ф актор «мужественность женственность»
Н изкие оценки. Человеку свойственны такие качества, как ственность, суровость, жесткость, самоуверенность, реа листичность, практичность.
Высокие оценки. Наблюдаются мягкость, устойчивость, мость, сентиментальность, склонность к романтике, артист
Человек обладает способностями к сочувствию, сопережи с другими
Фактор —
Низкие Человек характеризуется откровенностью, довер чивостью, благожелательностью по отношению к другим людям, тер пимостью, уживчивостью. Такой человек свободен от зависти, легко ладит с людьми, хорошо работает в коллективе.
Высокие оценки. Человек отличается подозрительностью, нико гда полностью не доверяет другим людям. Он может быть ревнивым или завистливым. Его интересы обращены на самого себя. Обычно он осторожен в своих поступках и социальных контактах.
Фактор — мечтательность»
Низкие оценки. Человек практичен, ориентируется на внешнюю реальность и общепринятые нормы поведения. Ему
жет быть свойственна некоторая стандартность мышления и, в то же время, излишняя внимательность к мелочам.
Высокие оценки. При высоких оценках можно говорить о разви том воображении, мечтательности, ориентации на свой внутренний мир и реальности. С другой стороны, это может быть выражением творческого потенциала человека, особенно в сфере ис кусства.
Фактор N: —
Низкие оценки. Человеку свойственны прямолинейность в жении оценок, естественность, непосредственность, которая может быть оценена как «социальная так как человек не учиты вает все последствия своего поведения.
Высокие оценки. Человек характеризуется дипломатичностью, проницательностью, разумным и рациональным подходом к событи ям и окружающим людям.
Фактор склонность к чувству вины»
Низкие оценки. Человек обычно уверен в себе, не склонен брать вину на себя, хладнокровен, спокоен.
Высокие Человеку свойственны тревожность, депрессив- ранимость, повышенная Он склонен к
ним самообвинениям и переживаниям.
Фактор «консерватизм радикализм»
Низкие оценки. Человек консервативен во взглядах и привычках обладает устойчивыми традициями и убеждениями, упорно держит ся за свои несмотря на доказательства
Он с сомнением относится к новым идеям, склонен к нравоучениям.
П рило ж ени е П сихологические тесты и ключи к ним 27 7
Высокие оценки. Человек интересуется всем новым, отличается развитыми интеллектуальн ых интересами. Он критически настроен по отношению к авторитетам, ничего не принимает на веру, ся быть хорошо информированным, склонен к экспериментам.
Фактор отгруппы—
Н изкие оценки. Конформизм, зависимость от группы. Человек склонен следовать за общественным мнением и ориентироваться на него, предпочитает работать и принимать решения вместе с другими людьми, ориентируется на социальное одобрение.
Высокие оценки. Человек предпочитает собственные решения, не зависим, следует по выбранному им самим пути, сам принимает ре шения и сам действует. Не факт, что он не любит людей, он просто не нуждается в их одобрении и поддержке.
Фактор самоконтроль— высокий самоконтроль»
Низкие оценки. Слабо выраженные волевые импульсив ность, низкий самоконтроль поведения. Возможна внутренняя кон фликтность представлений о себе с одновременным социальных требований.
Вы сокие оценки. Развитый самоконтроль, точное выполнение социальных требований и взятых на себя обязательств. Человеку свойственны последовательность в делах и настойчивость в дости ж ении цели, высокая организованность, ответственность перед са мим собой.
Фактор «расслабленность —