Особенности веления бизнеса в различных странах
Соединенные Штаты Америки
История США показывает, что это предприимчивый, мужественный и трудолюбивый народ. Если вспомнить времена покорения «дикого Запада» и борьбы за независимость, а также то, что предками амери канцев были эмигранты, отправившиеся в чужую страну за счастьем, то можно понять, что предприимчивость и бизнес у них, как говорит ся, в
Стиль делового взаимодействия здесь характеризуется прагматиз мом и нацеленностью на результат. Кроме этого, американские биз несмены стараются снижать возможные издержки, тщательно прора батывают организационный аспект любого дела, скрупулезно прове ряют результаты исполнения дела и обращают внимание на мелочи.
К основным принципам работы здесь можно отнести анализ, раз деление функций и Специализация — конек американцев. У них редко можно встретить энциклопедически образованных лю дей, но узкие специалисты высшей пробы встречаются часто. Амери-
особенности ведения бизнеса... 253
канцы берегут время и ценят пунктуальность. Они пользуются еже дневниками и живут по расписанию. Поэтому, ведя с ними совмест ный бизнес, следует точно приходить на назначенную встречу.
Общаясь с представителями этой страны, следует знать, что для них характерны самоуверенность и даже снобизм по отношению к российским партнерам. О ни считают, что превосходно разбираются в бизнесе лю бой страны, и хотят, чтобы остальные нации брали с них пример, т. е. вели бизнес по-американски. При работе с ними требу ются оперативность и четкость формулировок. Продвигая свой про ект, необходимо показать знание рынка и четкие признаки его пре имущества перед аналогами. Здесь важно четко продемонстрировать, что вы делаете и почему вашему партнеру выгодно вести дело с вами, а не с другими фирмами. Фиксируйте свое внимание на целях парт нера и на вашей помощи в достижении этих целей — только тогда они заинтересу ю т американског о партнера.
Америка — страна личностей. Индивидуальность и права лично сти — это для них самое главное. С раннего детства эти люди привы кают надеяться только на себя, поэтому они самостоятельны и неза висимы. О н и энергичны и амбициозны, знают, чего хотят, и упорно стремятся к достиж ению поставленных целей. Американцы обожают соревноваться, очень ценят достижения и рекорды, и на этой почве постоянно соревнуются друг с другом. Здесь чаще встречаются пря мые люди, которые ценят в людях честность и откровенность, быстро переходят к сути разговора и не тратят время на формальности. Од нако это не значит, что среди них не встречаются изощренные и про ницательные личности, склонные к тонкой дипломатической игре и интригам.
Во время деловых встреч (если это не дипломатический прием) американцы избегают излишней официальности и чопорности, пред почитая удобную , повседневную одежду. Представители этой страны ценят шутки и хорош о реагируют на них, стараются подчеркнуть друж ел ю би е и открытость. Правда, их юмор может порой показаться несколько грубым и примитивным.
Великобритания
Независимость, граничащая с отчужденностью, — основа человече ских отношений в Британии. У представителей этой страны высоко развито чувство справедливости, поэтому при ведении дел они испо ведую т веру в честную игру, не терпят хитрости и коварства. О дин из самых серьезных упреков, который вы может е сделать англичанину:
254Культура предпринимательства
т. е. вы показываете, ваш партнер по перего ворам нарушил установленные
В. Овчинников писал по поводу характера живешь среди англичан, на каждом шагу убеждаешься,
что они, во-первых, на редкость законопослушный народ и, во-вторых, заядлые индивидуалист ы. Как же сочетаются в их характере две
бы, несовместимые черты? Думается, что ключ к этому парадок су, более того — ключ к пониманию английской натуры находится в сло вах в той особой смысловой нагрузке, которую они не на Британских островах. Англичанам присуще смотреть на нормы поведения как на рода правила игры. Спортивная этика служит
хребтом их общественной
Английские традиции предписывают сдержанность в суждениях, как знак уважения к собеседнику. Поэтому в процессе переговоров редко можно услышать категоричные и прямые оценки сказанного, а вместо этого используются обороты «мне
«я и т. д. В характере англичан есть
ленная двойственность, с точки зрения российског о менталитета. С одной стороны, они приветливы и доброжелательны, готовы по мочь, пойти навстречу, выручить из беды, но с другой — остаются аб солютно непоколебимы во всем, что касается соблюдения каких-то правил, а тем более законов. Здесь они не допускают снисхождения ни к себе, ни к другим. Заметим, что русский предприниматель мо жет легко пойти на нарушение закона ради человека, к которому чув ствует личное расположение.
Национальной страстью англичан является их хобби. В последнее понятие входит широкий круг интересов: садоводство, спорт, домаш ние животные, литература и искусство, различные увлечения. Это ключ к пониманию многих сторон их характера и отношения к жиз ни. Поэтому, если вы хотите понравиться своему английскому парт неру, искренне поинтересуйтесь его увлечением и проявите к нему уважение.
Водном английском доме, куда меня в качестве гостя, в каче стве домашних животных держали громадных ручных карпов. Они жили в глубоком бассейне и по зову хозяев всплывали на поверхность воды и ели хлеб из Хозяева очень гордились своими рыбами и могли долго обсуждать особенности их содержания:
Обмен рукопожатиями в на пер
вой встрече, в дальнейшем англичане довольствуются простым уст-
В. Веткасакуры.Корни пепел:Повести.-
особенности веления 255
приветствие м. Во время переговоров не много говорить, стараясь заполнить паузы.
Перед началом переговоров с предпринимателем этой страны следует, с одной стороны, собрать максимум информации о струк туре рынка, уровне цен и особенностях той или иной фирмы, а с другой — постараться собрать информацию о личных пристрастиях и хобби своего делового партнера. Начинать переговоры следует не с делового вопроса, а с чисто человеческих — спорта, хобби, погоды. К переговорам они подходят с большой долей прагматизма, пола гая, что в зависимости от позиции партнера на самих переговорах может быть найдено наилучшее решение. Бизнесмены здесь доста точно гибки и охотно откликаются на инициативу противополо ж ной стороны, поэтому во время подготовки к переговорам следует рассмотреть несколько вариантов их ведения, а также компромисс ные варианты.
Английские бизнесмены очень наблюдательны, не приемлют фаль ши и легко обнаруживают профессиональную некомпетентность. Они считаются одними из самых квалифицированных специалистов в де ловом мире Запада, умеют тщательно и умело анализировать ситуа цию, складывающуюся на рынке, составлять краткосрочные и сред несрочные прогнозы. Переговоры с ними следует воспринимать как хорошую школу бизнеса международного уровня.
Французские деловые партнеры — сложные люди в личностном пла не. Это обусловлено как исторической ролью Франции во всемирной истории, так и особенностями их воспитания и образования. Как
мечают исследователи национального характера, французы скорее галантны, чем вежливы, скептичны и расчетливы, хитроумны и на ходчивы, и в то же время восторженны, остроумны и великодушны. Порой они демонстрируют простоту обращения, граничащую с мильярностью, а порой заносчивы и высокомерны, так как считают себя первой нацией на европейском континенте. В итоге многие за рубежные партнеры очарованы обаянием французов, но находят, поддерживат ь деловые отношения с ними далеко не просто. Кроме того, бизнесмены этой страны очень болезненно относятся к исполь зованию английского языка в качестве международного так как еще в недавнем прошлом именно французский был основой дипломатических и международных переговоров. Поэтому при под готовке встречи с ними следует подобрать квалифицированного
256 Глава Культура предпринимательства
в совершенстве владеющего французским языком, так как французы чувствительны к ошибкам иностранцев в их языке.
Французские бизнесмены тщательно готовятся к предстоящим пе реговорам. Они любят досконально изучать все аспекты и последст вия предложений. В результате они заранее определя ют свою позицию на переговорах и затем упрямо отстаивают ее, не принимая компромиссов. Во время дискуссий они умело и искусно отстаивают свои принципы, но не склонны к торгу, так как часто не подготовили запасного и поэтому упорно отстаивают свое первоначальное предложение.
Различия в переговорах с англичана мии французами касаются не только содержания, но и формы. Если в Англии искусство разговора часто сводится к умению молчать (в этом англичане усматривают сдержанность и корректность), то во Ф ранции, где очень любят и умеют блеснуть словом, молчаливый человек вызывает недоумение и даже презрение.
В деловой жизни этой страны роль играют связ и и зна Поэтому обычно новые контракт ы устанавливаются через посредников, которые связаны дружественными отношениями с нуж ным вам Если у предпринимателя нет прямог о выхода на ру ководство фирмой, следует дождаться, пока его предложение дойдет до соответствующего управленческог о звена и будет выработано ре шение, только после этого имеет смысл продолжат ь переговоры с лицом более низкого В отличие от американских бизнесменов французские стараются избегать рискованны х фин ансов ы х опера ций, предпочитая и всесторонне обсудит ь каждую
деталь предстоящей сделки и вероятност ь успеха или неудачи.
Обращаться к собеседникам по имени здесь не принято, вместо этого применяются обезличенное обращение «мсье» (к мужчинам) и
«мадам» (к женщинам). При знакомстве новым знакомым представ ляют свою визитную карточку, поворачивая ее так, чтобы имя и долж ность можно было легко прочитать. Если на встрече присутствуют несколько человек, визитная карточка вручается лицу, занимающ ему более высокое положение.
Во Франции многие важные реш ения принимаю тся не только в служебном кабинете, но и за обеденным столом. Деловые приемы могут быть в форме коктейля, или ужина. Из налит ков французы предпочитают вино, причем они очень чувствительны его качеству и выдержке. О делах во время делового обеда принят о говорить только после того, как подадут коф е — иначе это восприни
мается как нетерпение и назойливость.
ведения бизнеса.257
Германия
Бизнесмены этой страны отличаются трудолюбием, прилежанием, пунктуальностью, бережливостью, рациональностью, организованно стью, педантичностью, скептичностью, серьезностью, расчетливостью, стремлением к упорядоченности. Если вы хотите вызвать уважение своих немецких коллег, старайтесь им подражать в этих качествах и на время позабудьте о русской неорганизованности и расхлябанно сти. Своей пунктуальностью вы сразу заслужите их уважение, что, в свою очередь, благотворно скажется на микроклима те в процессе переговоров. Если же вы сомневаетесь в том, что смо жете соблюсти все условия и сроки договоренностей с немецкими лучше заранее отказаться от своих предложений, ина
че ваша репутация будет безнадежно испорчена.
В том случае, когда во время перерыва переговоров вам жили пообедать или поужинат ь в ресторане, следует знать, что при глашающий деловой партнер вовсе не обязательно собирается опла тить счет. Если не было оговорено иное, немцы раздельно оплачива ют счет в ресторане: как приглашающий, так и приглашенный платит отдельно каждый за себя. Представители этой страны пьют мало, ис ключая пиво, которого они могут выпить достаточно много (но не во время деловых обедов, а уже после их завершения). При этом чем больше они пьют, тем больше становятся похожими на русских — в них просыпаются искреннее дружелюбие и сентиментальность. На верное, поэтому здесь так строго контролируется количество выпи того и выражено стремление оставаться рациональными и пункту альными
Китай
К итайские бизнесмены ведут переговор ы, довольно четко разграни чивая отдельные этапы: первоначальное уточнение позиций, их обсу ждение и заключительный этап Сами переговоры (вме сте с подготовкой документов) могут затягиваться на несколько недель, а то и месяцев. Это объясняется тем, что китай ские предприниматели никогда не принимают решений без доско нального изучения всех аспектов. На начальном этапе они пытаются определит ь статус каждого из участников переговоров, их
гические особенност и и предпочтения. Согласно представления м, бытующим в этой стране, между бизнесом, дипломатией и войной много общего. Везде нужно быть внимательным к везде не обходимо тщательно выстраивать стратегию и быть
258 10.Культура
в тактике. Поэтому на первом этапе переговоров представители китайских деловых кругов в основном изучают своих противников не раскрывая карты и уклоняясь от четкого
и условий совместного
Только после того, как они определят статус каждого участника переговоров и их отношение к стороне, начинается вторая обсуждение позиций и условий. При этом они стремятся сформировать так называемый — т. хорошие личные отношениями с партнерами по
Китайские компании обладают, как правило, хорошо ными в коммерческом отношении специалистами. Кроме того, они часто ссылаются на прежде заключенные выгодные пыта ясь оказать на партнеров дополнительное психологическое давление. Представители китайского бизнеса делают уступки обычно под ко нец переговоров, после того как оценят возможности противополо ж
ной стороны. Так как это может произойти в тот момент, когда про тивоположная сторона уже решила свернуть переговор ы, то они мо гут возобновить
Япония
Деловая этика японских бизнесменов существенно отличается от пра вил и норм делового мира Запада. В японском национальном харак тере выделяются трудолюбие, приверженност ь групповым нормам и традициям, развитое эстетическое чувство, дисциплинированность , чувство долга, вежливость и самообладание. Сдетства люди воспи тываются здесь в духе солидарности» и учатся подавлять свои эмоциональные порывы, стараясь лицо» в самых не приятных ситуациях. Здешняя мораль считает узы взаимной зависи мости и морального долга основой отношений между людьми, а глав ная цель японца — найти такую в которой можно чувствовать себя комфортно и защищенным. Поэтому, например, российские бизнесмены, привыкшие в своей стране заинтересовы вать» представителей других фирм, зачастую удивляются твердости,
с которой японцы отвергают саму идею своюфирмупокакойбы было высокой цене. Они просто не могут представить, какое значение для японцев имеет верность своей фирме, государству или нации.
Знакомство с представителем японского бизнеса начинается с зательного обмена визитными карточками. Рукопожатие в стра не не принято. Кроме того, представители данной культуры избегают пристального, прямого взгляда, и им претит манера друг
Вопросы и задания для проверки усвоения знаний259
к другу. Вместо рукопожатия используются поклоны — их
во отражает степень уважения к собеседнику. На переговорах и
вых встречах необходимо быть пунктуальным, а если вы не можете прибыть вовремя, постарайтесь предупредить об этом японскую сто рону. На точности и обязательности основана вся практика делово го общения в Японии, и неаккуратность в исполнении своих обяза тельств может испортить бизнес в самом начале.
Помимо аккуратности здесь ценятся вежливость и самообладание деловых партнеров. Старайтесь улыбаться и сохранять чувство юмо ра. Не стоит также давить или принуждать японского партнера к конкретным действиям, так как это не даст нужного эффекта, а толь ко настроит его против вас.
В. Овчинников, не один год проживший в Японии, отмечал: японская мораль предписывает избегать прямой конфронтации, не допускать по ложений, когда одна из сторон всецело одерживала бы верх над другой. Нельзя доводить дело до того, чтобы побежденный предстал перед окружающими униженным и оскорбленным. Это означа ло бы задеть такую болезненную струну, как или долг чести, т. е. нажить себе смертельного
При проведении переговоров важно иметь в виду, что в Японии слово «да» («хай»), далеко не всегда означает полное согласие. Япон ское употребляется в качестве подтверждения того, что собе седника продолжают слушать (в смысле «так-так», Кроме того, японцы стремятся не огорчать собеседника отказом и вступать с ним в открытое противоречие, поэтому скорее скажут «да», чем даже если совершенно с ним не согласны. В ходе переговоров трудно обойтись без возникающих пауз и молчания, однако не
дует обязательно заполнять эти паузы разговором. С точки зрения японца, лучше выпить дополнительную чашку чая, чем болтать по пусту.
Вопросы и для проверки усвоения знаний
Какие аспекты включает в себя понятие «культура тельства»?
2. Назовите основные требования к деловой одежде мужчины.
С. 92.
В. В. Ветка сакуры. Корни дуба. Горячий пепел: Повести. 1988.
10. предпринимательства
основные требования к деловой одежде женщины? ведения бизнеса между мужчинами ижен
5. В чем состоят национальные особенности бизнеса в разных
Выберите правильный вариант ответа
из компонентов культуры не к основным?
разделяется большинством членов социальной группы;
§ формируетповедение В В формирует этические нормы;
4 — передается от младших членов группы к старшим.
Какой аспект культуры предпринимательства является лишним?
1 В представление предпринимателя о ценностях
2 - правила и нормы бизнес-поведения;
3 реальное поведение предпринимателя в ходе проведения бизнес-операций;