Оптимальное соотношение основных

Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru

В настоящее время принято выделять четыре основные управленче­ ские функции: Оптимальное соотношение основных - student2.ru организация, мотивация и Оптимальное соотношение основных - student2.ruкоторые объединены в единый цикл. Предприниматель (если он хо­ чет руководить осмысленно, а не хаотично) начинает с того, что опре­ деляет цель, к которой будет стремиться, после чего составляет план достижения этой цели (шаг 1 на рис. Оптимальное соотношение основных - student2.ru Затем он должен органи­ зовать финансы, сырье, информацию илюдей так, чтобы путь к по­ ставленной цели оказался максимально коротким ирентабельным (шаг 2). Следующая функция руководителя — мотивация себя само­ го (или своих работников, если таковые имеются) (шаг 3). Завершает цикл контроль над исполнением планов (шаг 4), после чего цикл по­ вторяется.

Оптимальное соотношение основных - student2.ru

Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru Чем бы ни занимался предприниматель, в той или иной степе­ ни должен уделять часть своего времени всем функциям: планирова­ нию, мотивации и Оптимальное соотношение основных - student2.ru Если он уделит слишком мало времени то рискует захлебнуться в повседнев­ ной рутине и упустить из виду стратегические цели организации. Упустит из вида Оптимальное соотношение основных - student2.ru аспект, не создаст соответствую­ щую структуру для выполнения своих замыслов — эффективность работы его команды будет не такой высокой, как могла бы быть. Игно­ рирование Оптимальное соотношение основных - student2.ru фактораприводитк тому, что персоналили начинает работать с низкой отдачей, или же вообще

Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru Основные управленческие Оптимальное соотношение основных - student2.ru

Оптимальное соотношение основных - student2.ru фирму, а отсутствие контроля над выполнением своих решений губно влияет на авторитет начальника. Поэтому можно сказать, что главнымфакторомискусстваруководитьлюдьмиявляется Оптимальное соотношение основных - student2.ru

Оптимальное соотношение основных - student2.ru оптимального баланса между этими четырьмя управленческими функциями.

Оптимальное соотношение основных - student2.ru Планирование

Функция планирования предполагает определение стратегических целей организации и способов их достижения, т. е. что и когда долж­ ны делать члены организации для достижения этих целей (постанов­ ка более конкретизированных задач). Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и обеспечить единство цели для всех членов организации. К планиро­ ванию также относится определение ресурсов, необходимых для дос­ тижения целей и решения задач. Конечно, надо признать, что сам по себе хорошо составленный план еще не гарантирует успеха. Во-пер­ вых, его еще нужно претворить в жизнь, а во-вторых, никакой, даже самый точный план не может учесть все до мельчайших деталей. Тем не менее успешно работать без плана вообще невозможно.

Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru

Организовать — значит создать некую структуру. Существует много элементов, которые нужно структурировать: общая задача, персонал, информация, материальные и финансовые ресурсы. Поскольку в Оптимальное соотношение основных - student2.ru ганизации работают люди, необходимо установить, кто будет выпол­ нять конкретное задание, в каком обеспечении он нуждается и с кем необходимо организовать взаимодействие. В арифметике от переста­ новки мест слагаемых сумма не меняется. В бизнесе все по-другому. Иногда бывает достаточно поменять местами двух работников, что­ бы резко повысить эффективность деятельности.

Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru Следует отметить, что существуют различные подходы к органи­ зации предприятия, т. е. созданию его структуры. Практика показы­ вает, что наиболее эффективной является структура, ориентированная на результат, которая является более динамичной и легко перестраи­ вается в соответствии с текущими задачами. Например, вы создавать отделы с постоянными функциями (производственный, экономический, маркетинга, рекламы и пр.), которые будут вести бю­ рократическую переписку по каждому вопросу, ИЛИ организуете менную проектную группу с четко поставленной целью и сроком ее достижения.

Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru Глава Основы эффективного руководства

Теперь коротко коснемся темы организации труда работников. Оптимальное соотношение основных - student2.ru также несомненным первооткрывателем являетсяФ редерик Тейлор. Он смог первым на примере реального производства дока­ Оптимальное соотношение основных - student2.ru что если работника максимально специализировать на выпол­ нение определенной функции, материально заинтересовать, хорошо проинструктировать и сделать Оптимальное соотношение основных - student2.ru принцип оплаты, то

Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru его труда возрастет в3- 4 раза. Он доказал это на примере грузчиков железной руды, однако принципы научной ганизации труда Тейлора равно применимыи к деятельности про­ граммиста, бухгалтера, токаря и продавца. Основные положения его теории отражены на рис. 7.2.

Оптимальное соотношение основных - student2.ru

Рис.7.2.Основныеположениясистемы Оптимальное соотношение основных - student2.ru Тейлора

Ф. Тейлор в своих работах особенно настаивал на необходимости установления оптимальных нормативов оплаты труда. Он писал, что если нормативы будут низкими, то фирма понесет потери из-за пере­ расхода фонда заработной платы, если слишком высокими, то сни­ зится мотивация сотрудников и возрастет Оптимальное соотношение основных - student2.ru кадров. Таким образом, мы естественно подошли к следующей функций руководи­ теля — мотивации.

К элементам организации труда предпринимателя нужно отнести и проблему закрепления ответственности и делегирования полномо­ Оптимальное соотношение основных - student2.ru Проблемой ее можно назвать потому, что многим предпринима­ телям, привыкшим все делать самим, с трудом удается передавать часть Оптимальное соотношение основных - student2.ru дел подчиненным. Такие люди, не доверяя своим под­ чиненным, стараются или выполнить как можно больше дел лично, или обязательно лично проконтролировать выполнение поручений

Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru Основныеуправленческие Оптимальное соотношение основных - student2.ru

сотрудниками. Это очень распространенная ошибка, особенно в Оптимальное соотношение основных - student2.ru сии. На самом деле руководитель должен руководить, а не выпол­ нять работу своих подчиненных. Для решения этой задачи необходи­ мо осуществить две операции: во-первых, делегировать часть своих полномочий помощникам, оставив себе наиболее важные Оптимальное соотношение основных - student2.ru ские функции управления, и во-вторых, обеспечить четкое закрепле­ ние ответственност и за каждым сотрудником. Конечно, делегирова­ ние полномочий не исключает контроля, а просто делает его более мягким и менее регулярным. Постоянный жесткий контроль, явля­ ющийся нормой в жестких иерархических структурах, заменяется на возможность контроля, которую люди чувствуют, но это не Оптимальное соотношение основных - student2.ru давить на них и мешать творчески трудиться.

Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru

О мотивации бы ло много сказано почти во всех Оптимальное соотношение основных - student2.ru данной кни­ ги. Специально на этом вопросе по отношению к предприниматель­ ству мы останавливалис ь в разделе 3.3. Здесь мы остановимся на этой теме в контекст е обсуждения проблем эффективного руковод­ ства.

М отивация призвана побуждать сотрудников к выполнению по­ рученных задач в соответствии с планом. Руководители всегда осу­ ществляли ф ункци ю мотивации своих работников, осознавали они это или нет. В древние времена для этого служил хлыст и угрозы, а для немногочисле нных избранных — подарки. Современным пред­ принимателям важн о знать, что мотивация определяется целой сово­ купностью потребносте й человека, которая постоянно изменяется. Поэтому дл я руководителя очень важно уметь определять потреб­ ности сотрудников и обеспечивать их удовлетворение через работу в организации.

Чтобы э фф ективно стимулировать работников к производитель­ ному труду, нужн о знать, что представляет для людей наибольшую значимость. И сследования психологов показывают, что среди наибо­ лееважныхмотивов,влияющих Оптимальное соотношение основных - student2.ru ихдеятельность, можно выделить:

• высокую оплату труда, соответствующую затраченным усилиям;

• перспективу карьерног о роста;

• хорошие взаимоотношения с руководством и коллегами по работе;

• комфортные условия труда;

Оптимальное соотношение основных - student2.ru положительн ые эмоции, связанные с работой (возможность само­ Оптимальное соотношение основных - student2.ru признание профессионализ ма увлеченность работой, возможность принятия самостоятельных сво­ бода творчества и пр.).

Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru Глава О сновы эффективного руководства

Задачаруководител я состои т в Оптимальное соотношение основных - student2.ru чтобыпонять,какие мо тив ыявля ю тс я преобладающ им и у кл ю чев ы х работнико в предприятия ,

чтобы дат ь им воз можност ь удовлетворит ь и х потребност и в обме н

Оптимальное соотношение основных - student2.ru на э фф ективн ы й труд. Здес ь важн о имет ь в запас е нескольк о лений , п о котор ы м руководител ь мож е т мо тивироват ь свои х ников . Н а рис. 7.3 показаны некотор ы е из них .

Оптимальное соотношение основных - student2.ru

Рис. 7.3. Методы Оптимальное соотношение основных - student2.ru воздействия

Э т о означает , что э фф ективност ь дисциплинарног о воздействия зависит о т ег о сил ы , вре м ен и применения , в ы бор а услови й наказа­ ния ил и поо щ рения . П равильно подобра в вс е чет ы р е ф актора , руко­ водитель мож е т добитьс я м акси м альног о результата , есл и ж е началь­

ник Оптимальное соотношение основных - student2.ru действовать спонтанно , непродуманно , э фф ек т о т ег о воз­действия буде т миним альн ы м ил и вооб щ е отрицательн ым .

Оптимальное соотношение основных - student2.ru К ром е Оптимальное соотношение основных - student2.ru предприниматель мож е т повы ш ат ь мо тиваци ю работ­нико в к труду, повы ш а я уровен ь оплат ы труда , предоставля я и м воз­ можно ст ь дл я са мор еализации ил и карьерног о роста , в ы ра ж а я и м признание со сторон ы руководств а и т. д. 7.4).

Оптимальное соотношение основных - student2.ru

Оптимальное соотношение основных - student2.ru Основныеуправленческие функции Оптимальное соотношение основных - student2.ru

Оптимальное соотношение основных - student2.ru Практика показывает, что оптимальное соотношение поощрения и наказания должно составлять примерно3 Оптимальное соотношение основных - student2.ru соответственно хва­ лить подчиненных следует в несколько раз чаще, чем ругать. На на­ ших предприятиях, к сожалению, наблюдается обратное. Большин­ ство российских руководителей пока гораздо лучше владеют метода­ ми наказаний и Оптимальное соотношение основных - student2.ru в то время как диапазон их средств позитивной мотивации (особенно моральной) весьма Оптимальное соотношение основных - student2.ru На самом деле можностей для стимулирования работы персонала достаточно: вовре­ мя сказанное Оптимальное соотношение основных - student2.ru слово», благодарность, почетная грамота или диплом лучшего работника подразделения, корпоративные мероприя­ тия и многое другое.

При организации системы мотивационного воздействия на персо­ нал предприниматель должен помнить, что любая мотивация со вре­ менем теряет свою силу, поэтому нужно разнообразить методы и приемы. Соответственно руководитель предприятия должен знать не менее двух десятков способов мотивировать своих Оптимальное соотношение основных - student2.ru

Среди прямых Оптимальное соотношение основных - student2.ru стимулов можно отметить следу­ ющие:

• повышение базовой ставки;

• специальные надбавки;

• повышение в должности и зарплаты;

• регулярные или разовые премии (за особо сложную или срочную работу) ;

• участие в прибыли фирмы (получение дивидендов) и пр. К косвенным стимулам Оптимальное соотношение основных - student2.ru мотивации относят:

• оплаченные отпуска;

• оплату периода временной нетрудоспособности;

• медицинское страхование;

Оптимальное соотношение основных - student2.ru оплату транспортных расходов и др.

Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru К моральной стимуляции можно отнести похвалу, благодарность в приказе, грамоту и пр. Вдохновлять персонал можно десятками спо­ собов, например публичной похвалой за каждое достижение. Не дует бояться перехвалить сотрудника за хорошую работу. Оптимальное соотношение основных - student2.ru похвалы не бывает много, а во-вторых, доброе слово в любом случае вам дешевле, чем самая маленькая премия за при­ несенную этим работником дополнительную прибыль.

Основатель кампании Оптимальное соотношение основных - student2.ru которой принадлежит более Оптимальное соотношение основных - student2.ru тыс магазинов модной одежды по всему миру, Дон Фишер говорил:

Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru 7. Основы эффективногоруководства

Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru сильно мешает управлению компанией. Я никогда не позволяю себе выпячивать свои заслуги и скорее похвалю других за хорошие

Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru таты.Еслибыя приписывал все Оптимальное соотношение основных - student2.ru у Оптимальное соотношение основных - student2.ru непосредственно вы­ полняющих работу, пропало бы желание работать. У нас был случай, когда один человек организовал потрясающую рекламную кампанию, но дующий Отделом рекламы все лавры присвоил себе, и тот уволился из компании. Это несправедливо. Награды должны доставаться тем, кто их заслуживает.Крайневажнооценивать Оптимальное соотношение основных - student2.ru по с. Оптимальное соотношение основных - student2.ru

Особую и достаточно эффективную форму морального стимули­ рования представляет соревнование Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оно может быть организова­ нокакмежду Оптимальное соотношение основных - student2.ru сотрудниками,таки между целыми под­разделениями на предприятии. В последнем случае конечный эффект соревнования возрастает, так как, помимо повышения производитель­ ности труда, возрастает еще и сплоченность команды. При этом ис­ следователи показывают, что при организации соревнований следует учитывать Оптимальное соотношение основных - student2.ru особенности работников. Лица с силь­ ной нервной системой больше стимулируются соревновательной об­ становкой, чем лица со слабой нервной системой, особенно если это очень важные соревнования [8; с. 306].

В систему негативной материальной мотивации входят штраф, понижение зарплаты, депремирование, а в систему моральной нега­ тивной мотивации — замечание, приказ и запись в трудовой книжке.

Специалист по организационно му развитию Т. Андреева выделя­ ет ряд действий, которых Оптимальное соотношение основных - student2.ru избегать руководителю предпри­ ятия, если он не хочет снизить мотивацию к труду своих работников. В своей статье она также приводит рекомендации, которые позволя­ ют избежать подобных ошибок [3; с. 30-32] . Причины снижения мо­ тивацииработникови меры ее устранения приведены в табл. Оптимальное соотношение основных - student2.ru

Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru

Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru Причины персонала и способы ее

Причины снижения мотивации Преодоление (рекомендации руководителю)
Оптимальное соотношение основных - student2.ru Нарушение негласного Оптимальное соотношение основных - student2.ru — расхождение между обе­ щаниями, которые дают сотрудни­ ку при приеме на работу, и реаль­ Оптимальное соотношение основных - student2.ru с которой он сталкивается 2. Неиспользование навыков со­ трудника, которые он ценит. Игнорирование его идей и ини­ циатив Давайте максимум правдивой инфор­ мации в процессе приема на работу Предоставляйте человеку возможно­ сти проявить максимум своих спо­ собностей, творчества и инициативы Оптимальное соотношение основных - student2.ru сотрудников в процесс планирования деятельности. Органи­ зуйте их участие в корпоративных Оптимальное соотношение основных - student2.ru


Оптимальное соотношение основных - student2.ru

  Причины сниж ения мотивации   Оптимальное соотношение основных - student2.ru (рекомендации руководителю)
3. Отсутствие чувства причастно­ сти к деятельности организации 4. Отсутствие ощутимых Оптимальное соотношение основных - student2.ru тов в работе 5. Отсутствие признания достиже­ ний со стороны руководства Оптимальное соотношение основных - student2.ru рутиннуюработукраткосрочными проектами, дающи­ ми ощутимый результат. При долго­ временной работе определяйте про­ межуточные этапы, за которые сле­ дует вознаграждать Радуйтесь победам ваших сотрудни­ ков, поощряйте их активность и Оптимальное соотношение основных - student2.ru стижения
Оптимальное соотношение основных - student2.ru Контроль

Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru Основныеуправленческие Оптимальное соотношение основных - student2.ru

• Контроль — это Оптимальное соотношение основных - student2.ru выяснения того, что организация дейст­ вительнодостигает своих Оптимальное соотношение основных - student2.ru

Существует три аспекта управленческого контроля (рис. 7.5 ) .

Оптимальное соотношение основных - student2.ru

Рис. 7.5. Три стороны контроля

Вболее ш ироко м смысле слово Оптимальное соотношение основных - student2.ru можно заменить вы­ ражением «обратная Оптимальное соотношение основных - student2.ru Это выражение означает, что эффектив­ ное движение к конечному результату возможно Оптимальное соотношение основных - student2.ru тогда, когда руководитель получает непрерывную информацию о ходе движения, причем не только о достижениях, но и обо всех сбоях и ошибках на этом Оптимальное соотношение основных - student2.ru

Оптимальное соотношение основных - student2.ru Существует несколько разновидностей контроля в зависимости от времени его проведения: опережающий, текущий и заключитель­ ный (рис.

Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru Глава 7. О сновы Оптимальное соотношение основных - student2.ru руководства

Оптимальное соотношение основных - student2.ru

Рис. 7.6. Виды контроля по времени

7.2. Оптимальное соотношение основных - student2.ru Формирование в бизнесе

Оптимальное соотношение основных - student2.ru По менеджера Ли Якокки, все хо­

зяйственные операции можно в конечном счете обозначит ь тремя словами: Оптимальное соотношение основных - student2.ru продукт,прибыль,причемнапервомместестоятлю­ди. Он говорил: Оптимальное соотношение основных - student2.ru у вас нет надежной команды, то из остальных факторов мало что удастся Оптимальное соотношение основных - student2.ru

Оптимальное соотношение основных - student2.ru что писал Питер Друкер по поводу кадрового вопроса в бизнесе:

Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru связанные так или иначе с судьбами людей, сложны и требуют значительных затрат времени по той Оптимальное соотношение основных - student2.ru что Господь Бог сотворил людей не в качестве для предприятий Оптимальное соотношение основных - student2.ru Люди не изготавливаются в формах и отвечающих потребностям тех или иных организаций, и их нельзя обработать или переналадить со­ ответственнотребованиям. В лучшем случае они Оптимальное соотношение основных - student2.ru подходят"длявыполнения стоящих перед ними задач. Для того чтобы осуществить ра­ боту силами реально существующих людей (ничего другого нам делать

не приходится), необходимо много времени и большие интеллектуаль­ ные Оптимальное соотношение основных - student2.ru

После знакомства с мнениями авторитетных мастеров менеджмен­ та перейдем к более детальной проработке вопроса кадрового обеспе­ чения успешного бизнеса. Мало кто из нынешних российских Оптимальное соотношение основных - student2.ru

Оптимальное соотношение основных - student2.ru Managing for Results, by Peter F. Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru



Оптимальное соотношение основных - student2.ru f l O B

станет отрицать, что в настоящее время эффективность кадрового потенциала на большинстве отечественных весьма далека от идеала. В связи с этим не липшим 6у- с основными этапами эффективного кадрового ме­

Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru словами, с такими правилами работы с наиболее рационально его использовать для

Оптимальное соотношение основных - student2.ru максимальной прибыли длительное время. В

целью мы можем выделить шесть основных эта- персоналом, каждый из которых имеет важное значе-

Оптимальное соотношение основных - student2.ru

Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru персонала

Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru Первый формирования дееспособной команды — определение потребности в кадрах в соответствии с задачами бизнеса. Здесь оди­ наково плохо и набрать липших людей (тогда вы понесете потери, связанные выплатой лишней зарплаты), и недобрать людей (тогда пострадает бизнес ил и клиенты, а вы в итоге недополучите прибыль). Обычно в наше быстротекущее время потребность в персонале в больших фирмах планируется на год-два, а в стабильно и давно

тающих предприятиях — на 3-4 года вперед.

192 Глава 7. Основы Оптимальное соотношение основных - student2.ru руководствабизнес-процессами

Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru Второй этап правильный подбор

рый можно обозначить как базовый кадровый менеджмент (рис. 7.8). Для решения этой задачи необходимо последовательно выполнить следующие операции;

• определить набор профессионально важных качеств, необходи­ мых для вакантных позиций штатного расписания;

• привлечь новых работников со стороны с помощью рекламы, кад­ ровых агентств, службы занятости или иным способом;

Оптимальное соотношение основных - student2.ru оценить опыт, личностные качества, знани я и кандидатов на должность и выбрать лучших;

• разработать систему включения новых сотрудников в производ­ ственный процесс.

Оптимальное соотношение основных - student2.ru

Рис. 7.8.Этапы базового кадрового менеджмента

Как мы уже отмечали, ресурсы любой организации Оптимальное соотношение основных - student2.ru из ряда факторов: финансовых средств, недвижимости, оборудова­ ния, персонала, материалов, технологий, но главным фактором, без которого все остальное становится мертвы м грузом, явля ю тс я люди. Поэтому подбор персонала, его обучение и стимулирование являю тся важнейшей составляющей деятельност и руководителя. В реальной жизни только малая часть наемных работников предприятия работа­ ет во всю силу, большая часть работает на половину своих возможно­ стей, а некоторые служащие Оптимальное соотношение основных - student2.ru стараются особо не перетруж­ даться. Средний показатель использования персонала на предприятии составляет порядка Оптимальное соотношение основных - student2.ru что означает почти двукратны й перерас­

ход заработной платы.

Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru По этому поводу Можно привести высказывание глава всемирно известной фирмы

Оптимальное соотношение основных - student2.ru Формирование команды в Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru

Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru Начинать надо, Оптимальное соотношение основных - student2.ru с подбора людей. Значение этого фактора но Оптимальное соотношение основных - student2.ru Например, мы даем двум группам из отделения,

Оптимальное соотношение основных - student2.ru мающегося расширением рынка, один и тот же товар, те же стартовые возможности и ресурсы, а разница в результатах может составлять пять­ десят процентов. Самый главный и единственный фактор здесь — мы знаем это, потому что проверяли на практике, — Оптимальное соотношение основных - student2.ru

[15; с. 294].

Необходимость применят ь методы отбора персонала возникает в деятельност и предпринимателя время от времени.

В первую очередь — в начале второй стадии его работы, когда он перестает справляться сам со всеми функциями и начинает привле­ кать к своей деятельности наемных работников. Это, пожалуй, самый ответственный момент при формировании команды. Принять чело­ века на работу легко, а вот уволить его значительно сложнее, так как на стороне наемного работника стоит трудовой кодекс профсоюз, суд и общественное мнение. Прежде чем взять на работу сотрудника, сле­ дует многократно проверить его деловые и личностные качества. Хо­ рош ий сотрудник может принести предпринимателю значительную прибыль , а плохой — привести фирму к разорению. Поэтому руково­ дителю предприятия не стоит жалеть сил и средств на предваритель­ ную оценку нового человека, ибо эти усилия вполне окупаются.

Д руга я необходимость отбора сотрудников — это формирование резерва на выдвижение, когда предприниматель настолько расширил свое дело, что начинает формировать корпус менеджеров с тем, что­ быделегировать им часть Оптимальное соотношение основных - student2.ru Каждыйруководительдол­ж ен думать о своих ближайших помощниках и сподвижниках. От то­ го, кто воплощает его идеи в жизнь, зависит успех любого проекта. П оэтому очень важно среди работников предприятия вовремя заме­ тить будущего руководителя среднего звена и дать ему возможность проявит ь себя на руководящей работе. Заместители могут пойти в отпуск, заболеть или уволиться, но эти ситуации не поставят бизнес­ мена в тупик, если на предприятии имеется система выявления и под­ готовки резерва руководящих работников.

Тех нологи я профессиональног о отбора состоит из нескольких звеньев.

П е р в ы й э т а п чаще всего ограничивается анализом прислан­ ных резюме, из которых заочно выбираются наиболее подходящие кандидат ы на вакантные должности. При этом следует помнить, что резюме — это вид рекламы, а значит, все достоинства человека будут преувеличен ы, а недостатки опущены или преуменьшены.

На Оптимальное соотношение основных - student2.ru кандидат приглашается на предприятие, где с ним проводится лична я беседа, а при необходимости и тестирова-

Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru 7. Основы эффективного руководства

Оптимальное соотношение основных - student2.ru В собеседовании руководитель предприятия ил и ег о менеджер по персоналу должен затронуть ряд важных моментов из прошлой и будущей жизни кандидата на должность. Во время интервью Оптимальное соотношение основных - student2.ru чительные вопросы должны чередоваться с Оптимальное соотношение основных - student2.ru с тем чтобы усыпить бдительность кандидата и отследить его эмоциональные ре­ акции на критические вопросы.

Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru Лоренс несмотря на то что он руководит Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru корпорацией с многомиллиардн ым оборотом, сам частобеседует с сотрудниками, намеченными им к продвижению по Оптимальное соотношение основных - student2.ru бе. При он любит задавать один вопрос:

Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru выумеетехорошо Оптимальное соотношение основных - student2.ru — и порой не может услышать четкогоОн говорит, что каждый человек должен четко знать, в чем заклю­

Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru чаютсяегосильные стороны, потому что это его козырные карты в Оптимальное соотношение основных - student2.ru ненной Оптимальное соотношение основных - student2.ru А если не знает четко, какие козыри у него на ру­ Оптимальное соотношение основных - student2.ru его шансы на выигрыш с. 78] .

Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru кандидатунадолжностьможнопредложитьодин или несколько психологических тестов. Однако тест — эт о ин­ струмент, который хорошо работает только в руках профессионала. Поэтому во многих случаях предпринимателю для проведения тирования лучше обратиться за помощью к профессиональному пси­ хологу, специализирующемуся на профотборе.

Помимо результатов Оптимальное соотношение основных - student2.ru информацию о претендент е на вакантную должность можно получать из разных источников:

• рекомендации (в них, как в резюме, будут избирательно осве­ щаться в основном сильные стороны кандидата);

• сведения, полученные от общих знакомых;

• ответы предыдущих работодателей на прямые запросы;

• иные источники (налоговая служба и органы внутренних дел) . Для оценки профессионально важных качеств кандидата в настоя­

щее время широко используют кейсы и деловые игры. Сущность ме­ тода Оптимальное соотношение основных - student2.ru заключается в том, что испытуемому предлагают решить определенный набор производственных задач в условиях недостатка или избытка информации и дефицита времени. Такие методики про­ веряют профессиональную и Оптимальное соотношение основных - student2.ru компетентность кандидата, а так­ же его стрессоустойчивость и умение работать в команде.

Оптимальное соотношение основных - student2.ru Прежде чем принять человека на работу, со­

ответствие ценностей и установок кандидата в орга­

Оптимальное соотношение основных - student2.ru низации корпоративной культуре. Этот параметр Оптимальное соотношение основных - student2.ru путем сопоставления выявленных у кандидата на должность ценностных установок и жизненных правил, с одной стороны, и сложившихся в вашей организации норм и принципов — с другой. Здесь важны

Оптимальное соотношение основных - student2.ru 7.2.Формирование в бизнесе Оптимальное соотношение основных - student2.ru

Оптимальное соотношение основных - student2.ru кие личностные шкалы кандидата, как

ность», и т. д.

Оптимальное соотношение основных - student2.ru На последнем этапе, во время итогового собеседования, следует не только узнать что-то дополнительное о кандидате, но и рассказать ему о специфике работы в данной организации, в том числе ее

ных» и слабых местах. Лучше, если о каких-то специфических труд­ ностях новичок узнает заранее, до подписания контракта, чем выяс­ нит это уже после подписания приказа о приеме на работу.

Оптимальное соотношение основных - student2.ru И еще одно соображение — по поводу оценки самого

Если у предпринимателя нет знакомого психолога и он приглашает специалиста со стороны, то не всегда стоит ориентироваться на его дипломы и сертификаты. Лучше всего связаться с его предыдущими клиентами и узнать, насколько точно он «попадает в яблочко», или же попросить его сделать пробную оценку кого-то из хорошо знако­ мых людей.

Кроме того, учтите, что в области оценки персонала, как и в дру­ гих областях психологии, есть немало мифов, кочующих из одной книги в другую. Это, в частности, относится к графологии — науке об исследовании личности человека по Оптимальное соотношение основных - student2.ru

Поэтому следует с осторожностью относиться к таким околонауч­ ным методам, как астрология, хиромантия, графология и ясновиде­ ние, которыми пользуются некоторые «специалисты», называющие себя психологами.

Обучение персонала

Вэпоху научно-технического прогресса обучение сотрудников явля­ ется ключевым моментом повышения конкурентоспособност и пред­ приятия. Заимствование со стороны уже обученных сотрудников не решает проблемы по следующим причинам:

• готовые высококвалифицированные специалисты стоят дорого;

• новым работникам нужно определенное время, чтобы приспосо­ биться к данной организации и чему-то научиться;

Оптимальное соотношение основных - student2.ru непрерывное развитие технологий и неизбежные перемены на рынке требуют постоянного совершенствования квалификации сотрудников.

Оптимальное соотношение основных - student2.ru Оптимальное соотношение основных - student2.ru Щербатых В. Связь почерка с Оптимальное соотношение основных - student2.ru особенностямии функциональным состоянием человека Оптимальное соотношение основных - student2.ru Системный анализи управление в биомедицинских

Мах. - 2003. Т. 2. № 1. - С.

Наши рекомендации