Технологии обмана Инструменты обмана
Инструментом обмана может быть что угодно: любой факт, предмет, явление, но чаще всего в качестве инструмента аферисты использу ют слово [30].Оно может быть устным (это используется в гипнозе и различных формах внушения) или письменным (что является инст рументом обмана при составлении договоров). Помимо слова, средст вом обмана может являться одежда. В человеческом обществе одежда тесно связана с социальным статусом человека, поэтому использование человеком какой-то формы одежды почти автоматически переводит его в определенную социальную группу. Этим нередко пользуются мошенники, которые при помощи униформы представляют себя вра чами, военнослужащими, сотрудниками милиции и т. д.
В 1994г. в газете была опубликована следующая инфор мация: ГУВДсообщила о задержании некоего граждани на жителя Он подозревается в том, что, проживая вСанкт-Петербургес августа г. по поддельным документам,
6.4. Психологические основы противодействия обману в бизнесе
ся в особо размерах. В этом малоблагородном занятии ему помогала... форма Российской армии, которая придавала задержанному больше солидности в глазах руководителей школ и яслей, к коим он с предложением посреднических луг в сфере приобретения продовольствия оптом. Злоумышленник яв
лялся к директору школы или яслей и объяснял, что его полк выведен из Прибалтики и распродавать полковое имущество и продоволь ствие. Администраторы собирали их "посреднику и — прощались с навсегда. что только в Петербурге на эту удочку попались руководители образовательных учреждений. Кроме того, устанавливается причастность задержанного к тридцати подобным аферам в Москве, Новосибирске и Новгороде».
Прежде чем перейти к основной части обмана какого-то бизнес мена, преступники сначала подготавливают почву для своей аферы, создавая подходящую для обмана атмосферу. Для этого чаще всего используется четыре способа: внушение чувства доверия, создание образа подбрасывание ложных доказательств и создание
«параллельной реальности». Подробнее об этом можно прочитать в других книгах, данной а мы в данном пособии коснемся лишь основных принципов обмана, без их детализации.
следует знать, что обманщики первым делом
стремятся внушить своим потенциальным жертвам чувство полного доверия и лишь после этого приступают непосредственно к обману. Здесь все идет в дело: формирование соответствующей репутации и создание имиджа правдивого, честного человека, открытая, обаятель ная улыбка, доверительный тон разговора, создание некой легенды, обеспечивающей некритическое восприятие со стороны объекта об мана, лесть, вызывание жалости, игра на индивидуальн ых личност ных особенностях человека, создание соответствующей ролевой си туации и т. д. Одним из приемовявляется вызывание у потенциальной жертвы обмана чувства собственной значимости. Этот прием не сколько отличается от обычной лести, тоньше ее, а значит, более эф фективен. Д ей л Карнеги более семидесяти лет назад писал:
«Неприкрашенная истина заключается в том, что почти каждый встре чающийся вам человек считает себя в каком-то отношении выше вас, и вы найдете верный путь к его сердцу, если ненавязчиво дадите ему по нять, что признаете ту важную роль, которую он играет в своем малень ком мирке, и признаете ее искренне».
П оэтому , есл и незнакомый или малознакомый прежде человек вдруг начинает оказывать вам явно знаки внимания,
См.,например:ЩербатыхЮ. В. Искусствообмана. 2006.
Глава особенности успешной
чутко задает вопросы, принимает горячее
в вашей судьбе, остановитесь и задайте себе вопросы: чегобы или этот человек хочет от меня?» После этого пере проблемы вашего Нормальный человек с благодарностью такой поворот мошенник (если время начать комбинацию еще не снова переведет разговор на
Еще один распространенный прием мошенников — использова ние образа простака, т. е. недалекого некомпетентног о граждани который слабо разбирается в жизни и бизнесе. Такой прием усып ляет бдительность, что ловко мошенниками в их корыст ных целях. Чтобы дать преступникам должный отпор и не попасться на ихудочку, нужно помнить, что простота бывает натуральной (ис пользуемая внутреннего и искусственной (предназначенная исключительно «на Они могут быть весьмапохожи, но разница заключается именно в предназначении. Поэтому, если некто настойчиво демонстрирует вам, какой он простецкий и незамысловатый парень, насторожитесь и подыграйте ему, не скры вая своего впечатления от мизерного интеллекта собеседника. На стоящий дурак обидится, дурак ряженый радостно подхватит игру. Так вы их и отличите.
Когда дело идет о достаточно крупной сумме, ловкие
идут на самые выдумки для того, чтобы не спугнуть потенциального клиента и его бдительность. При этом до вольно часто используется называется па раллельной словами, обманщики с помощью мелких, но выразительных деталей создают вокруг своей жертвы
уголок фальшивого который должен придать словам