Психологические аспекты принятия решений 155
не только с наличием или отсутствием каких-то знаний, умений навыков, но и с личностными особенностями руководителей.
тается, что на принятие решений особенно влияют следующие хологические факторы
• особенности мышления (творческие способности, логика, скорость мышления, пространственное мышление и пр.);
• мотивация (степень заинтересованности в принятии тех или иных решений);
• личностные особенности (тревожность, уровень самооценки и пр.);
• деловые качества (ответственность, настойчивость, самостоятель ность, коммуникабельност ь и пр.);
•
|
• этические которых придерживается руководитель (спра ведливость, честность, внимание к людям и пр.).
Бизнесменам часто приходится принимать решения в условиях дефицита времени, когда нет возможности долго и кропотливо изу чать ситуацию и тщательно оценивать вероятные ситуации. Все эти факторы побуждают руководителей действовать на основе интуиции. решение внешне выглядит как мгновенное озарение. Однако оно возможно лишь в том случае, если человек владеет всей полнотой информации по данному вопросу.
Особый интерес представляют собой психологические трудности, мешающие выявлению проблем на стадии выработки управленче ского решения. Интересно, что многие руководители даже не догады ваются об их существовании, так как их источник носит подсозна тельный характер. К психологическим барьерам, лежащим на пути выработки управленческого решения, можно отнести ряд феноме нов,отраженныхв табл.
Как отмечает В. А. Смирнов, практически каждое управленческое решение отражает индивидуальность его инициатора и систему его ценностей Роль человеческого фактора проявляется в двух ас пектах: влиянии личностных характеристик на процесс разработки решения и уже существующего
решения.
К личностным характеристикам относятся:
темперамент, профессионализм, опыт, ответствен
здоровье, характеристикивнимания,параметрымышления
и
лава6. Психологические особенности успешной деятельности
6,2
Психологические барьеры на пути принятия управленческих решений
Вид барьера | Проявление психологического барьера |
| Избирательное и сужение поля зрения | • Бизнесмены, принимающие решение, имеют свою систему оценок, установоки ожиданий часто не замечают то, чего подсознательно не хотят замечать. При этом мышление оперирует не всей информацией, а только той, что дит через фильтры восприятия |
Недостаточный объем информации | Получив информацию по какому-то вопросу, предприниматель может посчитать ее исчерпы в то время как для оптимального реше нияпроблемытребуется больше данных. пользование только части информации ведет к скороспелым и ошибочным выводам, так как при этом исключается много альтернатив |
Распыление внимания на частности в ущерб целому | В попытках найти решение внимание руководи теля может быть приковано к частным вопросам, на которые уходит большая часть мыслительн ых усилий, в то время как первостепенную важность решение задачи |
Ложные установки с | принятию правильного решения мешают с установки, ограничивающие широту и гибкость руководителя. ниммо-ут относиться негативизм, неоправданные опа- ения и обобщения, установки долженствования I |
Если взять отдельно одну из этих характеристик (например, мыш ление),тодлякаждого человека выделитьследующие егоосновные параметры: широта, быстрота и Глубина характеризует аналитический характер мышления человека, поиск им связей внутри ситуации. Человек при этом может абстрагироваться от окружающих элемен тов. Широта отражает синтетический характер мышления, благодаря
чему человек умеет оценить роль анализируемой ситуации в общем сценарии деятельности. Быстрота определяется временем выполне ния задания относительно среднего уровня, принятого в данной ком пании. Работник может быстрее, чем разобраться в ситуации