Психологические аспекты принятия решений
Специфика принятия решения в предпринимателя
В структуре управленческой деятельности на можно выделить несколько важнейших элементов: прогнозирование, планирование, организация, мотивирование, трольи т. Всеонипо-своемуважныдляуспешнойдеятельностипредпринимателя, однако многие специалисты в области менедж мента полагают, что наиболее существенным элементом среди этих аспектов работы руководителя является принятие управленческих решений Это связано еще и с тем, что большинство дру гих функций руководитель может делегировать своим подчиненным, но если он делегирует функцию принятия решений, то сразу теряет бразды правления и возможность управлять ситуацией,
152 Глава 6.Психологические особенности успешнойдеятельност и
переставая быть руководителе м. Если говорить обопределениях, то решением называют выбор одной из ряда альтернатив в процессе достижения поставленн ых целей [5] .
В своей реальной работе предпринимателю каждый день прихо дится иметь дело с информацией и принимать множество решений, которые касаются самых различных сфер его деятельности. Иногда ошибки в этом процессе могут быть легко исправлены, но иногда они могут оказаться фатальными для его бизнеса. Однако, хотя все пони мают, что эффективная работа руководителя немыслима без умения принимать качественные решения, этому предприниматели, как пра вило, не обучены и вынуждены обучаться этому умению самостоя тельно через процедуру проб и ошибок.
Отличительной особенностью функции принятия решения явля ется то, что ее гораздо труднее стандартизировать и свести к ограни ченному набору алгоритмов, в связи с этим в ней очень велика роль субъективных собственно психологических факторов [23]. Сущест вуют, конечно, многочисленные правила, процедуры и методы при нятия решения, которые облегчают этот процесс, однако каждый бизнесмен по своему личному опыту знает, как велика роль субъек тивных и интуитивных факторов в этом процессе. В силу этого функ ция принятия решения является предметом изучения двух наук — теории управления и психологии. Это в равной мере и организаци
проблема, и психологическая. Именно функция принятия решения с наибольшей отчетливостью заставляет почувст вовать, что управление — это не только наука, но и искусство
управленческих решений
Длительное время — вплоть до возникновения поведенческог о под хода — теория управления базировалась на постулате рационально сти поведения в целом и принятия решения в частности. Он состоит в том, что руководитель должен и может строить свое поведение и принимать решения, ориентируясь на максимальный учет всех торов ситуации. Это обусловило развитие так жестких схем управления, исходящих из представлений о рацио
Однако в дальнейшем было показано, что объективно щие человеку психофизиологические ограничения делают невозмож ными строго рациональное поведение и принятие решения, а учет всех объектных факторов при этом также в принципе невозмо В результате была разработана концепция ра одним из главных тезисов которой является то, что субъективные, психологические особенности — это объективные, огра-
Психологические принятиярешений
факторы поведения. Они оказывают важное, а часто влияние и на процессы принятия решения, на ление, Врезультате возникает принятия обос
новавшая необходимость перехода от жестко-рационалистических представлений к схемам классическая тео рия фирмы уступила место поведенческой теории.
Существуют различные подходы к типологии управленческих ре шений. Одна из классификаций разделяет их на ванные на суждениях, и рациональные решения. Интуитивные реше ния отличаются тем, что в них слабо представлены те этапы, которые были рассмотрены ранее, и в частности этап осознанной оценки
«взвешивания» альтернатив. Решение, основанное на суждениях, — это выбор, обусловленный знаниями и прошлым опытом. В отличие от них рациональные решения не имеют непосредственной опоры только на прошлый как «здравый смысл», а принимаются на ос нове последовательност и аналитических процедур.
Принятое решение должно отвечать определенным критериям — только в этом случае его можно считать оптимальным [23]. Несмот ря на многообразие условий и подходов, неповторимым каждое управленческое решение, можно выделить ряд универсаль ных критериев «хорошего» и «плохого» управленческого решения (табл.
Критерии управленческог о решения
Вид | «Хорошее» | «Плохое» |
Признаки решения | эффективность обоснованность своевременность реализуемость • конкретность сочетание жесткости и гибкости | решения, принятые на без альтернативной основе решения, основанные на ошибочном прогнозе раз вития рынка решения, основанные на ошибочно выбранных кри териях |
Этапы выработки управленческих решений
Процесс выработки управленческог о решения закономерно прохо черезнесколькостадий.Числоихварьирует,согласно лениям авторов, однако внутренняя логика и последова тельность этапов, сохраняется (рис. 6.3).
Глава 6. Психологические особенности успешной
Рис. 6.3. Этапы принятия управленческого решения
Начало процесса выработки решения определяется характером проблемной которую невозможно разрешить стандартны ми и привычными способами. После осознания данного факта следу ет сознательно затормозить естественное решение за первую приходящую на ум возможность разрешить проблему. Дело в что,во-первых,далеко не всегда первая мысль, приходящая вголову, является самой удачной, а во-вторых, нужно сначала уточ нить стратегию движения. Следующий этап — выработка критериев оптимального решения, что отсекает ряд внешне привлекательных, но невыгодных решений. После этого идет накопление и рассмотре ние возможных альтернатив и сравнение их с признаками «идеаль ного» решения. Заключительный этап — реализация решения и кон троль за его внедрением в жизнь.
Психологические на принятие управленческих решений
Одни предприниматели могут быстро и четко принимать верные ре шения, то время как другие начинающие бизнесмены периодически испытывают трудности в критических Это свя-