Личностные качества предпринимателя
Личностные качества, и успеху в бизнесе
Личностные успеху в бизнесе
Одно из несомненных положительн ых качеств предпринимательства это его лидерские качества.
Лидера можно определить какнаиболее авторитетную личность вданном социальном сообществе, играющую центральную роль в ор ганизации совместной деятельности и
шений в группе.
5.2. качества предпринимателя 12 7
Предприниматель не может не быть лидером, так как он должен сплотить вокруг себя людей и воодушевить их для достижения высо кой цели. Он достигнет успеха в бизнесе, только если сможет убедить своих сотрудников в способности достичь такого уровня ния заданий, который раньше казался им недоступным. Эта способ ность лидера тесно связана с такими качествами, как умение созда вать оптимистические планы, усиливать надежды на объяс нять суть инноваций, сплачивать коллектив в кризисных ситуациях и т. д. По мнению А. Менегетти, лидер — это человек, который, удов летворяя собственный эгоизм, реализует общественный интерес. Развивая собственную деятельность, он распределяет материальные блага и обеспечивает работой сотни людей. При этом попутно лидер стимулирует прогресс в обществе и вносит оживление в экономику, чтодаеттолчокэволюции
Д ля удовлетворения интересов общества предпринимателю необ ходимо:
а) изучить интересы определенной группы людей;
б) предложит ь какие-то способы удовлетворения существующих интересов или решения актуальных проблем;
в) суметь при помощи предпринимательской активности извлечь собственную выгоду, разрешая социальную проблему.
А. Менегетти считает, что экономический лидер — это оператив ный центр множества отношений и функций, который создает новые рабочие места, приносит прибыль и способствует развитию сферы услуг. По представлениям этого автора, лидер обладает тремя груп пами качеств, среди которых условно можно выделить интеллекту альные способности, личностные качества и приобретенн ые умения (табл. 5.2).
Этот далеко не полный перечень личностных качеств заставляет искать среди них наиболее важные, без которых успех предпринима тельской деятельности будет существенно затруднен. Анализ деятель ности российских и зарубежных предпринимателей показывает, что среди разнообразных личностных качеств можно пять наи более важных
• самостоятельность; амбициозность;
• настойчивость;
• трудолюбие;
А. Психология лидера. - 2001.С. 15.
128 5. качествапредпринимателя
5.2
Личностные качества успешных предпринимателей
способности | Черты характера | Приобретенные умения |
Развитое логическое мышление Проницательность Оригинальность ления Способность усваи вать новые знания и навыки Интуиция Образованность | Гибкость Склонность к творчеству Смелость Уверенность в себе Уравновешенность Самостоятельность Амбициозность Адекватность само оценки Обязательность Энергичность Надежность Властность Работоспособность Независимость | Умение заручаться держкой Умение сотрудничать Умение завоевывать по пулярность и престиж Умение выражать мысли Такт и дипломатич ность Умение брать на себя риск и ответственность Умение организовывать других людей Умение убеждать Умение понимать юмор Умение разбираться в |
Первоекачество— в глобальном смысле можно определить как стремление человека самому определят ь свою жизнь, самостоятельно выбирать цели в работе и средства для их до стижения. Наличие таких черт личности — одно из важнейших усло вий успеха. Предпринимателя ми становятся в первую очередь те люди, которых не устраивает их роль наемного работника, которым не хватало самостоятельности на их прежнейработе . Если вспомнить концепцию А. Маслоу, то можно сказать, что предприниматели — это люди с особо выраженной потребностью к самореализации.
такжеявляетсяважнымкачеством,котороепомогает начинающему бизнесмену преодолевать любые преграды на его пути к успеху. Интересно отметить, что отношение людей к данному личностному качеству значительно различается в разных культурах. В США оно оценивается как достоинство, а в России чаще как не достаток, по крайней мере, о таких людях нередко говорят с осужде нием. Тем не менее амбициозность, т. е. повышенная самооценка и вера в успех, придает человеку дополнительные и помогает справ ляться с трудностями.
Личностные качества предпринимателя 12 9
Настойчивость в приложении к предпринимательской деятель ности означает желание делать все возможное для достижения успе ха и готовность пойти ради него на определенные жертвы. Настойчи вость в приложении к бизнесу проявляется в том, что человек живет своим бизнесом, думает только о нем.
Трудолюбие как личностное качество в полной мере характеризу ет многих успешных людей в бизнесе. Они работают не только пото му, что хотят заработать побольше денег, а потому, что им нравится сам процесс труда, потому что он доставляет им удовольствие.
Стойкость к жизненным и умение держать удары судьбы состоит из двух компонентов: способности не падать духом при неблагоприятных обстоятельствах и умения извлекать позитив ный опыт из неудач.
Еще один важный момент, касающийся эффективного руковод ства, заключается в том, что успешный руководитель должен всегда уметь находить оптимальный баланс между двумя крайностями. Анализ личностных особенностей наиболее успешных лидеров биз неса Америки показывает, что большинство из них обладают шестью парами качеств, которые на первый взгляд кажутся взаимоисключа ющими друг друга:
Амбициозность — Скромность;
Стратегическое мышление — Внимание к мелочам; Энтузиазм — Внутреннее спокойствие;
Способность идти на риск — Умение извлекать пользу из ошибок.
Самый интересный момент заключается в том, что любое из дан ных качеств при своем развитии превращается в недостаток, и только в балансе со своей противоположностью, подобно восточному сим волу обретаетгармониюи ведет к успеху.
Амбициозность — важнейшее качество предпринимателя, которое дает успешному руководителю ту энергию, без которой невозможна победа в современном бизнесе. В то же время скромность лидера проявляется в том, что он не будет приписывать себе все достижения организации, в противном случае у его подчиненных может возник нуть ощущение, что шеф просто использует их. Следует отметить, что ничто так не окрыляет работников, как демонстрация их жений руководство м.
Удачная стратегическая идея — это то, что отличает успешную компаниюотпосредственной, лидера— от подражателя чужим идеям. Главная стратегическая идея многих успешных биз несменов заключалась в том, что они отталкивались не от своих ланий, а от нужд людей, которые платили за исполнение своих
1 S. качествапредпринимателя
желание людей общаться между собой привелок росту богатства компаний сотовой связи, стремление людейк здоровью гатило компании, а жажда развлечений породила
В то же время, стараясь мыслить масштаб но, руководитель должен понимать, что иногда досадная мелкая оплошность может погубить самое грандиозное предприятие. Поэтому мудрый руководитель думает и о мелочах.
— это то, что заражает эмоции, что заставляет совер шать трудовые подвиги. Ни один великий проект не был выполнен на основе холодного Вера в вера в успех, гордость за свою организацию, радость совместного труда — все эти факторы значительно усиливают ресурс организации, при этом они
исходят от ее лидера.В то же время на одних чувствах и эмоциях да леко не уедешь. Когда время вдохновения и эмоциональног о порыва заканчивается, наступает время логики и спокойной уверенности в правильности своего пути.
Ведение предпринимательской деятельности невозможно без риска, поэтому повышенная склонность к рискованным поступкам является нормальной особенностью предпринимателя. Однако следует помнить, что риск бывает оправданным и неоправданным. В первом случае чело век готов совершить какие-то действия в условиях неопределенности, если видит, что вероятность успеха достаточно велика. Если же человек не оценил вероятность наступления неблагоприятног о события или же он начинает дело при крайне низких шансах на успех, не оправдан.
Поэтому предприниматель должен, с одной стороны, уметь идти на оп
ределенный риск, но с — он должен быть достаточно мудрым и осторожным, чтобы не рисковать напрасно. От неудачи никто не за страхован, поэтому для предпринимателя чрезвычайно важно умение спокойно анализировать каждый свой промах и извлекать из него поль зу, чтобы не повторять своих ошибок.
Личностные успех у в бизнес е Качествами, которые противопоказаны предпринимателю, являются неуравновешенность, ленивость, пассивность, внушае мость,чрезмерная и пунктуальность. Последниев этом списке качества традиционно относятся к положительным,
однако то, что хорошо у наемного работника, является минусом для предпринимателя, который должен сам давать себе задания, а не ждать, пока скажет ему, что нужно делать. Пунктуальность хороша у бухгалтера или архивариуса, но в условиях быстро меняющейся ры
важней постоянства. Еще одно личност ное качество, затрудняющее деятельность предпринимателя, по вышенная тревожность. При ее наличии бизнесмен будет слишком
5 . 2 . Личностные качества 131
долго колебаться, принимая решения, и слишком медленно вать, а то и вовсе проявит пассивность. Предпринимательство это всегда риск и действия в условиях неопределенности. При таких стоятельствах лучше действовать и ошибаться, извлекая пользу из ошибок, чем бояться провала и ничего не предпринимать. Пока несмен колеблется и размышляет, время работает против него: кон куренты производят товары и захватывают рынки, налоговая служба начисляет налоги и штрафы, а хозяева помещений — арендную пла ту. Бизнес подобен путешествию вверх по реке: тот, кто бросил не стоит на месте, а плывет назад, теряя все свое преимущество.
Специалисты, изучающие психологические особенности современ ных российских предпринимателей, отмечают у них набор далеко не оптимальных личностных качеств, которые тем не менее позволяют им вести свой бизнес с учетом российских экономических и социаль ных реалий:
• — стремление все просчитать, предусмотреть и учесть;
• недоверчивость — восприятие мира как ненадежного, часто прямо враждебного, что приводит к стремлению усилить контроль за всем, также подозрительност ь по отношению к своим работникам и партнерам по бизнесу;
• агрессивность — склонность к решению проблем силовыми мето дами вместо поиска компромиссов, а также подверженность аф ф ективн ы м вспышкам во взаимоотношениях с персоналом;
авторитарность — преобладание стиля руковод ства, не терпящего критики или свободы мнений;
• настроенность — вера в приметы, гадания, порчу, астрологические прогнозы и т. д., которая объясняется не возможностью полного интеллектуального контроля над социаль ной, деловой и жизненной ситуацией [7; с. 69-70].
Дж. выделил ряд личностных качеств, мешающих чело веку гармонично и жить и действовать. Он назвал их конами» и показал, что личностные особенности могут быть как лезными, так и вредными для человека 19]. К числу этих черт дан ный автор, в частности, отнес в основе которого могут скрываться страх перед собственной незащищенностью, боязнь нега тивных оценок или завышенное представление о собственной Д ругая негативная черта — которая проявляет ся в страхе перед возможностью упустить время. Люди, зараженные
пребывают в состоянии стресса, пыта ются сделать многое за короткий промежуток времени и живут меч тамио будущем, не умея в настоящем.
лава Личностныекачества предпринимателя
поведения таких людей будет легкая воз грубость, раздражительность, и поспеш
в решениях. поведения будут прояв
ляться в беспокойстве, склонност и к панике , раздражительности и капризности. Еже один поедающий человека, — это жад Внешне она проявляется в эгоизме, скупости, склонност и к торгашеству и завист и к чужому богатству, а на внутренне м уровне — в чувстве обделенност й и ненасытности. Дж . полагает,чтосовсем избавиться от этих черт характера невозможно , но их можн о приручит ь и использоват ь на благо себе и лю дям [ 19 ].
отметить, что, помимо собственно личностн ы х качеств, предпринимател ь должен обладать набором специ фи ческих знаний, умений и навыков в той области, в которой он работает . П онятно , что дл я успешного ведения финансовых операций предпринимател ю не обходим хотя бы минимальны й набор з нани й в финансово-кредит ной области и бухгалтерског о учета, а человек, ре ш ив ш и й организо вать производство мебели, должен имет ь минимально е техническое образование. Тем не менее эти ограничения не явля ю тс я определяю щими. Часто бывало так, что предпринимател ь получал специальн ы е знания и умения уже в ходе развития своего бизнеса, а на первых его этапах действовал ил и интуитивно, или с помо щ ью привлеченных специалистов. Главное здесь — ж елание учитьс я и повы ш ат ь свою
целях совершенствования своего бизнеса, а такое желание относится уже к личностн ы м качествам (лю бознательности, настойчивости, амбициозности).