И как субъект. Таким образом, каждая последующая стадия включает в себя все предыдущие.
5. Личностные качества
Структура личности
В качестве модели иерархической структуры личности можно взять советского психолога К. К. Платонова, который выделял в личности четыре
Этот психолог представлял структуру личности в виде своеобраз ной пирамиды, фундаментом которой являлись фи зиологические и биохимические особенности человеческого орга а высший уровень определялся социальнымии духовными особенностями личности (рис. 5.2) . Каждый следующий уровень в процессе индивидуального развития надстраивался над предыду щим. При этом высшие уровни, с одной стороны, зависели от низ ших, а с другой — активно влияли на
Например, социальная направленность предпринимателя зависит его половой у она ориентируетсябольше на внешние признаки престижа и в то время как у женщин,
роль играют семейные ценно сти и гармоничность их отношений с близкими людьми.С другой сторо ны, сформированные интересы в бизнеса могут влиять на биологические программы личности: так, у всех успешных независимо от пола и возраста отмечаются личностные качества как трудолюбие, настойчивость, активность и пр., позволяющие им ком пенсировать недостатки биологической их личности.
Наиболее важную роль в структуре личности играет ее ленность, понимаемая как совокупность устойчивых мотивов, убеждений и устремлений, ориентирующих человека на достижение отно сительно его жизненных целей.
I К. К. Структура и развитие личности. -
Психология личности
Рис. 5.2.Структура личности по К. Платонову
Эта характеристика личности всегда социально обусловлена и фор мируется в процессе индивидуального развития, под влиянием обу чения и воспитания. Она проявляется в целях, которые ставит перед собой человек, в его интересах, социальных пристра стиях и установках, а также в его влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и т. д.
Влечение — неполностью осознанное стремление к достижению чего-либо, неосознаваемая потребность.
Желание — потребность, четко осознаваемая человеком.
Стремление — желание, в котором присутствует волевой компо нент, т. е. готовность к преодолению препятствий.
Идеал — ЯВЛЯЮЩИЙСЯ воплощением совершенства и образ цом высшей цели в стремлениях индивида.
Мировоззрение — система взглядов и представлений о мире, обще стве, природе, самом себе. Убеждение — высшая форма направленно сти личности, проявляющаяся в осознанной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями на фоне эмо циональных переживаний и волевых устремлений.
Установка — готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в ус тойчивой предрасполож енности к определенному восприятию, ос мыслению и поведению индивида.
Цель — желаемый и представляемый в сознании результат кон кретной деятельности человека.
Выделяют три основных вида направленности личная, общественная и деловая.
Личная направленность создается преобладанием мотивов венного стремлениемк личному первенству,
качествапредпринимателя
жу. Человекс преобладанием такой направленности чаще занят мим своимичувствамии переживаниями и мало реагирует напотребностиокружающих его людей. В своей профессиональной он нередко игнорирует сотрудниковилиботу, которуюдолжен выполнять. В работе видит прежде всего воз можностьудовлетворить свои притязания вне связи с интересами де ла или других сотрудников.
Общественная направленность имеет место, если мысли и поступ ки человека в основном определяются потребностью в общении и для него важно поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе или учебе.Такой человек проявляет интерес к совместной деятель ности, его больше интересует сам процесс общения, чем конечный результат работы. Нередко такие люди, несмотря на видимую повы шенную активность, не только не способствуют, но даже мешают до стижению цели организации, создавая ненужную суету и отвлекая других работников от их прямых обязанностей. Деловая
ность отражает приоритет мотивов к достижению
целей, увлечение процессом деятельности, стремлением овладеть новыми навыками и умениями. Общение для человека не является самоцелью, а служит лишь средством достижения профессиональ ных целей.
предпринимателей преобладают люди первой и третьей группы, причем, хотя вступают на путь предпринимательства чаще люди первой группы, действительно выдающихся успехов в бизнесе достигают лица с преобладанием деловой направленности.