Тии феномена более известного в России
как феномен Известие о он разослал в средства информации, которые раздули шумиху по это му поводу. Умело подогревая интерес к своему Вайкари выпустил в котором заявлял, что «подсознательное убеж дение представляет собой новую полосу человеческого Он утверждал, что провел серьезные исследования, позволяющие утверждать, что невидимое изображение может заставить людей покупать что угод но даже против их воли. Вайкари якобы провел шестинедельный «науч ный на 45 699 зрителях одного кинотеатра, которые были подверг нуты подсознательному воздействию двух сообщений: «Пей и «Голоден? Ешь попкорн». При этом он зафиксировал рост потребле
нияCoca-Colaна и попкорна на 57,5%.
Пресса и политики подняли шум о том, что открыто средство зомбирова- ния и что его надо запретить. В то же время заказы на применение нового метода рекламы посыпались на Вайкари один за другим, причем даже от крупных корпораций, заинтересованных в сбыте своей продукции. Но постепенно нарастала критика мифа о 25-м кадре. По заказу Федераль нойкомиссиипо коммуникациям независимыеэкспертыпровеликонтрольные исследования, которые полностью опровергли
Вайкари. В январе г. Вайкари согласился публично провести экспе римент на всех телестанциях Canadian Broadcasting Company. На протя жении получасового шоу 352 раза вставлялось сообщение «позвони сей час». Но никакого заметного увеличения количества телефонных звонков
зафиксировано не было. Вместо этого СВС получила тысячи писем, со о необъяснимых позывах взять банку пива, сходить в туалет,
сменить канал и т. д. Ни один написавших не отгадал настоящего сооб
В июне 1958 г. American Psychological Association официально опровергла все псевдонаучные утверждения Вайкари, а через некоторое время Вайка ри исчез, закрыв банковские и прихватив с собой кругленькую сум му — $22,5 миллиона в нынешних ценах. Фирмы, которые столь щедро оплачивали «услуги» Вайкари, поняли, что их надули, и предпочли не поднимать В 1962 г. Вайкари все же отыскали, и в интервью газетеAdvertising Age он признался, что он все это сфабриковал с тем, чтобы привлечьк себе
2. Верхний абсолютный порог чувствительности меняет сам ха
рактер ощущений (чаще всего — на болевую На-
Another look at Advertising Age, 15 October 1984;
E. Age of W. H. — N.
3 . 2 .Познавательные в деятельности предпринимателя 63
припостепенномувеличении температуры воды человек начинает воспринимать не тепло, а уже боль. То же самое происходит при сильном звуке и или давлении на кожу.
порог (порог различения)
нение интенсивност и раздражителя, вызывающее изменения в ощу щениях. Согласно закону порог различения по каж дому анализатору имеет постоянную относительную величину.
const. Константы Вебера для разных органов чувств составляют:
2% для зрительного, для слухового (по интенсивности) и для вкусового анализатора. Это означает, что человек может заме тить изменение освещенности порядка 2%, в то время как для воз никновения изменения слуховых ощущений требуется изменение силы звука на 10%.
Хотя наши ощущения возникают относительно независимо, тем не менее они могут взаимно влиять на друга. В этом случае гово рят о сенсибилизации — повышении чувствительности при взаимо действиианализаторов. Сенсибилизация может двухвидов:
а) как результат компенсации сенсорных дефектов (улучшение слу ха у слепых людей);
какрезультатпрофессиональнойдеформации(например,обычный человек различает просвет мм, а шлифо вальщик — 0,0005 мм).
Если в результате ощущения человек получает знания об отдель ных свойствах, качествах предмета (холодное, шероховатое, зеленое), то восприятие дает целостный образ
Для иллюстрации принципиального отличия процесса от процесса ощущения можно вспомнить притчу трех слепых, которые гу ляли по зоопарку и по одному подходили к вольеру со Когда их спросили потом, что такое слон, то один сказал, что он похож на толстую веревку, другой — что слон напоминает лист лопуха: он плоский и шер шавый, а третий сказал, что слон напоминает высокую и мощную колон ну. Такое разнообразие описаний одного и того же животного заключа лось в том, что один слепец взял слона за хвост, другой потрогал за ухо. а третий — обнял ногу. Соответственно они получили разные ощуще ния, и никто из них не смог построить целостное восприятие
Восприятие— отражение предметов и явлений в купности их свойств и частей при их непосредственном ствии на органы чувств.
В процессе восприятия формируются которыми в даль нейшем оперируют память и Образ
64 Глава Психологические явления в
собой субъективную форму объекта; он является порождением мира данного человека (рис. 3.7) .Восприятие следует отличать от представлений, т. е. мысленного образов пред метови когда-товоздействовавших на организм, но отсут в данный момент.
Рис. 3.7. Схема формирования психических образов при восприятии
Впроцессе формирования образа на него воздействуют установ интересы, потребности и мотивы ЛИЧНОСТИ. Так, образ, возни кающий при виде одной и той же собаки, будет различным у случай ного прохожего, собаковода-любителя и человека, которого недавно покусала какая-то собака. Их восприятия будут отличаться полно той и эмоциональностью. Огромную роль в восприятии играет жела ниечеловека воспринимать тот инойпредмет,активность еговосприятия.
Существуют две основные процессов восприятия — по форме существования материи и по ведущей модальности. Первая классификация показана на рис. 3.8.
Рис восприятия
3 . 2 . Познавательные в деятельности предпринимателя 65
Восприятие чаще всего осуществляется с помощью зрительного анализатора, но к этому процессу может подключаться и тактильный анализатор, который помогает человеку преодолеть не которые зрительные В темноте этот вид восприятия может использовать также слух так, человек может примерно определить размеры помещения по эху, а глубину колодца — по звуку брошенно го в него камня.
В восприятии движения участвует суставно-мышечньш и вести булярный анализаторы человека. Спомощью последнего человек опре деляет величину ускорения и интенсивность вращения или поворо тов. Для этого в височной кости имеется система трех полукружных каналов, расположенных в трех взаимно перпендикулярн ых стях, которые реагируют на любое вращение головы.
Восприятие времени пока наименее изученная область психо логии. Пока только известно, что оценка длительности временного отрезказависитоттого,какими (с точки зрения конкретного человека) он заполнен. Если время было заполнено множест вом интересных событий, то оно проходит быстро, а если значимых событий было мало, то время тянется медленно. При воспоминании имеет место обратный феномен — период времени, заполненный тересными делами, кажется нам более продолжительны м, чем
Другая классификация восприятия (по ведущей модально сти) включает в себя зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, тактильное восприятие, а также восприятие своего тела в простран стве.
В с этой классификацией в — одном из направленийсовременной психологии всех людей принято делить на три основные категории в соответствии с преобладанием у них какого-то вида ятия: визуалов, аудиалов и Оказывается, учет этих инди видуальных особенностей способен повысить эффективность продаж варов и услуг. Например, визуалу — человеку с преобладанием зрительного типа восприятия — следует лучше показывать товар, аудиалу — больше рассказывать о его достоинствах, а — давать его пробовать на ощупь, кроме того, продавец может использовать в своей речи соответ ствующие эпитеты твердый, крепкий, мощный (об инструменте), мяг кий, теплый (об одежде) и т. д.
П программирование) — из направлений
ной психологии, рассматривающее мозг как особый суперкомпьютер, по особым конам обрабатывающий информацию.
66 Глава Психологические явления в деятельности предпринимателя
Внимание
• Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных что обеспечивает их особо ясное отражение при одновременном отвлечении от других.
Выделяют следующие основные функции внимания:
• отбора поступающей в организм информации в соот ветствии с актуальными потребностями человека;
• обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности пси хической активности на одном объекте или виде деятельности;
• активизация нужных и торможение ненужных в данны й момент психических процессов.
В илывни м ания
Существует несколько подходов к классификации различных видов внимания: исходя из ведущего анализатора, по направленност и на различные объекты, по главной форме деятельности, в которой уча ствует внимание, и т. д. Основные виды внимания, различаем ые в со ответствиис этими подходами, в табл.3.4.
3.4
внимания
По форме деятельности | По ведущему анализатору | По направлен ности | По степени воле вого контроля |
Сенсорно-пер цептивное | Зрительное | Внешнее | Непроизвольное |
Интеллектуаль ное | Слуховое | Внутреннее | |
Двигательное | Кинестетическое и др. | Пограничное (с и стых оболочек) |
О сенсорно-перцептивном виде внимания говорят, когда основ ным видом деятельност и человека является восприятие информа ции. Вратарь, наблюдающий за мячом, или повар, пробующий только что изготовленное блюдо, находятся в данном состоянии. П римеро м интеллектуальног о вида вни м ания являетс я состояние биржевого брокера, которому нужно быстро принимат ь решения о покупке ил и продажеакцийв соответствии с ихкурса.Двигательная разновидност ь внимания характерна дл я вып олня ющ и х
Познавательные в деятельности предпринимателя 67
точные движения в ответственных ситуациях — для спортсмена, хирурга. Понятно, что это разделение достаточно
но, тем не менее его используют, когда хотят подчеркнуть сосредото ченность человека на определенном компоненте Две другие классификации внимания — по ведущему анализатору ипо направленности на объект — не требуют комментариев, так как ихсущность понятна из названия.
Более важна для деятельности предпринимателя степень волево го контроля. Дело в том, что некоторые объекты как бы сами гивают» наше внимание, а для сосредоточения на других нужно лагать определенные усилия.
Один из видов внимания, классифицированный по данному кри терию, называется Такое внимание может быть вызвано или особенностями раздражителя (его силой, яркостью, громкостью и пр.), или же связью между объектом и по требностями человека. Поэтому рекламные объявления стараются делать крупными и яркими, чтобы они сами бросались в глаза потре бителям. Подробнее об этом мы поговорим в разделе 9.2, посвящен ном психологии рекламы, а пока только отметим, что данный вид внимания быстро истощается.
Другой вид — произвольное (его еще называют вни мание — контролируется волевым усилием. В этом случае человек концентрируе т внимание на объекте, даже если он ему не
но нужен для достижения цели. Так, продавец должен оказывать внимание каждому человеку, зашедшему в магазин, потому что лю бой из ни х может оказаться потенциальн ым покупателем и приобре сти товар. Д анн ы й вид внимания может быть усилен за счет ряда факторов: включения в процесс внимания практических действий и удаления отвлекающих раздражителей.
внимание имеет промежуточный характер — сна чала оно требует волевых усилий, а затем, по мере того, как человек начинает интересоваться процессом, за которым наблюдает, перехо дит в непроизвольное.
Свойства внимания
Внимание человека обладает свойствами (рис. 3.9).
Когдачеловек сосредоточивает в одной точке, то говорят овнимания, когда долго его
ность — об устойчивости.
Объем вни м ани я определяется количеством одновременно отчет ливо восприни маемых объектов (он совпадает с объемом кратковре менной памяти).
лава 3. Психологическиеявления в деятельности предпринимателя
3.9. Свойства внимания
Избирательностью внимания называют возможность успешной настройки внимания на сознательное восприятие информации при наличии помех.
Способность внимания быстро переключаться с одного объекта на выражает внимания, а одновременное восприятие нескольких объектов или выполнение нескольких вий называют распределением внимания. Правда, некоторые психо логи считают, что последнее свойство на самом деле отражает очень быстрое переключение внимания, когда оно так быстро переходит с одного объекта на другой, что у создается иллюзия од новременного сосредоточения внимания на нескольких объектах.
Существует легенда, что римский правитель Юлий Цезарь мог одновре менно делать несколько дел: читать, слушать и отдавать распоряжения. Скорее всего, он просто мог очень быстро переключать свое внимание с одного дела на другое, но на современников такая способность произ водила сильное впечатление. поневоле приходится подражать Юлию Цезарю, так как они одновременно долж ны планировать свою деятельность, отдавать распоряжения работникам, вносить коррективы в планы, контактировать с клиентами и деловыми партнерами при этом стараться делать все это наилучшим образом.
Согласно И. П. Павлова, внимание отражает на личие в коре больших полушарий очага возбуждения, который, свою очередь, является проявлением безусловного ориентировочног о реф По Ухтомскому, внимание определяется доминантой — гос устойчивымочагомвозбуждения в коре. Доминант а не только тормозит другие очаги возбуждения, но и способна усили-
3 .2 .Познавательные в деятельности предпринимателя 69
ваться за их счет, переключая на себя процессы возбуждения, возни кающие в других нервных центрах. Особенно выражена интенсив ность внимания, когда цель обусловлена биологически значимой мо тивацией жаждой,половым инстинктом). В этом случаепроисходит как бы нервной энергии из участка мозга, связанного с удовлетворением потребности, в участок коры, связанный с определенным объектом внешнего мира.
Следует отметить, что мотивация, усиливающая внимание, может иметь только биологический, но и социальный характер. Так,
тель, который ищет финансовые средства на организацию нового произ водства, будет неосознанно выбирать из окружающего мира именно ту информацию, которая касается его потребности: рекламу банков и дру гих кредитных организаций, информацию о возможных партнерах, цено вые характеристики нужного ему оборудования и т. д., а другие сигналы будут отсеиваться мозгом.
Память
• Память — это форма психического отражения действительности, заключающаяся в сохранении, узнавании и изведении следов прошлого опыта и
личности человека, его связь с прошедшим ранее.
Существует два основных вида классификации видов памяти: по характеру психической активности, которая сопровождает запоми нание и фиксируется в памяти, и по длительности сохранения мате риала (табл. 3.5). Обе классификации независимы от друга — на пример, в кратковременной памяти может храниться информация словесно-логическог о или двигательного характера.
Таблииа 3.5
памяти
По характеру психической активности | По продолжительности сохранения материала |
Образная | Мгновенная |
Эмоциональная | Кратковременная |
Двигательная | Оперативная |
Словесно-логическая | Долговременная |
70 3. Психологическиеявления в деятельности предпринимателя
В памяти образы:зрительные представления,звуки, запахи. Соответственно выделяют отдельно зрительную, слу ховую, тактильную, обонятельную, вкусовую и другие виды
В памяти содержатся воспоминания о чувствах и которые переживал человек.
Двигательная память лежит в основе запоминания и воспроизве дения движений.
Словесно-логическая память содержит информацию не в виде об разов, а в виде словесных понятий и чисел.
Таким образом, у бухгалтерадолжна быть хорошо выражена сло память, увладельца магазина — зрительная, у му зыканта — слуховая, у таксиста — зрительная и двигательная и т. д. Характеристики памяти, с одной стороны, имеют исходные индиви дуальные различия, а с другой — поддаются тренировке и улучше нию.
Физиологическиеосновы
Мгновенная память определяется процессами, происходящими в пе риферическом отделе анализатора (в рецепторах) . Информация там хранится очень недолго — от долей секунды до нескольких секунд. Тем не менее этот процесс лежит в основе деятельности кино и Делов том, что человек в кинотеатревидитнеоднонепрерывное изображение, а череду неподвижных картинок. Каждое по следующее изображение накладывается на память о предыдущей, в результате чего создается иллюзия движения.
В основе кратковременной памяти лежит циклическое вращение импульсов в нейронных цепях. сигнал, попавший в такую ловушку, может какое-то время циркулировать в ней, пока его не сотрет импульс (рис. Длительность хранения информации здесь — от нескольких секунд до нескольких минут. По этому, получив важную информацию, желательно перенести ее на материальн ый носитель — бумагу или электронный блокнот, чтобы обезопасить ее от возможной потери.
Модель работы кратковременной памяти:
1 — нервные клетки; 2 — отростки нервных клеток;
Нервные импульсы
3.2.П ознавательны е в деятельности 71
Объем кратковременной памяти 7 ± 2 единицы причем не имеет значения, что понимается под единицей ции — буква слово.
Та к как предпринимател ю приходитс я запоминать массу информации, он мож е т объединят ь единиц ы информации в более крупные блоки, рас ш иряя, таки м образом, е мкост ь свое й памяти. Например, ему за помнит ь теле ф онн ы й номе р Е сли он родился в 1975то вме сто ш ест и едини ц информаци и ( цифр ) ему придется запоминать только три: го д ро ж дения , начало О течестве нно й войны и
(за поминаетс я комбинаци я «рождение — война — Если он
ся в друго м году, то можн о использоват ь другие ассоциации, например с номеро м свое й квартиры , до м а или автомобиля.
часть информации из кратковременной памяти стирается, но какое-то ее количество переходит в оперативную память. Пере ход информации из кратковременной в оперативную называется кон солидацией. Этому процессу способствуют определенные условия: важности информации для неоднократное повторение ин формации, яркость, необычность информации, а также наличие
ций
В оперативной памяти информация хранится от нескольких нут до нескольких часов (суток), а чаще всего один день от пробу ждения до сна, после чего одна часть ее переходит в долговременную память, а другая стирается. Срок хранения информации в оператив ной памяти связан с задачей, стоящей перед человеком. этом ло гическая обработка информации, поступившей за день, происходит во время сна, а перевод ее в долговременную память — во время
Долговременная память может хранить информацию как угодно долго — на протяжении всей жизни человека. Этот процесс осущест вляется при участии специфических белков памяти и нуклеиновых кислот. В настоящее время имеется что функционирование информации в этом виде памяти связано с изменением структуры нервных клеток и их электрических контактов синапсов.