Древние цивилизации и Античный мир 25
вотноводства. Развитие сельского хозяйства сопровождалось также и развитие м ремесленног о Высокого расцвета обработка изкоторогос глубокой древности делали орудиятруда и оружие, а также ювелирное дело. Дальнейший прогресс на блю дается в област и металлургии. Огромное техническое значение имел о появление бронзы, которая дала возможность изготовить ору жие и орудия лучшего чем ранее. Однако ремесленное пред принимательств о все же играло вспомогательную роль в экономике страны, так как его ф ункции в основном ограничивались обслужива
нием хра мо в и верхушки египетской знати.
Бол е е развиты м было предпринимательств о в эпоху Нового Цар ства, когда торговля Египта с соседними странами значительно рас ш ирилась . И з С ири и привозил и продукт ы сельског о хозяйства — зерно, скот , вино, мед, из Ли вана египтяне в больш ом количестве доставлял и строевой лес. Через С ирию египетские торговцы приво зили боль ш о е количеств о товаров, шедших транзитом из более дале ких стра н — из Хеттског о государства, с островов Эгейского моря и из М есопота мии . Торговля с С ирие й ш ла как по суше, так и по мор ским путям, так как египтяне имели в эту эпоху в своем распоряже ни и мор ско й ф лот » [ 1 ; с.
Античные времена
Древняя
О собенность ю древнегреческой цивилизации бы ли города-государст ва полисы , котор ы е вел и м еж ду собо й о жи вленну ю торговл ю .
К группе предпринимателе й в Греции можн о купцов, щ иков , м енял , ремесленнико в и свободн ы х земледельцев. У пред принимателе й того врем ени был свой бог — Гермес, считал
ся богом торговли, ума, ловкости, обмана и... П ервые гре
ческие мон ет ы б ы л и отчеканены в Ли ди и в 600 г. до н. что сразу же повысил о интенсивност ь товарно-денежного
Впрочем, некотор ы е государства Греции старались сдерживать растание рол и дене г в жи з н и граждан. Н апри м ер, в Спарте отсутст вовал и золот ы е и серебрян ы е деньги, что затруд няло больш ую кон центраци ю богатства в руках отдельных граждан. В этом государстве традицио нн о м у ж еств о и сила ценилис ь гораздо выш е богатства. М о жн о сказать, чт о спартанский правитель Лик ур г целенаправленно уничто жи л предпринимательств о в своем государстве, так как ввел ря д зако нодатель ны х предписаний, направленных против данного
тора эконо мики . П лутарх отмечает, что Ликург изгнал из Спарты
26 2. История
полезные илишние ремесла, а чтобы избавить сограждан от страсти кбогатству ироскоши, учредил общие трапезы, на которых граждане же кушанья. Заниматься ремеслом коренным спартанцам
было запрещено, и свое время они посвящали воен ным испортивным упражнениям. Низким и рабским в Спарте тался всякий ручной труд, всякие заботы, сопряженные с
Древний Рим
Первоначально экономика Древнего Рима носила патриархально-на туральный характер, но по мере захвата соседних земель и обогаще ния коренного римского населения роль денег в древнеримском об ществе неуклонно возрастала. Соответственно постепенно усилива роль предпринимательства в экономике страны. Тем не менее, как указывают историки, несмотря на успешную завоевательную по литику раннего Рима и развитие торгово-ростовщического капитала, сельское хозяйство долго оставалась основной отраслью италийской экономики [14; с.
Одним из главных источников, дающих нам представление об этом секторе экономики II в. до н. является трактат сельском Из этого сочинения что торговля — занятие рискованное, а ростовщичество — непристойное
для Давая характеристику различных сельскохозяйст венных культур, Катон обращает внимание на сообразность их выращивания. При этом не все виды культур он счи тал одинаково выгодными. Говоря о доходности различных участков имения, он ставит на первое место виноградник, на второе — огород, на третье — ивовые посадки, на четвертое — оливковую плантацию, на — луг, и только на шестом месте стоит у него хлебное поле. Однако, когда возникала благоприятная экономическая конъюнк тура, сам автор трактата без колебаний предпочитал заниматься вы сокодоходными прибыльными торговыми операциями, а не земледе
Плутарх в биографии отмечал,чтопоследнийпокупалиперепродавал промысловые озера, места, удобные дл я устройства сукновален, ссужал деньги под залог кораблей и пр. Так как-морской транспорт не всегда был надежен, Катон составлял компании, и каж дая изних снаряжала корабли, перевозившие товары. Его средства распределеныбылипомногим Рискпотериденегв случае гибели кораблей, таким образом, уменьшался, а надежда на
быльувеличивалась. Все это является классическим примером пред
принимательства.
Сравнительные жизнеописания. Т. 1. - С.
Древние и Античный мир 27
Н. А. золота из завоеванных
способствовалразвитиюростовщичества. Люди, имеющие свобод ные финансовые средства, открывали меняльные лавки, соответствующие банкирским конторам конца Средних веков и начала Нового времени. Владельцы этих лавок, были главным образом вольноотпу щенники или чужестранцы, греки. Они всегда гали наличными средствами, за состоянием денежного рынка, производили размен их качество, хранили и переводи ли денежные суммы со счета одного вкладчика на счет другого и ссужали деньги под проценты. Но преувеличивать значение аргентариев не при ходится: настоящего кредита в Риме не существовало, и все денежные операции носили по преимуществу ростовщический с.
Если в Риме обработкой земли занимались ее непосредственные владельцы, то в в. н. э. хозяева земли читали сдавать ее в аренду сельским предпринимателя м, которых на зывали колонами. Знаток сельского хозяйства позднего Рима Ю лий дает подробное описание этой формы сельского предпринимательства . Рассуждая о рентабельност и имений, сданных колонам в аренду, он различал две категории колонов: одни из них
местные жители, которые обрабатывали землю своим трудом, а дру гие городские жители, посылавшие работать на поля своих рабов. Колумелла предпочитал первых и стоял за долгосрочную аренду, по скольку частая смена арендаторов, с его точки зрения, дело невыгод ное для владельца. Арендаторы, как правило, расплачивались деньга ми, но на колона х лежали и некоторые натуральные повинности.
И нтересно отметить, что среди предпринимателе й времен Рим ской импери и бы ла значительная часть вольноотпущенников, т. е. бывших рабов. П р и этом мотивы освобождения рабов были самыми разнообразными. Отпускались на волю рабы, содержание которых не представляло выгоды, а также были случаи отпуска рабов на волю исходя из добрых пожеланий. Однако часто в основе этого явления Лежал мотив выгоды. Сначала раб получал относительную свободу, и ему предоставлялась возможность заработать денег для его хозяи на. Такой статус назывался В качестве пекулия раб мог получит ь мастерскую ил и лавку, за которые он вносил определенный залог и в то же время скапливал средства и откупался па волю. Как вольноотпу щ енник он не порывал связи с бывшим своим господи ном, которы й оставался его патроном. Нередко вольноотпущенники являлис ь подставными лицами, через которых знатные римляне уча ствовали в торгов ых и ростовщических мероприятиях .
От лат. — серебро.
28 2. История предпринимательства
Развитие предпринимательства в Западной
Отношение к деньгам в христианстве было двояким. Христианство возникло как религия наиболее бедных и обездоленных слоев Рим ской империи, поэтому отношение к богатству было скорее отрица тельным. Ранние христианские авторы призывали своих телей оставить заботу о земных богатствах и обратить все свои силы на достижение духовных благ. Иисус Христос словами евангелиста Марка призывал:
заботьтесь для души вашей, что есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться... Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни со бираютжитницы,а Отец ваш питает
В другой проповеди Христос, обращаясь к богатому юноше, гово рит:
хочешь быть совершенным, пойди, продай имение свое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него былобольшоеимение.ИисусжесказалученикамСвоим: говорю вам, что богатому войти в Царство Божие. И еще вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство
В I тыс. н. э. у верующих культивировались такие качества, как бескорыстие, альтруизм, религиозност ь и пр. Счита лось, что служение Богу важнее, чем служение богатству, поэтому в эпоху Средневековья количество монахов многократно превышало число Занятие т. е. наце ленность на получение прибыли, если не осуждалось, то и не поощ рялось церковью, так как Христос призывал своих
собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют их, и где воры подкапывают и крадут. на небе, где нимольниржанеистребят
от Матфея. Гл. 25-26. от Матфея. Гл.
от Гл.
2.3.Развитиепредпринимательства в Западной 29
Соответственноданномутезисув г.II соборпровозгласил, что ростовщик не будет допускаться к причастию и не будет погребен в святой земле
С другой стороны, в Евангелии можно найти и другие призывы — к трудолюбию и примером которой является прит ча о человеке, оставившем трем своим рабам серебро на время своего отсутствия. Д вое слуг пустили эти деньги в оборот и приумножили богатство своег о господина, третий же раб просто зарыл се ребра в землю.
В результате хозяин жестоко наказал его, сказав:
и ленивый раб! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собирал там,где не рассыпал. Посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я пришел и получил бы мое с прибылью. Итак, возьмите у него талант и отдайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и при умножится, а у не имеющего отнимется и то, что он
Ф актически эта притча пропагандирует финансово-кредитное и торговое предпринимательство. Согласно ей, деньги должны при носить доход , а капитала равнозначно закапыва нию своег о таланта в землю.
К роме того, следуе т понимать, что, несмотря на призывы отцов Церкви к отреш ению от земных благ, базисные потребности людей заставляли их стремиться к богатству и благополучию. Поэтому на протяжении Средневековья предпринимательство все равно сущест вовало — в лиц е купцов, ростовщиков, ремесленников и сельскохо зяйственн ых Да и сама Церковь в лице ее духовен ства не гнушалась операциями, наиболее одиозными формами которых являлись продажи индульгенций (отпущение все возможных грехов за деньги) и торговля фальсифицированными свя тынями (« щ епо к с креста Господня», «волос с головы Иоанна Кре стителя» и
Эпоха Возрождения
П ереход от темног о Средневековья к эпохе Возрождения не был вне запным и резким. Промежуточными звеньями между этими эпохами явились итальянские города-государства, через которые шел взаим ный обме н товарами межд у Востоком и Западом. Венеция, Генуя
мера