Ектов, функцией которых является осуществление новых
и которые выступают как их активный [26] . По мнению Шумпетера, особенностью является со ими нового, а также преодоление сопротивления социальной среды, препятствующей этим нововведениям. В этом оп ределении мы видим скорее психологический подход, нежели эконо так как отсюда с неизбежностью вытекают такие качества
Эволюция взглядовна предпринимательства
предпринимателей, как целеустремленност ь и силь ная
Помимо перечисленн ых Ш умпетер неотъемлемыми свойствами предпринимателе й считал также индивидуализ м и лидерские каче ства. В своей книге экономического Шумпетер отмечал, что предприниматель — это вовлеченный в экономический процессчеловек,который нето,чтоделаютдругие,и не так,как они. Таким образом, по мнению этого ученого, отличие термина
от близких к нему терминов и
«бизнесмен» состоит в том, что первому из них в обязательном по рядке должн ы быть присущи атрибуции «инициативности», «дара предвидения» и что вовсе не обязательно для двух дру гих социально-эконо мических групп людей. Предприниматели со ставляют особый тип людей, которые выполняют функцию создания чего-то нового, и поэтому неизбежно сталкиваются с сопротивлени ем социальной среды [26].
О снователь современног о менеджмента П итер Д рукер в своих работах подчеркива л и интуитивный характер пред принимательской деятельности, полагая, что «науку предпринима тельства» создать невозможно, ибо каждый предприниматель стал кивается с уникальн ы м набором экономических и психологических факторов. По его мнению, принципиальное отличие тельства от других ф ор м малого бизнеса состоит в том, что предпри ниматель создает новый рынок и находит новых покупателей, фор мируя, таким образом, новый сегмент рынка. По мнению П. глав ным инструментом предпринимател я являю тся нововведения, и от того, насколько грамотно и продуманно применяе т инновации зависит успех его начинания.
В отечественной экономической литературе мнения о характе ре предпринимательской деятельност и в целом с запад ными . Российски е эконо ми ст ы X I X - X X вв. (А. К аминка, А . Пет- ра жицкий ) , давая свои определения понятию «предпри ниматель», подчеркивал и цель деятельност и — получение прибыл и и особен ности ведения экономических операций — за счет своих средств и на свой риск. В современной отечественной литературе ся различны е определения рассматриваемог о экономического явле ни я от кратких до весьма обстоятельных, однако ни одно из них не может считаться исчерпывающим с точки зре ни я экономической пси хологии.
Креативность — способность проявлять творческий подход, находить ные решения в сложных ситуациях.
Глава особенностипредпринимательства
Например;
- учебника И. Г. Акперов
и Ж. В. определяют предпринимательство как дея тельность, ставящую перед собой создание предприятия, которое тировано на получение с. что относится ко всем видам бизнеса;
в учебнике дается расширенное определение, которое носит экономический характер и слабо отражает психологиче ские особенности данного явления: представля ет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательством), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и по лучения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязательств перед бюдже тами и другими хозяйствующими с. 21].
Для того чтобы составить полное определение предпринимателя, включающеекак экономические, так психологическиесоставляющие, следует определить ключевые и дополнительные атрибуты пред принимателя.
Атрибуты предпринимателя
К ключевым атрибутам предпринимателя относят:
• стремление к коммерческому успеху и получению прибыли Смит, Б. Сей, А. Ф. П. Друкер, Л. И. Абалкин и др.);
• действия в условиях риска Кантильон, А. Смит, А. Л. И. Абалкин);
совмещение функции собственника капитала, наемного управля ющего и работника (Ж. Бодо);
наличиекоммерческойидеи(А.Смит, Друкер);
комбинирование ресурсами и перемещение капитала в зону симальной прибыльности Б. Сей,Й. П. Друкер);
• определенный набор личностных качеств ( Й . И. Г. Ак перов, Ж. Б. Масликова);
свободу в выборе направлений и методов деятельности И. Абал кин,И.Г.Акперов, В.Масликова).
К возможным (дополнительным) атрибутам предпринимателя мож но отнести:
Атрибуты
а) наличие собственного капитала (А. Смит);
генерацию новой идеи или технологии (П. Друкер);
в) предложение новой услуги или товара, освоение нового сегмента рынка ( П . Друкер).
Эти свойства предпринимателя не являются ключевыми, так как предпринимательство возможно и без наличия собственного ла (например, с использованием заемных средств или за счет госу дарственных субсидий) , с использованием чужих идей или уже су ществующих технологий и т. д. Конечно, наличие этих дополнитель ных преимуществ повышает шансы предпринимателя на успех, но
не являю тся ограничивающими.
Интегрируя все приведенные определения и атрибуты, можно оп ределить предпринимательство как инициативную экономическую деятельность людей, направленную на получение прибыли, сопря женную с риском и осуществляемую под свою имущественную от ветственность, а предпринимателя — как человека определенного личностног о склада, который в своем стремлении к получению при были самостоятельно выбирает способ экономической деятельности, несет имущественную ответственность за ее результаты и на первом этапе своей деятельност и совмещает функции собственника ла, наемного управляющего и работника (рис. 1.4).
Важнейшие элементы предпринимательской деятельности
лаваСоциально-психологические особенности предпринимательства
Специфической особенностью предпринимательской сти (вотличие от труда наемного рабочего) ность ввыборе не только средств, но и целей деятельности. Отсутст вие инструкций и жесткой регламентации приводит к необходимости очень часто принимат ь важные решения, что служит ной психологической нагрузкой.
Кроме того, предприниматель одновременно выполняет несколь ко функций, разделенных на сложившемся предприятии. Он одно временно является владельцем предприятия, управляе т бизнес-про цессами и является работником своего предприятия, как правило, сам организует продажи, а иногда даже выполняет ф ункцию бухгалтера, что создает дополнительную психологическую нагрузку ( рис. 1.5).
Социально-психологические аспекты современного российского предпринимательства
Современное предпринимательств о в России выполняе т три соци ально-экономические функции, которые оказывают большее влия ние на различны е области общественной жи з ни .
1. функция — ф ормирование р ын очно й эконо мики , переход рычагов эконо мико й от государства к част ным лицам, инициативное развитие отдельных в про мыш ленност и и сельском хозяйстве.
2. Социальная функция — ф ормирование ново й социальной груп пы — предпринимателе й и бизнесменов ; ф ормирование среднего класса — социальног о слоя обеспеченных лю дей; изменение отри цательного отнош ения к бизнесу на
3. Психологическая функция — ф ормировани е классовог о самосоз нания новой русской буржуазии, осознание себя как особой ак-
аспектыпредпринимательства
экономической (и даже политической) силы, способной оказывать влияние на различные стороны жизни страны; реализация себя через собственный бизнес, политику, инноваци онные технологии или благотворительность.
Здесь следует отметить, что предприниматели, как активная со циальная группа, тесно взаимодействуют с тремя слоями общества:
1) с клиентами (потребителя ми их товаров или услуг); 2 ) наемными работниками;
3) представителя ми госструктур (рис. 1.6).
Взаимодействие предпринимателей с другими компонентами российского (светлые стрелки отражают в основном позитивное
черные — негативное)
Клиенты выполняю т важнейшую функцию вбизнесе, являясь по требителя м и продукции предпринимателе й и обеспечивая возврат потраченных финансов ы х средств в виде оплаты товаров или услуг. К роме того, между предпринимателя ми и потребителя ми ют и другие связ и (рекламно-информационные и имиджевые), кото рые могут имет ь решающие последствия для развития того или ино го бизнеса.
Наемные работники возникают на определенном этапе развития бизнеса, т. е. тогда, когда предприниматель уже не может сам нять все ф ункци и на своем предприятии. Сначала они выполняют роль исполнителе й производственн ых функций, а затем и менедж мента. В настоящ ее время в России, в отличие от Запада, наемные ра ботник и пок а представляю т собой разобщенную массу людей, не сплоченну ю реальным и профсоюзами, что облегчает ви е предпринимателе й с ними. Однако в перспективе не исключена жесткая кон ф ронтация между бизнесом и наемным трудом.
16 особенности
Государство, с одной стороны, осуществляет регламентацию неса и жесткий контроль, получая взамен финансовые ресурсы в
де налогов. Кроме того, не секрет, в настоящее время место значительный финансовый поток между предпринимате лями и отдельными чиновниками в виде взяток и Одна из важнейших составляющих государства — это силовые структуры, которые могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на бизнес-процессы.
Деятельности
Существуют различные способы классифицировать тельскую деятельность: по количеству по наличию или отсутствию наемных работников, по степени по характе ру деятельности и т. д. различияотраженыв табл.
видов предпринимательской деятельности
Критерий классифика ции | Разновидности предпринимательства | |||
По количе ству учреди телей | 1.1. Индивидуальное | 1.2. Коллективное (партнер ское) | ||
2. По нали чию наемных работников | Без использования на емных работников | 2.2. С использованием наем ных работников | ||
3. По степени законности | Законное | 3.2. Незакон ное | 3.3. Лжепредпринимательст во | |
4. По теру деятель ности | Произ водственное | 4.2. Торгово- коммерческое | 4.3. услуг | 4.4. Кредит но-финансо вое |
Прокомментируем критерии классификации, отраженные в табл. По количеству учредителей. В реальности чаще встречается ин дивидуальное предпринимательство, что связано с
характером данного вида бизнеса и одной из ведущих его ва
— стремлением к Однако бывает и так, что у человека не хватает собственных чтобы открыть свое дело,
и тогда он привлекает или родственников в качестве
Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 17
онов. Практика показывает, что такой вид со временем может терять свою устойчивость разногласий междупартнерами, связанных с распределением обязанностей и (или) при были. Д ля стабильной работы коллективног о предпринимательства требуется хорошая психологическая совместимость партнеров и личие готовности идти на неизбежные компромиссы по ходу работы. Поэтому из всех вариантов коллективного предпринимательства наи более стабильными оказываются семейные фирмы.
2. По наличию наемных работников. Существуют определенные виды предпринимательской деятельности, в которых преобладает индивидуальн ый труд: художники, композиторы, нотариусы, препо даватели-репетиторы и пр. В других видах деятельности — производ ственной, кредитно-финансовой или страховой — работают, как пра вило, трудовые коллективы, состоящие из наемных работников. Не редко встречаются и промежуточные виды деятельности. Например, предприниматель может начать торгово-закупочную деятельность в индивидуальном режиме, а затем, по мере роста товарооборота, будет привлекать наемных служащих.
3. По степени Н езаконное предпринимательство (ст. УК Р Ф ) отличается от лжепредпринимательства (ст. 173 УК Р Ф ) тем, что в первом случае человек в своей реальной мательской деятельност и нарушает действующее в РФ законодатель ство ( например, в части уплаты налогов), а в случае лжепредприни мательства, ф ормально зарегистрировав свою фирму, не ведет реаль ной деятельности, используя эту фирму для получения каких-то льгот и субсидий.
4. По характеру деятельности. Данное деление в некоторых слу чаях является достаточно условным, так как производитель товара нередко занимается и его непосредственной продажей. Поэтому к производственно му предпринимательству относят те организации, в которых производственна я сфера деятельности является первичной или главной. Предпринимательство, основанное на оказании услуг, является ш ироким по своему спектру (от парикмахерских до частных вузов) . Особняком стоит кредитно-финансовое предприни мательство, сутью которого является перепродажа денег, хотя попут но банки оказываю т своим клиентам и множество иных услуг.
Вопросы и для проверки усвоения знаний
Какиез нани я и ум ения должны быть сформированы у студентовпо завер ш ению курса «Психология предпринимательства?
Глава особенности предпринимательства
как менялись взгляды на с XV IIв.?
3. Какие особенности личности являются для пред принимателя?
4. Дайте своими словами определение понятия
его наиболее существенные компоненты.
5. Какие виды предпринимательской деятельности вы знаете? Выберите правильный вариант ответа
I. Какой компонент предпринимательской деятельности отсутст
вовал определении Смита?
1прибыль;
2—
3 — коммерческая идея;
4— риск.
II. Кто из экономистов считал, что это эконо мический агент, который перетаскивает ресурсы из сферы низ кой прибыльности в области, где они могут принести макси мальный
1— Адам Смит;
2— Жан Батист Сей;
3 — Ричард Кантильон.
Щ. Какой из перечисленн ых факторов не относится к основным атрибутам личности предпринимателя?
1— стремление к получению прибыли;
2— действие в условиях риска;
3 наличие собственного капитала;
4наличие коммерческой идеи.
IV. Какой из нижеперечисленн ых факторов относится к основным атрибутам личности предпринимателя?
1 — свобода выборе направлений и методов деятельности;
2— наличие собственного капитала;
3 — генерация новой идеи или технологии;
4 — предложение новой услуги или товара, освоение нового сег мента рынка.
ВКакую функцию не может выполнять начинающий матель?
— собственника
2 менеджера;
3 — бухгалтера; аудитора.
Какой вид предпринимательства неправильно классифициро ван по степени законности?
1— законное;
2 — незаконное;
3 — индивидуальное;
4 — лжепредпринимательство.
лава 2
ИСТОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Доклассовоеустройство
Как полагают ученые, человечество существует на Земле примерно 2,5 млн лет. Результаты раскопок доказывают, что предками первых людей были прямоходящие человекообразные обезьяны — австрало питеки, которые передвигались на двух ногах и использовали митивные орудия охоты, сделанные из дерева. В процессе эволюции некоторые из этих высокоразвитых обезьян стали обладать мозгом увеличенного объема, который был способен предвидеть будущие события моделировать продукты трудовой деятельности. Эти су щества и были первыми людьми, названными учеными Homo (человек умелый), так как они были уже способны изготавливать ка менные орудия
Археологи что для того, чтобы изготовить подобное простейшее каменное рубило, нужно было сотни раз ударить по нему другим камнем. Такое упорство в достижении поставленной цели присуще только человеку. Можно вспомнить, что птицы тоже изго тавливают гнезда, бобры строят плотины, а пчелы лепят восковые со ты, но все они делают это инстинктивно. Только человек, прежде чем он начнет изготовление какой-то вещи, создает эту вещь в своем со знании, а потом уже по этому образу и подобию материализует ее в вещественном виде. Это впервые отметил Фридрих Энгельс, кото рый в своей работе труда в происхождении обратил внимание на то, что труд и мозг взаимно развивали друг друга: в про цессе труда происходило совершенствование мозга, а чем более вершенным становился мозг, тем более сложные предметы и процес сы он создавал.
Предпринимательство как явление не сразу появилось в истории человечества. На первых этапах развития
I Примитивные каменные были найдены рядом с останками представителей
habilis.
2.2.Древние и Античный мир 21
первобытно-общинный строй не оставлял места для личной собст венности. Основные ценности первобытных примитивные орудия труда, оружие, предметы охоты и рыболовства, пищевые ре сурсы принадлежали всему племени, соответственно, отсутствова ла личная заинтересованность отдельных членов племени в нительных трудовых усилиях. Кроме того, в
обществе не было и общепризнанного эквивалента материальных ценностей — денег. Поэтому на первых порах существования челове чества на Земле отсутствовала экономическая и социальная база для занятия бизнесом.
Древние
И Античный мир
Возникновение первых
По мере совершенствования орудий труда и профессиональной спе циализации возрастала производительность После прируче ния человеком домашних животных сельскохозяйственная деятель ность постепенно начала разделяться на земледелие и скотоводство. Возникли ремесла — гончарное, плотницкое и кузнечное дело, ткаче ство, скорняжное производство и т. д. Повышение производительно сти труда привело к возникновению излишков продуктов и, следова тельно, возможности их реализации в обмен на другие необходимые вещи. Возник натуральный обмен, а затем начали появляться попыт ки создать универсальный эквивалент ценности. В качестве денег в различных обществах использовались слитки ракови ны и т. д. Уже тогда возникли предпосылки к появлению предприни мательства, однако данное явление стало реальностью лишь с воз никновением первых цивилизаций древности.
Первыеостровкицивилизациипоявилисьв тыс.дон.э.в Шумере, Египте и Индии. Признаками цивилизации являются:
появление городов как центров власти и торговли;
• деление населения на социальные слои (жрецы, воины, ремеслен ники, чиновники, земледельцы, рабы);
• разделение труда на основе
• возникновение письменност и как средства передачи и хранения информации;
формирование официальных религий.
22 Глава 2.История
государства Междуречья
Долина между реками Тигр и Евфрат считается из са мыхдревнихцивилизаций Мягкийклимати родная почва, удобряемая разливами двух могучих рек, создали ос нову для развития земледелия. В районе Междуречья (Месопотамии) были акклиматизированы такие базисные культуры, как пшеница, и виноград. Именно в долине рек Тигр и Евфрат возникли первыегорода и зачатки государственноеустройство, письменность и храмовая культура. Здесь же возникла медная ме таллургия, которая впоследствии сменилась бронзовой.
В древнейших общинах южной части Месопотамии в III тыс. до н.э.почти все производившиеся продуктыпотреблялисьнаместе. Как отмечают на натуральный характер хозяйства ука зывает обычай платить дань и подати натурой, а оценка земли, шер сти, масла, рабов и медных осуществлялась с помощью зерна. Однако со временем древний натурально-хозяйственный строй
этихпервобытных сталпостепенноизменятьсявследствиепоявления избыточных продуктов. По мере того как эти избыточные
продукты земледелия или ремесла появлялись на рынке, возникал древнейший торговый обмен как внутри страны, так и с соседними странами. На наличие торговли в начале III тыс. до н. э. указывают тексты контрактов на продажу рабов, домов, полей, домашних животных и драгоценных металлов. Необходимость полу чения из соседних стран различных видов недостающего сырья спо собствовала развитию внешней торговли, а значит — возникновению торгово-закупочной разновидности предпринимательства.
Как отмечает исследователь Древнего Востока В. И. Авдиев, шу мерийцы привозили медь из Элама, Ирана иАссирии, а необходимое им дерево — из горных районов, лежащих к северу и востоку от Шу мера.
Он пишет:
«Несмотря довольно широкие территориальные рамки, эта торговля была еще весьма примитивной. Это была древнейшая меновая торговля, при которой товары одних видов лишь обменивались на другие товары. Только постепенно появляются древнейшие товарные эквиваленты мости:скоти Впоследствии,по мере распространения металлов,значение денег приобретают слитки металлов. Однако эти слитки еще не снабжены чеканом, который бы точность веса и чисто ту Поэтому при каждой торговой необходимо было про верять данного слитка меди или
Признаки наличия предпринимательства можно обнаружить в сво де законов — правителя, жившего почти
Древние и Античный мир23
четыре тысячи лет назад (рис. Законы не только ламентировали ю ридические отношения, но и экономическую подданных этог о царя, в том числе деятельность предпринимателей того времени, преж д е всего мелких сельскохозяйственных водителей, арендовавших землю у крупных землевладельцев. В част ности, закон определя л следующ ее:
42 ) Если человек арендовал поле для обработки и не вырастил на поле зерна, то его следует уличить в невыполнении работы на поле, а затем он должен будет отдать хозяину поля зерно в соответствии с урожаем его соседей.
48 ) Если человек имеет на себе процентный долг, а побил поле, или половодье унесло урожай, или же из-за безводья зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан вернуть зерно своему он может переписать свою табличку и проценты за этот год не
Рис. Каменный столб с высеченными на нем законами Хаммурапи Так же подробн о регламентировалас ь и деятельность кредитно-
финансовых предпринимателе й того времени:
94 ) Если ростовщик дал в долг под проценты зерно или серебро, и, ко гдаондавалв ондалсеребромалойгирей и зерно малой мерой, агда получил назад долг, он принял серебро гирей и зерно