Факторы микрополитической мотивации.
Можно выделить следующие группы демотивирующих факторов:
Группа 1. Внешние стимулы и системы стимулирования, неадекватные наиболее значимым потребностям сотрудников и стратегии компании (например, оплата по индивидуальным результатам труда высококвалифицированных участников проекта, гасящая их креативность, стремление к творчеству и сотрудничеству).
Группа 2. Способы применения стимулов, снижающие их позитивное мотивационное воздействие (например, длительные задержки выплаты премий, грубая необоснованная критика, принятие руководителем решения, касающегося работника, без его информирования и учета его мнения и т. п.).
Группа 3. Стихийно действующие факторы производственной среды (например, низкая организация труда, несвоевременность поставок, основанная на подозрительности, недоверии, слежке и т. п. корпоративная культура).
Группа 4. Отсутствие соответствующих трудовому договору условий, организации и содержания труда и отношения к работнику (например, шум на рабочем месте, плохая освещенность, неблагоприятная обстановка в коллективе и т. п.).
Группа 5. Внепроизводственные ситуационные факторы: отношения в семье, необходимость дополнительных заработков, бытовые трудности, друзья, непрерывно устраивающие утомительные пирушки, которые сказываются на самочувствии и работе, и т. п.
Группа 6. Личные качества или состояния, снижающие восприимчивость сотрудника к стимулам и нейтрализующие действие конструктивных, побуждающих хорошо работать мотивов: лень, безответственность, заниженная самооценка, пристрастие к алкоголю, слабое здоровье, состояние стресса и т. п.
7. Особую группу внутренних факторов, вызывающих демотивацию работников, составляют завышенные индивидуальные ожидания и требования.
Выпускница престижного университета рассчитывает, что будет находиться в центре внимания и заниматься творческой работой, а в реальности сталкивается с рутинными делами и критикой со стороны руководства и коллег.
Микрополитическая мотивация
Второй вид деструктивной мотивации – микрополитика. Само понятие «микрополитика» появилось в мировой науке в 1980-е гг. В России же оно известно лишь узкому кругу специалистов и потому нуждается в уточнении.
Микрополитика- это устойчивая целенаправленная деятельность сотрудников компании по реализации с помощью влияния на власть и организационный порядок личных интересов, противоречащих официальным целям, ценностям и предписаниям компании.
Понятие микрополитики охватывает целый комплекс деструктивных, опасных для любой организации явлений: взяточничество, протекционизм, клиентелизм (личная преданность в обмен на покровительство, оказываемое «своим людям»), кумовство, злоупотребление служебным положением, воровство, различного рода жульничество и т. п.
Особенности микрополитической мотивации:
Особенность 1. Это не любые корыстные действия, а устойчивая, преследующая перспективные цели деятельность, т. е. повседневная политика, которую проводят сотрудники компании в целях обеспечения или защиты своих особых личных интересов.
Особенность 2. Это деятельность по реализации личных и групповых интересов, которые несовместимы с провозглашенными компанией целями и ценностями, нормами поведения и требованиями, предъявляемыми к сотрудникам, противоречат официальным установкам.
Особенность 3. Главная причина микрополитики - конфликты между личными и организационными интересами. Там, где такие конфликты есть, а механизмы их сдерживания, прежде всего организационный контроль, слабы, следует ожидать появления микрополитики.
Особенность 4. Главные цели микрополитики - власть в компании, ее обретение, использование и удержание, а также влиятельные позиции, связанные с распределением ресурсов и удовлетворением индивидуальных потребностей и амбиций.
Особенность 5. Это индивидуальная или основанная на личных интересах групповая деятельность. Каждый ее субъект стремится получить выгоду для себя лично.
Особенность 6. Неформальные отношения противостоят официально закрепленным целям и требованиям компании.
Особенность 7. Это скрытая, теневая деятельность. И даже когда она ведется в открытую, подлинные цели никогда не афишируются. В тех или иных масштабах и формах микрополитика есть во всех компаниях, просто обычно она не бросается в глаза.
Особенность 8. Микрополитика осуществляется в запретном или свободном от официального регламентирования пространстве. Особенно любят «микрополитики» так называемые серые зоны, где и собираются, чтобы обсудить, а иногда и «решить» вопросы, связанные с жизнедеятельностью компании. Известно, что далеко не каждый сотрудник решится явно нарушать запреты, четко определенные правила и предписания. Однако если их нет, люди обычно ведут себя в соответствии со своими интересами и склонностями, часто идущими вразрез с интересами компании.
Негативное влияние микрополитической мотивации на развитие компании:
· искажение смысла деятельности государственной организации, привести к банкротству компанию или по меньшей мере внести в ее деятельность элементы хаоса и анархии. Микрополитика отвлекает силы от организационных целей и приводит к бесплодному расточению ресурсов. В компании с гипертрофированной микрополитикой время и энергия тратятся не на работу, а на изыскание и получение сугубо личной выгоды посредством разного рода интриг и т. п.
· микрополитика подрывает психологический климат в коллективе, дезорганизует и дезориентирует сотрудников. В группе, где все преследуют главным образом свои собственные, эгоистические интересы, ни на кого нельзя положиться. Там нет ни друзей ни врагов, поскольку завтра с изменением конъюнктуры они могут поменяться местами. Особенно тягостно воспринимается микрополитика людьми с твердыми нравственными убеждениями, которые не любят конфликты, неопределенность и двусмысленность. Страх перед микрополитикой испытывают даже те, кто в настоящее время обладает властью и ресурсами, но не уверен, что сможет их сохранить.
· разрастание микрополитики демотивирует не только ее участников, но и других сотрудников, раскручивает спираль недоверия, сильно осложняет социальное общение, поскольку усиливает потребность в предварительной подготовке, подстраховке и контроле. Возникает опасность войны всех со всеми, чреватой забвением самого смысла существования организации.
Управление микрополиикой: хотя микрополитику нельзя устранить полностью, ее масштабы и формы проявления можно и нужно регулировать, удерживая в допустимых и неопасных для компании пределах.