Особенности мирового соглашения по делам о банкротстве.
Мировое соглашение может быть заключено с момента возбуждения хозяйственным судом производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди, но не ранее проведения первого собрания кредиторов. Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов (статья 152 Закона о банкротстве).
По делам о банкротстве ликвидируемых должников (упрощенная процедура) мировое соглашение может заключаться только после отмены решения уполномоченного органа о ликвидации (статья 234 Закона о банкротстве).
Принципиальное отличие последствий неисполнения мирового соглашения по делам о банкротстве от аналогичных последствий мирового соглашения по делам искового производства предусмотрено Законом о банкротстве. Так, в случае неисполнения должником условий мирового соглашения кредитор, в отношении которого заключено мировое соглашение, вправе предъявить свои требования к должнику в объеме, установленном мировым соглашением по правилам искового производства (статья 160 Закона о банкротстве), в то время как истцы в соответствующих случаях вправе подать заявление о выдаче исполнительного документа в соответствующий хозяйственный суд (статья 124 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК)).
В течение сроков исковой давности, установленных статьей 182 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), за должником, кредитором, государственным органом и прокурором сохраняется право признать мировое соглашение недействительным в следующих случаях:
мировое соглашение содержит условия, предусматривающие преимущества для одних кредиторов или ущемление прав и законных интересов других кредиторов;
выполнение условий мирового соглашения может вновь привести должника к экономической несостоятельности (банкротству);
мировое соглашение содержит основания, установленные законодательством для недействительности сделок.
Недействительность мирового соглашения является основанием для возобновления производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). При этом хозяйственный суд выносит определение о возобновлении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), которое может быть обжаловано (опротестовано) в порядке, установленном ХПК.
Требования кредиторов, с которыми произведены расчеты в соответствии с условиями мирового соглашения, признаются погашенными.
Кредиторы, чьи требования были удовлетворены в соответствии с условиями мирового соглашения, предусматривающими преимущества для них или ущемление прав и законных интересов других кредиторов, обязаны возвратить должнику все полученное ими в порядке выполнения условий мирового соглашения.
В случае возобновления производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) объем требований кредиторов, в отношении которых заключено мировое соглашение, определяется с учетом условий, установленных мировым соглашением (статья 160 Закона о банкротстве).
Согласно статье 159 Закона о банкротстве расторжение мирового соглашения, утвержденного хозяйственным судом, по соглашению между отдельными кредиторами и должником не допускается.
Расторжение мирового соглашения по решению хозяйственного суда в отношении отдельного кредитора не влечет расторжения мирового соглашения в отношении остальных кредиторов.
Мировое соглашение может быть расторгнуто по решению хозяйственного суда в случае невыполнения должником условий мирового соглашения в отношении не менее одной трети требований кредиторов. В этом случае применяются положения статьи 158 Закона о банкротстве.
Вопросы, связанные с расторжением мирового соглашения, рассматриваются хозяйственным судом, вынесшим определение об утверждении мирового соглашения.
Рекомендации хозяйственным судам по отдельным вопросам, связанным с заключением мирового соглашения в процедуре банкротства, содержатся в постановлении Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 17.02.2010 N 6 "О некоторых вопросах заключения и утверждения мирового соглашения по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)".
Относительно обособленные споры, рассматриваемые хозяйственным судом в рамках производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).
Необходимо учитывать, что рассмотрение дела о банкротстве включает в том числе, разрешение отдельных относительно обособленных споров, в частности:
жалоб на действия (бездействие) антикризисного (временного) управляющего (статья 54 Закона о банкротстве);
заявлений об отстранении антикризисного (временного) управляющего (статья 74 Закона о банкротстве);
заявлений антикризисного (временного) управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами (статья 54 Закона о банкротстве), включая требования о признании недействительными решений собрания кредиторов;
возражений кредиторов по результатам рассмотрения управляющим требований кредиторов (заявления о требовании) (статьи 92 - 96 Закона о банкротстве).
Применительно к статье 163 ХПК в пятидневный срок со дня поступления соответствующего процессуального заявления (жалобы) суд выносит определение, в котором указывается дата судебного заседания по рассмотрению соответствующего процессуального обращения или решается вопрос о его возвращении или передаче на рассмотрение собрания (комитета) кредиторов в установленных Законом о банкротстве случаях; копия определения направляется лицам, непосредственно участвующим в рассмотрении данного обособленного спора.
В силу статьи 54 Закона о банкротстве заявления управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а также жалобы кредиторов, иных лиц, участвующих в деле об экономической несостоятельности (банкротстве), о нарушениях их прав и интересов рассматриваются в процедуре:
защитного периода - в заседании хозяйственного суда не позднее тридцати дней со дня поступления указанных заявлений и жалоб в хозяйственный суд;
конкурсного производства - собранием (комитетом) кредиторов, а при недостижении соглашения - в заседании хозяйственного суда не позднее тридцати дней со дня поступления указанных заявлений и жалоб в хозяйственный суд.
В процедуре конкурсного производства жалобы кредиторов и иных лиц, участвующих в деле об экономической несостоятельности (банкротстве), о нарушении их прав и интересов подаются в хозяйственный суд при невозможности подачи такой жалобы в собрание (комитет) кредиторов. При этом в жалобе указываются причины, препятствующие ее подаче в собрание (комитет) кредиторов.
По результатам рассмотрения заявлений и жалоб хозяйственный суд выносит определения, которые могут быть обжалованы (опротестованы) в порядке, установленном ХПК.
Вопросы определения стоимости, оценки и реализации имущества должника.
Вопросы оценки имущества должника в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) урегулированы в статье 44 Закона о банкротстве.
Проведение оценки имущества должника, подлежащего продаже, является обязательным. В процедуре конкурсного производства управляющий проводит опись (инвентаризацию), внутреннюю оценку имущества должника и (или) обеспечивает проведение независимой оценки указанного имущества.
Решение о проведении внутренней и (или) независимой оценки в виде определяемой стоимости предприятия как имущественного комплекса и иного имущества должника принимается:
в процедуре защитного периода - руководителем должника по согласованию с временным управляющим (временным управляющим при отстранении руководителя должника от должности, а также при прекращении трудового договора (контракта) с руководителем должника в соответствии с Законом о банкротстве) с предварительным уведомлением хозяйственного суда, рассматривающего дело об экономической несостоятельности (банкротстве), о принятом решении;
в процедуре конкурсного производства до созыва первого собрания кредиторов - антикризисным управляющим по предварительному согласованию с хозяйственным судом, рассматривающим дело об экономической несостоятельности (банкротстве);
в процедуре конкурсного производства после созыва первого собрания кредиторов - собранием (комитетом) кредиторов.
В процедурах экономической несостоятельности (банкротства) оценка имущества должника действительна в течение двенадцати месяцев с даты ее проведения.
Собранием (комитетом) кредиторов может быть принято решение о проведении повторной оценки имущества должника.
При продаже предприятия как имущественного комплекса и иного недвижимого имущества должника такое имущество подлежит независимой оценке до его продажи с привлечением в порядке, установленном законодательством, юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих в порядке, установленном законодательством, оценочную деятельность, если иное не установлено законодательными актами.
При проведении аукциона (конкурса) по продаже государственного имущества должника независимая оценка такого имущества для определения его начальной стоимости проводится только государственными организациями, организациями, доля государственной собственности в уставном фонде которых составляет более пятидесяти процентов, осуществляющими в порядке, установленном законодательством, оценочную деятельность, а также организациями, созданными Белорусской торгово-промышленной палатой, перечень которых определяется Президентом Республики Беларусь.
Продажа имущества должника в процедуре санации регламентирована нормами статей 127 - 130 Закона о банкротстве. В процедуре санации продажа имущества без проведения торгов не допускается (статья 127 Закона о банкротстве).
Согласно части десятой статьи 127 Закона о банкротстве начальная цена имущества должника, выставляемого на торги, за исключением его дебиторской задолженности, определяется по результатам оценки, проведенной в соответствии со статьей 44 Закона о банкротстве, подлежит одобрению собранием (комитетом) кредиторов и по ходатайству управляющего утверждается хозяйственным судом.
Начальная цена имущества должника, выставляемого на повторные торги, может быть снижена по ходатайству управляющего хозяйственным судом:
не более чем на десять процентов - без согласия собрания (комитета) кредиторов;
более чем на десять процентов - с согласия собрания (комитета) кредиторов.
В случае осуществления процедуры конкурсного производства более года и нереализации имущества должника после проведения двух и (или) более торгов управляющий вправе по согласованию с собранием (комитетом) кредиторов обратиться с ходатайством в хозяйственный суд о снижении начальной цены продажи на двадцать и более процентов.
По решению собрания (комитета) кредиторов имущество должника, не проданное на аукционах, в том числе если аукционы признаны несостоявшимися в силу того, что заявление на участие в них подано только одним участником и указанное имущество не было продано этому участнику по начальной цене, увеличенной на пять процентов, может быть реализовано конкретному покупателю на основании заключенного в установленном порядке договора купли-продажи. При этом цена продажи имущества должника не может быть ниже начальной цены, определенной для проведения последнего аукциона (статья 129 Закона о банкротстве).
Дебиторская задолженность, не проданная на первом аукционе, выставляется на повторный аукцион (повторные аукционы) по начальной цене, определенной собранием (комитетом) кредиторов. По решению собрания (комитета) кредиторов дебиторская задолженность, не проданная на аукционах, может быть реализована конкретному покупателю на основании заключенного в установленном порядке договора купли-продажи. При этом цена продажи дебиторской задолженности не может быть ниже начальной цены, определенной для проведения последнего аукциона (статья 128 Закона о банкротстве).
В соответствии с частью шестой статьи 140 Закона о банкротстве продажа имущества должника в процедуре ликвидационного производства осуществляется на основании статей 127, 128 и 130 Закона о банкротстве с учетом особенностей, предусмотренных главой 9 Закона о банкротстве.
По решению собрания (комитета) кредиторов в процедуре ликвидационного производства на основании части седьмой статьи 140 Закона о банкротстве имущество должника может быть продано без проведения торгов.
Исходя из комплексного анализа норм Закона о банкротстве представляется, что утверждение начальной цены имущества должника, реализуемого в ликвидационном производстве по прямому договору купли-продажи, не является обязанностью хозяйственного суда, рассматривающего дело об экономической несостоятельности (банкротстве) должника. В силу абзаца десятого части пятой статьи 55 и части пятой статьи 100 Закона о банкротстве решение данного вопроса относится к компетенции собрания кредиторов. При этом решение собрания кредиторов оформляется протоколом. Протокол составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в хозяйственный суд в течение пяти дней с даты проведения собрания кредиторов.
Вопросы передачи нереализованного имущества должника в ликвидационном производстве регламентированы статьей 150 Закона о банкротстве.
Субсидиарная ответственность участников, учредителей, собственников имущества предприятий в рамках дела о банкротстве и после завершения дела, основание для ответственности и документальное подтверждение. Применение субсидиарной ответственности.
Основания и субъектный состав привлечения к субсидиарной ответственности в рамках дел о банкротстве определены статьей 52 ГК и статьей 11 Закона о банкротстве.
В целях обеспечения правильного и единообразного применения хозяйственными судами Республики Беларусь законодательства при разрешении споров о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности отдельные вопросы практики применения указанных норм закреплены в постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.10.2006 N 11 "О некоторых вопросах применения субсидиарной ответственности" (далее - постановление N 11). Кроме того, отдельные рекомендации по вопросам привлечения к субсидиарной ответственности в рамках дел о банкротстве даны в постановлении Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 18.11.2011 N 56 "Об ответственности субсидиарных должников" (далее - постановление N 56).
Новый Закон о банкротстве четко и однозначно закрепил сложившиеся в судебной практике подходы о солидарности должников, несущих субсидиарную ответственность по долгам лица, признанного банкротом (статья 11 Закона о банкротстве). Необходимо отметить, что Закон о банкротстве сохранил все основания для привлечения к субсидиарной ответственности ранее действовавшего Закона Республики Беларусь от 18.07.2000 N 423-З "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве 2000 года), а также включил положение о субсидиарной ответственности собственника имущества должника, учредителей (участников) или иных лиц, в том числе руководителя должника, имеющих право давать обязательные для должника указания либо имеющих возможность иным образом определять его действия, которыми вызвано банкротство должника, содержавшееся в Указе Президента Республики Беларусь от 12.11.2003 N 508 "О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)". При этом Закон о банкротстве уточнил, что только в последнем случае кредитор (кредиторы) или его (их) правопреемники, государственные органы, прокурор, контролирующие органы вправе предъявить иски о привлечении к субсидиарной ответственности в течение десяти лет с момента возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).
Кроме того, новый Закон о банкротстве (часть 3 статьи 11) установил, что лица, виновные в несвоевременной подаче заявления должника о банкротстве, солидарно несут ответственность по всем неудовлетворенным обязательствам должника, тем самым увеличив объем ответственности, поскольку ранее действовавшие нормы (статья 8 Закона о банкротстве 2000 года) ограничивали ее размер обязательствами должника, возникшими по истечении срока на обязательную подачу заявления.
В соответствии со статьей 11 Закона о банкротстве иски о привлечении к субсидиарной ответственности виновных лиц предъявляются после открытия ликвидационного производства в хозяйственный суд в случае выявления недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов. В период рассмотрения дела об экономической несостоятельности (банкротстве) такие иски подаются в хозяйственный суд, рассматривающий это дело.
Согласно статье 77 Закона о банкротстве управляющий обязан подавать иски о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя должника - юридического лица и (или) иных виновных в экономической несостоятельности (банкротстве) должника лиц.
В соответствии со статьей 11 Закона о банкротстве иски управляющего о привлечении к субсидиарной ответственности предъявляются на сумму неудовлетворенных требований кредиторов и рассматриваются хозяйственным судом до вынесения определения о завершении ликвидационного производства.
Принимая во внимание изложенное, при наличии оснований для предъявления соответствующих исков управляющий по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должен надлежащим образом исполнить свои обязанности до завершения ликвидационного производства.
При решении вопроса о завершении ликвидационного производства хозяйственному суду следует: проверять полноту предпринятых антикризисным управляющим мер по защите интересов кредиторов и по погашению кредиторской задолженности; выяснять, принимались ли меры по возложению субсидиарной ответственности на лиц, которые в соответствии с законодательством несут дополнительную с основным должником ответственность по его обязательствам.
Иски управляющего о привлечении к субсидиарной ответственности предъявляются на сумму неудовлетворенных требований кредиторов.
Размер требований к лицам, несущим субсидиарную ответственность, определяется суммой непогашенных (неудовлетворенных) требований кредиторов, исчисленной как разница между размером требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и размером этих требований, удовлетворенных в рамках производства по делу о банкротстве.
В случае удовлетворения хозяйственным судом таких требований взысканные суммы зачисляются в состав имущества должника, за счет которого удовлетворяются требования кредиторов в порядке очередности, установленной Законом о банкротстве.
Субсидиарная ответственность возлагается на виновных лиц и в случаях прекращения права собственности на имущество должника, выбытия из состава участников (учредителей) должника, прекращения трудовых отношений с должником, а также прекращения права давать обязательные для должника указания либо иным образом определять его действия.
При разрешении споров, связанных с ответственностью учредителей (участников) юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), собственника его имущества или других лиц, в том числе руководителя должника, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, следует учитывать, что привлечение указанных лиц к субсидиарной ответственности обусловлено необходимостью установления следующих обстоятельств:
наличия у соответствующего лица права давать обязательные для юридического лица указания либо возможности иным образом определять его действия;
совершения соответствующим лицом действий (или его бездействие), свидетельствующих об использовании принадлежащего ему права давать обязательные для юридического лица указания или использовании своих возможностей иным образом определять его действия;
наличия причинно-следственной связи между использованием соответствующим лицом своих прав и (или) возможностей в отношении юридического лица и последствиями в виде признания должника банкротом;
недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов (пункт 9 постановления N 11).
Кредитор (кредиторы), требования которого не были удовлетворены в полном объеме в рамках производства по делу о банкротстве, или его правопреемники, прокурор, государственные органы вправе предъявить иски о привлечении к субсидиарной ответственности указанных в пункте 9 постановления N 11 лиц, несущих субсидиарную ответственность, и после вынесения хозяйственным судом определения о завершении ликвидационного производства в течение десяти лет с момента возбуждения дела о банкротстве должника в хозяйственный суд, рассматривавший дело о банкротстве. При этом период времени с момента возбуждения дела о банкротстве до завершения ликвидационного производства засчитывается в указанный десятилетний срок.
Размер требования отдельного кредитора к лицам, привлекаемым к субсидиарной ответственности, определяется его непогашенной (неудовлетворенной) суммой, исчисленной по общему правилу.
В случае удовлетворения хозяйственным судом таких требований взысканная с субсидиарного должника сумма подлежит перечислению в пользу такого истца (или лица, в интересах которого были предъявлены эти требования).
Если хозяйственным судом при рассмотрении предъявленного иска о привлечении лица к субсидиарной ответственности установлено, что вступившим в законную силу постановлением общего суда с этого лица взыскан ущерб, причиненный его преступными деяниями, вызвавшими в том числе экономическую несостоятельность (банкротство) должника - юридического лица, хозяйственный суд при принятии решения о возложении на это лицо дополнительной ответственности в целях исключения двойного взыскания учитывает характер и размер взысканной общим судом суммы, в состав которой могут входить не погашенные основным должником - юридическим лицом долги перед бюджетом и иными кредиторами.
В целях обеспечения единообразия судебной практики постановлением N 56 хозяйственным судам даны следующие рекомендации.
При рассмотрении дел по искам о привлечении лиц, действиями (бездействием) которых вызвана экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица (основного должника) либо виновных в неподаче в хозяйственный суд заявления должника, к дополнительной (субсидиарной) ответственности по обязательствам основного должника хозяйственным судам необходимо в зависимости от конкретных фактических обстоятельств дела исходить из комплексного анализа положений пункта 3 статьи 52, статей 1 и 303 ГК, положений Закона о банкротстве.
К лицам, действиями (бездействием) которых вызвана экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица (основного должника) либо виновным в неподаче в хозяйственный суд заявления должника, могут быть, в частности, отнесены:
собственник имущества юридического лица или руководитель этого юридического лица;
учредители (участники) хозяйственного общества или товарищества;
лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества или возглавляющее его коллегиальный исполнительный орган;
лица, полномочные принимать решение о подаче юридическим лицом заявления должника в хозяйственный суд;
председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), ликвидационная комиссия;
другие лица, полномочные давать обязательные для юридического лица указания или обладающие возможностью иным образом определять его действия.
При рассмотрении дел по искам о применении дополнительной (субсидиарной) ответственности к собственнику имущества юридического лица или руководителю этого юридического лица, к учредителям (участникам) хозяйственного общества необходимо учитывать, что одной из целей создания ими коммерческой организации и управления ею является получение экономической выгоды от использования капитала, вложенного в уставный фонд этой организации. Также следует принимать во внимание, что поскольку статья 31 ГК одной из форм предпринимательской деятельности признает осуществление физическим лицом правомочий учредителя (участника) коммерческой организации, то его права и обязанности в этом статусе опосредуются связью с предпринимательской деятельностью коммерческой организации, собственником имущества, или руководителем, или учредителем (участником) которой это лицо является.
При исследовании вопросов о наличии либо отсутствии оснований для привлечения вышеуказанных лиц к дополнительной (субсидиарной) ответственности по обязательствам основного должника необходимо установить обстоятельства, указанные в части первой пункта 9 постановления N 11, а также дать им объективную правовую оценку.
При решении вопроса о влиянии действий (бездействия) указанных лиц на возникновение экономической несостоятельности (банкротства) основного должника следует, в частности, выяснять:
соблюдались ли руководителем юридического лица установленные законодательством обязанности по организации бухгалтерского учета, созданию условий для правильного оформления первичной учетной документации, ведению налогового учета, надлежащему исполнению юридическим лицом гражданско-правовых, налоговых и иных обязательств;
осуществлялся ли собственником имущества юридического лица, учредителями (участниками) хозяйственного общества (товарищества) надлежащий контроль за исполнением юридическим лицом законодательства в сфере предпринимательской деятельности, финансов, трудовых правоотношений;
имелась ли у собственника имущества юридического лица, у учредителей (участников) хозяйственного общества или товарищества объективная возможность своевременно влиять на надлежащее исполнение юридическим лицом его обязательств перед кредиторами, исключающее возникновение критических долговых обязательств (например, при решении вопроса о заключении крупной сделки, при проверке и утверждении отчетов исполнительного органа юридического лица об итогах его деятельности, прибылях и убытках и т.п.);
иные обстоятельства, позволяющие установить наличие либо отсутствие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) этих лиц и экономической несостоятельностью (банкротством) юридического лица.
При отсутствии оснований для привлечения кого-либо из вышеуказанных лиц или нескольких из них к субсидиарной ответственности по обязательствам признанного экономически несостоятельным (банкротом) основного должника (например, участник хозяйственного общества по состоянию здоровья не имел объективной возможности участвовать в принятии решений, обязательных для основного должника, либо совершал действия, направленные на обеспечение надлежащего контроля за исполнением основным должником требований законодательства, но величина его доли в уставном фонде хозяйственного общества не смогла повлиять на принятие общим собранием (советом директоров или наблюдательным советом) соответствующего решения либо не позволяла ему инициировать рассмотрение вопросов, касающихся, в частности, отчета исполнительного органа юридического лица об итогах его деятельности, о его прибылях и убытках) эти лица не могут нести дополнительную (субсидиарную) ответственность по обязательствам юридического лица.
Тема 5. Антимонопольное регулирование и ценообразование как средства правового воздействия на предпринимательскую деятельность
5.1 Понятие, значение и правовое обеспечение конкуренции.
5.2 Понятие и виды монополистической деятельности.
5.3 Способы антимонопольного регулирования деятельности субъектов предпринимательской деятельности.
5.4 Правовая основа государственного регулирования цен и способы такого регулирования.
5.5 Юридическая ответственность за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства о ценообразовании.