Психологические особенности бизнеса в современной российской системе общественных отношений.
Социально-психологическими особенностями развития бизнеса в современных российских условиях являются: низкий уровень доверия граждан как к институтам государственных органов власти, так и к институтам, представляющим гражданское общество; отсутствие объединяющих ценностей, наличие устойчивых стереотипов массового политического сознания, системы ценностей, сформированных в ранее существующей социальной системе; отсутствие политической культуры у значительной части общества.
К основным социально-психологическим причинам неразвитости институтов бизнеса в современной России относится: кризис идентичности, обусловленный поиском людьми новых духовных ориентиров для осознания своего места в обществе и связей с государством в силу распада тех идеалов и ценностей, которые лежали в основе ранее доминировавшей политической культуры; кризис распределения культурных и материальных благ, который вызван качественным изменением стандартов и способов потребления, а также ростом социальных ожиданий граждан, что в конечном итоге в современных российских условиях является источником формирования чувства социальной несправедливости; кризис интегративности, связанный с отсутствием идеалов и ценностей, способных интегрировать общество и бизнес.
Серьёзные проблемы современного российского социума, возникающие на путях становления бизнеса, отмечены практически всеми отечественными учёными, исследующими данную проблему. Большинство из них пришло к выводу, что главными социально-психологическими причинами, препятствующими развитию бизнеса в России, являются:
- во-первых, разделение российского социума и населения по различным линиям: бедные и богатые; центр и регионы; столица и провинция; элиты и народ; чиновники и все остальные;
- во-вторых, отсутствие объединяющих ценностей, таких как: доверие, солидарность, согласие по базовым основаниям общества, уважение к жизни, личности и достоинству человека;
- в-третьих, отсутствие многочисленного среднего класса. В разрозненном обществе государство претерпевает опасные трансформации, становясь корпоративистским, оно преследует собственные цели и интересы, отличные от целей и интересов общества;
- в-четвертых, ведущим субъектом корпоративистского государства становится бюрократия и сопутствующие ей теневые отношения, клиентилизм, коррупция, взаимные обязательства.
Кроме того, причина низкого уровня развития бизнеса в России видится в вековых традициях сильной российской государственности, подавляющей гражданское общество, а отсюда наследие глубинной психологии народа: особенности менталитета и национального характера, осознанное или подсознательное ощущение социальной слабости личности, патерналистская психология и «уравнительство», постоянный «страх перед переменами». И потому, как считают некоторые исследователи, в такой ситуации инициатива не может исходить «снизу», со стороны масс и институтов гражданского общества. Поэтому сохраняется, а в некоторых отношениях даже усиливается «верхушечный» характер формирования институтов Российского бизнеса (особенно крупного, в том числе и госкорпораций напр. Сколково) . В результате основными агентами крупного бизнеса в России и их гарантами оказываются элитные группы и представители власти, но не гражданское общество.
Ролевая теория личности.
Ролевая теория личности — это подход к рассмотрению личности человека, согласно которому личность описывается с помощью усвоенных и принятых ею или вынужденно исполняемых социальных функций и образцов поведения — ролей, которые вытекают из ее социального положения в данном обществе или социальной группе. Главные положения теории социальных ролей были сформулированы американским социальным психологом Дж. Мидом, антропологом Р. Линтоном. Первый заострял внимание на механизмах «научения роли», освоении ролей в ходе межличностного общения (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны значимых для индивида лиц, с которыми он вступает в общение. Второй же обратил особой внимание на социально-культурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций. В рамках ролевой теории были экспериментально выявлены такие феномены как: ролевой конфликт — переживание субъектом неоднозначности или противоборства ролевых требований со позиции различных социальных общностей, членом которых он является, что создает стрессовую ситуацию; интеграция и дезинтеграция ролевой структуры личности — следствия гармоничности или конфликтности социальных отношений.
Различаются ведущие социальные роли, вытекающие из социальной структуры общества, и роли, которые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают активную социальную окраску их реализации. Наиболее выпукло эти особенности ролевого подхода представлены в концепции западногерманского социолога Р. Дарендорфа, рассматривающей человека как деиндивидуализированный продукт ролевых предписаний, что в определенных условиях отражает отчуждение личности.
Преодоление односторонности ролевого подхода к исследованию личности предполагает анализ ее свойств.
Роль чаще всего понимается как социальная функция, способ поведения, объективно заданная социальной позицией личности в рамках общественных или межличностных отношений. Выполнение роли должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих людей вне зависимости от индивидуальных особенностей личности.
Существуют различные теории ролевого поведения личности (например, концепция символического интеракционизма связана с введением американским психологом Дж. Мидом понятия «обмен символами», которые выражаются в словесной и другой форме представлениями о партнере взаимодействия и его ожидании определенных действий со стороны субъекта.