Безопасность в чрезвычайных ситуациях.

Согласно [3], под чрезвычайной ситуацией (ЧС) понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Каждая ЧС имеет свою физическую сущность, причины возникновения и характер развития, а также свои особенности воздействия на человека и окружающую его среду обитания.

По причинам возникновения различают следующие типы ЧС:

· природные (стихийные) бедствия;

· техногенные (производственные);

· экологические;

· социальные.

Природные катаклизмы характеризуются значительным уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей.

ЧС являются землетрясения, которые приводят к огромным разрушениям и человеческим жертвам. Наводнения, лесные и торфяные пожары, селевые потоки и оползни, бури, ураганы, смерчи, снежные заносы и обледенения – все это спутники человеческой жизни.

По данным ООН, только за последние 20 лет на нашей планете стихия унесла более 3 млн. человеческих жизней.

Стихия вынуждает человечество учиться самоспасению, определять свои поступки, чтобы встречать стихийные бедствия осмысленно и без паники.

Неуклонно растет число жертв и от аварий (катастроф) на транспорте, промышленных и других объектах. При этом особую опасность представляют объекты химической, нефтехимической и атомной промышленности, где возможны выбросы в атмосферу или разлив сильнодействующих ядовитых веществ (СЯВ), выбросы радионуклидов.

Основными количественными критериями, определяющими характер ЧС, являются:

· число пострадавших людей;

· материальный ущерб;

· кратность превышения ПДК;

· масса сбрасываемых вредных (ядовитых) веществ.

Приняты следующие типы классификации ЧС:

- по причине возникновения: преднамеренные и непреднамеренные;

- по структуре возникновения: антропогенные, природные и комбинированные;

- по скорости развития: взрывные, внезапные, скоротечные и плавные;

- по масштабам распространения последствий: локальные (или частные), объектовые, местные, региональные, национальные и глобальные.

Библиографический список.

Основной

1. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Русака О.Н. С.-Пб., 1997. 231 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие / Под ред. Арустамова Э.А. М.: Маркетинг, 1998. 248 с.

3. Пряхин В.Н., Попов В.Я. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие. М., 2001. 344 с.

4. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Белов С.В., Ильницкая А.В., Козьяков А.Ф. и др.; Под общ. ред. Белова С.В. – М.: Высшая школа, 1999. 448 с.

Дополнительный

5. Школа выживания (обеспечения безопасности жизнедеятельности): Учеб. пособие / О.П. Самыгина, Л.Д. Столяренко, Н.Ю. Турчина, В.А. Шевченко. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 639 с.

6. Шкрабак В.С., Казлаускас Г.К. Охрана труда: Учеб. пособие для с.-х. вузов. М.: Агопромиздат, 1989. 480 с.

7. Реймерс Н.Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М.: Россия молодая, 1994. 280 с.

8. Барабаш В.И., Шкрабак В.С. Психология безопасности труда: Учеб. пособие. С.-Пб., 1996. 298 с.

9. Федородов П.В. Безопасность жизнедеятельности: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Рос. гос. аграр. заоч. ун-т. М., 1999. 28 с.

Раздел 2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Контрольная работа выполняется в письменном виде. Содержанием работы являются краткие ответы на вопросы, перечень которых приводится ниже. Вопросы сформулированы в предположении того, что студент, работая или собираясь работать в будущем на определенном с.-х. предприятии, проанализирует условия трудовой деятельности сотрудников, окружающую обстановку, произведет идентификацию и оценку опасностей, которые имеются или могут возникнуть на рабочих местах предприятия, сформулирует определенные предложения и требования к методам и средствам минимизации предполагаемых опасностей.

В методических указаниях приведены 2 группы вопросов: первая группа включает 20 вопросов по разделу программа по безопасности жизнедеятельности на производстве; вторая группа вопросов состоит из раздела «Основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях».

Студент должен выбрать для ответа из первой группы – 6 любых вопросов по его усмотрению и из второй группы для ответа 3 любых вопроса.

При этом можно руководствоваться приведенными в настоящих методических указаниях сведениями, литературными источниками, указанными в п.1.5, а также периодическими изданиями, в частности материалами из журнала «Охрана труда и социальное страхование».

Наши рекомендации