Глава 2. бизнес как социокультурный институт.

Штрихи истории бизнеса.

Желая понять суть явлений, трудно обойтись без знания их истории. Попробуем дополнить то, что говорят о бизнесе словари, энциклопедии и сравнения, небольшим обзором истории, тех основных шагов, к-рые прошел бизнес в своем развитии. Мы далеки от намерения представлять эту историю в сколь-нибудь полном ее объеме, но в то же время не м. не считаться с тем, что нек-рые важные штрихи этой истории - практически белое пятно в сознании российского человека.

Исторические предпосылки бизнеса.

М. ли назвать бизнесменами египетских менял, организаторов торговых караванов, создателей первых мануфактур и фабрик, купцов всех гильдий и мастей, строительных подрядчиков, офеней-коробейников, а их деятельность - бизнесом?

Пожалуй, этого лучше не делать. Большинство авторов, занимающихся историей бизнеса как деят-ти, - и мы присоединяемся к ним, - предпочитают проводить различие м/у историческими предпосылками бизнеса, к к-рым относится множество видов получения дохода в торговле, финансах, производстве и пр., и собственно бизнесом как относительно новым видом ч-ской деят-ти, обладающим специфическими качественными чертами, в полной мере сформировавшимися лишь на рубеже XIX - XX вв.

Если говорить о самых первых предпосылках бизнеса, то изначальные его исторические корни обнаруж-ся, как мы знаем из экономики, в тот момент, когда в производственной жизни ч-ства начинает наблюд-ся произв-во "избыточного" продукта, превышающего запросы непосредственного потребления. Обмен этого продукта на другие продукты и изделия - первая составная часть будущего бизнеса. Собственно говоря, по большому счету бизнес - это деят-ть, взявшая во многих обществах на свои плечи непростую задачу обмена и распределения продуктов и услуг. Производство как таковое не является специфическим для бизнеса и скорее "пристегнуто" к задаче обмена в тех случаях, когда самостоятельное производство оказывается экономически выгодным.

Заметим кстати, что вместе с появлением обмена "добавочным продуктом" обнаруживаются и первые предпосылки развития психологии бизнеса. Ведь товары и продукты не ходили меняться сами по себе. Обмен стал задачей живых конкретных людей, и потребовал от них освоения множества новых способностей: готовности заняться такой меной, умения договариваться, вырабатывать нормы и правила построения отношений в этом процессе, преодолевать множество предубеждений категории "мы и они", особо могущественно действовавших в примитивных обществах, и так далее.

Следующая историческая предпосылка становления бизнеса б. связана с появлением денег как эквивалента "всеобщего продукта". Те самостоятельные свойства, к-рые имели деньги как особый товар, породили новую предпосылку бизнеса: меновую деят-ть. Меняльные конторы Египта, Греции и Рима породили подобные учреждения в Византии, на Востоке и в странах Средиземноморья, пережили свой особый расцвет в средние века в Италии и Голландии и стали прообразом соврем-х банков. Психология же ч-ка обогатилась целым спектром новых понятий, так или иначе связанных с темой отношения к деньгам, как негативных - скаредность, жадность, скупость, стяжательство, сребролюбие, - так и позитивных - щедрость, расчетливость, благотворит-ть и др.

От письменных памятников древности до рубежа нашего века тянется целая чреда последующих изобретений и нововведений, заложивших фундамент здания современного бизнеса. Сюда относятся:

· система оплаты труда, впервые в масштабном виде разработанная в Римской империи. В психологических терминах нам придется говорить в связи с этим о современных системах мотивации персонала в бизнесе;

· появление бухгалтерского учета в Италии XY в. Для психологии это означало очередную ступень развития качества, которое мы называем здесь "счетностью" мышления бизнесмена;

· появление страхования в Голландии в XYI в. Вместе с этим видом деят-ти был найден механизм, позволявший снизить то, что является постоянной головной болью предприним-ля - высокую меру риска при осуществлении сделок, торговых операций, транспортных экспедиций и финансовых мероприятий;

· появление резервной банковской системы в Лондоне в середине XYII в. Для бизнеса это означало дальнейшее повышение меры надежности действий. В опр-ной степени этим были подстрахованы от возможных неудач не только перемещения товаров и торговые операции, но и задача сохранения рез-тов бизнеса - денег;

· развитие операций с акциями, биржевая деят-ть - XYIII в. В рез-те этого нововведения предприниматели получили массу новых возможностей, значение к-рых трудно переоценить. Кроме простой возможности получить долгосрочные вложения денежных средств, необх-мых для развития бизнеса, предприниматель м. теперь по-новому оценивать результативность своего дела. С появлением акций и бирж стало возможным опираться не только на подсчет суммы накопленных у себя или находящихся в обороте средств, но и получать текущую объективную рыночную оценку, отражаемую в изменении курса акций предприятия. Поск-ку эти курсы оказываются чрезвычайно динамичными, бизнесмены и предприниматели получают наглядный и выразительный "термометр", подталкивающий к необх-ти срочного поиска новых решений, позволяющий оценить эффективность действий и т.п. Кроме того, биржевая деят-ть, особенно после утверждения здесь "фьючерсных сделок", т.е. операций с не произведенным еще товаром, не выросшим зерном, не добытой нефтью, все больше обостряет для бизнесменов необх-ть работать не только в режиме "реального времени", но и осваивать основы стратегического планирования, организ-ть работу с ориентацией на дальнюю перспективу, с соответствующим изменением системы рисков, необх-тью учета, а при возможности - и активного влияния на факторы будущего, в том числе - на конъюнктуру спроса и предложения, политические события, общественное мнение.


Переломные вехи и революции в истории бизнеса.

Наряду с конкретными нововведениями и разработками, по мере эволюц-го накопления опыта, возмож-тей и способов ведения дел происходили коренные качественные изменения в ранних формах бизнеса, к-рые историки часто называют революциями в бизнесе. Так, по мнению Д. Кизера, м. выделить как минимум 3 переломных момента в развитии бизнеса (см. 128).

Первый из них - это коммерческая революция XY-XYI вв., явившаяся рез-том открытия Америки, установления основных торговых путей, появления обширного класса профессиональных торговцев. Следует заметить, что до этого периода, по крайней мере, до первых крестовых походов, торговля в средневековых городах Европы велась не купцами - "предпринимателями", а уполномоченными городов. Товары городских ремесленных цехов и продукты, купленные в деревнях, город вывозил для продажи через своих доверенных лиц, а прибыль принадлежала всей городской общине. Процесс выделения вольных купцов, "Mercatori Libri", и "частных" банкиров происходил по мере расцвета торговли с Дальним Востоком - рынком, открывшимся европейским городам в ходе крестовых походов.

Второй переломный момент - это индустриальная революция в произв-ве, наиболее ярко происходившая в Англии XYIII века и памятная нам по описаниям восстаний луддитов, первых пролетариев - "ломателей" машин.

Третий - это революция "laisse-faire" XYIII-XIX вв. в странах Западной Европы. На ее анализе стоит остановиться подробнее. Ведь если об открытии Америки, торговых караванах в Индию, восстаниях луддитов в Англии и прочем мы что-то знаем хотя бы из школьных учебников истории, то о "революции laisse-faire" известно гораздо меньше.

Экономистам хорошо известно, что понятие "laisse-faire" является одним из краеугольных постулатов в экономической концепции Адама Смита. Сегодня, как это принято в науке, это понятие подвергается критике со многих сторон. Однако у нас нет необх-ти вдаваться в тонкости этой дискуссии, т.к. мы м. констатировать лишь один главный факт. Понятие "laisse-faire", появившееся как теоретическое требование ученого-экономиста, в процессе истории в той или иной мере стало реальной практикой в большинстве экономически развитых гос-в. И наоборот, те страны, к-рые в своей практике полностью отрицали этот принцип, сегодня наглядно демонстр-т очевидное отставание в своем развитии и испытывают множество экономических, а, следовательно, и политических и социальных трудностей. Что же имел в виду великий экономист?

Психологам также хорошо знаком этот трудно переводимый французский оборот "laisse-faire", в дословном переводе означ-щий "бросать делать", а в психологич-х теориях обычно используемый при хар-стике стилей лидерства и рук-ва. Напомним, что традиционно выделяется 3 таких стиля - авторитарный, демократический, и - "laisse-faire", что обычно переводится как "попустительский". Оговоримся сразу: этот вариант перевода, на наш взгляд, не очень удачен, т.к. содержит в себе негативный оценочный оттенок, отсутствующий в оригинальном варианте применения термина. Хотя понятно, что более точный вариант передачи смысла этого оборота - "Пусть все идет как идет" - выглядит слишком длинно и недостаточно научно для профессионального словоупотребления. Тем не менее, данная типология стилей руководства оказывается чрезвычайно полезной для понимания смысла того, что экономисты и историки бизнеса обозначают как "революцию laisse-faire".

Суть революции "laisse-faire" в социальных системах, ведущей составной частью к-рых становится бизнес, однозначно связывается с тем, что иначе называется "наступлением эпохи свободного предприним-ства". Отвлекаясь от рассказа о многочисленных событиях, происшедших в эту пору, отметим главное – послед-ный отказ правительств стран, где происходили подобные революции, от авторитарного упр-я экономикой, от детальной регламентации экономич-х процессов, осознание и принятие ими как факта того, что свободное предприним-ство способно действовать в более оптимальном соответствии с экономич-ми законами, более гибко реагировать на изменяющуюся ситуацию, чем системы жесткого политич-го и администр-вного упр-я произв-вом и распределением. Следствием этого понимания и явилось предоставление бизнесменам и предприним-лям права действовать в возможно более свободных законодат-х рамках в расчете на то, что предприним-ская инициатива и внутренние законы бизнеса сами выступят оптимальными механизмами подъема и расцвета экономики.

То, как работает эта идея, мы м. видеть и на опыте нашей страны. В России как минимум дважды проводились подобные эксперименты. Первый раз это б. в период введения НЭПа В. И. Лениным. Рез-т проявил себя за неск-ко лет - переход от голода и разрухи к возрождению экономических основ жизни страны, интенсивному развитию торговли и производства, насыщению рынка товарами, появлению нового, активно растущего слоя обеспеченных людей как в городе, так и в деревне. Второй раз подобная попытка, осознанно или неосознанно, б. сделана М. С. Горбачевым в расцвет перестройки в связи с его знаменитым лозунгом, оказавшим немалое воздействие на развитие предприним-ства: "Все, что не запрещено законом, разрешено". Но оба этих случая так и остались экспериментами - вряд ли кто сегодня в России решится всерьез говорить о принципиальном отказе от авторитарного управления экономикой и о наступлении эры "свободного предпринимательства".

Появление бизнеса.

С революцией "эры свободного предприним-ства" качест-е перемены в развитии бизнеса как вида деят-ти получили очевидное ускорение. Следующий коренной сдвиг, определяемый многими авторами уже не только как очередная революционная перемена, но и как момент появления самого бизнеса в его современной форме, произошел на рубеже XIX - XX вв. Наступившие изменения относились одновременно к размерам и к практике бизнеса, а внешними признаками их стало появление больших торговых сетей и универмагов с резко возросшим числом сотрудников; конвейера на сборочных производствах; концентрация капитала и образование корпораций, доминирующих как на национальных, так и на транснациональных рынках. Событие, к-рое в советских учебниках б. отмечено как "перерастание капитализма в последнюю, загнивающую стадию - империализм", на деле оказалось переориентацией западного общества на массовое производство и потребление.

Одним из наиболее знаменательных фактов этого периода явилось то, что масштабы происходящих перемен породили неизвестные до того сложности в орг-ции и управлении бизнесом. Обстоятельство, на к-рое следует особо обратить внимание в контексте последующего изложения: если до той поры подавляющее большинство форм раннего бизнеса и предприним-ства несли устойчивый отпечаток "семейного дела", и, независимо от масштабов, будь то наследуемая семейная лавка или империя банкиров Ротшильдов, управлялись тесно связанными м/у собой членами семейных или родственных кланов, то с наступлением новой эпохи бизнес становится поистине массовой профессией. Практика успешного управления очень скоро становится объектом самостоятельного изучения, и появляется новая дисциплина - сначала прикладная, а затем все более научная - теория управления, или менеджмент. В бизнесе же, соответственно, появляется новая массовая категория людей - профессиональные управляющие, менеджеры, к-рые м. действовать как в качестве владельцев предприятий, так и на наемных должностях. По мнению ряда авторов, именно появление первых пособий и учебных курсов по менеджменту (соответственно, в 1914 и 1916 гг.), м. считать официальной датой появления современного бизнеса.

Последующую эру в жизни бизнеса характеризует так много новшеств и принципиальных качественных изменений, что едва ли не половину из них то пылкие журналисты, то достаточно серьезные ученые, также стремились назвать революциями. Осознавая спорность подобных мнений, мы остановимся на утверждении о том, что лишь после последней из рассмотренных нами "революций" как раз и сложился бизнес в современном понимании этого слова, и именно эта деят-ть и этот социальный институт вместе с его инновациями, традициями и перспективами, б. выступать главным предметом нашего последующего разговора.

Роль бизнеса в истории.

Нельзя говорить о бизнесе, не попытавшись увидеть и оценить ту роль, к-рую он сыграл в истории ч-ства. Очевидно, что подобная оценка м. исходить из разных перспектив. Наиболее "заинтересованным" субъектом такой оценки, естественно, является история экономики. Наименее заинтересованными, как м. полагать, здесь выступят авторы, работающие в жанре, называемом "философия истории". Попробуем обратиться к их оценкам, полагаясь на них как на наиболее непредвзятых судей.

Трудность, к-рая встречается в связи с этим выбором - это заметное пренебрежение многих авторов работ данного жанра тематикой бизнеса, коммерции и явное тяготение к анализу истории мысли, идей, деяний политических фигур и народов. Бизнес явно или неявно попадает т.о. в категорию "низкого жанра", упоминается вскользь, как "чернорабочий" экономического развития, и удостаивается в этом контексте незначит-го внимания.

Тем более интересны те немногочисленные фрагменты, к-рые нек-рые авторы сочли необх-мым посвятить этой теме. Обратимся, напр-р, к точке зрения Альфреда Уайтхеда, - ч-ка, "генетически непричастного" к бизнесу - англичанина, сына священника и директора школы, ч-ка, пришедшего в философию на склоне лет после почти сорокалетних упорных занятий математикой. В своих математических трудах он предвосхитил основные идеи теории относительности за неск-ко лет до ее представления А. Эйнштейном, а впоследствии посвятил себя не менее упорному размышлению над судьбами и тенденциями развития человечества.

К этим его биографич-м характеристикам следует добавить и нашу субъективную высокую оценку его трудов хотя бы за глубокое и точное понимание природы бизнеса, "коммерции" в рабочем лексиконе Уайтхеда, к-рую он определяет достаточно широко - не только как обмен материальными благами и их производство с целью такого обмена, и не как совокупность связанных с этим денежных операций. "В своем наиболее общем смысле, - пишет Уайтхед, - коммерция означает любой вид обмена, совершаемого людьми посредством взаимного убеждения" (83, с.465). Кроме того, Уайтхед задолго до появления соответствующих концепций выдвигает идею, являющуюся краеугольным камнем современных теорий маркетинга: "Все коммерческие ценности имеют психологическую основу, т.е. они измеряются распространенным у людей желанием приобретать различные предметы" (там же).

Оценка роли бизнеса в истории, данная Уайтхедом, тесно связана с его размышлениями о том, почему на фактах истории не подтвердилась известная социо-экономическая теория Мальтуса. Многие читатели наверняка помнят это последнее имя в скандально-негативном контексте резких оценок его теории классиками марксистско-ленинской философии. Из чего, впрочем, не следует, что они помнят суть самой теории. Между тем, она довольно интересна и состоит из 2-х частей. Первая - сугубо статистич-я и математич-я, и возразить против нее в контексте приводимых данных, по сути, нечего. В этой части работ Мальтус обнаружил, что прирост народонаселения в различных странах, при всех наблюдаемых его колебаниях, в целом соответствует закону геометрической прогрессии. В то же время прирост средств существования - пищи, жилья, одежды, орудий труда для их производства - подчиняется в истории тенденциям закона арифметической прогрессии. Из того математического факта, что геометрическая прогрессия на порядок опережает арифметическую, Мальтус и выводил основные положения второй части своей социологической теории, раскритикованной в пух и прах множеством авторов, - тезисы о неизбежности резкого расслоения общества на незначительную богатую и основную, крайне бедную часть, о прогрессивном росте голода и нищеты, обострении социальных конфликтов и неизбежности войн.

Для самого Мальтуса основной смысл его исследования б. аргументом в полемике со многими современными ему авторами, обосновывавшими необх-ть достижения идеала всеобщего равенства через справедливое общественное устройство. Ключевая же идея Мальтуса состояла в том, что равенство невозможно в принципе, т.к. бедность большинства вызвана не общественным строем, а действием естественных, "природных" законов.

Свои социологические выводы Мальтус подкреплял ссылками на картины жизни многих современных ему гос-в, - таких, как Индия и Китай, где его законы действовали и отчасти продолжают действовать с очевидной наглядностью.

Уайтхед, искавший причины того, почему законы Мальтуса, неопровержимые в своей математической части, не сработали в реальной истории, в частности в истории Европы, приходит к следующему выводу.

"При увеличении народонаселения История (орфография автора сохранена) обнаружила только 3 способа, позволяющих избежать его (закона Мальтуса) последствий, - расширить Коммерцию, улучшить Технологию и использовать Незаселенные Регионы... В широком смысле этого слова Коммерция охватывает собой все эти 3 условия. Поэтому Коммерция является наиболее важным фактором, существенным для процветания цивилизации. Как т-ко наступает застой, когда ослабевает процесс распространения и улучшения коммерции, когда тормозится новое в этом процессе, медленно и поначалу неприметно массы населения начинают подходить к грани гибельного вырождения. Китай и Индия - страны, где население живет в безнадежной нищете. Римская империя пала по причине упадка коммерции. Ближний Восток - это целый музей пришедших в упадок городов, хранящих следы античного великолепия. Коммерция действительно является важнейшим из всех факторов, и более чем какой-л. другой фактор, она развивается путем приключений..." (83, с. 437).

Цивилизация, по мнению Уайтхеда, наступательна по своей природе. Как только ее наступательный порыв останавливается по той или иной причине - в действие вступают законы Мальтуса, и, как следствие, начинается вырождение цивилизаций. Но само наступление также м. б. реализовано разными средствами: поср-вом силы - и тогда в историю входят деяния властителей, военные походы и завоевания; либо, что не менее могущественно в потенциале, - поср-вом убеждения, взаимодействия, обмена. И Коммерция с большой буквы, как уважительно обозначает ее Уайтхед, является одной из основных движущих сил такой экспансии, наряду с экспансией Духа и Знания, т.е. религиозных убеждений и науки.

К аналогичным выводам сегодня приходят и современные российские авторы, обращающиеся к вопросам истории бизнеса и предприним-ства. Так, в учебном пособии "Основы предприним-ства", изданном группой авторов в 1996 г., эта идея прямо заклад-ся в основу издания, где пишется: "Концепция данного пособия исходит из... определения предприним-ства как главной созидательной силы всякой цивилизации. Именно предприним-ство, а не политика, религия, искусство или право, являются такой строительной силой... При этом обычный труд крестьянина или ремесленника не м. считаться такой деят-тью, т.к. сам по себе этот труд есть лишь в достаточной мере стереотипное осуществление навыков выживания, тогда как для строительства цивилизации необх-ма инициатива, орг-ция усилий разных людей на совершенно новое дело, рез-т к-рого еще не известен..." (21, с.16).

Важные штрихи к пониманию роли бизнеса на современном этапе исторического развития добавляют и сами представители бизнеса. Так, размышляя на эту тему в 1938 г., вскоре после преодоления Великой депрессии, представитель Гарвардской школы бизнеса профессор Донхэм писал: "Во многих своих процессах бизнес - это разрушитель рутины и социальных ценностей. Снижение цен и прорыв новых компаний на рынок сопровождаются исчезновением многих милых и привычных нашему сердцу деталей окружения, ломкой некогда добрососедских отношений между мелкими торговцами и владельцами маленьких предприятий, ломкой традиций и истории, резким и неприятным для многих усугублением социального расслоения людей.

Но в этих процессах существует и оборотная сторона медали. И хотя бизнес - это разрушитель множества социальных традиций, но он также и величайший в мире строитель новых традиций. На место "общинной", соседской культуры приходит новая, корпоративная культура. Реклама становится новым элементом реальности и активно насаждает новые цели и ценности. Бизнес - это постоянный строитель новых путей развития, постоянный экспериментатор, безостановочно ищущий новые способы создания смыслов и ценностей" (119, с.23).

Bottom of Form 1

Top of Form 1

Наши рекомендации