Упражнение «Сделайте свой выбор»
Представьте себе, что вы в течение года имели дополнительный заработок и вам удалось скопить круглую сумму в 1700 американских долларов (доллары используются вместо рублей для того, чтобы облегчить расчеты). Наконец, пришло время потратить эти деньги. У вас есть очень много желаний и потребностей. Их так много, что и 2000 долларов не хватит для удовлетворения даже самых заветных из них: купить себе хороший фотоаппарат и музыкальный центр; съездить отдохнуть и повидать дальние края; сделать подарки родителям. Когда вы пришли в магазины и турагентства, вы увидели, что ассортимент товаров и услуг очень широк. Например, вы можете приобрести дешевый фотоаппарат, но он выполняет слишком мало функций: не снимает на дальних расстояниях, а также в сумерках и в помещении и т. п. Вы можете купить полупрофессиональный фотоаппарат, со множеством функций (ведь фотосъемка — ваше хобби), но он стоит очень дорого. Таким образом, вам необходимо сделать выбор: какой именно набор благ следует приобрести, чтобы максимально удовлетворить ваши потребности в ситуации ограниченных денежных ресурсов (вы не можете выйти за пределы 1700 долларов). Данные о ценах на товары и услуги в зависимости от их качества приведены в таблице 1-2. Итак, сделайте свой выбор!
Таблица 1-2
Вид товара или услуги, которые вы мечтаете приобрести | Цена товара или услуги в зависимости от его марки и качественных характеристик | |||
Фотоаппарат | Minolta F-10 $39 | Canon Prima Junior DX $239 | Minolta Riva Zoom $339 | Minolta (pthrfk &) $ 425 |
Музыкальный центр | Gold Star FFH-333L $296 | Philips FW 17 $445 | SonyEX5SV $675 | Technics SC-LS10 $865 |
Путевка на курорт, путешествие | Круиз на теплоходе на русский север (Валаам, Кижи) $473 | Болгария, «Золотые пески» $653 | Кипр $989 | Канарские острова $1660 |
Подарок маме (серьги) | Серебряные $12 | Маленькие золотые $40 | Большие золотые $100 | Золотые с драгоценным камнем $300 |
Подарок папе (новая бритва) | Braun В 1008 $29 | Philips HS 555 $67 | Philips HS 890 $128 | Braun В 550 MN$199 |
P. S. Последовательность перечисления желаемых товаров не связана со степенью их желательности — определите сами свои приоритеты.
Переход к следующему уроку.Обсуждение со школьниками выполненного ими домашнего задания послужит удобным мостиком для перехода к проблематике 4-го урока. При обсуждении постарайтесь сосредоточить внимание учеников на двух моментах.
а) Наверняка им было не так просто сделать свой выбор. Представляют ли они теперь, как сложно обществу ежедневно решать проблему «что производить и в каком количестве». Именно поэтому данная проблема является основной проблемой экономики.
б) Безусловно, у разных ребят выбор окажется различным. Обратите их внимание на то, что выбор каждого из них одинаково хорош, эффективен и целесообразен с точки зрения экономиста, если все они при этом полностью израсходовали имеющиеся в распоряжении деньги. Каждый из них максимально удовлетворил свои потребности при наличии денежного ограничения, просто потребности и предпочтения у всех людей разные. Все учащиеся в этом смысле сделали одинаково эффективный выбор.
Закрепление материала
1. У мистера X возникла насущная потребность в операции по удалению аппендикса. И у него достаточно денег, чтобы сделать эту операцию. Покончив со своим аппендиксом, мистер X заявляет: «Экономисты не правы, утверждая, что потребности насытить невозможно. Лично я полностью удовлетворил свою потребность». Согласны вы с мистером X или нет?
2. Почему труд и предпринимательский талант рассматриваются как два разных экономических ресурса, ведь предприниматель так же, как маляр, учитель, металлург или инженер, затрачивает свой труд?
3. Можно ли считать, что бедность и ограниченность экономических благ — это одно и то же?
4.Надя Иванова после окончания средней школы могла бы работать закройщицей на фабрике «Красный богатырь», получая зарплату 300000 рублей в месяц, секретарем-машинисткой с окладом 400 000 рублей в месяц или продавцом, имея доход 500 000 в месяц. Однако Надя решила стать студенткой и поступила в Высшую школу экономики, справедливо оценив перспективы будущей профессии. Какова альтернативная стоимость ее выбора?
5. Петя Сидоров решил заниматься теннисом. Посещение корта — дело дорогостоящее. При наличии ограниченных денежных средств Пете, очевидно, придется отказаться от затрат на удовлетворение других потребностей. Что в этом случае может выступить в качестве альтернативной стоимости:
— затраты на посещение театров; — затраты на изучение японского языка; — затраты на еду и одежду; — затраты на занятия верховой ездой?