Мероприятия по поддержке бизнеса, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, введенная на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С целью скорейшего восстановления привычной жизни, в том числе в сфере предпринимательства и бизнеса, предусмотрены мероприятия по поддержке бизнеса, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации.

Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, предоставляются на возобновление предпринимательской деятельности, в том числе на: приобретение оборудования, средств и технологий, программного обеспечения, товаров для осуществления предпринимательской деятельности; ремонт объектов движимого и недвижимого имущества, находящихся в собственности субъектов малого и среднего предпринимательства, используемых для осуществления предпринимательской деятельности; возмещение страховых платежей.

Субсидии на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, предоставляются с учетом следующих условий:

– наличие подтверждающих документов о том, что принадлежащее субъекту малого и среднего предпринимательства имущество пострадало;

– сумма субсидии не превышает 0,6 млн. рублей на одного получателя поддержки, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации.

Субсидии на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, в приоритетном порядке предоставляются получателям поддержки, застраховавшим свое имущество от возникновения ущерба в результате стихийных бедствий, пожаров, аварий и катастроф.

Тема 6. ИНФРАСТУКТУРНАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Гарантийные фонды

Гарантийный фонд – юридическое лицо, одним из учредителей (участников) или акционеров которого является субъект Российской Федерации или муниципальное образование, созданное для целей обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам, развития системы гарантий и поручительств, основанным на кредитных договорах, договорах займа, финансовой аренды (лизинга), договорах о предоставлении банковской гарантии и иных договорах.

Основным видом деятельности Гарантийного фонда является предоставление поручительств по обязательствам (кредитам, займам, договорам финансовой аренды (лизинга), договорам о предоставлении банковской гарантии) субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Поручительства предоставляются коммерческим банкам, страховым компаниям, лизингодателям, заключившим с региональным гарантийным фондом соглашение о сотрудничестве. Отбор таких организаций осуществляется на конкурсной основе.

Объем ответственности регионального гарантийного фонда по заключенным договорам предоставления поручительства не должен превышать 70% от объема обязательств малого и среднего предприятия и организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства перед финансовой организацией.

Функционирование гарантийного фонда позволяет развить рынок гарантий и поручительств по кредитам и договорам лизинга для субъектов малого и среднего предпринимательства при недостаточности обеспечения по кредиту.

В настоящее время в субъектах Российской Федерации по программе Минэкономразвития России созданы и действуют более 80 гарантийных фондов.

Гарантийным фондом разрабатываются и утверждаются внутренние нормативные документы, в том числе регламентирующие:

– порядок отбора финансовых организаций для участия в программе Гарантийного фонда и порядок взаимодействия с ними в ходе реализации данной программы;

– порядок предоставления Гарантийному фонду поручительств и исполнения обязательств по заключенным договорам поручительства;

– порядок расчета лимитов поручительств Гарантийного фонда;

– порядок расчета вознаграждения Гарантийного фонда по выдаваемым поручительствам;

– порядок работы Гарантийного фонда с задолженностью, возникшей в результате произведенных по заключенным договорам поручительств выплат.

Гарантийный фонд в порядке предоставления поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливает:

– требования к субъекту малого и среднего предпринимательства, организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (при необходимости их установления) в зависимости от сферы деятельности, срока ведения хозяйственной деятельности и иных критериев;

– сведения о максимальном размере предоставляемого поручительства и сроке, на который Гарантийный фонд предоставляет поручительство;

– порядок обращения за получением поручительства и сроки рассмотрения этого обращения;

– перечень документов, предоставляемых для рассмотрения вопроса о предоставлении поручительства, а также требования, предъявляемые к этим документам;

– перечень оснований для отказа в предоставлении поручительства. Гарантийный фонд устанавливает вознаграждение за предоставление поручительства в зависимости от объема (суммы) предоставляемого поручительства и срока, на который предоставляется поручительство.

Максимальный размер вознаграждения Гарантийного фонда за предоставление поручительства должен составлять не более одной третьей ставки рефинансирования, устанавливаемой Центральным банком Российской Федерации и действовавшей на дату заключения договора поручительства, от суммы предоставленного поручительства.

Порядок и сроки уплаты вознаграждения за предоставляемое поручительство устанавливаются Гарантийным фондом самостоятельно и должны быть отражены в заключаемых им договорах поручительства.

Допускается предоставление Гарантийным фондом поручительств без взимания платы (вознаграждения), если при этом поручительства выдаются по договору, предусматривающему финансирование в сумме не менее 1 млн. рублей и не более 3 млн. рублей в отношении одного контрагента.

Совокупный объем поручительств Гарантийного фонда, одновременно действующий в отношении одного заемщика (по действующим договорам), не может превышать 10% от активов Гарантийного фонда, предназначенных для обеспечения исполнения обязательств Гарантийного фонда.

При этом максимальный размер поручительств, действующих в отношении одного заемщика (по действующим договорам), выраженный в абсолютной цифре, не может превышать:

– 100 млн. рублей для Гарантийного фонда, у которого размер активов

не превышает 1000 млн. рублей;

– 600 млн. рублей для Гарантийного фонда, у которого размер активов

превышает 1000 млн. рублей.

Таким образом, субъект малого или среднего предпринимательства, организация инфраструктуры вправе при недостаточности обеспечения по кредиту (займу, лизингу и прочим обязательствам) обратиться в

Гарантийный фонд за предоставлением поручительства. При этом максимальный размер поручительства не может превышать 70% от самого обязательства, то есть заемщик должен предоставить как минимум 30% собственного обеспечения.

Микрофинансовые организации

Программа содействия развитию микрофинансовых организаций на территории России позволяет получить доступ к заемным средствам представителям малого бизнеса, которые по тем или иным причинам не могут воспользоваться традиционными банковскими продуктами (небольшая сумма кредита, отсутствие кредитной истории, удалённость населённого пункта и т.д.).

Микрофинансовые организации оперативно кредитуют малых предпринимателей на выгодных условиях, чтобы посредством дополнительного стимулирования оборотов компании, содействовать получению большей прибыли предпринимателя. Микрофинансирование бизнеса, особенно малого, можно назвать на сегодняшний день наиболее оптимальным вариантом получения денежных средств на организацию и развитие предпринимательской деятельности, при этом в рамках программы займы субъектам МСП не должны превышать 1 млн. рублей, а срок займа – не более 12 месяцев.

В настоящее время в субъектах Российской Федерации по программе Мин ономразвития России созданы и действуют более 70 микрофинансовых фондов.

Микрофинансовые организации работают на тех же принципах, что и кредитные организации. Однако их специфика заключается в предоставление краткосрочных займов в сумме не превышающий 1 млн. рублей субъектам малого и среднего предпринимательства. Чаще всего учредителями микрофинансовых организаций выступают субъекты Российской Федерации или муниципалитеты, которые ставят основной целью микрофинансовых организаций повышение доступности микрозаймов, поэтому процентные ставки в таких организациях ниже, чем в банках.

Венчурные фонды

В каждой стране, экономика которой основана на рыночных принципах, большинство высокотехнологичных компаний в той или иной форме получают первоначальное финансирование от венчурных инвесторов: будь то отдельные инвесторы или профессиональные финансовые посредники (венчурные фонды). При этом в странах, где на базе отдельных инновационных предприятий создались целые отрасли, сектор высоких технологий играет существенную роль в экономическом развитии страны.

С целью расширения доступа малых инновационных предприятий, обладающих значительным потенциалом роста на рынке, к источникам собственного (акционерного) капитала Правительством России разработана программа создания сети частно-государственных региональных венчурных фондов.

Средства федерального и регионального бюджетов аккумулируются в специально созданных региональных фондах. В дальнейшем региональные фонды проводят конкурсный отбор управляющих компании, которые за счет дополнительного привлечения средств внебюджетных пайщиков формируют закрытый паевый инвестиционный фонд (ЗПИФ, 50 % – средства частного пайщика и 50% – средства федерального и регионального бюджетов). Срок действия договоров доверительного управления ЗПИФов не превышает 7 лет.

При этом управляющая компания обязана осуществлять инвестиции только в субъекты малого и среднего предпринимательства, зарегистрированные на территории региона, в котором сформирован ЗПИФ.

По требованиям Минэкономразвития России минимальный размер ЗПИФ, создаваемых в рамках Программы, составляет 400 млн. рублей, максимальный размер – 880 млн. рублей.

Основные направления инвестирования региональных венчурных фондов – информационно-телекоммуникационные технологии, биологические и медицинские технологии и оборудование, наносистемы и нанотехнологии.

Таким образом, практически в каждом регионе России созданы региональные венчурные фонды, основной целью которых является финансирование начинающих инновационных компаний.

Бизнес-инкубаторы

Под бизнес-инкубатором понимается организация, созданная для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности (до 3 лет), осуществляемой путем предоставления в аренду помещений и оказания необходимых для ведения предпринимательской деятельности услуг, в том числе консультационных, бухгалтерских и юридических.

По требованиям Минэкономразвития России общая площадь нежилых помещений бизнес-инкубатора должна составлять не менее 900 кв. метров, при этом площадь, предназначенная для размещения субъектов малого предпринимательства, должна составлять не менее 85% от полезной площади бизнес-инкубатора. При этом под полезной площадью бизнес-инкубатора понимается общая площадь нежилых помещений бизнес-инкубатора, за исключением площади подвальных, технических и иных помещений, которые в силу конструктивных или функциональных особенностей не могут быть использованы в соответствии с целевым назначением бизнес- инкубатора.

Площадь нежилых помещений, предоставленных в аренду одному субъекту малого предпринимательства, не должна превышать 15% от площади нежилых помещений бизнес-инкубатора, предназначенной для размещения субъектов малого предпринимательства.

Бизнес-инкубатор в зависимости от специализации организации, управляющей деятельностью бизнес-инкубатора, и характера оказываемых услуг может быть:

– общего типа;

– инновационного типа.

При этом бизнес-инкубатор общего типа может быть:

– производственным (при наличии в бизнес-инкубаторе производственных площадей и необходимого оборудования, предоставляемого субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производственную деятельность);

– офисным;

– смешанным;

– отраслевым, в том числе аграрным (в соответствии со сферой деятельности предполагаемых к размещению в бизнес-инкубаторе субъектов малого предпринимательства).

Бизнес-инкубатор обеспечивает оказание следующих основных услуг:

– предоставление в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства нежилых помещений бизнес-инкубатора;

– осуществление технической эксплуатации здания (части здания) бизнес-инкубатора;

– почтово-секретарские услуги;

– консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения;

– доступ к информационным базам данных, необходимых для деятельности субъектов малого предпринимательства, размещаемых в бизнес-инкубаторе.

Наряду с льготными условиями аренды помещений и наборомосновных услуг, бизнес-инкубатором могут предоставляться следующие виды услуг: подготовка учредительных документов и регистрация юридических лиц; маркетинговые и рекламные услуги; помощь в получении кредитов и банковских гарантий; поиск инвесторов и посредничество в контактах с потенциальными деловыми партнерами; поддержка при решении административных и правовых проблем, в том числе составление типовых договоров; приобретение специализированной печатной продукции; предоставление услуг по повышению квалификации.

Бизнес-инкубаторы производственного и инновационного назначения также осуществляют следующие виды услуг: привлечение заказов для дозагрузки производственных мощностей малых промышленных предприятий; информационно-ресурсное обеспечение процессов внедрения новых технологий; информационно-ресурсное сопровождение действующих и создаваемых новых малых предприятий, деятельность которых направлена на обеспечение условий внедрения экологически безопасных технологических процессов, подготовка инвестиционных предложений для привлечения инвестиций, в том числе за счет средств паевых инвестиционных фондов.

Бизнес-инкубатор (за исключением бизнес-инкубаторов производственного и агропромышленного назначений) должен соответствовать следующим основным требованиям:

– наличие не менее 70 рабочих мест, при этом каждое рабочее место должно быть оснащено компьютером, принтером (индивидуального или коллективного доступа) и телефоном с выходом на городскую линию и междугородную связь;

– не менее 80% рабочих мест бизнес-инкубатора должны быть обеспечены доступом в интернет;

– наличие оргтехники для коллективного доступа: факс, копировальный аппарат, сканер, цветной принтер, телефонная мини-АТС;

– наличие не менее одной оборудованной (мебель, телефон) переговорной комнаты;

– наличие не менее одного оборудованного (мебель, проектор и телефон) зала для проведения лекций, семинаров и других обучающих занятий.

Для создания и развития бизнес-инкубаторов, осуществляющих поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – агро-бизнес- инкубатор), общим обязательным требованием является предоставление нежилых помещений крестьянским (фермерским) хозяйствам на ранней стадии их деятельности (до 3 лет).

Помещения бизнес-инкубаторов предоставляются субъектам малого предпринимательства на конкурсной основе.

Максимальный срок предоставления нежилых помещений бизнес-инкубатора в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства не должен превышать трех лет.

Наши рекомендации