В нашем деле главное – усиленное питание и вовремя смыться
Полежаев – типичный руководитель советского типа, прошедший школу управленца в Казахстане и привыкший исполнять приказы партии. И вдруг, в мгновение ока, в начале девяностых он становится носителем демократических идей, а спустя ещё десять лет рьяно кинулся помогать президенту выстраивать вертикаль власти. Способность предстать в любой ипостаси, чтобы удержать власть в своих руках, присуща тем, кто впитал в себя менталитет бая из белой юрты, и Леонид Полежаев наглядно демонстрировал свои возможности гибкого руководителя, фактически пересидев трёх президентов: Горбачёва, Ельцина, Путина. Пройдёт ли этот номер с Дмитрием Медведевым, покажет время. Похоже, что один только тяжеловес (после отставки Лужкова) остался на губернаторском небосклоне. Остальные, получив свою порцию Благодарственных писем, дозу медалей, пайку льгот или «мешочек» оплеух на букву «п», отправились в отставку.
Правда, по мнению аналитиков и независимых экспертов журнала «The New Times», все отставки: Шаймиев, Рахимов, Россель – фикция. Все они, даже будучи смещёнными со своих должностей, оставались какое-то время негласными патронами региона, который патронировали на протяжении ряда лет. Патронировали и контролировали бизнес, к которому стянуты все нити. Они, до недавнего времени, по-прежнему оставались хозяевами региона. Того же хочет и Полежаев. Практически, большая часть бизнеса в регионе под контролем семьи Курбаши и приближённых его клана. Нельзя бросать их на произвол судьбы. Поэтому в самое ближайшее время необходимо зачистить за собой концы и подготовить плацдарм для отхода на «запасной аэродром». Всё точки над «i» расставляются в столице. Именно там и решается вопрос о «цене вопроса».
Но… всё течёт, всё изменяется. И сейчас наметилась диаметрально противоположная тенденция. С приходом новых назначенцев, которые явно не заинтересованы руководить с оглядкой на бывших губернаторов, происходит процесс вышибания из-под задницы бывших хозяев региона экономической подпитки. По мнению аналитиков всё того же журнала «The New Times» – Россель практически потерял свой бизнес в Екатеринбурге, у Рахимова сейчас отбирают бизнес, и понятно, что отберут. На регион поставили человека, который вряд ли будет особенно защищать Рахимова. Пока не очень понятна ситуация с Шаймиевым. Но процесс пошёл и коснётся он всех без исключения. В таких случаях обычно употребляют фразу: «Линять» надо своевременно, а то откроется тот самый мешочек оплеух, о котором я уже сказал выше», тем более, что «линять» есть куда. Запасной аэродром подготовлен, да и не один.
Насколько мне понятно, Полежаев «линять» не собирается. Он, как пиявка, которая, присосавшись к телу, не отвалится, пока по полной программе не насытится кровью. Есть такая притча про обезьяну и кувшин. Однажды обезьяна засунула свою ладонь в кувшин и набрала в нём горсть гороха. Только вот кулак не может вытащить из узкого горлышка. Ей бы разжать ладонь и освободиться от гороха, но… потенциальная жадность нашептывает ей: «Не бросай горох». Так и умерла она от голода и жажды возле кувшина.
Ветер перемен
Именно июнь 2010 года стал символом начала перемен в регионе. Одно событие сменяется другим, уход со своего поста областного прокурора и назначение на эту должность «варяга» Анастаса Спиридонова уже наглядно продемонстрировали желание федеральных властей кардинально изменить обстановку в регионе. Следующий за этим шаг носит еще более масштабный характер – идет полным ходом подготовка к смене губернатора Омской области.
Официальным подтверждением этих намерений является добровольное желание Валерия Ойфа освободить место в Совете Федерации, такое место может освободиться только для одной персоны – Леонида Полежаева, который, внезапно взяв отпуск, находился в это время в Москве в качестве частного лица. Впрочем, обсуждаемые им во время визита в столицу вопросы были не такими уж и частными и напрямую касались будущего Омской области. Но нет худа без добра, ранее губернатор уже не раз сетовал на то, как трудно лоббистам отстаивать интересы региона.
Анатомия интриги очень забавна.Сейчас она обнажена – как в хорошем анатомическом театре. Я уже говорил о том, что больше года идет кампания по снятию старых (и не только по возрасту – см. Илюмжинов) глав регионов. Вырублены такие дубы, как Шаймиев, Россель, Рахимов. Остался только Полежаев в Омской области. Почему эта кампания «вдруг» пошла – гадать бесполезно. Так или иначе, губернаторов по пятнадцать, а то и двадцать лет сидевших (сидевших в кресле, разумеется), решили стряхивать с ветки. Процесс этот закономерен, поскольку…
«Государственная бюрократия по-прежнему, как и двадцать лет назад, руководствуется всё тем же недоверием к свободному человеку, к свободной деятельности. Эта логика подталкивает её к опасным выводам и опасным действиям... государственный аппарат у нас – это и самый большой работодатель, самый активный издатель, самый лучший продюсер, сам себе суд, сам себе партия и сам себе… в конечном счёте народ», – именно так сказал действующий Президент России Дмитрий Медведев, то есть он четко видит, какие негативные процессы происходят в Омском регионе.
И мы тоже ясно видим, как работает «Вертикаль по согласованию». Уходя на пенсию, «уважаемый» руководитель получает на посошок – орден «За заслуги перед разворованным Отечеством». Плюс – неприкосновенность. Плюс – место в Совете Федерации. Плюс – пенсия в сотни тысяч рублей в месяц. Казалось бы – это зачем? Это же оскорбление для бывших глав регионов – у человека десятки, сотни миллионов долларов (а то и миллиардов, не побоюсь этого слова), нажитые непосильным трудом, а ему еще жалкие несколько тысяч баксов. В довесок ко всему, вероятно, в знак «публичного уважения» – особые льготы. Начиная от vip-передвижения по городу до права приема новым губером внеурочно, да ещё и по первому требованию. Весь этот беспредел творится повсеместно, абсолютно торжественно и открыто.
Возможны варианты. Дополнительно к перечисленному – подготовленные оды в честь всеми «любимого» и «незабвенного». Так что… устраивайтесь поудобнее в кресле возле экрана, поскольку в течение первых недель после ухода Папы, мы еще наслушаемся, как много сделал он для области. Что только благодаря его мудрому руководству росли зарплаты и пенсии, снижалась безработица, развивалась промышленность и т. д. Официальная пропаганда уже давно и успешно связывает губернатора с любыми положительными процессами, происходящими в регионе. И вполне естественно, что ко всем негативным сторонам жизни населения губернатор никакого отношения не имеет, виноватые всегда найдутся, на крайний случай – назначат.
Однако никто не мешает именно сейчас посмотреть на процессы, происходившие в Омской области, и оценить результаты «трудового подвига» губернатора длиною более чем в два десятка лет. В первую очередь, нужно детально разобрать сам механизм властных структур, который за эти десятилетия был собран по крупицам, в котором каждая «шестеренка» точно знала свое место и делала то, что от неё требовали сверху.
Команда, без которой мне не жить…
Созданием «вертикали власти» Леонид Константинович начал заниматься задолго до появления этого термина в федеральных СМИ. Как ни крути, но самый большой опыт в этом вопросе у народов Азии, где Папа провел на руководящих должностях не один десяток лет.
Достаточно только приложить усилия и получается чисто формальное разделение ветвей на законодательную, исполнительную и судебную. И ни о какой системе сдержек и противовесов речи не идет. Наоборот, все ветви фактически подчиняются губернатору и как следствие – власть сконцентрирована в одних руках.
Не стоит всерьез рассуждать о легитимности этого механизма управления регионом. Того самого механизма, где в качестве винтиков крутятся представители команды губернатора. Капитан четко знает, что кому нужно. Помимо круговой поруки, еще одним объединяющим фактором является то, что люди, попавшие в «ближний круг», получают вознаграждение в зависимости от участия в личных финансовых схемах руководителя региона. Это может быть имущество, недвижимость, земельные угодья, предприятия, да много чего приватизируется в Омской области.
Постепенно сложилась система, в которой появились ключевые фигуры, контролирующие все сферы жизни и экономики Омской области, неприкосновенность и неподсудность которых гарантируется «ручными» органами государственной власти (прокуратурой, милицией, налоговой инспекцией и полицией, судами и другими контрольными органами власти). Сегодня сделано все для того, чтобы на деле реализовать наказ Эдмунда Берга: «Единственное, что нужно для разгула зла – это чтобы хорошие люди ничего не смогли делать!». Все хорошие люди оказались выброшенными за пределы системы управления, созданной за более чем два десятилетия правления Леонида Полежаева, а многие из них оказались за пределами самой жизни. У руля Омской области находятся люди, на которых у Его Высокопревосходительства обязательно имеется компромат – такие не подведут и «не соскочат».
И когда среди омских нукеров оказывалась вакансия, Леонид Константинович заполнял брешь выходцами из Казахстана.
Среди выходцев из Казахстана директор Омского академического театра драмы Виктор Лопухин, у которого на лице написана его близость к искусству.
Так появился в Омске нынешний начальник управления внутренних дел Виктор Камерцель, о нём я уже рассказывал выше, расскажу и ещё.
Нарисовался в Омске несостоявшийся в Джезказгане журналист Александр Белаш, впоследствии посаженный Папой «за особые заслуги» на должности председателя ГТРК «Иртыш». Всё, что он успел там сделать, это пристроить в конце своего кабинета – индивидуальный сортир. Хотя общий туалет находился практически рядом с его приёмной. Вероятно, сказалась боязнь расплескать по дороге ценное сырьё. С приходом Александра Ивановича разрушилась структура Омского телевидения и радио. Из неё ушли лучшие кадры, профессионалы в полном смысле этого слова.
Какое-то время Шурик «за непослушание» и финансовые махинации отбывал ссылку в Сыктывкаре на такой же должности. Правда, сейчас Александр Иванович вновь в полежаевских структурах. Не зря говорят, что удельный вес определённых выбросов человеческого организма значительно легче удельного веса молекул воды.
Когда-то в процессе очередных губернаторских выборов Белаш (за определённое вознаграждение) предоставил эфир главному конкуренту Леонида Константиновича господину Маевскому. Полежаев был в гневе. Прошло немало времени, Белаш вернулся уже из Сыктывкара. Необходимо было вновь проявить усердие, чтобы пристроиться к халявной кормушке. И для того чтобы Папа сменил гнев на милость, Шура напряг извилину спинного мозга и «разродился» торжественной одой в честь «отца родного». Она была напечатана в газете «Коммерческие вести» сразу же после дня рождения Леонида Константиновича.
Относительно недавно журнал «Бизнес–курс» (от 17. 08. 2010) опубликовал материал на тему «Льстецы Омской области». Самым выдающимся подхалимом, по версии журнала «Бизнес–курс», стал консультант аналитического управления Александр Белаш, посвятивший господину Полежаеву целое стихотворение (оду). Сам написал и сам на память выучил. Нет предела совершенству даже в области лизоблюдства. Воистину: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, зачем он тебе нужен». Вот эти строки…