По аэродрому, по аэродрому, лайнер пробежал как по земле
Программа «Омский аэропорт – Фёдоровка». Восьмого декабря 2005 года на заседании архитектурно-градостроительного совета Леонид Константинович заявил: «Седьмого ноября 2008 года мы взлетим с аэропорта Федоровка. Нужно ставить перед собой серьезные задачи».
При выяснении ситуации стало очевидно, что первоочередной целью является получение в собственность областного правительства имущественного комплекса аэропорта «Омск-Центральный». Во всяком случае, все разговоры о Федоровке сводятся именно к этому. А далее, очевидно, последует приватизация всего комплекса хорошо знакомыми нам частными лицами и последующая застройка всей территории ныне действующего аэропорта.
История строительства объекта «Фёдоровка» ведётся с 1982 года. Несмотря на все исторические катаклизмы, к 1995 году инфраструктура была готова более чем на 60 процентов. Однако тот год был решающим не только для новых воздушных ворот города. Гораздо больший интерес руководство области проявляло к Омскому нефтеперерабатывающему заводу (НПЗ), ставшему камнем преткновения для влиятельных московских воротил. Всем известно, что именно в той схватке вышла победителем команда «Березовский-Абрамович-Полежаев». Местные противники создания компании «Сибнефть» погибли при довольно странных обстоятельствах. Зато ближайшие родственники губернатора становятся акционерами и занимают высокие посты на предприятии, а сам Леонид Полежаев принимает участие в жизни «Сибнефти» в качестве члена Совета директоров.
Казалось бы, Омская область, получая огромные налоговые поступления от «Сибирской нефтяной компании», могла бы, не ожидая помощи федерального центра, достроить международный аэропорт «Омск-Федоровка», но случилось обратное: именно в 1995 году финансирование проекта было полностью прекращено. Строительные компании по-прежнему продолжали работы, веря словам губернатора о скором выделении финансирования, однако, так и не получив денег, вынуждены были объявить себя банкротами. В криминальных кругах такой поворот дел называется – «кинуть».
С трудом создаваемая инфраструктура на территории аэропорта начала приходить в запустение, проложенные коммуникации гнили в земле, постройки начали разрушаться и расхищаться предприимчивыми гражданами, а недостроенную взлетную полосу облюбовали омские любители автомобильных гонок.
Если рассуждать категориями, принятыми в правовом государстве, то сложившаяся ситуация – хороший повод для возбуждения уголовного дела. Многоликий Леонид Константинович на тот момент грозно сотрясал воздух, провозглашая «Фёдоровку» одним из наиболее важных проектов для региона, и тут же разводил руками, сетуя на проблемы с финансированием.
Тем временем аэропорт «Омск-Центральный», занимающий огромную территорию и расположенный в непосредственной близости от центра города, давно привлекает внимание воротил строительного бизнеса. Прибрать к своим рукам хороший участок земли в городе с каждым годом становится все труднее, и «простаивающие» просторы, которые смогли бы стать золотой жилой, не давали спокойно жить персонам, приближенным к Его Высокопревосходительству. Как известно, несколько строительных компаний Омска имеют уникальную возможность получать «зеленый» свет по любому интересующему их проекту.
Руководство действующего аэропорта крайне негативно относилось к инициативам областной власти, уговаривавшей не вкладывать получаемую прибыль в модернизацию уже существующей инфраструктуры, а направить ее на строительство аэропорта «Федоровка» и готовиться к скорому переезду. Все попытки доказать глупость такого предложения успехом не увенчались, хотя в ход шли все аргументы.
Генеральный директор аэропорта «Омск-Центральный» Сергей Круглов занял жесткую и принципиальную позицию, он говорил что: «Переезд будет осуществлен только после сдачи объекта «Фёдоровка» в эксплуатацию, а пока это не произошло, все имеющиеся в наличии средства будут направлены на повышение качества услуг».
С этого момента стабильно работающее предприятие фактически стало мишенью для атаки со стороны исполнительных органов власти, а также приближенных к ним коммерческих структур. Последовали многочисленные проверки, бесконечные судебные иски, но все напрасно – Сергей Круглов умело отстаивал интересы трудового коллектива и государства, владевшего контрольным пакетом ОАО «Омский аэропорт». Так продолжалось вплоть до 2005 года, и за эти десять лет вполне реально было достроить и ввести в эксплуатацию новый аэропорт, если бы руководство региона действительно поставило перед собой такую цель.
И вот… Гром среди ясного неба. Шестнадцатого июня 2009 года президент России Дмитрий Медведев подписал Указ о передаче акций ОАО «Омский аэропорт» правительству Омской области. Это событие стало жирной точкой в длившейся уже много лет конфликтной ситуации относительно строительства нового аэропорта международного класса «Омск-Фёдоровка» за чертой города.
Для неискушенного читателя такое решение покажется рациональным и обоснованным, нет никаких претензий к аргументам в пользу такого глобального проекта. Есть претензии к вдохновителям, организаторам и непосредственным исполнителям, уже не раз бравшимся за грандиозные проекты. Проекты… которым не суждено было сбыться. Правда, при очередном «фиаско» организаторы этих проектов демонстрировали поразительную забывчивость в отношении своих обещаний и ловкое перекладывание ответственности на плечи «стрелочников».
Как факт, процесс бодания телёнка с дубом завершился тем, что аэропорт «Омск-Центральный» передан под эгиду администрации Омской области, а Сергей Круглов смещён со своего поста.
Осторожно, двери закрываются. Следующая станция…
Программа «Омское метро». Первое июля 2008 года – именно эту дату называл губернатор в 2005 году, когда говорил о сдаче в эксплуатацию проекта под названием «омское метро». Леонид Константинович перед объективами телекамер пообещал прокатить омичей на метро. И «прокатил», только в переносном смысле этого слова. Торжественное открытие метромоста несколькими годами ранее должно было подстегнуть затянувшееся строительство. Мосту был посвящен гимн «Победоносный мост тысячелетия». Устроенное грандиозное театрализованное представление широко освещалось в региональных СМИ.
В отличие от аэропорта Фёдоровка, работа над этим проектом велась более чем активно, ежегодно в землю зарывались миллиарды рублей, к сожалению, никакого результата не видно. Говорили о том, что необходимо вложить в строительство еще пару миллиардов и тогда в 2010 году мы точно сможем услышать дежурную фразу: «Осторожно, двери закрываются. Следующая станция – «Полежаевская». Пройдена и эта временная веха. Ну и…
Все попытки опередить график, пренебрегая соблюдением правил безопасности, уже привели к просадке грунта и разрыву магистрального водопровода. Более двух тысяч тонн воды и песка хлынули в тоннель метро, похоронив под собой оборудование проходчиков.
Сейчас все обещания омского губернатора выглядят фарсом, потому что никак не получается достроить метрополитен, дата ввода в эксплуатацию которого уже официально перенесена на 2012 год. Неплохо было бы указать и конкретный день – 21 декабря. Тогда, если верить пророчествам Кэйси и календарю индейцев Майя, точно никто не спросит, почему не уложились и в этот срок.
Как пишет сайт «Время Омское», в Омске готовится к выходу в свет эротический календарь. Идея родилась на омском форуме после того, как в свет вышел подобный календарь студенток факультета журналистики Московского государственного университета (МГУ). Столичные девушки снялись обнаженными для Владимира Путина, выпустив издание ко дню рождения премьер-министра. Сибирский календарь не посвящен омскому политику, хотя призван еще раз поднять важные проблемы города и области. Пока подписи к фотографиям держатся в тайне. Правда, один из слоганов уже известен: «Мои ноги длиннее омского метро».
Рука руку моет
Программа «Омск без наркотиков». Вот уж воистину, в чистом виде ничем неприкрытая PR-акция. Изъяли несколько мешков марихуаны, сожгли их в присутствии корреспондентов местных телевизионных каналов. Рассказали о том, что губернатор объявил беспощадную войну представителям наркобизнеса. Прокричали и замолчали. А наркотики как распространялись в городе, так и продолжают распространяться. Причём абсолютно все знают, где можно прибрести их у наркоторговцев. Представители правоохранительных органов смотрят на это сквозь пальцы, очевидно потому, что, скорей всего, имеют свой процент с прибыли.
Но и это не всё. Сын омского начальника управления внутренних дел, Яша Камерцель неоднократно задерживался с большими партиями героина. Подчеркну – неоднократно. Все всё знают, но делают вид, что ничего не произошло. По принципу: «Ничего не вижу, ничего не знаю, ничего никому не скажу». И никаких документов, никаких протоколов об изъятии. Всё «шито–крыто под семью печатями». Всё под покровительством самых высших представителей региональной власти.
О подобные фактах неоднократно упоминали омские милиционеры в своих обращениях к Владимиру Путину (газета «Омское время» № 33 за 2003 год) и к Борису Грызлову (газета «Омское время» № 38 за 2003 год). Нашли к кому обращаться, наивные люди.
Выдержав паузу, Виктор Камерцель кинул все силы на развал этого дела. Всё упиралась в конкретный вопрос – «цена вопроса». Документы о задержании сына генерала милиции уничтожились. Сотрудникам, принимавшим участие в операции, приказано забыть об этом деле.
Случись такое в другой стране, например в Турции, высшая мера была бы обеспечена, причем, невзирая на посты, занимаемые ближайшими родственниками. В Омске свои понятия, и законы Российской Федерации распространяются не на всех граждан.
Что дальше… А дальше Яша Камерцель продолжил продажу белого «зелья» уже с папиной страховкой. Чтобы свести риск ареста к минимуму, и заодно подрезать расправивших крылья конкурентов, на должность начальника УБНОН назначен Валерий Калганов – один из самых преданных подчиненных Виктора Камерцеля. Свою задачу он выполнил успешно, наркоторговцы ходят строем и в полном соответствии с его указаниями. Бизнес Яши Камерцеля процветает и заработанные средства помогли стать ему «добропорядочным» бизнесменом. Недаром сын бывшего начальника УВД Виктора Яковлевича, один из богатейших буржуа Омска, учредивший совместно с гражданином ФРГ Виктором Герингом ООО «С. П. Экспресс».
Нет необходимости напоминать, что отец этого молодого человека генерал-майор милиции Виктор Яковлевич, двенадцать лет назад обосновался на посту начальника УВД Омской области не без участия своего покровителя Леонида Полежаева, «ярого борца» с наркомафией.