В этот край таёжный только самолётом можно долететь
Программа «Ан-2» в «Ан-3». В начале девяностых годов на базе «Омского аэрокосмического объединения «Полёт» в рамках конверсионной программы решено была начать реконструкцию старых «кукурузников», устаревших и морально, и физически.
Применяя инновационные технологии, началось изготовление самолёта нового поколения – «Ан-3». Более мощный двигатель, удлинённый фюзеляж… Хорошая была задумка, тем более что именно такая техника действительно нужна в каждом регионе, но… – «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Программа не реализована. Сделали несколько образцов, продемонстрировали достоинство новой техники в небе перед журналистами и… полное фиаско. По каким-то причинам не нашлось заказчиков на это изделие. Точнее говоря, они были, но считанные единицы. Причины просты, кукурузник с мотором ТВД стоит примерно столько же, сколько новенькая «Сесна». И хоть по определенным параметрам «Ан-3» для России более приемлемая модель, но… «Сесна», все же – «Сесна». И если жигулёнок для бездорожья будет получше иных иномарок, в целом же… – иномарка лучше.
Бросая ввысь свой аппарат послушный…
Программа «Ан-70». Такая же учесть постигла и эту программу. Девятнадцатого сентября 2001 года Леонид Полежаев распорядился выделить из областного бюджета средства на испытания и сертификацию самолета «Ан-70», который должен был стать тем самым спасительным проектом для аэрокосмического объединения «Полёт». Ранее точно также надежды возлагались на производство самолета «Ан-3». По настоящему же предприятие начало вставать на ноги в 2007 году, когда вошло в московский холдинг имени Михаила Хруничева. А как только москвичи получили бразды правления в свои руки – сразу всплыла интересная история с незаконной продажей большого участка земли аэрокосмического объединения «Полёт» под строительство жилого комплекса «Космос». О самолёте в этой связи как-то забыли. Не до этого, право…
Эх, прокачу!
Программа «Автобус «Volvo». Пятого декабря 1997 года в Гетеборге между областной администрацией и группой компаний «Volvo» был подписан меморандум о сотрудничестве и совместной деятельности. На базе омского производственного объединения «Иртыш» планировалось выпускать до пятисот автобусов в год. Сделали несколько штук, а потом, по неимоверно высоким ценам пытались продать их желающим. Таковых не нашлось. Тогда губернатор своим волевым решением, в принудительном порядке, обязал некоторых руководителей предприятий купить по одному из автобусов для своих нужд. А попробовали бы они это не сделать…
И ездить мне приятно, по улицам опрятным…
Программа «Москвич-пикап». Двадцать седьмого августа 1999 года, как результат сотрудничества правительства Москвы и Омской области, на базе ОМП имени Баранова торжественно открывается «Омский автомобильный завод». С конвейера сходит первый «Москвич-пикап», в то время как мощности завода рассчитаны на десять тысяч автомобилей в год. Скажите мне, кто, где и когда (в котором часу) видел эти автомобили?
Броня крепка и танки наши быстры…
Программа реализации военной техники, и прежде всего танков «Т-80-У», изготовленных на базе Омского завода транспортного машиностроения, также не увенчалась успехом.
Проводимые в Омске раз в два года выставки вооружений и конверсионной продукции были организованы на высочайшем уровне. Денег никто не считал, поскольку были уверены, что перед заморскими гостями (а их приезжало великое множество) нужно блеснуть при полном параде «гремя огнём, сверкая блеском стали».
И блистали… Блистали в выставочных павильонах, на военном полигоне 242-го учебного центра воздушно-десантных войск в посёлке Светлый. Блистали так, что в глазах рябило, а уши закладывало. Репортажи с телевизионных экранов сыпались как из рога изобилия, выдавая желаемое за действительность. Не скрою, в этих процессах принимал участие и ваш покорный слуга, статус которого в девяностые годы был – Собственный корреспондент Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании.
В июне 2002 года, на пышной презентации предприятия «Омсктранскор» – одного из трех акционерных обществ, образованных в результате реорганизации ГУП «Омсктрансмаш», Леонид Полежаев объявил, что холдинг «Мегатранскор» готов инвестировать тринадцать миллионов долларов в развитие нового предприятия.
Инвестиции так и не поступили, а вот часть оборудования словно испарилась. Тем временем, в конце этого года на предприятии «Омсктрансмаш» начинается процедура банкротства.
Двенадцатого февраля 2004 года вторая попытка – из ГУП «Омсктрансмаш» опять выводят часть производственных мощностей в ОАО «Омсквагонзавод». Выводят под «честное» слово представителей все того же холдинга «Мегатранскор». ОАО «Омсквагонзавод» просуществовал два года и оставил после себя только долги в двести миллионов рублей. «Новоявленное детище» вместе с работниками и остатками имущества по решению суда были переданы обратно в ГУП «Омсктрансмаш».
Неудивительно, что такой организованный сверху хаос в оборонной промышленности практически уничтожил все усилия по продвижению выставки вооружений «ВТТВ-Омск».
Отправить на выселки
Программа «Сибзавод Центр». Казалось бы, для аграрного региона, коим является Омская область, нет важнее предприятия, производящего технику сельскохозяйственного назначения. Многие так и считали, когда в 2001 году было объявлено о передаче в собственность областной администрации ФГУП «Сибзавод имени Борцов революции». Однако стало очевидно, что 38 гектар в центре Омска заводских площадей намного важнее той техники, в которой так нуждаются сельские труженики. Процесс пошёл… В 2003 году предприятие реорганизуют в открытое акционерное общество «Сибзавод Центр», а в 2005 году в пользу администрации Омской области решен вопрос о переносе производства на окраину города. На освободившейся территории планируется построить общественно-деловой комплекс из двух шестнадцатиэтажных башен близнецов, огромный торговый центр, ледовую арену, кафе и рестораны.
А что сейчас происходит с «Сибзаводом»? Ведь в 2008 году коллектив предприятия должен был полностью закончить переезд на новое место прописки. Никакой информации по данному поводу в региональной прессе нет, обсуждаются только вопросы застройки теперь уже бывшей территории завода.