Диагностика системы учета и контроля процессов
Понятие "анализ и формализация бизнес-процессов" пришло в управленческую практику одновременно с появлением на рынке сложных программных продуктов, предназначенных для комплексной автоматизации управления бизнесом.
Подобные системы всегда подразумевают проведение детального анализа деятельности компании. В результате выявляются существующие узкие места в различных аспектах деятельности предприятия. Существует целый ряд методологий и стандартов, а также построенных на их основе программ, позволяющих производить данные операции достаточно строго.
Анализ и формализация бизнес-процессов позволяет четко разграничить функции подразделений и отделов, выделить основные зоны ответственности, описать связи между подразделениями, формализовать информационные потоки внутри компании, определить основные точки контроля.
Безусловно, вопрос формализации бизнес-процессов в ресторане, баре или кафе, т. е. на предприятии, где присутствует кухня, совсем не простой. Формализация процессов осуществляется достаточно быстро и безболезненно в том случае, если спрос является относительно стабильным и прогнозируемым. «Бизнес-процессы» по сути, это те же технологические процессы, предполагающие определенную деятельность преобразования данных на входе в соответствующие значения данных на выходе. Предполагается, что на вход поступают некоторые ресурсы, а на выходе под воздействием бизнес-процесса получается продукция, представляющая ценность для потребителя. Например, в ресторанном бизнесе на вход бизнес-процесса поступает продукция (в простейшем случае блюда и услуги), а на выходе бизнес-процесса будут его гости, посещающие данное предприятие. Что поступает на вход бизнес-процессов, т. е. их содержание, специалистам известно. Бизнес-процесс осуществляется под некоторым управлением, может взаимодействовать с другими процессами, имеет владельца, т. е. ответственного за правильную и качественную реализацию преобразования входов в выходы. Бизнес-процессы могут быть сквозными (входы из внешней средь: и выходы во внешнюю среду) и внутренними. Для внутреннего бизнес-процесса входным является некий параметр, полученный на выходе других бизнес-процессов, осуществляемых внутри предприятия; и его выходы также внутренние. На предприятиях ГиР, например, внутренними процессами являются процессы производства блюд и услуг. Продукты и расходные материалы поступают с выхода бизнес-процесса «Логистика» на вход бизнес-процесса «Производство», а выход процесса «Производство», т. е. готовые блюда и услуги, поступает на вход бизнес-процесса «Продажи».
Формализацию и отладку бизнес-процессов часто называют бизнес-моделированием .
Для описания сложных бизнес-процессов разработана специальная методика с применением заранее определенных графических объектов и регламентированная ГОСТом. Для работы с ней создана специальная компьютерная программа BpWin. Суть методики заключается в разработке многоуровневого структурированного документа, в котором действия первого уровня раскрываются более детально на втором и т. д.
Подробно основные процессы деятельности предприятия питания будут рассмотрены в курсе «Технологические процессы в сервисе». Здесь в качестве примера рассмотренадиагностика системы учета и контроля процессов на примере продаж (рис. 6).
Рисунок 6 – Бизнес-процесс «Продажи». Общий вид
Данные можно почерпнуть: из истории продаж (торговая история); от работников, менеджеров и руководства заведения; у самих клиентов, а также из внешних источников исследований. Что касается первого источника (истории продаж), то ее следует отдельно вести по следующим шести сегментам посетителей, в зависимости от вида приема пищи и дня недели:
(1) завтрак по будням: понедельник — пятница;
(2) ланч по будням: понедельник — пятница;
(3)обед по будням: понедельник — четверг;
(4)завтрак по выходным дням: суббота, воскресенье;
(5)ланч по выходным дням: суббота, воскресенье;
(6)обед по выходным дням: пятница — воскресенье.
Применительно к завтраку и ланчу рабочими днями считаются дни недели с понедельника по пятницу, тогда как применительно к такому виду приема пищи, как обед, пятница считается выходным днем. Это обусловлено особенностями трапезы: с точки зрения посетителей, вечер пятницы относится не к рабочей неделе, а уже к уик-энду.
В истории продаж ежедневно должны фиксироваться следующие сведения:
• число посетителей;
• суммарный объем продаж в денежном выражении;
• количество подач еды и напитков;
• количество проданных порций напитков;
• количество проданных порций закусок;
• количество проданных порций сопутствующих (дополнительно к основному) блюд;
• количество проданных порций десертов;
• численность посетителей во время завтрака;
• объем продаж посетителям, пришедшим на завтрак (в денежном выражении);
• численность посетителей во время ланча;
• объем продаж посетителям, пришедшим на ланч (в денежном выражении);
• численность посетителей во время обеда;
• объем продаж посетителям, пришедшим на обед (в денежном выражении);
• средняя стоимость проданного основного блюда;
• средняя сумма чека;
• количество напитков, закусок, сопутствующих блюд и десертов на одного клиента;
• средняя сумма чека за завтрак, ланч и обед;
• процент дневного объема продаж от объема продаж за неделю;
• процент продаж завтраков, ланчей и обедов от дневного объема продаж;
• процент продаж в рабочие дни и по выходным от недельного объема продаж.
На основании этих данных обычно определяют, сколько посетителей обслужило заведение, сколько денег они тратят, что заказывают, как меняется объем продаж в течение недели. Последующий анализ позволяет выявить периоды повышенной активности бизнеса, и главное — периоды затишья. Кроме того, на основе этих сведений можно определить конкретные задачи по улучшению продаж отдельных блюд, а также по повышению посещаемости.
Второй источник сведений о клиентах — сотрудники и менеджеры. Вот формальная процедура: маркетологи снабжают головной офис компании — владельца сети ресторанов информацией с мест, осуществляя репрезентативную выборку заведений исходя из их территориального нахождения и объема продаж. Накапливаются данные по следующим показателям:
• объем продаж по дням и по неделям;
• операционные издержки;
• структура продаж;
• рекламная деятельность;
• деятельность по стимулированию продаж;
• конкурирующие действия;
• общая характеристика бизнес-обстановки на месте.
Для осуществления постоянного контроля за эффективным протеканием процессов целесообразно разработать систему показателей, отражающих этот процесс, определить их роль, постоянно следить за их величинами и оценивать эффективность.
В качестве примера приведем показатели, характеризующие протекание логистических процессов (таблица 2).
Применять одновременно все показатели затруднительно, да и нет необходимости. Из приведенных в таблице позиций можно выбрать те, применение которых необходимо в условиях конкретного предприятия, основываясь на личных субъективных предпочтениях руководителя.
Таблица 2 - Сводная таблица показателей, характеризующих протекание логистических процессов
№ п/п | Наименование | Значение |
Управление запасами | ||
Товарная запасоемкость склада | Отражает потенциальный объем товарной продукции в штуках упаковочных единиц, который может быть сосредоточен на складах логистической системы | |
Обеспеченность товарооборота запасами (в торговых днях) по складам | Показывает продолжительность периода, на который хватит товарных запасов на складе до момента их полного истощения, если поставки товаров на склад прекратить | |
Оборачиваемость запасов | Показывает, сколько раз оборачиваются запасы за определенный период времени | |
Доля запасов в оборотных активах | Показывает долю, которую занимают запасы в оборотных активах компании | |
Потери | Отражает величину издержек, связанных со списанием неликвидных запасов торговой продукции, уценкой товара | |
Доля неликвидов в запасах | Отражает долю неликвидной продукции в запасах | |
Эффективность | ||
Производительность труда работников логистической цепи | Грузооборот компании за период на одного работника подразделений логистики | |
Производительность труда работников отдельных звеньев логистической цепи | Грузооборот отдельного подразделения логистической цепи за период на одного работника этого подразделения | |
Эффективность административного персонала системы логистики | Показывает долю административных работников логистической системы компании в общей численности работников подразделений логистики | |
Эффективность транспортных расходов | Количество тонно-километров перевезенного груза на единицу транспортных затрат | |
Коэффициент загрузки собственных и привлеченных ТС | Степень загруженности транспортных средств как отношение количества перевезенного груза в тоннах к грузоподъемности использованных транспортных средств | |
Продолжение таблицы 2
№ п/п | Наименование | Значение |
Коэффициент использования собственного транспорта | Эффективность использования рабочего времени при эксплуатации собственного транспорта | |
Грузооборот склада | Количество товара в тоннах, реализованного со склада за определенный период времени | |
Удельный грузооборот склада | Характеризует грузооборот склада, приходящийся на 1 м2 полезной площади складских помещений | |
Коэффициент использования персонала склада | Характеризует эффективность работы персонала склада | |
Логистические издержки | ||
I. Абсолютные показатели | ||
Затраты на запасы | Затраты на запасы, включая страховые риски и потери, связанные с «омертвлением» капитала | |
Расходы на содержание собственных складов | Постоянные и переменные расходы, связанные с эксплуатацией собственных складских помещений, хранением и обработкой запасов | |
Расходы на содержание арендованных складов | Постоянные и переменные расходы, связанные с эксплуатацией арендованных складских помещений, хранением и обработкой запасов | |
Транспортные расходы по привлеченному транспорту | Переменные расходы, связанные с использованием привлеченного транспорта | |
Транспортные расходы по собственному транспорту | Постоянные и переменные расходы, связанные с эксплуатацией собственного транспорта | |
Затраты на обработку заказов | Затраты на получение и обработку заказов, информационное обслуживание клиентов, выписку счетов и т. п. | |
Затраты на информационное обеспечение | Разработка (покупка) информационного обеспечения, сопровождение информационной системы (заработная плата специалистов, программное обеспечение, аппаратное обеспечение) |
Продолжение таблицы 2
№ п/п | Наименование | Значение | |
Административные и накладные расходы | Сумма административных и накладных расходов на логистику за период | ||
Издержки гарантийного обслуживания | Фактические затраты на гарантийное обслуживание за определенный период | ||
Бой на складе | Потери от повреждения продукции на складах | ||
Общие логистические издержки | Все затраты, связанные с функционированием и содержанием системы логистики компании | ||
II. Удельные показатели | |||
Доля логистических издержек в себестоимости проданных товаров | Показывает долю логистических издержек в себестоимости проданных товаров за период | ||
Эффективность работников логистической цепи | Показывает долю грузооборота, приходящуюся на 1 рубль затрат на логистику | ||
Затраты на обработку заказа | Показывает среднюю стоимость обработки одного заказа | ||
Издержки гарантийного обслуживания | Показывает долю издержек гарантийного обслуживания в объеме продаж за период | ||
Эффективность затрат по собственным складам | Показывает долю товарооборота в стоимостном выражении, приходящуюся на 1 рубль затрат на содержание и работу собственных складов | ||
Эффективность затрат по арендованным складам | Показывает долю товарооборота в стоимостном выражении, приходящуюся на 1 рубль затрат на содержание и работу арендованных складов | ||
Эффективность транспортных расходов по собственному транспорту | Показывает стоимость перевозки 1 тонно/км собственным транспортом | ||
Эффективность транспортных расходов по привлеченному транспорту | Показывает стоимость перевозки 1 тонно/км привлеченным транспортом | ||
Издержки боя на складе | Показывает долю издержек в товарообороте склада за период | ||
Продолжение таблицы 2
№ п/п | Наименование | Значение | |
Удовлетворение потребителей/качество обслуживания | |||
Уровень удовлетворения спроса | Отражает способность фирмы удовлетворять запросы потребителей по количеству и ассортименту заказываемой продукции в определенный период времени | ||
Доставка к назначенному сроку | Отражает долю поставок, осуществленных к назначенному сроку в соответствии с установленными нормативами по клиентам | ||
Продолжительность цикла исполнения заказа | Выражает срок от момента размещения клиентом заявки до момента доставки товара клиенту | ||
Ошибки в поставках | Отражает долю ошибок в поставках. Ошибками можно считать: - неполные поставки по количеству мест товара; - отклонения от заказанного ассортимента (пересортица); - поставку бракованной продукции | ||
Время реакции на претензии клиентов | Срок между поступлением рекламации от клиента до его контакта с представителем компании | ||
Время удовлетворения претензии клиента | Срок от принятия решения по удовлетворению претензии клиента до удовлетворения претензии | ||
Надежность запуска нового продукта | Показывает надежность прогноза, содержащегося в маркетинговом плане, относительно сроков готовности нового продукта к отпуску дилерам | ||