Руководство стратегическим отступлением
Поскольку в сражении каждое мгновение может быть последним, война концентрирует и выявляет самую суть человеческой натуры. Генерала унионистов Мида военные историки часто критикуют за его нерешительность в битве при Гетисбурге. На самом деле в его положении то, что на первый взгляд кажется нерешительностью, было блестящей стратегией. Он сделал намного больше, чем просто решил выстоять. Эффективное руководство состоит в том, чтобы распознать положение, в котором находишься, и предпринять соответствующие действия. После первого дня сражения Мид понял, что его войска не отдадут больше своей территории. Они отступали, сколько могли, и их позиция от этого стала крепче. Эта стратегия оправдала себя, поскольку люди, столько раз отступавшие перед великолепным генералом Ли, не уступили ни сантиметра под давлением, которого они никогда ранее не испытывали.
Отступление на своей территории может быть деморализующим и губительным, но иногда оно носит стратегический характер и стимулирует. Когда войска сталкиваются с превосходящими силами противника, иногда отступление неизбежно, но его надо использовать для укрепления боевой силы войск, не допуская утраты инициативы. Сэм Хьюстон великолепно использовал эту тактику во время отступления перед ненавистной Сантой Аной. Его гордые техасцы становились злее с каждой милей оставляемой ими земли. Санта Ана, в свою очередь, всё более петушилась и становилась всё более беззаботной. Когда вопрос стал о том, что техасцам надо либо сражаться, либо вздёрнуть самого Хьюстона, он дал им волю, и им ничто не могло противостоять, хотя количественно Санта Ана значительно их превосходила.
Русский генерал Кутузов, с его сравнительно небольшой армией, отступал почти тысячу миль под натиском наполеоновских орд. Его генералы, сам император, вся Россия были в смятении. Почему он не вступает в бой? Но Кутузов сумел выдержать нападки до момента, когда следовало принять бой. Во время отступления он пополнял армию полками из провинции. Хотя армия его была не сравнима по силе с наполеоновской, под Бородино Кутузов почувствовал, что время настало. Москва была у русских за спиной, и солдаты были готовы драться яростно.
Наполеон начал сражение таким бешеным артобстрелом, что наблюдатели подумали, что пехота и не потребуется, поскольку мало русских останется в живых. К удивлению французов, русские не ушли со своих позиций. После этого Бонапарт бросил на, казалось бы, ослабленные позиции русских волну за волной своих, прежде непобедимых, пехотинцев. Даже имея огромный опыт сражений, Наполеону стало дурно от небывалой резни, ставшей, возможно, самым кровавым днём в истории войн. Несмотря на то, что французы во всём превосходили русских, включая пушки и личный состав, они не могли продвинуться. Кутузов не отдавал в тот день никаких приказов. Он спокойно сидел и наблюдал, качая головой - утвердительно или отрицательно - на доклады, которые ему поступали. Когда солнце зашло и дым рассеялся, поле боя оставалось за Кутузовым. Французы были в смятении. Человек стоит и сражается с упрямством, превосходящим всякое понимание, если речь идёт о его земле.
В тот вечер, после того как Кутузов подсчитал потери, он решился продолжать отступление. Это была превосходная стратегия. Десятки генералов, тысячи офицеров, десятки тысяч солдат остались лежать на поле битвы. У него не было достаточно офицеров для того, чтобы отдать необходимые распоряжения. Он отступил и принял решение вести войну партизанскими методами - единственная возможность, которая ему оставалась, но он не успокоился до тех пор, пока последний француз не покинул русскую землю. Русские были готовы сжечь свою любимую Москву и окрестности, но не отдать врагу. Затрагивая землю, касаешься души живущего на ней народа.
Историки до сих пор спорят о том, что, если бы Кутузов просто удержал свои позиции, французам пришлось бы отступить. Наполеон был совершенно потрясён решимостью русских под Бородино. Наполеон выиграл это сражение, но эта победа сто ила ему всей войны. Многие из крупных лидеров бизнеса и предпринимательства потерпели поражения в результате таких побед. Иногда наша решимость достичь успеха создаёт предпосылки для отступления и поражения. Иногда наше отступление может стать трамплином к успеху. Мудрый лидер знает своих людей и свою землю.
Человеческое "я" и падение империй
Почему Наполеон решил завоевать Россию? Он уже раньше в сражении побеждал императора Александра. Они стали друзьями и союзниками. Александр не принял от Наполеона отношения к себе как к побеждённому дворянину, и это оскорбило Наполеона. Около миллиона людей погибло из-за того, что Наполеон почувствовал себя оскорблённым. Наполеон был одним из самых замечательных персонажей истории, одним из самых результативных лидеров всех времён, но его мелочность привела его к гибели. Можно быть великим лидером и не быть великим человеком. На великих людей не действуют оскорбления, и они не могут ими руководствоваться в своих поступках, как и желанием поквитаться за вымышленную или реальную несправедливость к ним со стороны конкурентов, народа или законов. Отрицательная мотивация - стремление отомстить - часто является семенем, из которого вырастают поражение и распад. Как это случилось с Наполеоном, а позднее с Гитлером, такая мотивация приводит к пагубным решениям.
Завоевание может быть положительным и благородным стимулом. Это может также быть пустым и вредным побуждением. Душа Америки тесно связана с завоеваниями и рискованными предприятиями. Несмотря на все обвинения, мотивы Америки редко были империалистического характера. Они были результатом стремления достичь чего-то, расширить границы имеющегося. Американцы поэтому преуспевают в исследованиях, поиске, творчестве, но производство для них скучно. Наоборот, азиаты привержены монотонному производственному труду. Если бы Америка не ставила перед собой цель завоёвывать, причём не столько земли и народы, сколько новые возможности, она бы, в конце концов, зачахла (американское руководство в создании и исследовании, соединённое с азиатским менеджментом и производством, может дать бесподобный союз). Те, кто ведёт американцев - политически, экономически, посредством бизнеса, или духовно, - в лучшем случае будут иметь ограниченный успех, если у них не будет цели расширения пределов возможностей своего времени. Америка была рождена исследователями и авантюристами, и она до сих пор хранит в себе этот генетический код, это её душа.
Телевизионные сериалы и книги "Наши корни" были очень популярны, поскольку каждый отождествлял себя с автором Алексом Хайли, который в своём наследии обрёл себя. Наше видение будущего будет прояснено нашим пониманием прошлого. Душа народа идентифицирована с почвой, которая не просто грязь, а история. Каждая нация, народ и даже каждое предприятие имеют некий духовный и генетический код, в значительной степени запрограммированный историей. На этот код можно влиять или менять его, но его невозможно понять до тех пор, пока неизвестна история его происхождения.
Мотивация напрямую влияет на производительность, производство или продукт, который есть сердце вашего предприятия. Даже самые благородные цели не вдохновят людей, если они не отождествляют себя с этими целями. Цели вашего предприятия должны стать их "землёй". Личное признание и вознаграждение очень важны, чтобы видение стало реальностью. Движение в сторону достижения целей должно касаться вас в чисто практическом плане и влиять на вас положительно, иначе цели не будут реальными.
Обеспечить лучший образ жизни для чьей-то семьи может быть благородной целью. Желание же просто обогатиться или завоевать что-то ради собственного "я" приведёт к возрастанию опустошённости и вырождению чувства самоуважения. К сожалению, именно обогащение было единственной целью всё возрастающего количества американцев за последние несколько десятков лет. Лидеры не создали других целей, достойных достижения, которые привлекли бы наше внимание. Кроме нескольких удачных рывков и стартов, всё это время американские предприятия скользили вниз. Только настоящий лидер может породить достойное видение, которое вдохновит людей, и они станут его составной частью.
В Америке действует много философских сил, которые отбивают охоту стремиться к руководству. Всякий, кто проявляет инициативу, становится мишенью для критики от более слабых духом. Такая критика направлена на то, чтобы выровнять всех под один уровень. Значительная часть средств массовой информации превратилась в воплощение "крабьего духа" для человечества. Пойманных крабов можно держать в емкостях, из которых им легко выбраться, но, как только один из крабов начинает подниматься над остальными, чтобы выбраться наружу, его собратья хватают этого любителя свободы и тянут назад. Окажи они друг другу минимальную поддержку, и все они могли бы выбраться на волю, но их природа держит их в плену. Во имя журналистики или информации средства массовой информации использовались, чтобы развить самые худшие качества человека. В результате сформировался вакуум в руководстве, который исторически предоставил возможность наименее желательному типу руководителя занять образовавшуюся пустоту.